Поэзии огонь и нежность
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Конспект урока по литературе в 11 классе о поэзии Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_ognya.docx63.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Липовская средняя (полная) общеобразовательная

школа им. Героя Советского Союза И. Т. Гришина»»

 Поэзии огонь и нежность

(урок литературы в 11 классе)

Разработала Воробьева В.А.

2012 г.

Тема урока: Поэзии огонь и нежность 

(Урок-презентация с применением групповой формы работы)

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-презентация с применением групповой формы работы

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология «Дебаты», метод проектов.

Цели урока:

Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.

Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны, чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой).

Оборудование: мультимедийная презентация «Стихи, опаленные огнем войны»; медиапроектор; подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; памятка «Анализ стихотворения».

Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.

1-я группа - Стихи Сергея Орлова.

2-я группа – Стихи Константина Симонова.

3-я группа – Стихи поэтов, погибших на войне.

  • Организационный момент. Цели и задачи (сл. № 1)

                             «Лучшие страницы книг моих

                              товарищей – поэтов фронтового поколения

                              я бы сравнил с языками пламени Вечного огня,

                                 который зажжен по стране над могилами павших солдат.

                              Поэтический пламень так же чист и горяч и светит

всем  живым памятью о павших».

                                                                                         Сергей Орлов

Поэзии огонь и. Стихи, опаленные огнем войны. Поэты-фронтовики. Мы расскажем лишь о некоторых из них. О тех, кто в годы войны стали солдатами и, закинув за плечо винтовку, отправился в окопы переднего края. Другие ушли на корабли, третьи работали на радио и в редакциях газет. И те, и другие, и третьи в равной мере были крещены огнем. Их стихи расценивались в окопах как лишняя обойма в подсумке.

                И звучало в стихах

                Откровенное слово –

                И на подвиг в боях

                И на гибель готово, -

скажет о таких стихах Борис Лихарев.

Не всем поэтам довелось дожить до победы. Но о каждом можно сказать словами их фронтового побратима:

Свой век мы прожили как люди –

И для людей.

Их поэзия ценилась солдатами дороже, чем пайка хлеба. Они стали нужны миллионам. Поэзия стала однополчанином, сотоварищем всех, кто добывал победу, кто ковал ее в тылу...

Фронтовая поэзия – это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем жизни, и сама училась у жизни. Она звучала клятвой:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

                                                                   А. Ахматова

Она учила любить русскую землю, ее «соловьиное горло» и «босоногие пущи берез», как это делал Александр Прокофьев. Подмечала, как

«Ландыш, поднявшись на носок,

Заглядывал в воронку от разрыва».

Но главное достоинство фронтовой поэзии, конечно, было глубже и больше. К ней можно припасть как в знойный день к роднику, чтобы набраться новых сил, она помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в голубое небо, когда вокруг окопа – вздыбленная тротилом земля, а над головой, как могильная плита, - гусеница фашистского танка. Фронтовая поэзия возвращала читателям цену, истинное значение таких извечных и непреходящих понятий, как любовь, дружба, как хлеб и добрый огонек костра, глоток воды и песня соловья на рассвете.

Недаром на войне поэтами-фронтовиками были написаны прекрасные стихи о любви:

Покуда снег не выпадет, покуда

Деревья, листья на рассвете жгут,

Я жду тебя, как ждут суда, как чуда,

Как смерти и помилованья ждут.

                                                    М. Дудин

Или вот эти строки о подвиге:

Мне б только

Вот эту гранату

Мгновенно поставив на взвод,

Всадить ее, врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

...Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!

                                          В. Шубин

И хочется верить, что всякий, кто возьмет эти книги, прочтет напечатанные в них стихи, внимательно всмотрится в лица авторов, - почувствует, как сердце тронет волнение.

Верные и точные слова сказал Сергей  Орлов о поэзии фронтового поколения:  (сл. № 2) «Лучшие страницы книг моих товарищей – поэтов фронтового поколения я бы сравнил с языками пламени Вечного огня, который зажжен по стране над могилами павших солдат. Поэтический пламень так же чист и горяч и светит всем живым памятью о павших».

Почему поэзия периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?

Каковы, по-вашему, особенности поэзии военного времени?

Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

  • Работа по группам.

Выступления групп по плану:

Рассказ о поэте.

Чтение наизусть стихотворений поэта (по выбору учащихся).

Анализ стихотворений, подготовленный учащимися самостоятельно.

  • Первая группа. (сл. № 3-6)

«Лучшие страницы книг моих товарищей – поэтов фронтового поколения я бы сравнил с языками пламени Вечного огня...» Эти строки принадлежат Сергею Орлову.

