УРОК литературы в 5 классе по теме «Сказки Г.Х. Андерсена»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

 

УРОК литературы в 5 классе

по теме  «Сказки Г.Х. Андерсена»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkam_andersena_5_kl.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК литературы в 5 классе

по теме  «Сказки Г.Х. Андерсена»

  1. Организационный момент

 Здравствуйте, дорогие ребята, я рада видеть Вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам окунуться с нами в мир удивительных сказок.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом…

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

  1. Основная часть

Давайте и мы откроем обложки-двери книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и совершим удивительное путешествие в  этот замечательный волшебный мир.

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…

–Ребята, сколько сказок Г.Х.Андерсена вы знаете?

А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…

 

А  сейчас ваши одноклассники расскажут Вам историю о детстве Ганса Христиана Андерсана

   

 Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе..Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр.  

- Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал  мальчику отец - вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот.

- Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец.                                                         Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра.  Еще у Ганса был чудесный голос, и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес.  Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу, за свой голос он  получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»

- Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.

         

Давным-давно цыганка нагадала матери Ганса Христиана, что ее «сын станет великим человеком, и город зажжет иллюминацию в его честь». К счастью, пророчество сбылось еще при жизни сказочника. Однажды после длительного отсутствия Ганс Христиан Андерсен вернулся в родной Оденсе, и горожане встретили знаменитого земляка настоящим фейерверком.

Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге 2 апреля (в день рождения Ганса Христиана Андерсена) отмечается Международный день детской книги.

И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника. Это международная золотая медаль Г.-Х. Андерсена.

Чтобы отправиться в путешествие, вам необходимо представить свою команду компетентному жюри в составе которого ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.  Каждая команда  должна была придумать себе название, связанное с творчеством Андерсена. (2 балла за оригинальность)

Однажды Андерсен сказал «Мои сказки я всегда рассказывал открыто  и чистосердечно для самых близких друзей, для моих любимых читателей. Давайте узнаем, как Вы дружны со сказками Г.Х. Андерсена

Итак, первый конкурс: «Разминка». Каждой команде я поочередно буду задавать вопросы, за правильный ответ 1 балл

  • Кому принадлежат слова? « Я не возьму с тебя ни полушки, только принеси мне старое огниво…»  (Ведьма)
  • Назвать предмет, на котором не могла спать героиня одной из сказок? (Горошина)
  • О ком идет речь?  «У него чудесные залы, а ходит он в чудесной норковой шубке» (Крот)
  • Как стали называть Дюймовочку в стране Эльфов? (Майя)
  • Кому принадлежал наряд «лёгкий, как паутина, который не чувствовался на теле»?                     (Королю)
  • С какого этажа упал стойкий оловянный солдатик? (3)
  • Назвать имя сестры одиннадцати братьев? (Эльза)
  • Назовите растение, из которого Эльза  связала рубашки своим братьям? (Крапива)
  • Как зовут мастера рассказывать сказки Андерсена?  (Оле-Лукойле)
  • Кому принадлежат слова? «Эй, мне кольнуло прямо в сердце!» (Каю)
  • Из какого металла была карета, которую подарила принцесса Герде? (Золото)
  • Назовите слово, которое складывал Кай в чертогах Снежной Королевы? (Вечность)

- Спасибо, ну, а мы отправляемся дальше

Горстку отважных героев,

Что не сдаются ветрам,

Бережно держит в ладонях

Андерсен Ганс Христиан.

 

Герды, Русалки, Солдатика стойкого,

Может быть, нет на земле.

Но их поступки достойные –

Лучший пример детворе!

Перед Вами Сказочное дерево, на этом дереве выросли яблоки, но они не простые, а волшебные и сказочные. Сорвав их, Вы окажетесь в сказке, а вот в какой именно и о каком герое идет речь Вам нужно будет угадать?

