Отечественная война 1812 г.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Цель урока:

 

1. Сформировать   у   учащихся   понимание   глубоко   народного,   отечественного

характера войны 1812 года.

2.

3.Способствовать  воспитанию  у учащихся  чувства  гордости за нашу славную

историю, чувства высокого патриотизма.

4.Обобщить,   углубить  и  закрепить  полученные  знания  на  уроках  истории  и

литературы по данной теме.

5.Показать возможность интегрирования предметов истории и литературы, чтобы добиться целостного и органичного восприятия нашего классического наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Интегрированный урок.

                Литература. История. 

Тема: Отечественная война 1812 г.

Цель урока:

1. Сформировать   у   учащихся   понимание   глубоко   народного,   отечественного

характера войны 1812 года.

2.

3.Способствовать  воспитанию  у учащихся  чувства  гордости за нашу славную

историю, чувства высокого патриотизма.

4.Обобщить,   углубить  и  закрепить  полученные  знания  на  уроках  истории  и

литературы по данной теме.

5.Показать возможность интегрирования предметов истории и литературы, чтобы добиться целостного и органичного восприятия нашего классического наследия.

Оборудование урока:

1.Карта Отечественной войны 1812 года.

2.Портреты героев Отечественной войны 1812 года.                                               3.Карта-схема Бородинского сражения.        

4.Стенд «Я писал историю народа», посвященный роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

5.  Портреты Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, Д. Давыдова. Иллюстрации к стихотворению М. Ю Лермонтова «Бородино» художника О. Зотова.

Ход урока: 

1.Вводное слово учителя истории.

В начале XIX века международное положение России было крайне сложным. Участие  России  в   1805-1.807   г.г.   в   новой  антифранцузской  коалиции  было неудачным. В   1807 году АлександрI был вынужден подписать с Наполеоном Тильзитский мир. Договор с Францией наносил большой ущерб хозяйству стран. обязывал Россию присоединиться к Континентальной блокаде Англии - главного торгового партнера русских. Кроме того, Александр 1 дал согласие на образование вблизи   русских   границ   герцогства   Варшавского,   подвластного   Наполеону. Тильзитский мир не устраивал обе стороны, которые стали готовиться к новой войне. Наполеон хотел ликвидировать самостоятельность России и превратить ее в аграрный   придаток   своей   империи.   России   же   нужно   было   отстоять свою независимость и уничтожить невыгодный союз с Францией.

Предвидел ли Наполеон, начиная войну с Россией, возможность столь? сокрушительного поражения? Вряд ли Император французов верил в непобедимость своей армии. К середине 1812 года, он поставил под ружье   120 тысяч человек, около половины из них составили так называемую Большую армию? готовившуюся к русской кампании. Не забудем и об императорской гвардии, о польском    легионе    и    многочисленных    баварских,    саксонских,    австрийских, итальянских, прусских, португальских, швейцарских полках.

Была ли Россия готова к войне? Ее присоединение к континентальной блокаде
нанесло огромный ущерб отечественной торговле. Непрерывные войны истощили
казну. Успехи, достигнутые российской дипломатией перед войной, не изменили?
соотношения сил в Европе. К моменту вторжения наполеоновских войск в пределы

империи, Россия, по сути, оказалась одна, без союзников.        

Нестабильным   было   и   внутреннее   положение.   Дворянство   роптало,   столичных салонах открыто и резко осуждали политику царя. В 1812 году русская армия насчитывала около 400 тысяч человек, из них около 200 тысяч были дислоцированы на западных границах. Реально только их можно было противопоставить неприятелю. В Европе. Пожалуй, никто не сомневался, что в первом же пограничном сражении русские будут разбиты.

Вспомним и попробуем воспроизвести основные ключевые моменты Отечественной войны. Для этого проведем небольшую жеребьевку. Попрошу капитанов команд подойти ко мне и выбрать тот или иной период войны.

2.Вводное слово учителя литературы.

Я хочу напомнить вам, что когда Л.Н.Толстой издал свой роман «Война и мир» многие из бывших участников войны укоряли его в том что он будто бы обесславил героическое для России время.

Но, читая роман и обсуждая эту тему, мы с вами убедились, что именно
Толстой прославил исторический подвиг русского народа. Развенчав ложную, он
открыл подлинную героику, представил войну как будничное дело и одновременно, как испытание всех душевных сил человека и народа в момент -
напряжения.
        

Именно Лев Николаевич  утверждал,  что носителем подлинного героизма; явились рядовые. Скромные люди, такие как добродушный батальонный командир Тимохин,   забытые   историей   генералы   Дохтуров   и   Коновницын,   никогда   не! говоривший о своих подвигах, Кутузов.

В романе писатель открывает психологическую, социальную, нравственную правду истории.

Потому даже Бородинское сражение для Толстого – это столкновение нравственно правого, сильного духом, защищающего свою землю и национальное достоинство народа с преступным и потому бессильным завоевателем.