Сергей Орлов... Молодым парнем ушел на фронт.  В поэзию пришел в 40-е годы вместе со многими другими фронтовиками.

Чтение стихотворения «Красный бархат и алый шелк...»

  Красный бархат и алый шелк.

  На траве преклонил колени

  Тридцать третий гвардейский полк,

  А на знамени в небе - Ленин.

  Где-то там, в полковом строю,

      Лейтенант в свои девятнадцать,

      На колене одном стою

  Со словами клятвы солдатской.

 Шлем кирзовый в руке зажат,

 Говорю слова беззаветно

 Четверть века тому назад,

 А как будто вчера все это...

   В стихотворении – судьба поэта и его поколения. В нем сопрягаются времена: прошлое - присяга  перед выходом на солдатскую – и настоящее:

« Только я уж давно не молод...» Но как прежде, молодой боец во время присяги, лирический герой ощущает правду, ту, «железную под коленом»: всегда и во всем верность слову и долгу. Об этом, о верности присяге, можно написать и написаны романы, а у Сергея Орлова – стихотворение.

 Когда читаешь его, перед глазами проходят образы полюбившихся героев – лейтенантов Константина Симонова, Юрия Бондарева, Василия Быкова, тех молодых людей, которые со школьного порога шагнули в пламя огня Великой Отечественной. Это стихотворение очень много говорит о жизни поэта  и его поколения, которое так и именуют «фронтовым».

Читая стихи Орлова» Вот человек – он искалечен», «Кто же первый сказал мне на свете о ней?» и другие, мы узнаем об отношении поэта к жизни, к человеку, о чем он размышлял, что его волнует в нашем времени.

Вот человек — он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть — и глаз не отвести!

                                                   1946

   Кто же первый сказал мне на свете о ней?

Я никак не припомню сейчас.

Может, первый назвал ее имя ручей,

Прозвенел по весне и погас.

Мог сказать бы отец, но я рос без отца.

В школе мать говорила, обучая детей.

Я не слышал, я ждал лишь уроков конца,—

Дома не с кем меня оставлять было ей.

А вокруг только небо, леса и поля,

Пела птица-синица, гуляли дожди,

Колокольчик катился, дышала земля,

И звенел ручеек у нее на груди.

Может, птица-синица, береза в лесах,

Колокольчик с дороги, калитка в саду,

В небе радуга, дождь, заплутавший в овсах

Пароход, прицепивший на мачту звезду,

Рассказали, как это бывает, о ней.

Но тогда я, пожалуй, был робок и мал

И не знал языка ни синиц, ни дождей...

Я не помню, кто мне о России сказал.

                                                                    1962

  • Первый сборник стихотворений С.Орлова сгорел: в здание издательства, куда поэт его сдал, попала бомба. Это было в Петрозаводске, где жил до войны, учился в университете будущий поэт и солдат. Огнь будто преследовал Орлова. В армии он стал танкистом, сначала был рядовым, а затем сержантом, курсантом училища, лейтенантом, гвардии старшим лейтенантом. В 1044 году был подожжен танк, командиром которого был С.Орлов. обгоревшего его вынесли товарищи. Следы ожогов остались на лице, а пламя огня – в сердце. Недаром образ огня часто появляется в его стихотворениях, хотя картин боев почти нет.

Читаешь стихи – почти в каждом стихотворении огонь, огонь, огонь...

Огонь – это не только разрывы снарядов, это – сожженная земля:

«Взглянул – сожженная дотла,

Земля лежала правдой страшной...»

Образ сожженной земли пройдет через всю военную лирику С. Орлова. Земля. Мать. Кормилица. Место нашего обитания, она традиционно оберегаема людьми и воспеваема поэтами. Образ земли – вечный образ поэзии.

Через призму боя воспринимается окружающая природа:

«И рябины словно флаги, пламенеют по лесам»,

«Угли на снегу, как снегирей багровых стая».

И наконец: вечером после боя

Повесят молча в тишине

Над бивуаком автоматы

И станут гладить по спине

Огонь усталые солдаты,

Весь мир прошедшие в огне...

        («Дымок – дыхание костра...»)

И поэт, прошедший шквальный огонь войны, приобрел тяжелый трагический, но неоценимый  опыт защиты человека, Родины от огня войны, он вправе был заявить:

Пускай в сторону удалится критик:

Поэтика здесь вовсе ни при чем.

Я, может быть, какой-нибудь эпитет –

И тот нашел в воронке под огнем.

      («Руками, огрубевшими от стали...»)

Когда мы говорим о поэзии, что ее строки опалены огнем войны, это для С.Орлова не метафора, а действительность, реальность. И убеждаешься в справедливости слов К.Симонова:

Слышишь, как порохом пахнуть стали

Передовые статьи и стихи?

