"Здесь вера творит чудеса..." (Былинная культура Руси и фрагмент из романа Н.С.Лескова "Соборяне").
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Екатерина Владимировна Яхненко

 

Урок по теме «Здесь вера творит чудеса…» (Былинная культура Руси и фрагмент из романа Н.С.Лескова «Соборяне») дается по программе "Русская литература XI - XX вв." Н.Н.Костанян и ориентирован на учащихся 5-х классов. В течение одного учебного года они изучают верования, обряды, обрядовую поэзию и жанры устного народного творчества в сочетании с уроками-отражениями, на которых им предлагается разбор произведений русской классики XIX - XX вв.

Уроки-отражения строятся как небольшое независимое исследование, цель которого заключается в раскрытии связи между древней эпохой и новым временем, между народной словесностью и современной литературой. "Переклички помогают связывать времена, сравнивать произведения, находить общее и различное в мировоззрениях людей разных времен, выделять сквозные идеи, темы в словесности, представлять, как рождаются тексты из текстов, как те или иные тексты влияют на формирование культуры, какие из них становятся авторитетными и какие сохраняют свою авторитетность на протяжении веков," – пишет Н.Н.Костанян в предисловии к своей программе.

В рамках проекта учащиеся создают литературные альманахи, театрализованные представления, посвященные русским народным праздникам, участвуют в выставках народного творчества, дают открытые уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bylinnye_traditsii_v_romane-khronike_soboryane.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Яхненко Екатерина Владимировна

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №225, к.ф.н.

"Здесь вера творит чудеса..."

(Былинная культура Руси и фрагмент из романа

Н.С.Лескова "Соборяне").

Урок по теме «Здесь вера творит чудеса…» (Былинная культура Руси и фрагмент из романа Н.С.Лескова «Соборяне») дается по программе "Русская литература XI - XX вв." Н.Н.Костанян и ориентирован на учащихся 5-х классов. В течение одного учебного года они изучают верования, обряды, обрядовую поэзию и жанры устного народного творчества в сочетании с уроками-отражениями, на которых им предлагается разбор произведений русской классики XIX - XX вв.

Уроки-отражения строятся как небольшое независимое исследование, цель которого заключается в раскрытии связи между древней эпохой и новым временем, между народной словесностью и современной литературой. "Переклички помогают связывать времена, сравнивать произведения, находить общее и различное в мировоззрениях людей разных времен, выделять сквозные идеи, темы в словесности, представлять, как рождаются тексты из текстов, как те или иные тексты влияют на формирование культуры, какие из них становятся авторитетными и какие сохраняют свою авторитетность на протяжении веков," – пишет Н.Н.Костанян в предисловии к своей программе.

В рамках проекта учащиеся создают литературные альманахи, театрализованные представления, посвященные русским народным праздникам, участвуют в выставках народного творчества, дают открытые уроки.

По теме "Былины" проект предусматривает изучение основных признаков данного жанра, мифологические и христианские представления, лежащие в его основе, деление богатырей на старших и младших и связанное с ним объединение былин в циклы, выделение бытовых былин и былин новгородского цикла, подробное исследование сюжетов, образов, художественных средств выразительности.

Произведения былинного творчества русского народа помещены в учебной хрестоматии Русская народная словесность / Автор-составитель Н.Н.Костанян. – М.: СВР-Аргус, 2008. Это былины о старших богатырях (Рождение богатыря, Волх Всеславьевич, Святогор и сумочка переметная, Святогор и Микула Селянинович, Святогор и Илья Муромец, Вольга и Микула ), о младших богатырях (Бой Добрыни с Ильей Муромцем, Исцеление Ильи Муромца, Илья и Соловей-разбойник, Три поездки Ильи Муромца, Алеша Попович и Илья Муромец), бытовые былины (Ставр Годинович), новгородские былины (Садко).

На уроках-отражениях изучаются литературные былины А.К.Толстого "Алеша Попович", "Садко", "Илья Муромец", Б.А.Шергина "Об Авдотье Рязаночке".

Деятельность на уроке подразумевает исследовательскую задачу, которая стимулирует интерес к предмету у учащихся. Атмосфера творческого поиска приводит порой к неожиданным результатам. "Учащиеся привыкают ставить вопросы и искать ответы, привыкают постоянно двигаться вперед и по необходимости или по желанию оглядываться назад, всякий раз дополняя картину своих представлений новыми подробностями или даже открытиями," – замечает Н.Н.Костанян.