Гроза двенадцатого года. Настала кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?

А. С. Пушкин.

Карточка №1. Начальный период войны

12 июня 1812 года Великая армия Наполеона вторглась в пределы Российской империи. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек в противовес 640 тысячам французов. Против Наполеона можно было выставить только 200 тысяч солдат находящихся на западных границах, и, притом разделенных на три группы под командованием генералов Барклая де Толли, Тормасова, Багратиона. Быстрое продвижение мощной французской армии опрокинуло планы русского командования задержать ее силами армии Барклая и ударить во фланг силами Багратиона. Стратегическая обстановка требовала скорейшего соединения двух армий, а это заставляло отступать. Война приближалась к смоленской земле, и всякому, кто в те дни по ней проезжал, бросался в глаза опустелый вид деревень и сел. Оставляя заслоны против фланговых ударов, теряя солдат в результате быстрых маршей и стычек с партизанами, Великая французская армия становилась все меньше. К Смоленску под водительством Наполеона подошло только 200 тысяч.

В Смоленском сражении 4-6 августа 1812 года генералы Раевский, Дохтуров, Коновницын и Неверовский с успехом отбивали неприятеля от города. Русская армия отступила из Смоленска лишь тогда, когда город был превращен канонадой неприятеля в груду пылающих развалин. Из 2250 домов в Смоленске уцелело только 350.

Надежды Наполеона вклиниться между армиями Барклая и Багратиона, навязать им крупные сражения, поодиночке разгромить терпели неудачу.

Соединение русских армий у Смоленска - первый успех русского командования.

Покидая родные города и села, солдаты и офицеры испытывали досаду, чувство вины и угрызения совести. Они хотели сражаться с врагом , посягнувшим на их землю.

Солдаты не доверяли Барклаю де Толли, и даже говорили, что он ведет гостя в Москву. И сразу о Кутузове заговорили как о единственном человеке, способном занять пост главнокомандующего. И царю пришлось уступить. По дороге в армию, Кутузов часто повторял: « Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве». За Торжком он узнал, что Смоленск оставлен. «Ключ к Москве взят»,- огорчительно сказал Кутузов.

17 августа у села Царево Займище Кутузов прибыл в армию, встреченный общим ликованием. Офицеры поздравляли друг друга, а солдаты сложили поговорку: « Пришел Кутузов бить французов». Но, разобравшись в обстановке, он дал приказ продолжать отступление. Надо было навести порядок в армии и соединиться с подходящими резервами. При помощи решительных мер Кутузов улучшил снабжение армии, пресек мародерство, подтянул дисциплину. Большие надежды главнокомандующий возлагал на формировавшееся в Москве ополчение.

Вопросы

1.Назовите причины Отечественной войны 1812 года?

История:   1. Неразрешимые противоречия между Россией и Францией.

2.        Откровенное стремление Наполеона к мировому господству.

3.        Агрессивная внешняя политика французской империи.

4.        Нарушения условий Тильзитского мирного договора.

Литература: Лев Николаевич Толстой судит о войне с нравственной точки зрения. Он не пытается выяснить причины войны, а обнажает ее влияние на человеческую мораль.

2.Назовите причины отступления русской армии в начальный период войны?

История: 1. Численное превосходство французской армии.

  1. Разделение русской армии на три группы.
  2. Несогласованность действий русских командиров.

4.Отсталая феодальная система комплектования, содержания, обучения

и управления войсками. 5. Рекрутчина, двадцатипятилетний срок службы, муштра и палочная дисциплина унижали человеческое достоинство русских солдат.

Литература: Одной из причин отступления русской армии, по мнению героев

романа является то, что главнокомандующим русской армией был человек нерусский, и следовательно, не мог до конца понять боли за поруганную родную землю.

Карточка №2. Бородинское сражение.

Русская армия продолжала отступать. 22 августа она достигла Бородина. «Позиция, в которой я остановился, - писал Кутузов, -при деревне Бородино, в 12-ти верстах от Можайска, - одна из самых наилучших, которую только сыскать можно... Нежелательно, чтобы неприятель атаковал нас на сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе». Выбранная Кутузовым позиция была удобна для обороняющихся. Французы могли вести наступление лишь на узком участке - между Бородиным и Утицким лесом.

Весь следующий день 25 августа обе армии готовились к сражению.

—        Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.  Отчего мы под
Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами,
но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, -   и проиграли. А
сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с
поля сражения. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позициям, не содействует
общему  ходу  дел,   но   мешают  ему.   Они  заняты   только   своими   маленькими
интересами.

~ В такую минуту?

~ В такую минуту, - для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что:'стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в| том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни путали вверху. Мы  выиграем сражение завтра. Завтра, - чтобы там ни было, мы выиграем сражение. Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, что себя жалеть теперь? Солдаты, в моем батальоне, поверите ли , не стали водку пить: не такой день, говорят.