Перья штампуют из той же стали,

Которая завтра пойдет на штыки.

                              («Победитель»)

  • У С.Орлова есть стихотворение, которое вошло в антологию советской поэзии как эталон подлинной лирики, которая глубока и неисчерпаема по содержанию. Это стихотворение «Его зарыли в шар земной...», написанное в дни войны, в 1944 году. И если бы Сергей Орлов написал только одно это стихотворение, его имя, как имя поэта вошло бы в нашу литературу.
  • Ученик читает стихотворения наизусть.

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Это стихотворение вошло в первый сборник поэта «Третья скорость», выпущенный в Ленинграде, в 1946 году, куда после войны поэт приехал учиться.

Особенно выразительно и художественно емко о великом значении каждой, самой обыкновенной жизни, отданной ради счастья, сказал С.Орлов в этом стихотворении:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Подчеркивая обычность солдата, погибшего на великой войне, у которого не было никаких, даже самых малых, званий и наград, С.Орлов не хотел, конечно, зачеркнуть значения наград и званий, а хотел сказать – и это ему удалось сделать с необыкновенной поэтической выразительностью, - что самый обыкновенный солдат, вроде бы ничем не отличившийся, но отдавший свою жизнь ради спасения жизни на земле на такой войне, как Великая Отечественная, достоин быть положенным не просто в землю, а в земной шар, который отныне становится для него космическим мавзолеем:

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Изображая землю как своеобразный космический корабль, как частичку мироздания, поэт тем самым говорил, что каждый простой солдат, погибший на войне, потому удостоен такого величественного и вечного мавзолея, что его жизнь отдана во имя спасения жизни на земле, которая имеет космический смысл и значение.

Важна и такая деталь: парень положен в шар земной «руками всех друзей», и это значит, что к судьбе парня, прижизненной и посмертной, причастны все его ровесники и друзья, все, прошедшие через великую войну. И, конечно, нельзя считать оговоркой слова, сказанные сразу после войны: «Давным-давно окончен бой». Поэт вместе со своими нынешними и будущим читателями смотрит на недавно прошедшее как бы из глубины грядущего времени, в котором память о подвиге простого солдата останется как бы и сегодня, живой и неостывающей, сохраняющей тепло дружеских чувств.и этот подвиг так велик, что никогда не будет забыт, раз весь земной шар стал мавзолеем солдата.

  • Учитель. (сл. №7)

Какими они были солдаты Великой Отечественной «без званий и наград»? Ответ на этот вопрос можно найти в стихах:

Броня от солнца горяча,

И пыль похода на одежде,

Стянуть комбинезон с плеча –

И в тень, в траву, но только прежде

Проверь мотор и люк открой:

Пускай машина остывает.

Мы всё перенесли с тобой:

Мы, люди, а она стальная...

                                       («После марша»)

Они теряли своих боевых друзей, с которыми шли в атаку в одной пехотной цепи, в одном боевом экипаже тридцатичетверки, сами погибали, получали ранения. Они видели столько смертей, но не ожесточились, не очерствели, потому что на фронте защищали самое дорогое и светлое – Родину.

Солдаты, ставшие поэтами, они в творчестве остались верными своему долгу.

«Сильно хочется мне до прекрасного часа дожить,

Чтоб оружие наше на стендах лежало.

Только там. Только там!

Станет сын мой ходить по цветам

Станет сын меж хлебов по-хозяйски отчаянно топать...

Я хочу, чтоб он знал лишь

По нашим суровым стихам

Про блиндаж, про снаряды,

Про глинистый бруствер окопа.

                                 (Александр Балин)

Но не странно ли, что солдат становится поэтом?

И само время ответило: нет, не странно. Солдатами не рождаются, ими становятся. А поэтический дар – это свойство души.

«Поэтами мы стали не благодаря, а вопреки войне», - сказал однажды Сергей Орлов. Да, вопреки войне, но ее жаркое дыхание, память о ней остались с ними навсегда. И стали главной страницей в творчестве каждого, хотя фронтовые испытания не остудили и горячей нежности в отношении к любимым и близким людям, к родной природе. Трудным было это испытание века.

Я не забыл надсадный крик зениток.

Я помню танков жаркую броню.

Я шел и шел из дней непозабытых

Сюда, навстречу праздничному дню.

  • Вторая группа. (сл. № 8-12)
  • Чтение стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

                                                       1941 год.

  • Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К.Симонова создано в ноябре 1941 года по впечатлениям первых дней Великой Отечественной войны и посвящено поэту Алексею Суркову. В этом стихотворении поэт пишет о самом тяжелом, печальном периоде войны, когда советские воины вынуждены были отступать под напором фашистских полчищ. Константин Михайлович Симонов, как военный корреспондент был участником тех трагических событий, о которых он рассказывает. Не случайно стихотворение проникнуто глубоко личными интонациями. Позднее К.Симонов писал: «Когда я думаю о родине, я вспоминаю Смоленщину... И хотя я родился далеко отсюда, но именно эти места мне кажутся самыми родными. Должно быть, это потому, что начинать войну мне пришлось именно здесь, на этих дорогах, и самая большая горечь, какая бывает в жизни , - горечь утраты родной земли, - застигло меня именно здесь, в Смоленщине».

Образ Родины является главным образом стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» И создается он соединением образа дороги и образа русской женщины.

Поэт, обращаясь к другу Алеше, призывает его вспомнить дороги, а сам вспоминает и описывает не просто дороги, а то, что находится вокруг, по сторонам. Слово «дороги» обозначает все то, что происходит на дорогах, все то, что связано с этими дорогами.

 Симонов сделал сельские проселки символом исторического пути Родины, символом судьбы всего русского народа.

В дни тяжелых испытаний особенно ярко проявляются истинные качества народа. Именно в такие дни человек обязательно задумывается о том, что такое Родина. Жившему в городе поэту становится ясно, что только теперь он по-настоящему увидел свою родную землю и понял свой народ. Родина – это не только  русский пейзаж, но и прежде всего простые русские люди, встреченные на дорогах войны.

Поэт считает: «... все-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил.

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил».

Он признает, что его с « деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и песнею женскою

Впервые война на проселках свела».

Симонов не изображает далекое прошлое, он находит его отражение в современности. Женщины, называющие себя «солдатками, как встарь повелось на великой Руси». Их душевная чуткость, сдержанность в горе, готовность к большим испытаниям, выпавшим на долю всего народа, заставляют вспомнить русских крестьянок, воспетых в народных песнях, в произведениях русских поэтов, особенно в творчестве Н. Некрасова. Именно в поэзии Некрасова образ Родины неотделим от образа русской женщины. И в стихотворении Симонова голоса русских женщин становятся голосами Родины, голосом ее совести. Сначала мы видим усталых, глубоко озабоченных горестными событиями, но внутренне не сломленных крестьянок, вышедших на старую Смоленскую дорогу.

Они говорят отступающим красноармейцам, скрывая свою боль и вселяя надежду: «Господь вас спаси!» Потом слышится «песня женская», «по мертвому плачущий девичий крик» и голос «седой старухи в солопчике плисовом»: «Родимые, покуда идите, мы вас подождем». И вот голоса женщин подхватываются всей русской землей:

«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!» - говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

В грозный час истории голосами русских женщин выговариваются муки, страдания и надежды Русской земли. Эти голоса пробуждают в сознании лирического героя Симонова совесть, чувство долга перед народом, желание отдать себя до конца ему, и поэт снова и снова вспоминает о женщинах, о матери, о любимой, которые нравственно укрепляют его решимость до последнего дыхания бороться за жизнь родной страны:

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещено,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Дорожные впечатления и размышления приносят не только душевную бол, но и веру в силы народа, которая пробуждает и укрепляет решимость каждого человека бороться за Родину до последней капли крови.

Стихотворение Симонова как истинно художественное произведение не устарело за семьдесят лет. Оно продолжает волновать нас и сегодня, когда мы вас более отчетливо осознаем, как важно для каждого человека знать свои истоки, чувствовать свою принадлежность к народу, имеющему прекрасную историю, которой можно гордиться.

  • Поэт мог повелевать толпами людей, умел предсказывать события, за что его называли «пророком». Но всегда была и есть «тихая» поэзия,

(звучит мелодия «Жди меня»

когда поэт говорит с каждым своим читателем отдельно и каждый понимает его по-своему. Есть стихи, посвященные другу, любимой женщине или любимому мужчине, эти стихи становятся близки многим людям.

На последней войне, Великой Отечественной, писали много стихов с призывами стоять до последнего патрона и до последней капли крови. Были и другие стихи: поэт Константин Симонов напечатал стихотворение-письмо, обращение к жене:

Жди меня, и я вернусь...

  • Чтение стихотворения наизусть (чтение стих К.Симонов, видеофильм)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

           Как никто другой.

И это стихотворение оказалось нужнее любых стихотворных лозунгов, потому что каждому фронтовику хотелось, чтобы его ждали, и каждый, читая, думал о своем: те, кто помоложе, - о матерях, невестах, любимых; те, кто постарше – о женах. И если даже что-то в из жизни не совпадало со строками стихотворения, этого не замечали, запоминалось настойчиво повторение – «Жди меня, жди, жди, и этим ты меня спасешь:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди...»