Именно с целью создания исследовательской атмосферы на уроке была поставлена задача сравнительного разбора былин и отрывка из романа Н.С.Лескова "Соборяне", в котором  повествуется о грозе, застигшей главного героя – Савелия Туберозова – в открытом поле, и о древнем предании тех мест – легенде о погибшем Ратае веры, пронзенном небесной молнией.

Анализируя творчество Н.С.Лескова, важно учитывать наличие идеального художественного пространства в его произведениях и надличностный смысл его персонажей, что является одной из основных особенностей творческой манеры писателя. Созданные им персонажи существуют одновременно в реальном и в вечном, идеальном пространстве.

Первое пространство злободневно, основные типажи легко узнаваемы, многие имеют конкретных прототипов. В качестве примеров можно привести скрытый автобиографизм “Соборян”[1], архиепископа ярославского преосвященного Нила- прототипа архиерея в “На краю света”[2] Никиту Рачейского, с которого был написан изограф Севастьян в “Запечатленном ангеле”[3], а также воспоминания о реальных событиях, легшие в основание произведений Лескова “Очарованный странник”, “Несмертельный Голован”, “Пугало”, “Инженеры - бессеребренники”, “Юдоль” и других[4] Современная писателю литературная критика резко отрицательно отреагировала на злободневность антинигилистических романов Лескова, в которых увидели карикатуру на известные лица.

Проблематика произведений диктуется реальными противоречиями жизни. В них отражены остро социальные, общественно - религиозные и политические конфликты эпохи.

В то же время герои Лескова являются образами, несущими память об идеале. Все они соотнесены с идеальными образами, почерпнутыми в фольклоре и литературе Древней Руси. Особое значение при этом имел житийный жанр. Его каноны часто определяют сюжетные мотивировки произведений Лескова. Объясняется этот факт тем, что создаваемый писателем образ праведника, подвижника вызвал типологическое сходство его произведений и житий.

С. Н. Дурылин в статье “Религиозное творчество Н. С. Лескова” высказал суждение о том, что у Лескова “все легенда, всегда легенда”. “В легенде Лескова есть три легенды: нигилисты, праведники, святые. [...] Третья легенда, - с нею связаны высочайшие достижения лесковского творчества и самые последние устремления Лескова-человека - легенда о святых, та легенда, которая вытесняет своею действительностью - действительность всякой иной легенды и жизни. Смысл этой третьей легенды в одном: жизнь жаждет пришествия Бога, того вхождения Бога в жизнь и человечество, о котором апостол дает обетование: “Будет Бог всяческая во всех”: жизненная полнота есть всеконечная скудость, доколе она не восхочет полноты Божеской; преисполнение насыщения мира Богом - первенцом Христом - есть то, к чему тянется и чего жаждет многомятежная лесковская легенда.”[5]

Одной из главных задач создания “Соборян” являлось взращивание именно этой - третьей - легенды Лескова, концентрирующейся вокруг трех основных персонажей: Савелия Туберозова, Захарии Бенефактова и Ахиллы Десницына. Достигалось это за счет постепенного преодоления быта, освобождения образа от снижающих деталей, нарастающей трагичности сюжета и, вначале неявной и тонкой, а затем все сильнее проступающей соотнесенности персонажей романа святым прошлых веков христианства.

особое значение имеет ключевая сцена романа - гроза в поле, давшая Туберозову второе рождение.

