«Применение методики организации групповых форм работы, тренингов и творческих заданий в преподавании предмета с целью развития познавательного интереса учащихся и формирования у них установок нравственного поведения».
статья по литературе по теме

Потапова Наталья Ивановна

Для того чтобы привить интерес к изучению русской литературы, важную роль играют групповые формы работы на уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение методики организации групповых  форм работы, тренингов и творческих заданий в преподавании предмета с целью развития познавательного интереса учащихся и формирования у них установок нравственного поведения».

Содержание

  1. Введение-----------------------------------------------------------------------стр.1
  2. Применение методики организации

групповых форм работы------------------------------------------------------стр.2

  1. Заключение--------------------------------------------------------------------стр.4

1 Введение.

   На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности. Это значит, что нужно обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы его к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

    Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные – потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия.

     Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

      Ведущей мотивацией является нравственно – волевая мотивация. Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

      Начиная с 5-го класса, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо», детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла. Именно в этом периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Активность на уроках падает.

     Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

      Приемов педагогического стимулирования несколько. Одними из них являются применение групповых форм работы, тренингов и творческих заданий.

2 Применение групповых форм работы, тренингов и творческих заданий в преподавании предмета с целью развития познавательного интереса учащихся и формирования у них установок нравственного поведения.

  Современная дидактика и частные методики ищут пути активизации учащихся на уроках, повышения уровня преподавания гуманитарных дисциплин, поэтому применение групповых форм работы, тренингов и творческих заданий как нельзя лучше соответствует развитию познавательной деятельности учащихся. Исключительность этого метода  состоит в том, что, во-первых, позволяет привлечь к работе  весь класс; во-вторых, пробудить творческий интерес к изучаемой теме и, возможно, желание принять участие в исследовании какой-либо проблемы; в-третьих, различные формы тренингов способствуют развитию логического мышления учащихся. Новизна данного опыта заключается не только в активизации познавательной деятельности и пробуждения интереса к предмету, Нои в формировании у ребят установок нравственного поведения, а значит, задания такого характера должны носить воспитывающий характер.

   Возможности использования различных структур урока возрастает в связи с необходимостью увеличения творческого начала в усвоении учащимися новых знаний, активизации процесса закрепления и применения знаний, ориентацией на многообразие видов деятельности на уроке и на сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.

   Для иллюстрации данного метода остановлюсь на конкретном примере изучения романа- эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» в X классе (с гуманитарной ориентацией). Использую следующее планирование уроков:

1.Вводно-ориентировочная беседа: художественное воплощение эпохи начала X1X   века в романе, замысел автора.

2. История создания романа. Обсуждение впечатлений учащихся от прочитанного.

3. Жанровое своеобразие романа.

4-5 Особенности композиции. Антитеза как центральный композиционный прием.

6.Система образов в романе , его критерии оценки личности.

7. «Внутренний человек» и «внешний человек».

8. Путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского.

9. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни».

10.Изображение светского общества.

11. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе.

12. Марья Болконская и Наташа Ростова как любимые героини Л.Толстого.

13-14 Тема войны в романе. Толстовская философия истории.

15. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.

16. Изображение войны 1812 года

17. Русский солдат в изображении Л.Толстого.

18.Проблема национального характера.

19.Проблема истинного и ложного героизма.

20 Кутузов и наполеон как два нравственных полюса.

21. Москва и Петербург в романе.

22. Приемы изображения душевного мира героев.

23. Художественные открытия Толстого и мировое значение писателя.

24. Изображение войны в современной литературе. Роман Г.Владимова «Генерал и его армия».

25. Тема родины в поэзии ставропольских поэтов.

26-27 Творческая реализация изученных тем.

   Три основных этапа изучения романа можно условно соотнести с 1-5-м, 6-22-м, 23- 27-м уроками. На первом этапе учитываю читательские впечатления учащихся, повышаю значимость первоначальных наблюдений над текстом, развиваю творческое воображение, создаю интерес к анализу текста. В структуру первых уроков важно включить активную читательскую деятельность, наблюдения над идейно- композиционной значимостью отдельных эпизодов, диалогов и описаний. На первоначальном этапе изучения произведения целесообразно использовать различные творческие задания ( пересказы с изменением лица, устное словесное рисование, решение вопросов проблемного характера), что поможет сократить объем поэтапной работы, увеличить самостоятельность учащихся, активизировать их деятельность.

   Опрос и проверка домашнего задания на первых уроках ориентируют класс на вдумчивое отношение к тексту произведения. Например: как  Л.Н.Толстому удалось отобразить основную мысль «Севастопольских рассказов» в романе-эпопее «Война и мир»? Ответы на проблемные вопросы такого типа помогут учащимся понять сущность произведения, авторский замысел, мироощущения писателя, обнаружить взаимосвязь исторических процессов.

