"Путешествие по сказкам А. Платонова"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

в игровой форме: учащиеся разбиваются на команды и путешествуют по сказкам Платонов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района

Воронежской области

«Бороздиновская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

Путешествие по сказкам А. Платонова

 (по сборнику А. Платонова

«Волшебное кольцо»)

                                                               Подготовила:

                                                            учитель русского языка и литературы

                                      Паринова Олеся Сергеевна

2013 – 2014 учебный год

Цель: Познакомить учащихся со сказками А. Платонова из сборника “Волшебное кольцо”, выявить их художественное своеобразие, развивать умение работать с текстом, обобщать, делать выводы.

Оборудование: Портрет Андрея Платонова, иллюстрации учащихся к сказкам писателя.

Предварительное задание классу: прочитать сказки из сборника А. Платонова “Волшебное кольцо”, начертить в читательских дневниках сюжетные линии сказок, выписать из сказок мудрые изречения, звучащие, как пословицы; подготовить инсценировку эпизода понравившейся сказки из сборника А. Платонова «Волшебное кольцо».

Подготовительная работа: создается жюри из 3-5 человек;  жетоны; звоночки.

Ход мероприятия

 Слово учителя.   На прошлых уроках мы анализировали сказку талантливого русского писателя ХХ века Андрея Платоновича Платонова “Волшебное кольцо”. Но он автор не одной сказки, а целого сборника с таким названием. Вы, наверное, заметили, что сказки этого писателя похожи на русские народные сказки, и это не случайно. Именно к народному творчеству писатель обращается после Великой Отечественной войны, чтобы найти истоки нравственности и силы русского народа, выстоявшего в столь жестоких испытаниях. В основу сборника “Волшебное кольцо” легли сказки, записанные на его родной воронежской земле знаменитым собирателем фольклора А. Афанасьевым. В этих сказках для писателя как бы воскресали из далекой древности ум, душа и язык русского народа. Извечная народная мудрость воплотилась и в сказках, по-своему пересказанных А. Платоновым.

Какие сказки вошли в сборник “Волшебное кольцо”? (“Иван-чудо”, “Безручка”, “Чудесный мальчик”, “Волшебное кольцо”, “Иван Бесталанный и Елена Премудрая”, “Умная внучка”, “Морока”, “Финист- Ясный сокол”, “Солдат и царица”).

Восприятие темы. Какие сказки вы прочитали? Передайте краткое содержание наиболее понравившихся сказок из сборника А. Платонова «Волшебное кольцо».

Давайте попытаемся выявить то общее, что объединяет сюжеты этих сказок.

С чего, как правило, начинаются сказки? Кто является главными героями? Какую жизнь они ведут?

Что служит завязкой, тем событием, которое определяет дальнейшее действие?

Через какие испытания проходят герои? С помощью чего они преодолевают препятствия?

Как заканчиваются эти сказки?

Итак, мы выяснили, что почти все сказки А. Платонова имеют сходное построение, которое можно показать с помощью следующего плана:

1.Трудная жизнь героев.

2. Добрые дела.

3. Испытания героев (обладание чудесной силой, любовь, власть).

4. Достойное преодоление трудностей (с помощью собственных сил – ума, смекалки, доброты; с помощью волшебства).

5. Торжество справедливости.

Андрея Платонова привлекают, прежде всего, те народные сказки, в которых идет очень острая, бескомпромиссная борьба добра со злом.

1 задание. Характеристика главных героев сказок. 

Слово учителя. Давайте вспомним, кто является главными героями сказок Платонова. Для этого поиграем в викторину “Узнай моего героя”. Класс делиться на три команды. В каждой команде выбирается капитан, который организует обсуждение вопроса или задания и определяет, кто из его команды будет отвечать. Команда, позвонившая в звонок первой, имеет право   отвечать первой. За правильный ответ получает жетон- очко. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков – жетонов.

  • Кто был сыном царевны и пастуха, обладал даром предвидения, из любого положения мог найти выход? (Евсей – “Чудесный мальчик”).
  • Кто родился в темном лесу, рос не по дням, а по часам, ради матушки родимой сумел достать молоко диких зверей? (Иван – “Иван-чудо”).
  • Кто должен был от жены своей прятаться? (Иван Бесталанный – “Иван Бесталанный и Елена Премудрая”).
  • Кто, в поисках любимого, три пары башмаков железных износил, три посоха чугунных об траву истер, три хлеба каменных изглодал? (Марьюшка – “Финист – Ясный Сокол”).
  • У кого из-за любви к сыну руки выросли? (Безручка – “Безручка”).
  • Кто мог превращаться в птицу? (Елена Премудрая – “Иван Бесталанный и Елена Премудрая”. Финист- Ясный Сокол из одноименной сказки).
  • Кому пришлось на время стать сапожницей?(Царица – “Солдат и царица”).

2 задание. Конкурс смекалистых.