Великая тишина. царила накануне сражения над Бородинским полем. « Все безмолвствует!.. Русские с чистою безупречною совестью тихо дремлют, обжегши дымящиеся   костры.   Сторожевые   цепи   пересылают   одна   другой   протяжные отголоски. Эхо вторит им. На облачном небе изредка искрятся звезды. Так тихо и спокойно на нашей стороне

.-А.Болконский. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую минуту. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тихон и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там не разговаривали в Тильзите.

—        Он понял ту скрытую, как говорится физике, теплоту патриотизма, которая
была во всех тех людях, которых он видел, и которая объяснила ему то, зачем все
эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.

О.стойкости и героизме участников Бородинской битвы написано множество,
книг. Русские вынуждали великого полководца Наполеона бросать в огонь сражения
все новые и новые части.  Обескровленные французские войска уже не имели
достаточно сил для прорыва на левом фланге русской армии. Бой продолжался до самой ночи. В итоге неприятель понес огромные потери, а нашим войскам удалось удержать свои позиции, уступив лишь батарею Раевского.

Около 9 часов вечера французы попытались занять Семеновское, но лейб-гвардии Финляндский полк отразил это нападение.

Наполеон не рискнул использовать при. Бородино Старую гвардию, дабы не потерять свой последний резерв. Впервые ему не удалось выиграть генеральное сражение. Он потерял 58 тысяч солдат, 1600 офицеров и 47 генералов.

Кутузов планировал возобновить сражение на следующий день. Но получив сведения о потерях армии - 38 тысяч солдат, 1500 офицеров, 29 генералов изменил свое решение.

Видеоматериалы. Демонстрируется отрывок из фильма « Война и

мир», демонстрирующий Бородинское сражение.

Вопросы:

Как  вы  думаете,  кому  принадлежит  победа  в  Бородинском

сражении?

История:

Бородинское сражение - единственный в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили своей победой, имея на то основания.

Наполеон:     Французы потеряли 23% личного состава.  К вечеру 26 августа

захватили все позиции русских. Удалось сохранить 20-ти тысячный резерв. Но! Не смог    разгромить    русскую    армию,    обратить    ее    в    бегство.    Выявилась несостоятельность теории достижения победы в одном генеральном сражении. Не смог заставить русское командование просить о мире. Надломлен моральный дух армии, былая уверенность в победе, ослаблена ее наступательная сила и активность.

Кутузов:        Потери русских составили 25% личного состава. Русские войска оставили свои позиции и отступили с поля боя. Резервы практически исчерпаны. Не удалось решить главную задачу - спасти Москву. Но!  Несмотря на тяжелые потери, русская армия была спасена и могла продолжать кампанию. Ни армия, ни полководец не чувствовали себя побежденными. Пожертвовав Москвой, но не по воле Наполеона, а по своей воле, уверовав в победоносный для России исход войны без риска нового сражения за Москву.

Карточка №3. Отступление русской армии. Наполеон в Москве.

Русская армия продолжала отступать. Вслед за нею медленно продвигалось Наполеоново    войско. Кутузов понимал, что каждый шаг, приближающий его к Москве, умножает и без того огромные издержки войны, исход которой зависел прежде всего от воли к победе народа и армии, от наличия  резервов. Но казалось, что все зависело от его, Кутузова   решения; русские верили, что прославленный; полководец Москвы без боя не отдаст, и готовы были сражаться за старую столицу. Сдача Первопрестольной могла обернуться    деморализацией армии...  И все же Кутузов решился, ибо видел перед собой не только Москву, а весь гигантский театр. военных действий.

Совет в Филях 1 сентября начался с опозданием. Весть о сдаче Москвы обожгла сознание армии. В некоторых корпусах отказывались верить приказам об отступлении, в штабах говорили об измене. Войска покидали город, но солдаты считали, что их ведут через Москву, чтобы в обход атаковать неприятеля. Когда слухи о сдаче Первопрестольной подтвердились, толпы народа хлынули вслед за армией. Над опустевшим городом плыл звон колоколов...

Л.Н.Толстой на страницах романа вот как описывает эпизод защиты Кремля. «Два ружейных выстрела раздались из-под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Французский генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и тот побежал назад.

 Орудия были выдвинуты. Офицер скомандовал стрелять, и два свистящих звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади... Дым закрыл ворота.

За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицером пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека».

А ведь это - точный факт; об этом рассказывали сами французы, упоминает в своих работах и академик Тарле. Что же были это за люди? На что надеялись? Неужели всерьез думали защитить Кремль? Да нет, едва ли,: как же не понять, что им не устоять и против одной роты? Но, очевидно, такое было чувство: допустить, чтобы враг без сопротивления вошел в Кремль, в русскую святыню - нельзя. И вот это чувство повелительным своим приказом послало их туда, в ворота... Но ведь не ослепление оно, не умопомрачение. Конечно нет, это тоже - выбор.