Во время грозы, знаменующей перелом в судьбе протопопа, он приобщается духу прошлых времен, соотносится древним ратаям веры у чудесного ручья. Сцена наполнена мотивами чудесных знамений. Первое - это таинственное появление рядом “кого-то прохладного и тихого в длинной одежде цвета зреющей сливы...” (IV,224) Ощущение Туберозова необычайно явственно, но состояние его граничит между сном и явью и допускает рациональное объяснение видения, подобная амбивалентность характерна для всех мотивов чудесного в произведениях Лескова. В рукописной редакции романа содержится расшивровка личности того, кто явился Туберозову в поле. “Не узнал? Я, брат, поп Аввакум... Непригляден? - трещит он, словно только что сильно посукнутое веретено. - Я, брат, длинно не думал: я бит и увечен и за старую Русь как гусь сжарен.”[6] Аввакум появляется то в грозном обличье в свете молний, то “кротким и тихим, с голосом мягким, как шум ручейка, и на нем чудная ряса цвета созревающей сливы.”[7] В дефинитивном тексте Лесков сохраняет описание облика Аввакума: “кто-то прохладный и тихий в длинной одежде цвета созревающей сливы” (IV, 224). Туберозова мучат сомнения в избранном пути. Уже по отправлении в поездку по благочинию он размышляет: “я решился долее ничего этого не терпеть и на что решился, то совершу, хотя бы то было до дерзости...”, потому что лишь одна “живая струя властна напоить душевную жажду мою, которой нет утоления при одной мысли, что я старый... седой... полумертвец... умру лежачим камнем и... потеряю утешение сказать себе перед смертью, что... силился по крайней мере присягу выполнить и... возбудить упавший дух собратий!” (IV,204) В рукописной редакции протопоп Аввакум явился ему для разрешения его сомнений в избранном пути (“О разреши! о разреши мне ныне, Бог, мои сомнения!” Ему жаль протопопицу, он волнуется, как она перенесет с ним обиду. В ответ “Савелий, повергнутый ниц, не знает, какими глазами он видит Аввакума и какими ушами слышит его, но он видит, что Аввакум осеняет его и шепчет: “Иже любит отца или мать паче Его, - несть его достоен. Дние лукави суть и уне единому умрети за люди. Не пецыся об утреннем, - утренняя бо сама собою печется, а в нощь сию могут истязать душу твою. Имей веру с зерно горчичное и... Встань и смотри! Встань и смотри...” “Да; это ответ!”[8]- думает протопоп. Побуждение к действию содержит и символичная смерть ворона, спрятавшегося от грозы в сухом дубе. Туберозов истолковывает ее словами 71 псалма: “Там ли спасенье, где его чаем, - там ли погибель, где оной боимся?” (IV; 231)

Аввакум объединен с Туберозовым общей трактовкой образа - “Ратая веры”.  К ним присоединяется еще один ратай веры - русский витязь, обложенный силой неверных, которого Спаситель избавил от позорного плена и таинственное присутствие которого ощущается у родника. В черновике связь трех персонажей подвигом за веру выведена на поверхность. В окончательном тексте она объясняет и дальнейший ход сюжета.

Туберозова объединяет с древнерусским витязем мотив подвига за веру и Отечество. Витязь окружен монголо-татарским войском, погибель его была неизбежна, но горячая молитва Спасителю не остается без ответа: с неба ударила молния, пали неверные, витязь исчез, а на его месте бил ключом чудесный родник. Н.С.Лесков стремится создать ощущение достоверности чуда, и мы не узнаем точно, как был спасен витязь. Учащиеся выдвигают свои версии спасения: взят живым на небо, скрылся в момент падения монголо-татарских воинов, превратился в родник…

Сцена грозы знаменует новый этап развития сюжета: “жизнь уже кончена; теперь начинается “житие”” (IV, 235). Трагический перелом подготовлен всей жизнью протопопа, уже первая сцена романа с тремя тростями имеет и символическое значение. Надпись, выгравированная на подаренной Туберозову трости, - “Жезл Ааронов расцвел” - является цитатой из библейской Четвертой Книги Царств: “И вот жезл Ааронов ... расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали”. Смысл цитаты раскрывается, если обратиться к толкованию Лесковым мотива жезла в “Войне и мире” Л. Н. Толстого. В статье “Герои Отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому” он комментирует фразу: “[Кутузов] был убежден, что в нем суждено расцвесть этому жезлу, он в это верил, и в этой вере он черпал свою силу выжидания и не смущался кишащею вокруг суетою, которая способна была бы сбить с рельсов и обессилить всякого, менее его крепкого владычным духом.” Лесков пишет, что Кутузов “отождествлял в себе дух целого народа, и в эти великие минуты, и спя и бодрствуя, он чувствовал себя ковчегом, в который сложен для чуда засохший жезл народа”.[9] Тот же смысл вкладывается и в образ Туберозова и весь сюжет является его реализацией. Однако формально в сюжете “второе рождение” протопопа для подвига за веру и отечество мотивировано чудесными происшествиями во время грозы.