Это стихотворение пользовалось всенародной известностью.

Михаил Слободский в связи с этим в 1942 году писал, что «сейчас на фронте боевые комиссары, лихие рубаки-кавалеристы, отчаянные истребители танков, многие из наших фронтовых знакомых, когда заговариваешь с ними о литературе, вынимают из кармана аккуратно сложенную вырезку из «Правды» от 14 февраля 1942 года. Это не марш. Это стихи К.Симонова «Жди меня». Они дошли до сердца».

Не было, пожалуй, ни фронтовых, ни дивизионных газет, не перепечатавших «Жди меня». И все-таки их не хватало, они переписывались и сотнями отправлялись в тыл – женам, невестам. Их не только отправляли, их носили с собой, как когда-то солдатскую ладонку, считалось, что строчки эти оборонят и сохранят.

В тишине, наполненной грохотом смерти, написал Симонов эти стихи, заглянул в колодец так глубоко, что увидел само бессмертие. Но ведь не только это знал. И многое другое знал и видел. Как находили на поле боя убитых солдат, а в гимнастерках их лежали разорванные пулей, переписанные от руки его стихи. Не уберегли... Заклинание не подействовало. И все же:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

           Как никто другой.

Те, кто вернулся и кого дождались, те поверили. Эти стихи можно из них вырвать только с памятью. Стихи убивали войну, ее страх – вот в чем была сила заклятья:

Жди меня, и я вернусь...

  • Учитель (сл. № 13)

Поэты фронтового поколения. О них проникновенно писал Павел Антокольский:

«Это была солдатская ни в чем не погрешившая правды исповедь. Здесь дорога от жизни к стиху была короче молнии, короче любого короткого замыкания. Эта мгновенная вспышка контакта освещала и потрясение первых дней войны, и нежность к оставленным в тылу близким, и катастрафически близкое возмужание, и мужскую открытую любовь к товарищам, с которыми свел фронт, и желание отдыха, и естественный, неизбежный для здорового существа страх перед смертельной опасностью, и ясное сознание необходимости не ударить в грязь лицом перед опасностью, преодолеть страх – и все это звучало в таком горячем и чистом сплаве, который уже сам по себе металл, пригодный для отливки колоколов, уже сам по себе искусство».

Именно такими мы узнали сегодня стихи Сергея Орлова и Константина Симонова.

  • Третья группа  (сл. )№ 14- 18

1941 – 1945. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: четыре года в жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному, мог быть приравнен к десятилетию.

«С фашистской силой темною, с проклятою ордой» сражались и совсем юные, о которых скажет в стихотворении «Мы» поэт этого поколения Николай Майоров, погибший под Смоленском 8 февраля 1942 года.

  • Чтение наизусть стихотворения «Мы».

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

В его стихах звучал голос его поколения, голос, предсказывающий трудную судьбу и вместе с тем счастье победы над смертью.

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построимся в отряд

И ждем приказа нового.

И пусть не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Николай Майоров погиб, не дописав последнего стихотворения, не долюбив, не докончив университета, не доучившись в литературном институте, не раскрыв всех возможностей. Все в его жизни осталось незавершенным, кроме нее самой. Но стихи его, сработанные для дальнего полета, продолжают свой рейс: у них сильные крылья – такие, как он хотел.

Уходя, он в своих стихах точно предупредил нас, что останется неотъемлемой частью пережитого нами.

Он пророчески сказал:

И, как бы не давили память годы,

Нас не забудут потому вовек,

Что, всей планете делая погоду,

Мы в плоть одели слово «Человек»!

Николай Майоров вошел в разряд незабываемого.

Погибшие поэты на войне,

На Ладоге,

Под Оршею

И Гжатском.

Мне строки ваши

Дороги вдвойне,

Они, как зерна,

в пахоту ложатся.          

                          (Алексей Мишин)

  • Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь?

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит.

Кровь предателя струится в грязь,

 Кровь отважного в сердцах горит.

Умирая, не умрет герой –

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не смолкло на устах.

декабрь 1943 года, Муса  Джалиль.

Маленькая, не больше ладони, тетрадка. На листочках, как маковые зернышки, буквы. Без увеличительного стекла не прочесть.

«Другу, который умеет читать по-татарски и прочтет эту тетрадку»

 Это написал поэт Муса Джалиль. Испытавший все ужасы фашистского концлагеря, не покорившийся страху сорока смертей, он был привезен в Берлин. Здесь его обвинили в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды  и заключили в тюрьму.

Он обращается к Родине:

Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.

                                  («Прости, Родина!»)

Его присудят к смертной казни.

Приговор сегодня объявили:

К смертной казни он приговорен.

