внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Своя игра" (9 кл)
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Цыдыпова Юлия Валерьевна

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Внеклассная работа по предмету развивает интерес учащихся к изучению русского языка и литературы, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка и литературы, помогает повышать речевую культуру школьников. Форма игры развивает командный дух, внимание, сплоченность, способствует развитию эмоциональной сферы учащихся. 

Данное мероприятие было проведено в рамках недели русского языка и литературы. Получило хорошие отзывы коллег. По результатам рефлексии учащиеся были довольны,проявили внимание и интерес. Конспект внеклассного мероприятия снабжен презентацией PowerPoint. Мероприятие рассчитано на девятиклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие «Своя игра» (9 – ые классы), проведенное в рамках недели русского языка и литературы

Разработала: Цыдыпова Ю.В., учитель русского языка и литературы

Правила игры: команды в составе 5 человек поочередно выбирают вопросы из разных категорий и разной сложности. Игра состоит из двух промежуточных этапов и одного финального.

Ход игры:

  1. Приветствие команд
  2. Приветствие жюри.
  3. 1  раунд

Задания 1 раунда «О русском языке»:

Угадай слово – 10: «ПО ГРЕЧЕСКИ «ПСЕВДОС» - ЛОЖЬ, ВЫМЫСЕЛ. Поэтому, ненаучные, ложные сведения мы называем с помощью такого прилагательного».  (ПСЕВДОНАУЧНЫЙ)

Угадай слово – 20: «Это слово заимствовано в 19 веке из французского языка, в котором фраза  «EAU   DE  COLOGNE», буквально означает «вода из Кёльна». (ОДЕКОЛОН)

Угадай слово – 30: «Ономастика – это раздел науки о языке, изучающий имена собственные. Что изучает раздел ономастики – гидрономастика?» (ГИДРОНИМЫ – названия рек, озер, морей, океанов)

Разное – 10:  «Мама песню напевала, одевала дочку,

Одевала – надевала белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

Объясните разницу в лексическом значении глаголов НАДЕТЬ и ОДЕТЬ». (ОДЕТЬ  - глагол используется  в значении  одеть КОГО?  ВО  ЧТО? Например, одеть ребенка в куртку. НАДЕТЬ - глагол используется  в значении  надеть ЧТО?  НА КОГО? Например, одеть куртку на ребенка.)

Разное – 20:  «В русском языке в предложениях обычно бывает подлежащее, которое может выражаться разными частями речи. Приведите пример предложений, в которых обязательно отсутствие подлежащего-местоимения». (Это предложения, в которых сказуемые выражены повелительным наклонением глагола. Например, «Принесите мне учебник». А также все виды односоставных предложений.)

 Разное – 30:  «В русском языке достаточное количество несклоняемых существительных  (пальто, метро, пенсне, такси и т.д.). Есть ли  в русском языке несклоняемые прилагательные? Если да, то приведите примеры». (Это имена прилагательные цвета: хаки, беж, бордо;  стиля: модерн.)

Почему так? – 10: «Досуха и досрочно – наречия с приставкой ДО. Почему они имеют различные суффиксы? »  (Наречие ДОСУХА  образовалось от наречия сухо приставочно-суффиксальным способом и по правилу  в нем пишется суффикс А.
Наречие ДОСРОЧНО образовалось от прилагательного досрочный с помощью суффикса О. При написании он сохраняется.)

Почему так? – 20:  «Слово ЗАБИЯКА – общего рода. В басне Крылова «Волк на псарне» встречается слово забияка мужского рода. Из чего это можно заключить?»   (Род слова ЗАБИЯКА в контексте  можно определить по вопросу и окончанию зависимого прилагательного: «Серого забияку»)

Почему так? – 30: «В русском языке качественные прилагательные могут быть производными (умный     ум) и непроизводными (молодой). Почему относительные и притяжательные  прилагательные всегда производные? »  (Относительные и притяжательные прилагательные образуются от имен существительных, показывая их отношение к предмету, лицу, животному. Например, каменный     камень, лисий     лиса.)

Подведение итогов после 1  раунда.

  1. 2 раунд

Задания 2 раунда «Литература»:

Поэты и писатели – 10:  «Кто создан из камня, кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина.

Я -  бренная пена морская.

Какая поэтесса так заявляла о себе?» (Марина Цветаева)

Поэты и писатели – 20: «И о чем звените Вы,

В день веселый мая,

Средь некошеной травы,

Головой качая?»

Спрашивал у этих цветиков степных  А.К.Толстой.  (КОЛОКОЛЬЧИКИ)

Поэты и писатели – 30:  «Псевдоним этого писателя взят им из речной навигации, когда он работал лоцманом на реке Миссисипи. Буквально означает «2 сажени», минимальная глубина, пригодная для прохождения речных судов. »    (Марк Твен)

Праздники в литературе – 10: «Какое произведение  начинается словами: «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила.» »     (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

Праздники в литературе – 20:  «В каком произведении В.А.Жуковского упоминается праздник, который сейчас отмечают 19 января, и какой это праздник?»   (Крещение. Баллада Жуковского «Светлана»)

Праздники в литературе – 30:

«В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны…

(А.С.Пушкин)

О каком весеннем празднике идет речь?»     (Светлое Христово Воскресение – Пасха).

Задания финального раунда:

Французский писатель Стендаль         однажды сказал: «Писателю необходима такая же отвага, как солдату. Первый должен так же мало думать о критиках, как второй – О    ЧЁМ?»    ( о госпитале)

Подведение итогов после 2 раунда.

  1. Финальный раунд
  2. Подведение итогов игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры

Данная разработка включает в себя разработку урока и презентацию к нему. Материал будет полезен для закрепления изученного....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе . Игра "Эрудит-шоу" 5-7 классы

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку для 5-7 классов.Материалы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.Игру можно провести в рамках недели русского языка и лите...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе . Игра "Эрудит-шоу" 5-7 классы

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку для 5-7 классов.Материалы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.Игру можно провести в рамках недели русского языка и лите...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...


 

Комментарии

Дягилева Наталья Ивановна

Спасибо за материал. Много содержательных и интересных вопросов.