Наполеон вошел в Москву. Император поселился в Кремле и спокойно заснул, как и положено победителю. Когда же он проснулся, то увидел за окнами страшный пожар.

О пожаре Москвы Л.Н.Толстой написал так: «Москва сгорела вследствие того, что она была поставлена в такие условия, при которых всякий деревянный город должен сгореть. Москва загорелась от трубок, от кухонь, от костров, от неряшливости неприятельских солдат, жителей - не хозяев домов. Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева. Она была сожжена жителями, но не теми, которые выехали из нее. Москва, занятая неприятелем не осталась цела как Берлин, Вена и другие города, только вследствие того, что жители ее не подносили хлеба-соли и ключей французам, а выехали из нее.

Во время пожара в Москве сгорели Гостиный двор, Московский Университет, Кудринский вдовий дом, где находились 700 раненных русских солдат. Москвы погибли в огне. Из 9158 строений погибло 6532, включая ценнейшие памятники истории и культуры: дворцы, храмы, библиотеки. В городе оставались 22,5 тысяч раненных русских, которые большей частью сгорели.

Тем временем семидесятитысячная русская армия словно растворилась; Кутузов завершил свой марш-маневр. Дойдя до Красной Пахры, он приказал арьергарду отходить на Рязань, чтобы ввести в заблуждение французов. Основная же часть армии, свернув с Рязанской дороги на Калужскую, дислоцировалась близ деревни Тарутино. Таким способом было выиграно время и пространство для решительного удара.

Прежде   чем   начинать   новое   сражение,   Кутузов   решил   дать   отдых войскам. К Тарутину стекались все новые и новые отряды ополченцев.

А Наполеон, сидя в сожженной Москве, «опалившей его лавры». Ждал, что русский царь первым заговорит о мире. Однако время шло, а парламентеры не появлялись.

Положение французских войск в Москве было незавидным. Наполеон постоянно получал депеши об исчезновении посланных за провиантом и фуражом отрядов, о не дошедшем до Москвы пополнении. Многие из его интендантов привыкли существовать за счет контрибуций, налогов и грабежей; лишившись этого источника снабжения, они не смогли правильно использовать даже те запасы, которые остались в Москве. Дисциплина падала, армия разлагалась. Однако Наполеон не спешил покидать Москву, устраивал смотры войскам.

Вопросы:

1. Наполеон провел в Москве 38 дней. За это время Кутузов поставил под ружье 60 тысяч человек, раздобыл 30 тысяч лошадей. С этих пор примерное равновесие в силах Наполеона и Кутузова нарушилось, и восстановить его уже не удалось Почему  Наполеон   медлил   с  уходом   из   Москвы,   почему бездействовал?

Наполеон' стал заложником своей теории, по которой победивший генеральном сражении, выигрывает и всю войну. Поэтому он считал себя победителем и не спешил уходить из Москвы.

Карточка №4 Полный разгром армии Наполеона.

6 октября 1812 года началась эвакуация французов из Москвы, войскам раздали
провиант на дорогу. Вечером 6 октября главная квартира армии была переведена из
Кремля к Коломенской заставе. 7 октября в 5 часов утра Наполеон покинул Москву
где еще оставался гарнизон численностью около 10 тысяч человек.
        

Получив сообщение о выводе французских войск из Москвы, Кутузов двинул навстречу неприятелю основные силы. 12 октября вблизи Малоярославца' произошло сражение, длившееся весь день - с 5 часов утра до 10 часов вечера. На рассвете движение неприятеля по Калужской дороге было остановлено. Теперь следовало понять, куда двинуться войска противника - к Калуге, Юхнову или на Можайск. Отдав приказ отступать, Наполеон выбрал разоренную Смоленскую дорогу. Начиналось бегство.  .

Через 52 дня после Бородинского сражения армия императора французов снова      подошла   к   Бородину.   Земля   была   усеяна   десятками   тысяч   трупов Потрясенные  ужасным  зрелищем,   солдаты     спешили  покинуть  это  гигантское кладбище. Они уходили, а сзади на них наседал русский авангард, за которы следовали основные силы Кутузова. Впереди ждали голод и зимняя стужа.

До Смоленска из 100 тысяч покинувших Москву французских солдат дошли 40 тысяч. Столь огромные потери некоторые историки объясняли холодами голодом. Теперь установлено, что осень стояла теплая и только под Смоленском, где Наполеон рассчитывал найти запасы провианта и дать армии отдых, начались холода. Запасов в городе не оказалось; то, что уцелело, досталось вступившей в            город императорской гвардии. Другие части остались ни с чем. За первую же ночь под Смоленском было съедено 215 строевых лошадей.

С остатками своей армии Наполеон двигался к Березине. Только военная хитрость помогла императору французов спасти остатки своей армии при переправе через Березину.