Подвигом веры является проповедь о. Савелия, основанная на 71 псалме: “Боже, суд Твой цареви даждь и правду Твою сыну цареву” (IV, 232).

В проповеди Туберозов обличает тайных врагов веры и отчизны, потворствующие им власти, равнодушие к добру и злу, кривосудство о поступках; оправдание неоправдимого и порицание достойного, торговлю совестью.

На уроке учитель может предложить учащимся, к примеру, такие вопросы:

  1. Какой текст мы решили проанализировать? Как мы сформулируем тему урока? Каковы ваши варианты названия урока? Какой эпиграф к уроку вы выберете?

Учащиеся, прочитав отрывок из романа, могут сами предложить темы для обсуждения. Например, дети 5-го класса предложили не только тему «Былинные традиции в отрывке из романа-хроники «Соборяне»», но и другие темы: «Савелий Туберозов и его подвиг веры», «Описание природы в творчестве Лескова», «Легенда о витязе» и другие. Также можно обсудить разные эпиграфы, предложить выбрать наиболее полно раскрывающую замысел урока цитату:

«Наша брань не против крови и плоти, но против … мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных»

Послание апостола Павла к Эфесянам (VI: 12)

Есть две России: одна – Россия видимостей -  […] «Империя», историю которой «изображал» Карамзин, «разрабатывал» Соловьев, законы которой кодифицировал Сперанский. И есть другая – «Святая Русь», «Матушка Русь», которой законов никто не знает, с неясными формами, неопределенными течениями, конец которых не предвидим, начало безвестно: Россия существенностей, живой крови, непочатой веры, где каждый факт держится не искусственным сцеплением с другим, но силой собственного бытия, в него вложенного».

Розанов В.В.

«Не хлопочи: жизнь уже кончена; теперь начинается «житие»»

Н.С.Лесков «Соборяне» (слова о.Савелия)

«Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своею старою сказкой».

Н.С.Лесков «Соборяне» (слова о.Савелия)

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

А.С.Пушкин

«Там ли спасенье, где оного чаем; там ли погибель, где оной страшимся?»

Н.С.Лесков «Соборяне» (слова о. Савелия)

  1. Как вы понимаете тему урока? Почему мы исследуем былинные традиции?

При ответе на этот вопрос останавливаем внимание на важности изучения литературной традиции, в том числе фольклорной, для исследования особенностей творчества Н.С.Лескова.

  1. Какие цели мы будем ставить на уроке? Что мы анализируем? Для чего мы исследуем? Какой результат мы хотели бы получить? Какие методы мы используем?

Для определения целей на уроке учащимся можно задать наводящие вопросы, ответив на которые, они сформулируют цели: исследовать отрывок из романа-хроники «Соборяне», исследовать былинную традицию и особенности творчества Н.С.Лескова, получить в результате анализ сцены грозы с точки зрения соотнесенности с былинной традицией. Также полезно назвать методы исследования, прежде всего, медленное вдумчивое чтение, поисковое чтение, комментированное чтение, выразительное чтение. Хотелось бы еще раз остановить внимание учащихся на необходимости чтения как учебного, так и на досуге, для себя.

  1. С какими произведениями Н.С.Лескова вы познакомились в начальной школе или дома?
  2. Отрывок из какого произведения мы будем анализировать сейчас?
  3. Почему роман называется «Соборяне»?

Название романа «Соборяне» многозначно, некоторые из смыслов можно определить на уроке с опорой на подбор однокоренных и близкородственных слов: собор, собираться, собрание, соборность. При определении значений целесообразно начать с конкретного обозначения соборной поповки Старгорода, а затем перейти к более абстрактным значениям.

  1. Как вы понимаете, почему жанр произведения называется «роман-хроника»? Чем он отличается от романа?

Замысел романа-хроники «воспроизвести историю так, как ее рассказывают». Главная задача хроники – описать реальные события, происходившие в определенное время.

