Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г. Беленького
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме

Юдина Юлия Анатольевна

Календарно-тематичско планирование уроков литературы в 8 классе (64 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litra_8_gotovaya.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Тип урока

Вид учебной деятельности

Вид

контроля

Планируемые результаты освоения темы

Дом.

задание

Дата проведения

план

факт.

1.

Введение. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства

усвоение новых знаний

беседа

устный ответ по теме урока

О  Получить более глубокое, чем раньше представление о литературе как одном из видов искусства, о её месте в жизни общества и отдельного человека.

Составить конспект, ответы на вопросы.

2.

Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве.

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа,  выразительное чтение

составление плана

Раскрыть своеобразие исторических песен; способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край

Прочит. статью

учебника.

3

Лирические песни.

усвоение новых знаний

рассказ учителя, сообщения учащихся

выразительное чтение по ролям

Раскрыть своеобразие лирических песен; дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях

Подготов. выр. чтение

4

Люди Древней Руси

усвоение новых знаний

выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя

ответы на вопросы

Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы.

Ответы на вопросы учебника

5

Житийный жанр в Древнерусской литературе. Житие Сергея Радонежского

усвоение новых знаний

рассказ учителя, словарная работа, творческие задания

устный ответ по теме урока

Дать понятие о жанре жития; раскрыть историческую основу «Житие Сергия Радонежского»; работа над особенностями «Жития».

Пересказ

6-7

Житие Аввакума, им самим написанное.

усвоение новых знаний

выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста

устный ответ по теме урока

В доступной форме познакомить с личностью протопопа Аввакума: понять причины написания жития самим Аввакумом.

Ответы на вопросы

8

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

развернутый ответ на вопрос

 Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

Пересказ

9

Формирование характера Петра Гринёва. Разбор I и II глав.

усвоение новых знаний

беседа по вопросам

развернутый ответ на вопрос

Уметь выделять смысловые части  художественного текста, сопоставлять

 эпизоды и сравнивать героев

Составление плана

10

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Разбор III – V глав.

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение

развернутый ответ на вопрос

Проследить по тексту путь духовного становления Гринева.

Пересказ главы на выбор

11-12

Падение Белогорской крепости. Разбор VI, VII глав.

Изображение народной войны и её вождя. Разбор VIII-XII глав

усвоение новых знаний

беседа по вопросам

развернутый ответ на вопрос

Выяснить изменение взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает. Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет проверить характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести.

Коммент. чтение

13

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста

ответы на вопросы

Обобщение, систематизация знаний по образу Петра Гринева; в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым.

Состав. план-характе

ристику героя

14

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

усвоение новых знаний

блиц-опрос

развернутый ответ на вопрос

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой, раскрыть смысл названия повести

Цитатный план

15

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста

беседа по теме

Обобщение и систематизация материала, глубина и обаяние личности Пугачева

Пересказ отрывка

16

Развитие речи. Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

развитие речи

рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

развернутый ответ на вопрос

Развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

Сочине

ние

17

Контрольная работа по повести «Капитанская дочка».

урок контроля знаний

практикум

развернутый ответ на вопрос

Контроль знаний учащихся.

Повторить изученный материал

18

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

усвоение новых знаний

беседа, рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа

беседа по теме и идее произведения

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта, проанализировать стихотворение поэта «Кавказ».

учить наизусть

19

Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед».

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам

беседа по теме и идее стихотворений

Знать тематику лирики Лермонтова. Уметь анализировать  стихотворный текст. Анализируя стихотворения, дать представление о лирическом герое, о теме узничества (тюрьма) в лирике поэта.

Состав. устное сообще

ние

20

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам

ответы на вопросы

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.

Выр. чтение

21-22

Своеобразие поэмы  М.Ю.Лермонтова «Мцыри». «Мцыри как романтическая поэма».

Образ Мцыри  в поэме

усвоение новых знаний

объяснение учителя, чтение и анализ текста

беседа по теме и идее произведения

Сделать выводы об  особенностях поэмы «Мцыри как романтического произведения.

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Составить план

23

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

урок развития речи

беседа по вопросам

ответы на вопросы

Подготовка к домашнему сочинению по теме «Характеристика Мцыри».

Сочинение

24

Н.В.Гоголь-писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».

усвоение новых знаний

 беседа по вопросам, чтение и анализ текста

ответы на вопросы

Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как писателе-сатирике; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии.