Прошло 6 месяцев с того дня, как Наполеон и его полумиллионная армия появились на берегу Немана. Теперь император покидал берег Березины...

Вопросы:

1 .Назовите причины победы русской армии.

  1. Война стала носить народный характер, весь народ поднялся на борьбу.
  2. Тактическая ошибка Наполеона.
  3. Партизанская война в тылу врага.
  4. Французская армия осталась без запасов продовольствия и фуража.
  5. Деградация французской армии, падение морального духа и дисциплины.
  6. Огромные потери армии Наполеона (30 тысяч за один месяц нахождения в Москве).
  7. Холод, голод, болезни.

2.        Кутузов после битвы у Малоярославца не хотел новых
сражений и избегал их. Почему?

История: Стратегия старого полководца была рассчитана на то, что деморализованная французская армия, отягощенная награбленным в Москве, потерявшая дисциплину, в условиях наступающих холодов. При отсутствии теплой одежды и продовольствия. При острой нехватке лошадей и фуража сама идет к своей гибели.

Литература: Л.Н.Толстой в своем романе писал: «Когда у Кутузова спросили о том, вправду ли он собирается победить Наполеона, он ответил:»Победить? Не знаю. А вот перехитрить надеюсь»».

3.        Назовите итоги и последствия войны.

История:   1 .Огромные людские потери (2 миллиона человек).

  1. В прах и пепел превращены многие города.
  2. Громадный урон понесли промышленность и сельское хозяйство.
  3. В огне Московского пожара навеки исчезли драгоценные реликвии прошлого.
  4. Огромны материальные потери (1 миллиард рублей).
  5. В тяжелом финансовом положении оказалось государство.

Литература: Л.Н.Толстой говорил:»А что такое война. Что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества. Цель войны - убийство, орудие войны - шпионство. Измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольственного снабжения армии. Обман и ложь, называемые военными хитростями.

Отечественная война в лицах.

Вводное слово учителя истории.

Те 6 месяцев 1812 года, с июня по декабрь во многом определили характер эпохи. Трагические и славные события пробудили патриотические чувства во всех слоях общества.

В Зимнем дворце находится уникальный памятник Отечественной войны 1812 года: в одном из музейных залов представлено более трехсот портретов русских военачальников и офицеров - участников Бородинской битвы.

Кутузов возглавил русскую армию в 67 лет. Для Петра Ивановича Багратиона, любимого ученика Суворова, Бородинское сражение, 151-е по счету, стало последним.

Большинство русских генералов были очень молоды: Ермолову было в 1812 году всего 34 года, Давыдову и Волконскому - по 28. Самым юным генералом в русской армии был Александр Кутайсов. Этот высокий чин смельчак получил в 22 года, а в 27 он командовал всей артиллерией на Бородинском поле, где и был убит. Останься он жить, ему бы исполнилось через несколько дней всего 28 лет.

Ученическое сообщение о А.И Кутайсове.

А.И.Кутайсов родился 30 августа 1784 года. В июле 1803 года Кутайсов был направлен во 2-й артиллерийский полк, где получил генеральское звание, а через 4 месяца - первое боевое крещение под Годымином. С прибытием Кутузова в Царево Займище Кутайсов назначается начальником артиллерии. Кутайсов всегда был в центре боя, в самом пекле. Не случайно во время представления генералов Кутузову главнокомандующий, знавший храбрость молодого Кутайсова, просил его беречь себя, помнить. Что он начальник всей русской артиллерии.

Накануне Бородинского сражения дел у Кутайсова было по горло. Он неизменно находился на позициях, лично проверяя расположение батарей, организуя доставку боеприпасов.

В день Бородина Кутайсов объезжал батареи, руководил огнем русской артиллерии. То его видели на левом фланге, откуда началась битва, то на флешах, то на командном пункте Кутузова. Перед полуднем он присоединился к генералу Ермолову, которого главнокомандующий направил на левый фланг. Обстановка там сложилась критическая. Французы подняли новые батареи и усилили артиллерийский огонь; был ранен генерал Сен-При, убит генерал Тучков. Русские отходили.

На Курганной высоте, где раньше стояла батарея Раевского, уже хозяйничали французы. Вместе с Ермоловым Кутайсов взял три конно-артиллерийские роты, атаковал высоту. Развернув орудия, которые сразу же открыли огонь, Кутайсов помчался в атаку. За ним устремились отступавшие до того пехотинцы.

Вот что писал один из очевидцев: «Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили одни других в тесных объятьях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой. Втискивая трупы в землю, упитанную кровью».

Французы отчаянно сопротивлялись, а русским пришлось штурмовать крутые скаты Курганской высоты. Через 20 минут батарея Раевского была отбита. «Юность, осанка, мужество - все соединилось в живом, бодром воине. Это был граф Кутайсов, - писал Ф.Глинка, очевидец штурма. Из двух предводителей не досчитались одного: граф Кутайсов исчез! Россия и товарищи не могли предать с

честью земле его тело, которого не доискались под грудами убитых; только верный конь прибежал к своим». Нам, к сожалению, не известны ни место гибели отважного генерала, ни обстоятельства, при которых это произошло.