«Сюжет романа, или, лучше сказать, «истории», есть борьба лучшего из этих героев с вредителями русского развития». Н.С.Лесков. Воссоздавая прошлое при помощи персонажей-свидетелей, хроника стремится к исследованию русских корней, русской истины, неизменности характерных исторических черт, некоторых психологических и нравственных качеств, но не на основе знаменательных фактов документированной истории и ее героев, а напротив – через скромных свидетелей этих событий, подхваченных волнами Истории. В романе-хронике Лескова повествование строится по принципу «мозаики», когда на одну нить нанизывается множество отдельных историй. Все же вместе они соединены в единое целое общей идеей романа. Автор в романе-хронике старается отойти на второй план, в тень, сделать рассказчиком самого героя.

  1. Кто главный герой произведения? Как его зовут? Каким вы его себе представляете?
  2. О чем повествует выбранный нами фрагмент романа-хроники?
  3. Куда держит путь отец Савелий Туберозов?
  4. Найдите описание удивительного места у опушки леса, в так называемом «Корольковом верху». Какая перспектива открывается герою? Какой смысл содержит это описание? К чему готовится отец Савелий Туберозов?

«Отсюда открывается обширная плоская покатость, в конце которой почти за двадцать с лишком верст мелькают золотые главы городских церквей, а сзади вековой лес, которому нет перерыва до сплошного полесья». Перспектива, открывающаяся перед Туберозовым, несет символическое значение: он на пути к храму, как земному, так и небесному.

  1. Какое настроение охватывает отца Савелия? Почему? Как это настроение отражается в описании природы? Какие краски преобладают в этом описании?

Останавливаем внимание учащихся на золотых, красных, коралловых, ярко-зеленых и синих красках описания. Этот цветовой фон поддерживает ощущение живительной свежести «Королькового верха».

«Утомленный зноем, Туберозов лишь только вышел из кибитки, так сию же минуту почувствовал себя как нельзя лучше. Несмотря на повсеместный жар и истому, в густом темно-синем молодом дубовом подседе стояла живительная свежесть. На упругих и как будто обмокнутых в зеленый воск листьях молодых дубков ни соринки. Повсюду живой, мягкий, успокаивающий мат; из-под пестрой, трафаретной листвы папоротников глядит ярко-красная волчья ягода; выше, вся озолоченная светом, блещет сухая орешина, а вдали, на темно-коричневой торфянистой почве, раскинуты целые семьи грибов, и меж них коралл костяники».

  1. Почему отец Савелий уснул? Как на него подействовал ручей? Какой художественный прием используется в словосочетании «мерный рокот ручья»?

Обращаем внимание учащихся на повторение согласной «р» для создания звуковой иллюстрации текста.

  1. Как вы понимаете словосочетание здоровым «русским духом»? Где оно встречается?

Отмечаем фольклорные корни выражения «русским духом». Туберозов не просто почувствовал себя хорошо, по-новому, но он ощутил красоту и силу русской природы, своей родины.

  1. Как описывается сон Туберозова? Как возникает мотив пересечения сна и реальности?

Н.С.Лесков подчеркивает, что Туберозов не хотел спать, но заснул, его охватывают «дремотные мечтания».

  1. Кто являлся Туберозову во сне? Или это было наяву? Почему автор создает двойной смысл в этом эпизоде? Что почувствовали лошадь и ворон?

В первоначальной редакции романа Туберозову являлся протопоп Аввакум, который помогал герою укрепить силы перед испытаниями. В окончательном варианте явившийся не персонифицирован, учащиеся предлагают разные версии: может быть, это ангел или святой, а может, тот Ратай веры, который погиб на этом месте.

Эффект достоверности чуда создается при помощи размытой границы сна и реальности, читатель не знает точно, проснулся ли Туберозов или еще грезит во сне, почувствовала ли лошадь грозу, или она тянется к невидимому и чудесному посетителю.

  1. Как в повествование вводится легенда? Почему важен мотив памяти?

Легенда о витязе вводится при помощи мотива памяти, Туберозов вспоминает древнее предание этих мест, оно приходит ему на ум.  Память о прошлом – как важно сохранить ее во имя связи времен и будущего.

  1. Как погиб русский витязь? Или он не погиб? Как вы поняли эту легенду?