  1. “…она только и любила, что цветы ярко красные, как солнце там, наверху, да еще красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня…Больше всего ( она) любила слушать рассказы о мире людей, там наверху.”  ( “Русалочка”)
  2. “…на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным… Под мышками у него по зонтику”.  ( “Оле-Лукойе”)
  3. “…(в санях) сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке… Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить”.  ( “Снежная королева”)
  4. “Увидала в воде свое лицо…и совсем перепугалась – такое он было черное и гадкое. Но вот она зачерпнула горстью воды, обмыла лоб и глаза, и опять заблестела ее белая нежная кожа… Краше принцессу поискать было по всему свету!”  (Элиза, “Дикие лебеди”)
  5. “Он и в самом деле явился с визитом в черной бархатной шубе. Уже он и образован, и богат…и дом у него раз в двадцать просторнее… а уж учен-то как, вот только не терпел он ни солнца, ни красивых цветов и отзывался о них очень дурно, потому что никогда их не видел.”  (Крот, “Дюймовочка”)
  6. “…место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь… Только не терпелось…самой стать взрослой; не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину”. (“Елка”)

Конкурс капитанов

Читая сказки, мы учимся сострадать, сопереживать, сочувствовать, сказки учат нас любить ближнего, иногда мы смеёмся, а иногда плачем... И когда эти чувства переполняют нас, в нас просыпается желание творить. Наши капитаны,  прочитав сказки Г.Х.Андерсена, попытались сами сочинить свои сказки, и сейчас капитан каждой команды расскажет нам ее.

Есть в датских сказках какой-то секрет,

Дети их любят больше конфет!

Есть в них добро, есть зависть, любовь,

От чудных сюжетов кипит в венах кровь.

Дети не спят и не ложатся,

Хочется сказки конца им дождаться.

«Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Сон» ...

Кто написал это чудо?! Кто это? Он!!!

         Андерсен Ганс – добрейший чудак!

Пусть на столе его вечный бардак.

В сердце проникнуть, сказкой занять,

Детскую душу сумел он понять!

 

А вот и следующее задание «Соотнеси сказки с пословицами», у каждой команды на столе задание на выполнение которого у Вас 3 минуты.

“Дикие лебеди”

“Гадкий утенок”

“Соловей”

“Новое платье короля”

“Свинопас”

“Стойкий оловянный солдатик”

“Ель”

“Снежная королева”

Смелым счастье помогает.

Выдумка дороже работы.

Ручки белые, душа черная.

Мал золотник, да дорог.

Мать гладит по шерсти, мачеха - супротив.

Устами младенца глаголет истина.

По одежде не суди, по делам гляди.

Что имеем, не храним, а потерявши плачем.

Конкурс «Ты мне -  я тебе». Каждая команда задает по 1 вопросу своим соперникам, но одно условие, чтобы вопрос начинался со слов  «Что надо сделать, чтобы…»

1. … узнать настоящую принцессу? (Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20 пуховиков, а под ними положить горошину).

2. … у русалочки появилась пара стройных ножек? (Отдать свой голос нам напиток ведьмы).

3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище, рубашки).

4. … укротить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую на ведьмин синий клетчатый передник).

5. … принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).

6. … появилась на свет Дюймовочка? (Посадить в цветочный горшок необычное ячменное зернышко).

7. … узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).

8. … тебя приняли за турецкого бога? (Прилететь в сундуке-самолете).

9. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок).

   - К сожалению, наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги «ОЦЕНКИ ЖЮРИ»

Подведение итогов урока

У нас сегодня даже домашнее задание будет необычным , каждый из Вас  должен будет написать письмо великому сказочнику  Да-да, Г.Х.Андерсену. Поделитесь с ним своими впечатлениями о прочитанных сказках, напишите, что вам в них понравилось, какой герой пришелся по душе.

И хоть сегодняшнее  наше  необыкновенное путешествие закончилось, но  самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. Читайте сказки и верьте в чудеса! Ведь они иногда происходят на самом деле.

Спасибо за работу на уроке, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

конспект урока немецкому языка по теме "СКАЗКИ"

Урок рассчитан на 8 класс, третий год изучения немецкого языка в качестве второго иностранного....

Презентация на тему сказка Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками"

Презентация на тему сказка Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками"...

Конспект урока литературы в 5 классе "В мире сказок Андерсена" с презентацией

Итоговый урок по теме "Сказки Х.К. Андерсена" с презентацией...

Конспект речевой конференции на тему " Сказки Г.Х.Андерсена"

Корреционное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей, имеющих с нарушения слуха.у учащихся формируется речевая активность и инициативность, развивается слов...