Только слезы, что в груди кипели,

Все иссякли... И не плачет он.

Стихотворение об осужденном рассказывается как бы со стороны, в третьем лице.

Тихо в камере... С ночного неба

Полная луна глядит грустя.

Тишина и безмолвный свидетель горя – луна – делают это горе еще более зримым. И далее поэт говорит о переживаниях заключенного:

А бедняга думает, что будет,

Сиротой расти его дитя.

Джамиль – поэт – воин. Воин может попасть в плен, погибнуть, но поэт выше смерти. Поэзия – это и путь к свободе, поэзия – и борьба.

Мусса Джалиль писал так, будто схватился врукопашную с гитлеровцами: «Стихотворением выходит месть из раненого орлиного сердца». В испытаниях, избитый гитлеровцами, весь в крови, он заявляет:

Пускай мои минуты сочтены,

Пусть ждет меня палач и вырыта могила.

Я ко всему готов. Но мне еще нужны

Бумага белая и черные чернила!

                                    («Случается порой!»)

Он умрет. Но у него останутся 115 стихотворений, написанных в заточении.

Он беспокоится за них... «Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши ее набело, сбереги... Это стихи погибшего татарского поэта. Это мое завещание. Мусса Джалиль. 1943, декабрь».

Маленькие тетрадки, спасенные и сохраненные для человечества товарищами по заключению, стали поэтическими сборниками.

Тысячи людей, погибая в фашистских застенках, на полях сражений, стремились оставить о себе хотя бы строчку для близких, для Родины.

«Погибаю, но не сдаюсь»,- писали они. Джалиль заговорил от имени глядевших в глаза смерти, заговорил от имени павших в кабале под Ржевом, под Вязьмой, Ленинградом, погибших в кабале у гитлеровских угнетателей, в огне Освенцима и Майданека.

До обидного мало было в жизни соловьиного пения, майского солнца. Но этот человек сам сделал свою судьбу, его воинский и поэтический подвиг увековечены.

Мусса Джалиль из тех, кому отлиты памятники в бронзе и песне, в стихах, книгах за то, что своей короткой жизнью он показал великое предназначение человека на земле.

  • Учитель:

Николай Майоров, Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Муса Джалиль, Алексей Недогонов, Михаил Луконин, Сергей Орлов, Юлия Друнина... Перечень имен можно продолжить. Многие из них не вернулись с передовой, «не дописав стихов», «не  долюбив, не докурив последней папиросы». А в литературе они все живы.

Поэтические голоса их были разными, но все они вписывались в один мощный гимн, и это была одна песня, исполняемая не вразнобой, а просто на много голосов, и звучащая как победная симфония и реквием погибшим товарищам.

  • Звучит песня «Журавли»

Погибшие поэты на войне,

На Ладоге,

Под Оршею

И Гжатском.

Мне строки ваши

Дороги вдвойне,

Они, как зерна,

В пахоту ложатся.

  • Беседа по вопросам:

Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.

Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

“Бой идет святой и правый,

 Смертный бой не ради славы,

 Ради жизни на земле…”)

А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

(Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)

А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!

Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)

    Прослушивание стихотворения М. Дудина «Соловьи»

  1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение Михаила Дудина «Соловьи»?
  2. Друг М.Дудина поэт С.Орлов сказал о нем:

«Сто строк поэзии, как удары сердца, следующие одна за другой в напряженном ритме, заставляют многое прочувствовать и передумать».

Что именно?

  1. Какие детали помогают представить «трехсотпятидесятый день войны»?
  2. Перечитайте, как описано пение соловья.
  3. Какие строки помогают понять мысль поэта, выраженную в этой части?
  4. Перечитайте финал стихотворения. Какая строка выражает его идейный смысл?

 (Лирико-романтическая баллада «Соловьи» (1942 год) начинается  с рассказа поэта о том, как на рассвете «трехсотпятидесятого дня войны» умирает от смертельной раны его товарищ из пулеметной роты, которому уже ничем нельзя помочь. Друзья в тягостном молчании смотрят, как смерть медленно пожирает молодую жизнь:

Ну стой и жди. Застынь. Оцепеней.

Запри все чувства сразу на защелку.

Вот тут и появился соловей,

Несмело и томительно защелкал.

Пенье соловья вызывает раздумье о жизни и смерти. Поэт показывает, как вслед за первым засвистели другие соловьи, зазвенели стрижи, запели малиновки, и весь этот «неумолкающий оркестр» помогает нравственно очиститься от угнетающего созерцания смерти. Солдаты как бы преобразились, почувствовали причастность к миру вечной природы, который «с невероятной яростной жаждой Тянулся к солнцу и к воде».