«И Туберозову приходит на память легенда, прямо касающаяся этого источника, который, по преданию, имеет особенное, чудесное происхождение. Чистый прозрачный водоем ключа похож на врытую в землю хрустальную чашу. Образование этой котловины приписывают громовой стреле. Она пала с небес и проникла здесь в недра земли, и тоже опять по совершенно особенному случаю. Тут будто бы некогда, разумеется очень давно, пал изнемогший в бою русский витязь, а его одного отовсюду облегла несметная сила неверных. Погибель была неизбежна; и витязь взмолился Христу, чтобы спаситель избавил его от позорного плена, и предание гласит, что в то же мгновение из-под чистого неба вниз стрекнула стрела и взвилась опять кверху, и грянул удар, и кони татарские пали на колени и сбросили своих всадников, а когда те поднялись и встали, то витязя уже не было, и на месте, где он стоял, гремя и сверкая алмазною-пеной, бил вверх высокою струей ключ студеной воды, сердито рвал ребра оврага и серебристым ручьем разбегался вдали по зеленому лугу.

Родник почитают все чудесным, и поверье гласит, что в воде его кроется чудотворная сила, которую будто бы знают даже и звери и птицы. Это всем ведомо, про это все знают, потому что тут всегдашнее таинственное присутствие Ратая веры. Здесь вера творит чудеса, и оттого все здесь так сильно и крепко, от вершины столетнего дуба до гриба, который ютится при его корне».

  1. Почему важно, что оживает даже сухая орешина?

Возрождение сухого, мертвого дерева дает надежду о. Савелию Туберозову на то, что могучая сила его родины не погибнет, а найдет силы для роста и жизни.

  1. Какое объяснение легенды приходит на ум Туберозову? Для чего автор соединяет в тексте чудесное и реалистическое обоснование событий?

Туберозов приводит материалистическое обоснование чудесной легенды: «Что же; есть ведь, как известно, такие наэлектризованные места». Н.С.Лесков при помощи приема соединения двух смыслов создает ощущение зримого чуда, реальности и достоверности необыкновенного.

  1. В каком жанре народной словесности мы встречаем повествование о витязях, богатырях?
  2. Что нового вы узнали об этом жанре? Что такое эпос? Что эпического в произведении Лескова?

Учащиеся актуализируют знания о родах литературы, о жанрах, о синкретичности фольклорных жанров, о разных уровнях анализа произведения.

  1. С какими богатырями вы могли бы сравнить древнерусского витязя: младшими или старшими? Почему?
  2. А с кем бы вы сравнили Туберозова? Почему?
  3. Что объединяет образы древнерусского витязя, былинных богатырей и отца Савелия Туберозова? Как вы понимаете образ Ратая веры? Что он защищает, за что «ратует»? Какие однокоренные слова вы знаете?
  4. Как начинается гроза?
  5. Где спрятался ворон?
  6. Как описывается удар молнии? Перекликается ли он с легендой о витязе? Почему?

Почему протопоп подумал: «Конец!»? Как погиб ворон? Там ли спасенье, где оного чаем, там ли погибель, где оной страшимся? – размышлял Туберозов уже после. Ворон нашел погибель, спрятавшись от бури в дереве, а Туберозов остался жив, разрушительная стихия грозы показала всю свою мощь, спасение было только в искренней молитве.

«Туберозов бросился в ложбину к самому роднику; а в хрустальном резервуаре ключа еще беспокойнее: вода здесь бурлила и кипела, и из-под расходящихся по ней кругов точно выбивался наружу кто-то замкнутый в недрах земли. И вдруг, в темно-свинцовой массе воды, внезапно сверкнуло и разлилось кровавое пламя. Это удар молнии, но что это за странный удар! Стрелой в два зигзага он упал сверху вниз и, отраженный в воде, в то же мгновение, таким же зигзагом взвился под небо. Точно небо с землею переслалось огнями; грянул трескучий удар, как от массы брошенных с кровли железных полос, и из родника вверх целым фонтаном взвилось облако брызг.