 На втором этапе (6-22-й уроки) основной целью является углубленная работа над текстом, постижение авторского замысла, художественного мировоззрения писателя, целостности всех компонентов романа.

  Переход к 6 уроку можно осуществить при помощи домашнего задания, которое дается по группам: 1.Семья Ростовых; 2 Семья Болконских, 3Семья Курагиных и их окружение. Такое творческое домашнее задание, выполненное в виде схемы или таблицы, будет способствовать более детальному, вдумчивому анализу произведения, потребует от учащихся знания текста. Уровень знаний и умений десятиклассников, их интерес к работе аналитического характера, степень их эмоциональной восприимчивости выявятся на последующих уроках. На втором этапе целесообразно использовать доклады учащихся по теме: «Образ Андрея Болконского»,  «Воплощение мировоззрения писателя в образе Пьера Безухова», «Платон Каратаев и концепция толстовского понимания жизни».

Подбор материала к написанию докладов учащиеся могут осуществлять по группам. Для этого необходимо уточнить степень участия каждого из участников: «теоретики» подбирают необходимую литературу, систематизируют и делают выводы , а «практики» составляют схемы, таблицы, находят иллюстрации к данной теме.

  Кроме того, на данном этапе изучения можно использовать такие творческие задания, как инсценирование эпизода, выразительное чтение по ролям («Театр у микрофона»), составление киносценария, письменные работы, направленные на поиск самостоятельных решений. Например, почему автор трагически завершает жизненный путь Андрея Болконского? Использует ли Толстой элементы сатиры при создании образа Наполеона?

 Возможно применение тренингов на знание текста. (См. приложение)

  Обобщающие уроки по роману имеют важное значение в совершенствовании читательских умений учащихся, развития монологической речи. Выбор структуры урока может быть разным, исходя из особенностей работы по всей теме.

  Так, рассмотрение темы «Художественные открытия Толстого и мировое значение писателя» может включать такие последовательные «шаги»:

-Особенности жанра романа (беседа с классом, тестирование).

-Приметы времени в произведениях Л.Н.Толстого (сообщения учащихся, работа в группах, творческие задания)

- Своеобразие композиции романа «Война и мир» (доклады)

- Портрет и пейзаж в романе ( работа в группах, доклады)

- Речь героев, значение диалога (беседа с классом)

- Роль Толстого в развитии жанра романа (сообщение учителя).

Завершает изучение произведения сопоставление общих тем в «Войне и мире» и романе Г Владимова «Генерал и его армия».Урок проводится в форме дискуссии. Интересно также провести аналогию в раскрытии темы родины в творчестве поэтов Ставрополья и Л.Н.Толстого.                          

Заключение

Такая структура уроков, на мой взгляд, способствует пробуждению творческого интереса к предмету, активизации мыслительной деятельности, установок нравственного поведения, пробуждает у учащихся любовь к родине, учит искренности и простоте взаимоотношений, умению ценить жизнь во всех ее проявлениях.

   Наблюдения, сделанные мной во время проведения уроков с применением групповых форм работы, тренингов и творческих заданий, позволили сделать вывод об их целесообразности, так как такие методы позволяют разнообразить уроки, делают их эмоциональными, творческими, способствуют лучшему усвоению знаний по предмету, что подтверждают результаты итоговой аттестации.

  Список использованной литературы:

  1. Лев Толстой. Собрание сочинений в 20 томах. Том 6. Война и мир. Книга 3. Издательство: Терраc. 368, 1997 г.
  2. 1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  3.  Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся

Данный материал по теме самообразования позволяет учителю понять большое значение применения ИКТ в образовательном процессе. ...

Тема: «Организация внеклассной исследовательской работы по химии как форма развития познавательного интереса учащихся»

В современных условиях введения ФГОС нового поколения одной из задач школы является  формирование исследовательских умений учащихся. Научно-исследовательская дея...

Развитие познавательного интереса учащихся во внеклассной работе по химии. Организация занятий кружка «Занимательная химия».

Использование разнообразных форм внеклассной работы по химии с целью развития познавательного интереса учащихся....

Овладение навыками применения групповой работы с целью повышения познавательного интереса учащихся

Овладение навыками применения групповой работы с целью повышения познавательного интереса учащихся...

Анализ работы с книгой на уроках русского языка и литературы для развития познавательного интереса учащихся.

В статье прописаны основные методы работы; анализ форм контроля для выявления творческих способностей учащихся....