Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта
учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме

Попова Лидия Александровна

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).

Цели урока:

1) Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого; умение выделять основные проблемы; систематизация знаний по тексту.

 2) Развивающая:  формировать умение анализировать текст художественного произведения;  развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;  формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;  учить сжато излагать повествовательный текст; приобщать детей к самостоятельной исследовательской деятельности;  развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:  воспитание общечеловеческих ценностей;  умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Оборудование:  информационная карта урока; иллюстрации художника; карточки-задания; листочки  с характеристикой героев; Толковый словарь;  фрагменты видеофильма «Кавказский пленник», фрагмент из оперы «Сказание о невидимом граде  Китеже» Н.С. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце».

Предварительное д/з - по творческим группам.

При подготовке к уроку были использованы задания из Рабочей тетради Ф.Е. Соловьёвой к учебнику Г.С. Меркина.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач урока.

СУ:  Л.Н. Толстой известен нам как автор замечательного рассказа «Кавказский пленник». Впереди вас ожидают незабываемые встречи с его повестями, романам. А сейчас я предлагаю послушать ещё одно произведение Л.Н. Толстого «Два товарища».

ДВА ТОВАРИЩА
(Басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

- Определите, к какому жанру относится произведение. (Ответы детей)

- Вы поняли смысл басни? В чём её мораль? (Ответы детей)

- Как вы думаете, о чём сегодня будем вести разговор? (Ответы детей)

СУ: О героях рассказа, Жилине и Костылине, которые  оказались в плену у горцев – татар. Как ведут они себя.  Как проявляется их характер. Какие нормы поведения выбирают в экстремальной ситуации. Какие нравственные качества раскрываются в этих героях.

- Знакомство с темой урока (учитель озвучивает тему)

- Сегодня на уроке  вы будете обращаться к рабочей карте, заполнять в ходе нашей работы таблицу, делать выводы.

- Как вы считаете, что есть нравственность? (Варианты ответов). А теперь сверьте свои ответы, обратитесь к рабочей карте.

(Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Толковый  словарь Ожегова)

-    Каковы же нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых Л.Н.Толстой написал это произведение?

- А чтобы наша работа была плодотворной, будем работать в группах. Вспомним главное правило работы в группах: уметь слушать!

3. Работ по теме урока. Поведение героев в экстремальных ситуациях.

СУ: Бывают в жизни такие моменты, когда ты оказываешься в трудной, даже опасной ситуации. Как поступить? Как не упасть духом? Как остаться человеком?   Как сделать так, чтобы тебя уважали?

1)Беседа по вопросам:

- Какие критические ситуации в рассказе, на ваш взгляд, самые важные?

* Жилин и Костылин попадают в плен.

* Татары требуют выкупа.

* Жилин и Костылин в плену.

* Первый побег из плена.

* Второй побег.

- Вспомните, как оказались наши герои в плену (В течение всей работы дети заполняют таблицу в рабочей карте)

1 группа - о Жилине

2 группа - о Костылине

- Как вы думаете, какую роль  играла лошадь в судьбе воина? Давайте проведём небольшое исследование: понаблюдаем, как  автор показывает в данной ситуации отношение героев к лошади? (Костылин «ожаривает лошадей», бьёт изо всех сил, но лошадь выбилась и стала. Жилин же любовно просит: «матушка, вынеси…»). Это больше, чем просто животное.

2) Выразительное чтение сцены требования выкупа.

- Как ведут себя герои?

— Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери? (Ответы детей)

ИССЛЕДОВАНИЕ:  вспомните, какие образно-выразительные средства использует автор в «споре о выкупе»? (от слов: «Вскочил Абдул, начал руками махать…» до слов: «А убьёте – ничего не возьмёте».)

3) Поведение героев в плену

- А чем были заняты  русские офицеры в плену? (д/з по группам)

- Работа с иллюстрациями «Жилин и Костылин в плену» (Иллюстрации нужно озаглавить словами текста). Ученик размещает их на доске

Задание для 3 группы: Чем Жилин занимался в плену?) (Ответы)

- Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Почему у них сложилось такое мнение?

— Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?

ИССЛЕДОВАНИЕ: Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина. То же самое в отношении Костылина. Что можно найти интересного в жизни наших героев?

- А вы не задумывались над тем, кому в плену было тяжелее: Жилину или Костылину?

ВЫВОД: Костылин пассивен, надеется на судьбу. Жилин активен. Его цель – убежать из плена.

ЗАДАНИЕ (на доске таблички с указанием героев).

- С кем у Жилина сложились отношения, кто идёт на контакт с ним, а кто настроен враждебно? (с помощью стрелок ученик показывает отношения между героями)

ИССДЕДОВАНИЕ: какой литературный приём использует автор, показывая отношение к Жилину.

4) Анализ сцена первого побега из плена

Сопоставление поведения героев.

— Почему Костылин оказался при побеге обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали?

СУ: Л.Н. Толстой – мастер детали. Так, например, и фамилии героев выбраны неслучайно.

ИССЛЕДОВАНИЕ.

ЗАДАНИЕ: Найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль».  (Выводы)

5)Второй побег. Просмотр фрагмента фильма

— Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной?

-  Что испытывали вы, когда читали сцену побега Жилина? Какие чувства, эмоции были?

- Какого характера, по-вашему, должна быть музыка к данному фрагменту текста?

- Давайте послушаем небольшой фрагмент музыкального произведения   Н.С. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде  Китеже».

- Прочитайте фрагмент «Освобождение» от слов: «Вгляделся – видит: ружья блестят..» до конца рассказа).  С помощью какой части речи переданы состояние Жилина и атмосфера всего происходящего? Какие ещё средства выразительности использует автор в этом отрывке? Для чего?

СУ: Итак, мы с вами проследили поведение двух героев, офицеров русской армии. В опасных для жизни ситуациях наши герои ведут себя по-разному. А как вы думаете, на чьей стороне автор? Какова авторская позиция? В чём она проявляется?

СУ:  Подводя итог нашей работы, обратите внимание на нашу доску. (На доске прикреплены таблички с именами героев.)  Распределить таблички с характеристикой героя в разные столбики: в первый – качества, которые присущи Жилину, второй – качества, которые присущи Костылину).

4.Рефлексия – приём синквейна. (Можно в качестве ключевых слов взять слова: герой, Жилин, «Кавказский пленник» и другие.)                                                                                        

- Исходя из этого, Жилин – это человек, на которого можно положиться.

- Рассказ «Кавказский пленник».   Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке?»

- В чём, по-вашему, идея произведения?

-Чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит?

5. Д/З : письменный ответ на один из предложенных вопросов

- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

- Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

КАРТОЧКА № 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАССКАЗУ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

ЗАДАНИЕ: найдите  в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль». Как вы можете связать значение данных слов с фамилиями героев рассказа: Жилин и Костылин?

_______________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 2

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАССКАЗУ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЕВ В ПЛЕНУ

ИССЛЕДОВАНИЕ: выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, и т. д. То же самое в отношении Костылина. Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?

________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАССКАЗУ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

ИССЛЕДОВАНИЕ:  вспомните, какие образно-выразительные средства использует автор в «споре о выкупе»? (от слов: «Вскочил Абдул, начал руками махать…» до слов: «А убьёте – ничего не возьмёте».)

КАРТОЧКА № 4

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАССКАЗУ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

ИССДЕДОВАНИЕ: какой литературный приём использует автор, показывая отношение к Жилину.

Прочитайте фрагменты текста, показывающие отношение жителей аула к пленникам. «И которые татары привыкли к нему, - когда нужно, кличут: «Иван, Иван!» - а которые всё, как на зверя, косятся». «Идёт, бывало (старик), в чалме своей, костылём  подпирается, как волк озирается» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»

Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Урок литературы на тему "Нравственные уроки в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "

При прочтении и анализе данного рассказа важно донести до учащихся проблему конфликта между народами и показать, какие человеческие качества важны в жизни  независимо от национальности....