 Слово учителя. Герои сказок Платонова часто решают непростые задачи, отгадывают мудреные загадки, выполняют невыполнимые задания. Проверим, сумеете ли вы решить те же загадки.

Загадка 1. Как решила умная внучка следующие загадки царя: “Что всего на свете сильней и быстрей?”, “Что всего на свете жирней?”, “Что всего мягче?”, “Что всего милее?” (“Умная внучка”)? (Ветер, земля, рука, сон).

Загадка 2. Как выполнила умная внучка следующее задание царя: “Пусть твоя внучка явится утром ко мне – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка?” (“Умная внучка”)? (Дуня явилась верхом на зайце, одетая в рыбацкую сеть, с перепелкой в руках).

Загадка 3. Реши загадки, данные солдату Ивану царем Агеем: “Сколько свет велик? Сколько от земли до неба вышины будет? Сколь морская глубина глубока?” (“Морока”). (Свет не очень велик, в двадцать пять часов без малого его солнышко обходит; от земли до неба недалеко – там стучит – здесь слышно; очень глубока, мой дед утонул, тому уже сорок лет, и теперь его нет).

Слово учителя. Что же объединяет всех главных героев сказок Платонова? Да, действительно, всех их объединяет стремление к справедливости, желание добиться счастья, прежде всего с помощью собственных сил, высоких душевных качеств. Иван Бесталанный помогает щуке, воробью, бедной девушке; Иван-Чудо спасает царскую дочь, победив чудище трехголовое; Семен (“Волшебное кольцо”) спасает от издевательств собаку, кошку, змею; Безручка помогает воинам, утешает больных и умирающих, с мечом в руках борется с врагами. Бескорыстные, добрые дела, добро, отданное другим, возвращается затем к этим героям. Недаром Семен в сказке “Волшебное кольцо” говорит: “Добро, мама, из добра явилось”.

3 задание. Аукцион афоризмов.

Слово учителя. На что похоже выражение “Добро из добра явилось”? (На пословицу). Подобных мудрых изречений очень много на страницах сказок А. Платонова, их еще называют афоризмами. Назовите афоризмы, мудрые мысли, звучащие, как пословицы, которые вы выписали из сказок писателя.

 Учащиеся соревнуются, кто больше всех назовет цитат-афоризмов из текстов. Например: “Чего ничем нельзя одолеть, то можно одолеть работой” (“Иван-Чудо”), “Талант не кладется и не дарится, а самим человеком добывается”, “Сильна хитрость ума, а добро сильнее хитрости, добро и тварь помнит” (“Иван Бесталанный и Елена Премудрая”), “Кого любишь, того и калечество не портит”, “Несчастье, хоть и живет на свете, да нечаянно, а счастье должно жить постоянно” (“Безручка”) и т.п.

4 задание. Конкурс рисунков по сказкам А. Платонова.

5 задание. Инсценирование сказок А. Платонова из сборника «Волшебное кольцо»

1. Эпизод из сказки «Безручка» в исполнении двух учащихся;

2. Эпизод из сказки «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» в исполнении двух учащихся;

3. Эпизод из сказки «Волшебное кольцо» в исполнении трех учащихся.

Подведение итогов жюри.

Выводы по уроку.

Слово учителя. Итак, сегодня на уроке мы познакомились со сказками А. Платонова, включенными им в сборник “Волшебное кольцо”; обратили внимание на то, что писателя интересуют, прежде всего, такие сюжеты, в которых идет острая борьба добра со злом, его героями чаще всего являются сироты, обездоленные люди, которые своими силами добывают себе счастье; сказки написаны мудрым, афористичным языком. Все эти качества характерны и для других произведений удивительного русского писателя Андрея Платонова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка спортивно - массового мероприятия "Путешествие в сказку"

Спортивно - массовое мероприятие "Путешествие в сказку" составлено для учащихся 1- х классов и посвящено Дню здоровья....

Внеклассное чтение «Путешествие по сказкам Андерсена».

Внеклассное чтение проводится после изучения творчества Х.К.Андерсена. Цели урока:развитие внимания, интереса к литературе, навыков    сотрудничества, развитие речи учащихся, воспи...

ИГРОВОЙ МАРАФОН «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ» (по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»)

·        продолжать развивать познавательную активность  и творческие  способности детей;   ·        выпо...

,,Путешествие по сказкам А.С.Пушкина ,,Что за прелесть эти сказки,,

Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина. Задачи: 1. Создавать условия для узнавания сказочных персонажей А.С.Пушкина. 2. Развивать память, воображение. 3. Прививать любовь к творчест...

Сценарий летнего досугового мероприятия для детей младшего возраста «ДЕНЬ СКАЗКИ (ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ)»

Сценарий летнего досугового мероприятиядля детей младшего возраста«ДЕНЬ СКАЗКИ (ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ)»...

Урок литературы в 6 классе по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок"

Урок литературы в 6 классе по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок". Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.Также на уроке прослеживалось формирование функци...

Самоанализ урока литературы по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок"

Самоанализ открытого урока  литературы в 6 классе по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок"...