Дудин описывает смерть товарища несколькими беглыми, но выразительными штрихами. Но зато поэтический мир природы, который противопоставлен жестокой и грубой повседневности войны, где «смерть обычна и сурова», описан с подробностями. Мы видим, как «ландыш, приподнявшись на носок, Заглядывал в воронку от разрыва». А рядом «цветет на минном поле земляника. Лесная яблонь осыпает цвет. Пропитан воздух ландышем и мятой». И, заполняя собой пространство, дымит «сирень клубами фиолетового дыма».

Все это вызывает жажду жизни. Пение соловья пробуждает родник жизни – любовь. Даже в умирающем пулеметчике «неумолкающий оркестр» природы напрягает последние остатки физической и душевной энергии, и он произносит перед самой смертью:

Ребята, напишите Поле:

У нас сегодня пели соловьи».

При этом поэт, как и его умирающий товарищ, не испытывает ревности к тем, кому суждено остаться в живых. Если не с ними, так пусть с кем-нибудь другим продолжит любимая «живые звенья жизни».

Пусть даже так. Потом родятся дети

Для подвигов, для песен, для любви.

Пусть их разбудят рано на рассвете

Томительные наши соловьи.

Самостоятельная работа

(каждая группа получает карточку-задание)

Карточка-задание № 1

Давид Самойлов «Сороковые, роковые...»

  1. Как вам кажется, стихотворение написано во время войны или много лет спустя?  Обратите внимание не только на форму глаголов, но и на поэтическую интонацию, настроение, в нем выраженное.
  2. Каковы особенности композиции стихотворения?
  3. Какие строки повторяются и чем достигается их выразительность?
  4.  Перечитайте последние строки. Какое отношение к военному времени и своему поколению в них звучат?

(Стихотворение Давида Самойлова «Сороковые, роковые...» - о войне. Но написано оно спустя двадцать лет после ее начала – в 1961 году. Почти везде глаголы стоят в настоящем времени, но по интонации, настроению стихотворения мы понимаем, что перед нами воспоминание зрелого человека, осмысляющего военную юность.

Стихотворение очень интересно построено: кольцевая композиция: две первые и две последние строфы – это картина – обобщение. Три центральные строфы – картина-воспоминание, в которой передается отношение зрелого поэта к себе – юному.

Первые две строфы – в них показана картина сурового военного времени. Особенно выразительна первая строфа: слово «роковые» многозначно: трудные, страшные, тревожные, отнявшие много жизней. Сороковые, роковые... За этими словами мы слышим разрывы снарядов, разрывы бомб, выстрелы. Ясно представляем картину фронта: видим смерть, дорогу, по которой идут беженцы и отступающую армию.

Во второй части стихотворения поэт обращается к себе – тогдашнему.

А это я на полустанке.

Да, это я на белом свете.

Худой, веселый и здоровый.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Кругом война, но двадцать лет берут свое. Последняя часть начинается с той же строки «»Сороковые, роковые...» Поэт добавляет новые эпитеты: свинцовые, пороховые. И эти слова добавляют характеристику военного времени. А в финале

«Война гуляет по России,

А мы такие молодые!»

В стихотворении выражена горечь от того, что лучшие годы, годы мечты, любви, надежды, были брошены под колесо войны, в пламя войны. Но это одновременно и восхищение поколением юных ребят, которые «страну заслонили собой».)

Карточка-задание № 2.

Михаил Луконин «Обелиск».

  1. Почему стихотворение называется «Обелиск»?
  2. Чем вы объясните, что оно построено в форме лирического монолога?
  3. Какое настроение помогает создать эта особенность композиции?
  4. Перечитайте финал стихотворения (от слов «Не жертва, не потеря я...». Какое чувство в нем выражено?
  5. Как вы понимаете идею стихотворения?

(Стихотворение М.Луконина «Обелиск» написано в 1963 году. Обелиск – памятник, монумент солдату, не вернувшемуся с войны. Силой поэзии он, погибший, остается с живыми на своем боевом посту, чтобы быть с людьми, помогать им. Стихотворение написано  в форме лирического монолога. Солдат – обелиск обращается к живущим:

Вы думаете – нет меня,

Что я не с вами?

Ты, мама, плачешь обо мне,

А вы грустите,

Вы говорите обо мне,

Звеня словами.

А если и забыли вы...

Тогда простите.

Такая форма придает стихотворению взволнованность, искренность. Погибший солдат продолжает осознавать свою ответственность.

Нельзя с бессменного поста

Мне отлучиться;

поручена мне высота

всей жизни мира.

А если отошел бы я

Иль глянул мимо –

представьте,

что бы на земле могло случиться!