Подготовить устное сообщение

25

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

усвоение новых знаний

слово учителя, сообщение ученика, анализ произведения, беседа

беседа по теме и идее произведения

Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке.

Чтение по ролям

26

Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и Хлестаковщина.

усвоение новых знаний

слово учителя,  беседа

ответ на вопросы учителя

Получить представление о характере Хлестакова, понять что такое Хлестаковщина.

Ответы на вопросы учебника

27-28

«Ревизор» Н.В.Гоголя. «Немая сцена». Конфликт и сюжет пьесы. 

усвоение новых знаний,

беседа по вопросам

беседа по теме и идее произведения

Систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, показать  его идейно-композиционное значение; определить смысл эпиграфа комедии.

Состав. план

29

Практическая работа по комедии «Ревизор».

практикум

выполнение теста

развернутый ответ на вопрос

Проверка знаний учащихся, систематизация и обобщение.

Ответы на вопросы учебника

31

И.С.Тургенев «Ася». Автобиографический характер повести.

усвоение новых знаний

рассказ учителя

развернутый ответ на вопрос, выразительное чтение

Подготовить учащихся к восприятию повести «Ася», познакомить их с фактами биографии и творчества писателя.

Ответы на вопросы

32

Господин NN в повести «Ася».

усвоение новых знаний

слово учителя, выразительное чтение, беседа.

развернутый ответ на вопрос,

анализ эпизодов

Раскрыть образ героя-повествователя.

Цитатный план

33

 «Что за хамелеон эта девушка?» Ася в повести. «Тургеневская» девушка.

усвоение новых знаний

лекция, сообщения учащихся

Проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием; выявить, с помощью каких средств автор передает психологическое состояние героев; дать понятие «тургеневская» девушка; провести синтез и углубление знаний об образе главной героини.

Мини-сочинение

34

«А счастье было так возможно…» Психологизм и лиризм писателя.

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста

ответы на вопросы

Решить проблему истинных и ложных ценностей, способности брать на себя ответственность, распознавать истинное счастье и дорожить им.

Анализ отрывка на выбор

35

Исследовательская работа «Роль пейзажа в повести И.С.Тургенева»

урок практикум

анализ текста

ответы на вопросы

Обучение стилистическому анализу текста

Исследо

вательская работа

36

Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа.

усвоение новых знаний

рассказ учителя,

беседа.

ответы на вопросы

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; история создания рассказа «После бала»; помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел

Ответить на вопросы

37

Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

усвоение новых знаний, практикум

сообщение ученика, выразительное чтение, беседа

беседа по прочитанным главам

Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни; контроль знаний учащихся

Ответить на вопросы, составить план

38

Сочинение по высказываниям Л.Н.Толстого.

урок развития речи

рассказ учителя, беседа по вопросам

ответы на вопросы

Развитие связной речи учащихся, уметь подбирать материал по теме и связно излагать мысли.

Сочинение

39

Этапы жизненного пути В.Г.Короленко. История создания очерка «Парадокс».

усвоение новых знаний

рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста

ответы на вопросы

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути, с жизненной позицией писателя.

Устное сообщение

40-41

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс».

«Парадокс» и «Огоньки» В.Г.Короленко

усвоение новых знаний

рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста

ответы на вопросы

Раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта. Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации. Выработка навыков анализа художественного текста. Подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения.

Пересказ

42

Личность Горького. «Песня о Соколе». Роль пейзажа в произведении.

усвоение новых знаний

рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста

ответы на вопросы

Дополнить представления учащихся о Горьком как писателе и человеке, познакомить с содержанием «Песни о Соколе»; определить роль печального пейзажа.

Ответить на вопросы

43-44

В чём смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе».

усвоение новых знаний

рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста

ответы на вопросы

Определить, в чём смысл противопоставления Сокола и Ужа, выявить авторскую позицию и способы её выражения.

Чтение отрывка наизусть

45

Человек и природа в лирике  Николая Заболоцкого.

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа, обучение выразительному чтению.

развернутый ответ на вопрос

Дать учащимся представление о Н.А.Заболоцком как о человеке и поэте; сформировать навык сопоставительного анализа поэтических произведений разных авторов (А. Ахматовой «Памяти друга», Б.Пастернака «Март» и Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой»).

Выразительное чтение

46

А.Т.Твардовский-поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа, обучение выразительному чтению.

развернутый ответ на вопрос

Познакомить учащихся с фактами биографии А.Т.Твардовского, с творческим замыслом «Василия Тёркина».

Выразительное чтение

47

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.  Анализ главы «Переправа».