Смерть начальника артиллерии отразилась на ходе сражения, ибо, обладая прекрасной памятью, Кутайсов держал в голове всю систему огня. С его гибелью многое нарушилось. Позже Кутузов писал, что если русские не добились при Бородине полного успеха, то тому причина смерть Кутайсова, ибо она «лишила армию начальника артиллерии в такой битве, где преимущественно действовали орудия».

Слово учителя.

Денис Давыдов был одним из самых популярных людей своего времени. Личность его была полна обаяния. Его любили, им восхищались, ему посвящали стихи. Его портреты писали Кипренский, Орловский, Дау.

Усач. Умом, пером остер он, как француз,

Но саблею французам страшен...

Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.

Но милым он дарит, в своих куплетах, розы:

Давыдов! Это ты, поэт и партизан!

Глинка.

Ученическое сообщение о Денисе Давыдове.

Имя Дениса Давыдова, зачинателя и вожака партизанского движения, человека беспримерной храбрости, прославленного героя Отечественной войны 1812 года, овеяно легендами.

Денис Давыдов родился в Москве 27 июля 1784 года. В 1797 году отец Дениса покупает под Москвой небольшое имение - Бородино. Денис занимается французским языком, танцами, рисованием, увлекается охотой, пишет стихи, а вечерами, при свечах зачитывается книгами по военной истории. Семнадцати лет от роду, в 1801 году, Давыдов отправился в Петербург - в кавалергардский полк; однако из-за малого роста его зачислили в гвардию с большим трудом.

В свободное время он пишет стихи. В 1806 году был отправлен в действующую армию адьютантом П.И.Багратиона.

Настал 1812 год. 8 апреля Давыдову присвоили чин подполковника с назначением его командиром первого батальона Ахтырского гусарского полка. Война началась в начале лета.

Русские войска отступали, но в тылу врага закипала народная война. Тогда Давыдов решил создать из казаков и гусар небольшие отряды и при поддержке крестьян наносить по неприятелю удары: устраивать засады, отбивать обозы с продовольствием, перехватывать курьеров.

Сразу же после Бородина русская армия стала отходить к Москве. А отряд Дениса Давыдова стал пробираться в глубокий тыл неприятеля. Уже в ходе первой операции в селе Токареве партизаны пленили 90 французов и отбили у неприятеля обоз с награбленным у крестьян имуществом и провиантом.

Дерзкие и удачные налеты гусар и казаков во главе с Давыдовым на французские гарнизоны рассеяли былые сомнения Кутузова и укрепили его веру в плодотворность   партизанской   войны.   Главнокомандующий   узаконил   действия

партизан. По его приказу в тыл врага были отправлены отряды под начальством опытных офицеров: Фигнера, Дорохова, Орлова-Денисова. С каждым днем партизанская война крепла и росла. Из отбитых у неприятеля русских пленных Давыдов формировал небольшие отряды.

После разгрома наполеоновской армии Денис Давыдов в чине генерал-майора вернулся на родину.

Последние годы жизни Дениса Давыдова были плодотворными. Он по-прежнему продолжал писать стихи, создал несколько интереснейших военно-исторических очерков.

А.С.Пушкин, горячо любивший Дениса, посвятил ему такие строки:

Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров,

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов...

Я слушаю тебя и сердцем молодею,

Мне сладок жар твоих речей.

Печальный, снова пламенею

Воспоминаньем прежних дней... Для Давыдова «жизнь была поэзией, а поэзия - жизнью, и он поэтизировал все, к чему ни

прикасался». Так писал Белинский, считавший, что Давыдов «решительно принадлежит к самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии».          

Ученики читают наизусть стихотворения Д. Давыдова «Партизан» и «Бородинское поле».

Слово учителя истории.

Событиям 1812 года посвящено много литературных произведений, немало и художественных полотен, портретов. Один из них посвящен Надежде Дуровой.

Ученическое сообщение о Надежде Дуровой.

В 1901 году ввиду приближающегося юбилея Литовского уланского полка на старом и тихом кладбище уездного города Елабуги, на могиле скончавшегося 35 лет назад однополчанина, литовцы поставили новый надгробный памятник.

Надпись на нем была по-старинному длинна и обстоятельна: «Надежда Андреевна Дурова, по повелению императора Александра корнет Александров, кавалер военного ордена. Движимая любовью к родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Спасла офицера. Награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в корнеты. Удостоилась чина штабе -ротмистра. Родилась в 1783 году, скончалась в 1866 году. Мир ее праху! Вечная память в назидание потомству ее доблестной душе!».