Он не хочет, чтобы его жалели, оплакивали:

Не жертва, не потеря я –

Ложь, что ни слово.

Не оскорбляйте вы меня

шумихой тризны.

Да если бы вернулась вспять

угроза жизни –

живой

я бы пошел опять

навстречу снова!

Он всегда с нами, он чувствует, как «ветер времени гудит над обелиском».

И каждый из тех, кто погиб в годы войны, кто сгорел в огне войны, оставаясь в нашей памяти, всегда с нами:

Нас много у тебя, страна,

да, нас немало.

Мы – это весь простор земной

в разливе света.

Я с вами.

Надо мной шумит моя победа.

А то, что не иду домой,

прости мне, мама.

Это стихотворение, как и стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной», поднимает тему величия и бессмертия воинского подвига.)

  • Заключительное слово учителя. (сл. № 19-20)

На вопрос корреспондента Николая Горбачева «Исчерпана ли для вас военная тема, хранит ли ваша память невскрытые пласты, а стало быть и ненаписанные поэтические страницы?» поэт Егор Исаев ответил: «В памяти моей все связанное с войной так же напряженно, как и в дни той страшной войны. Конечно, впечатлений о войне уже не прибавится. Но и того, что мы пережили, хватит не на одну жизнь. «Разрыв и в крошку города». Этого забыть нельзя. Это надо помнить. Это накрепко легло в душу».

Как надо помнить строки стихотворения А. Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же все же, все же...

Эти строки должен знать каждый. Они должны жить в нашей памяти. И в наших сердцах.

... Подвиг героя солдата бессмертен,

Всегда будем помнить о том:

Как пуля настигла, и вспыхнуло сердце

Вечным священным огнем.

Да, они знали, за что погибают,

Победа их славы венец.

Так пусть же сияет, горит и сияет

Вечный огонь их сердец...

               «Вечный огонь их сердец» Юрий Митяков

Томики военной лирики. Еще раз неторопливо перелистайте их, еще раз прочитайте понравившиеся строки, повторяя про себя уже знакомые, памятные. А вы их найдете в этих книгах: в стихах Булата Окуджавы, Михаила Дудина, Алексея Суркова. И многих, многих других поэтов фронтового поколения. И конечно, Константина Симонова, Александра Твардовского, пришедших в поэзию еще в 30-е годы, но творчество которых неотделимо от темы Великой Отечественной войны.

Звучат напряженные строки

Со сталью клинков наравне.

Читают стихи на уроке.

Читают стихи о войне.

На нотах

             пронзительно тонких,

на чистой,

             высокой струне

Подростки –

            мальчишки, девчонки –

Читают стихи о войне.

О горе,

          О горьких потерях,

О клятве на верность стране,

О всепобеждающей вере,

О жизни -
            стихи о войне.

В них дней беспримерных приметы,

Дороги и судьбы –

                              в огне...

Известно –

                И кровью поэтов

Писались стихи о войне.

Стихи сорок первого года,

Стихи о победной весне...

Как память,

                    как подвиг народа,

Бессмертны

                   стихи о войне.

Нет лучшего им примененья,

Чем это – сейчас в тишине

Их дети читают с волненьем.

Читайте стихи о войне!

                                    «Стихи о войне» Олег Беликов

Домашнее задание: написать сочинение на тему «О чем мне поведал Вечный огонь?»

Подготовить проект “Военная лирика поэтов-земляков”.

 Рефлексия.  

Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?

Оцените свою работу на уроке и работу групп.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Огонь - друг, огонь - враг"

Мероприятие по противопожарной безопасности для учащихся 1-5 классов...

Презентация "Огонь-наш друг, огонь-наш враг!"

Презентация "Огонь-наш друг, огонь-наш враг!" (в рамках семинара безопасности)...

Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг.

В последнее время пожары стали чуть ли не главным бедствием в нашей стране. Пожары лесные, пожары бытовые. Как уберечься от них и уберечь детей? Что должны знать педагоги и учащиеся, чтобы не допустит...

Конспект занятия “Огонь - наш друг, огонь - наш враг”

Конспект занятия  по ОБЖ“Огонь - наш друг, огонь - наш враг”...

Открытое занятие «Огонь – друг, огонь враг»

Занятие,для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предварительная работа:экскурсия в пожарную часть....

Тематическая разработка занятия «Огонь-друг, огонь - враг»

Тематическая разработка занятия "Огонь - -друг, огонь - враг" для учащихся 1 - 4 классов.  Активизировать и обобщать знания детей о пользе и вреде огня...

КВН юных пожарных. "Огонь - друг, огонь - враг"

Общешкольное мероприятие  проводится в форме КВН. 4 команды соревнуются в смекалке, находчивости и знании правил пожарной безопасности....