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам,

развернутый ответ на вопрос

Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав. Выявить жизнестойкость  и оптимизм как черты  русского человека.

Прочи

тать, ответить на вопросы учебника.

48

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение

ответ на вопрос

Проследить, как в народно-поэтической поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Тёркина

Чтение отрывка наизусть (на выбор)

49

Исследовательская работа  «Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»».

усвоение новых знаний,

практикум.

рассказ и  пояснения учителя, беседа

ответы на вопросы

 Обобщить полученные учащимися знания о Василии Тёркине, выявить роль автора в поэме, найти сходство и различие между автором и его героем.

Исследовательская работа  

50

К.Г.Паустовский. Слово о писателе.

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

развернутые ответы на вопросы

Дать представление учащимся о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова.

Подгото

вить

сообще

ние о писателе

51

«Телеграмма». Авторская позиция. История создания рассказа, его композиция.

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

ответы на вопросы учителя

Познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского.

Пересказ

52

Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа. 

Подготовка к сочинению «Поступок, за который я себя осуждаю».

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение,  беседа по вопросам, комментарий учителя

ответы на вопросы учителя

Выявить способы авторской характеристики Насти, определить, что писатель ценит в людях.

Сочинение

53

В.М.Шукшин. Личность писателя. Человек с «чудинкой» как характерный герой Шукшина.

усвоение новых знаний

беседа по вопросам

развернутые ответы на вопросы

Познакомить учащихся с многогранной личностью В.Шукшина, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию

Ответить на вопросы

54

Урок внеклассного чтения по рассказам В.М.Шукшина. Своеобразие рассказов В.М.Шукшина.

урок внеклассного чтения

сообщение ученика, беседа по вопросам

ответы на вопросы учителя

Вызвать интерес к творчеству В.М.Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя.

Пересказ

55

Своеобразие поэзии Николая Рубцова

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение,  беседа по вопросам, комментарий учителя

ответы на вопросы учителя

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта

Чтение стихотворения наизусть

56

У. Шекспир. Писатель и его время

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

развернутые ответы на вопросы

Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе

Выразительное чтение

57-58

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды.

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

ответы на вопросы учителя

Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность

Чтение по ролям

59-60

«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

ответы на вопросы учителя

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери.

Выписать афоризмы из текста

61-62

Развитие речи. Отзыв о прочитанном произведении

урок развития речи

беседа по вопросам

ответы на вопросы учителя

Повторение и осмысление на уровне личностного восприятия изученных в классе произведений или прочитанных самостоятельно.

Отзыв о прочитанном произведении «След в памяти моей оставлен этой книгой…»

63-64

Итоговый урок. Систематизация и обобщение изученного за год.

практикум

беседа по вопросам

ответы на вопросы учителя,

тест

Повторить вопросы теории литературы, углубить знания о художественном произведении.

Повторить изученное

65-66

Литературная игра.

Практическая работа

урок контроля знаний

беседа по вопросам

ответы на вопросы учителя

Подвести итог изученного курса литературы в 8 классе.

67-68

Резервные уроки

График контрольных работ по литературе в 8 классе

дата

Вид работы

Тема

Обучающее сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Образ Пугачева», «Смысл заглавия повести», «Образ Маши Мироновой»

Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

тестовые задания

Обучающее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

« Мцыри -романтическая поэма», «Характеристика Мцыри»

Обучающее сочинение по высказываниям Л. Н. Толстого

тема свободная

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: "Литература 5-9, 10-11 классы " / автор программы Г.И.Беленький: Москва «Мнемозина» 2009г.

Количество часов 68 час. , в неделю 2 часа

Учебно-методический комплекс:

1. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.И.Беленького, Москва «Мнемозина» 2008 г.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Введение

1

Устное народное творчество. Народные песни.

2

Русская старина

4

Литература 19 века

30

5

Литература конца 19-начала 20 века

7

1

Литература 20 века

11

1

Из зарубежной литературы

5

Итоговые уроки

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С.Меркина для 5 - 7 классов

В предлагаемой форме календарно-тематического планирования по литературе по программе Г.С.Меркина отражены темы уроков, материал по теории литературы, практическая часть, диагност...

Календарно-тематическое планирование по литературе по программе под редакцией Г.И.Беленького .7 класс

Планирование составлено к учебнику 2013 года из расчета 3 часа в неделю.содержит региональный компонент....

Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г. Беленького

Календарно-тематическое планирование по программе Г. Беленького 6, 7 класс (64 часа)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...