О Надежде Дуровой Пушкин писал, что ее судьба «так любопытна, так известна и так таинственна».

Тайна раскрылась в 1836 году - после того как А.С.Пушкин в своем журнале «Современник» напечатал отрывок из «Записок кавалерист - девицы», назвав имя Н.Дуровой.

В день своих именин, 17 сентября 1806 года, зная, что стоявший в городе казачий полк выступает в поход, Надежда решила уйти из дома и поступить на военную службу. Явившись к командиру полка, она назвалась «дворянским сыном

Александром Соколовым» и попросила разрешения уйти с полком до того места, где было бы можно поступить в части регулярной армии.

Боевое крещение Надежда Дурова получила 27 мая 1807 года в сражении под Гаутштадтом, где она спасла офицера. За этот подвиг ее наградили Георгиевским крестом.

Дурова, уходя в бой, известила отца, что жива и воюет, но не сообщила в каком полку. О военной службе корнета Александрова красноречиво рассказывает послужной список, достаточно длинный.

В 1816 году, прослужив 10 лет, Дурова вышла в отставку. Через некоторое время появились «Записки кавалерист - девицы», а затем повести «Северный ключ», «Игра судьбы» и другие.

Слово!!! учителя истории. История 1812 года наполнена не только воинскими подвигами; в ней нашлось место и повествованию о прекрасной любви. Любовь и скорбь слились воедино в судьбе Маргариты Тучковой.

Ученическое сообщение о Маргарите Тучковой.

Шестнадцатилетняя Маргарита Нарышкина вышла замуж; ее надежды на семейное счастье, однако, не оправдались. Муж оказался картежником и кутилой. Как-то в ее доме появился Александр Тучков. Современники писали, что редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетались в такой гармонии, как в молодом Тучкове.

Вскоре семейные неурядицы Маргариты вылились в развод. К разведенной жене посватался Тучков, но мать Маргариты отказалась наотрез: «Ей ли о новом замужестве думать?» Родительская воля и отъезд Александра за границу разлучили их.

Однажды Маргарита получила большой конверт. На голубом   листе были стихи, написанные по-французски; каждая строфа заканчивалась словами: Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!

Однако прошли еще 4 года, прежде чем они поженились. Маргарите было 25 лет, Александру - 29. Женам русских генералов разрешалось следовать за мужьями фронтовыми дорогами, но лишь немногие пользовались этой возможностью...

После долгих переходов Маргарита падала от усталости на руки мужа. Но деятельный характер помогал ей переносить тяготы. Она научилась видеть смерть, перевязывать раненых, ухаживать за ними

Однажды среди ночи Маргарита проснулась от страшного сна. Во всю ширь темного неба наливались кровью буквы, складываясь в одно незнакомое слово: «Бородино». Она разбудила мужа. «Бородино? Право не знаю. Наверное, это где-то в Италии».

Перед самым вторжением французов Тучков решил уйти в отставку. Маленький сын, любимая жена - втроем они хотели поселиться подальше от шумной столицы, заняться хозяйством, чтением любимых книг. Но все сложилось иначе.        ... На бородинском поле роты Ревельского полка редели на глазах; казалось, не было силы, способной поднять людей в контратаку. Александр схватил древкознамени, обернулся к своим пехотинцам: «Трусите, ребята? Так я один пойду». За ним, конечно, двинулись в атаку солдаты. На их руки упал Тучков...

Оставив сына родственникам, Маргарита поехала разыскивать тело убитого мужа. Двое суток искала она Александра на Бородинском поле - в этой могиле семидесяти тысяч человек. Из письма генерала Коновницына она примерно знала место, где погиб муж - Семеновский редут.

Тело не нашлось. Маргарита вернулась домой - и продолжала верить в что Александр не погиб. Ей казалось, что муж вот-вот вернется. Родные опасались за ее рассудок.

Сын подрастал и делался все более похожим на отца. Они расставались только тогда, когда тоска вела вдову на землю, где погиб Александр. Скоро на краю Бородинского поля выросла сторожка. Маргарита жила там наездами. Она сделалась первой хранительницей памятного для истории России места. В 1820.:; году, распродав драгоценности, вдова поставила на месте гибели мужа небольшой храм Спаса Нерукотворного. Туда потянулись вдовы из всех российских губерний помолиться за убиенных мужей.

Судьба    уготовила   Маргарите    еще    один    страшный    удар:    умер
пятнадцатилетний  Николенька,   ее  любимый  сын.   Мать  похоронила  сына
сводами Спаса Нерукотворного. Весь огромный мир сосредоточился для нее теперь
на бородинской земле.
        Постепенно сторожка Маргариты сделалась центром притяжения для тех, кто искал утешения. Положив свое состояние на возведение жилищ для вдов
бородинских героев, матушка Мария - та, что когда-то звалась Маргаритой
Тучковой- с энергией отдалась устройству нового женского монастыря.
        ;

Игуменья  Мария  умерла  ранней     весной...   Складывая  на груд
умершей руки, монахиня, солдатская вдова обнаружила в холодеющих пальцах листок   бумаги   с   истертыми   краями.   Развернула,   но   ничего   не   поняла   во
французских буквах...
        