Туберозов закрыл лицо руками, пал на одно колено и поручил душу и жизнь свою Богу, а на полях и в лесу пошла одна из тех грозовых перепалок, которые всего красноречивее напоминают человеку его беззащитное ничтожество пред силой  природы. Реяли молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит пред собою темный ствол дуба, и к нему плывет светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная искра посредине дерева блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и разорвалась. В воздухе грянуло страшное бббах! У старика сперло дыхание, и на всех перстах его на руках и ногах завертелись горячие кольца, тело болезненно вытянулось, подломилось и пало... Сознание было одно, — это сознание, что все рушилось. «Конец!» — промелькнуло в голове протопопа, и дальше ни слова. Протопоп не замечал, сколько времени прошло с тех пор, как его оглушило, и долго ли он был без сознания».

  1. Как описывается природа после грозы? Какие символические детали вы нашли в тексте? Есть ли библейские символы в тексте? Объясните их.

Природа оживает, появляется пара голубков, библейский символ, который учащиеся комментируют, используя знания, полученные на уроках православной культуры.

  1. Как  появляется слово «чудесно» в эпизоде? В каком смысле? Возникает ли второй смысл слова «чудесно»?

Н.С.Лесков вводит два значения слова «чудесно» в диалог Туберозова и Павлюкана. Словесная игра основывается на том, что Павлюкан говорит о том, что чудесно ехать по легкому ветерку, а Туберозов отвечает словно своим мыслям и ощущениям: «Чудесно, запрягай скорей; чудесно».

  1. Почему Туберозов чувствует «словно орлу обновились крылья»?
  2. Как заканчивается глава? Какой символический смысл несет описание «малинового звона колоколов»?

Подводя итоги урока, хотелось бы раскрыть символический смысл благовеста, встречающего о. Савелия в Старгороде. Это и обетование спасения, и достижение рая небесного, горнего Иерусалима, и «осанна», предвещающая мученическую кончину, подвиг за веру и Отечество.

«Жизнь кончилась: начинается «житие»» отца Савелия Туберозова.


[1] Совпадение даты рукоположения Савелия Туберозова с днем и годом рождения Н. С. Лескова; признания автора о сходстве между Туберозовым и Д. С. Лесковым (см. Лесков А. Жизнь Николая Лескова. Тула,1981. С. 18)

[2] В предисловии к очерку “Владычный суд. Быль.” Лесков пишет: “Я не вижу более надобности скрывать, что архиерей, из воспоминаний которого составлен этот рассказ, есть не кто иной, как недавно скончавшийся архиепископ ярославский, преосвященный Нил, который сам рассказывал это бывшее с ним происшествие поныне здравствующему и живущему здесь в Петербурге почтенному и всякого доверия достойному лицу В. А. Кокореву. Кокорев сообщил этот случай мне.” (Собр. соч. Т.6. М., 1958. С.89)

[3] См. Лесков Н. С. О художном муже Никите и о совоспитанных ему. // Лесков Н. С. О литературе и искусстве. Л., 1984, С. 205 - 215

[4] Подробнее см. Михайлова Т. М. Творчество Н. С. Лескова в связи с некоторыми образами народного эпоса. // Вестн. МГУ, 1996, сер. 9, Филология. №3; Лесков А. Жизнь Николая Лескова. Тула, 1981.

[5] Дурылин С. Н. О религиозном творчестве Н. С. Лескова. // Христианская мысль. 1916. № 11. С. 74

[6] Лит. наследство. Т.1. Кн. 1.М.,1997. с. 206 В дальнейшем  ссылки на лит. наследство (ЛН) с указанием страницы.

[7] ЛН, с. 200

[8] ЛН, с. 207

[9] Лесков Н. С. О литературе и искусстве. Л., 1984, с. 79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура Руси Х-Х1Х в. Оружейная палата

Презенация к урок истории России "ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА." 6 класс ( КУЛЬТУРА РУСИ )Государственная Оружейная палата  - один из старейших музее в нашей стране. Коллекция ее состоит из предметов декора...

Типовые задания частей А, В, С2 ГИА по русскому языку на основе фрагментов текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". 9-й класс

В процессе подготовки учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации учителя используют множество текстов, находящихся в свободном доступе и представляющих из себя отрывки художественных п...

Сценарный план игры по станциям "Верить! Творить! Жить!"

Цель игры: формирование  у подростков ценностных ориентаций, направленных на здоровый образ жизни....

технологическая карта и презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»

технологическая карта и презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование  в Древней Руси»...

презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»

презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»...

Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»

Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...