Урок внеклассного чтения в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Курышова Татьяна Владимировна

Урок внеклассного чтения в 7  классе

Тема взаимоотношений человека и природы в повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_7_klasse.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 7  классе

Тема урока: Тема взаимоотношений человека и природы в повести 

                        Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо"

Цель урока: обратить внимание учащихся на многие нравственные пробле-

                        мы, поднятые в книге

Задачи урока:

 1.Учить учащихся видеть, что дает природа человеку.

2.Развитие способности чувствовать, улавливать авторское отношение к описываемым событиям, к жизни.

3.Развитие умения анализировать произведение, сравнивать героев.

4.Воспитание чуткого, бережного отношения к природе, воспитание внимания к "живому языку природы".

5.Воспитание великодушия, доброты, способности к состраданию.

6.Воспитание у детей читательского вкуса, интереса к чтению

                           ХОД УРОКА:

1) Вступительное слово учителя о Г.Троепольском, его книге

2) Беседа по прочитанному

   - С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо"?

( Хотелось, чтобы все прочитали эту удивительную повесть и, прочитав, стали чище, гуманнее, добрее. Обидно было за человека, который выглядел в сравнении с Бимом черствее. Повесть тронула тем, что собака преподает урок человечности. Хотелось сказать людям:"Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие)

   -Повесть вызвала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами. Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?

 (Весь мир, в котором мы живем, все, что нас окружает, -люди, земля, реки, леса, птицы, животные, -все испытывает потребность в умном, добром, душевном отношении, и человек - единственный, кто может помочь всему живому. Это призыв автора быть ближе к природе, у нее учиться доброте, простоте.)

   -Сам писатель так определил назначение своей повести: " В моей книге единственная цель - говорить о доброте, доверии, искренности, преданности".

   - Обратимся с вами к герою повести -Биму. Чем больше всего покорил вас Бим?

 (Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.)

    - Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?

(Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта- это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)

    - Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек?

(Иван Иваныч - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)

    - Как Иван Иваныч относится к природе?

(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)

     - Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого -и счастливого и несчастливого- он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем,"незаметные" и  "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим "маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иваныч.

     - Хотя повесть кончается трагично- Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Докажите.

( У отца и матери Толика она растопила лед эгоизма, сдружила Толика и Алешу; молодой Иван, один из собаководов, навсегда оставил свое занятие. Иван Иваныч ощутил в себе, в той пустоте, которая осталась после потери друга, теплоту. Это были два мальчика, их привел к нему Бим. И они придут не раз.)

   -  Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча: "Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно". В чем суть этого философского раздумья?

(Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.)

    - Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

     - Тема взаимоотношений человека и природы, нравственная тема привлекает все больше писателей. Эта повесть не только о доброте и черствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.

3)Заключительное слово учителя.

   Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий."В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший  безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать. Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли ,как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"

4)Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: " Что хотел сказать Г.Троепольский нашему современнику?"

   

     

(


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Урок внеклассного чтения "Образы Царицына-Сталинграда-Волгограда в стихотворениях волгоградских поэтов (7класс)"

 Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода  на основе технологии творческой мастерской....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...