Слово учителя литературы.

Мы   составили   свою   галерею   портретов   только   из   нескольких!   исторических  личностей,   но  это  люди,   составившие  гордость  русской нации. Фамилии этих героев и еще сотен других вы встретите на страницах романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Они наша история, наша гордость. Бородинское сражение –  кульминация романа «Война и Мир», т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Защиту вопроса группа проводит по следующему плану:

–  Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение описано глазами Пьера?

–  Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом нахвалится хотят»

–  Как объяснить, что в Бородинском сражении участвует Долохов?

–  Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) уверены в победе?

–  Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить?  

–  Покажите как «по солнцу и под солнцем» проходит сцена боя.

–  Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского?

–  Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка князя Андрея. Героизм и мужество участников сражения.

–  Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою?

 Сообщение учащихся.

        Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой выводит в роман план сражения. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова, т.к. Пьер ничего непонимающий в военном деле воспринимает войну с психологической точки зрения, и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Сцены, рисующие настроение русских накануне боя:

 Встреча Пьера под Можайском с обозом раненых и мужиками-ополченцами (глава XX); Настроение князя Андрея, Тимохин , и их солдат. (глава 24-25). Эти главы объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Все говорит о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: «…Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». (ч.II, гл. 25). Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

        И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. «Я бы не брал пленных… Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, сейчас призывает к жестокой расправе над врагом. «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения. Война должна идти не по правилам фехтовального искусства, скажет далее Толстой (t.IV, ч. Ш, гл.1). Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война - это «самое гадкое дело в жизни». (т. Ш, ч. Ш, гл.25), завершает автор устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

Сообщение учащегося

Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’empereur» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве» (т. Ш, ч. Ш гл.28). Для самого Наполеона будущее сражение — большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы — войска.

Пейзажи играют значительную роль в описании сражения (т. Ш, ч. П, гл.30-39): утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов; солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко — в середине сражения; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте.... Опомнитесь. Что вы делаете? На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя.

Сообщение учащегося

Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; все время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости, выносливости. И Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов. «Солдатом быть, просто солдатом...» - думает Пьер потом. Научиться «сопрягать» свою жизнь с их жизнью. Мучаясь от того, что кровавость битвы испугала его, Пьер опять мыслью обращается к солдатам. «А они... они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают». «Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека?» (т. Ш, ч. Ш, гл.9)

Сообщение учащегося

Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть, и не были исполняемы» (гл.35), т.к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бессильно. А Кутузов следит только за духом войску и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении и т.д.

Слово учителя

Л. Н. Толстой утверждает:

Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия. Ц эта достигалась, во-первых, сама собою, так как французы беж и потому следовало только не останавливать это движение. Во-вторых, цель эта достигалась действиями народной войны,  уничтожав французов, и, в-третьих, тем, что большая русская армия шла следом за французами, готовая употребить силу в случае остановки движения французов.

Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущее животное. И опытный погонщик знал, что самое выгодное держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное.

Лирическая пятиминутка

        Ученики читают стихотворение М. Ю. Лермонтова – «Бородино»

 Д. Давыдова – «Бородинское поле», «Партизан»

Блиц-опрос:

Сл. Учителя литературы: А сейчас мы свами попробуем в игровой форме проверить и закрепить полученные знания и по истории, и по литературе.

Блиц-опрос:        

1.        В 1812 году создание народного ополчения, партизанского движения было

узаконено ... / Александр, 6 июля/

  1. Куда приехал император Александр для приготовления к войне?   / Вильно./
  2. Назовите дату Бородинского сражения.    / 26 августа./
  3. Какого великого полководца называли святым?    / Кутузова. /

5.    Кто командовал русской армией в начале Отечественной войны? /Барклай де
Толли./ умер отец Андрея Болконского? /Богучарово./
;

7.        Назовите имена казачьих атаманов, возглавивших русскую кавалерию. / Уваров
Платов./
        

  1. При каком полку находился Александр I?   /Барклая де Толли/
  2. Сколько человек потеряла французская армия за месяц пребывания в Москве? /30 тысяч человек./
  3. Где находился полк Андрея Болконского во время Бородинского сражения? /В резерве/
  4. Назовите деревню, где проходил военный совет. /Фили./
  5. На  какой  фланг  стремился  попасть  Пьер  Безухов  во  время  Бородинского сражения? /Правый./
  6. Где похоронен Кутузов? /В Казанском соборе в Санкт-Петербурге./
  7. Кого из партизан Отечественной войны вы знаете? / Давыдов, Фигнер, Кожина, Сеславин и другие./
  8. Назовите фамилию самого молодого генерала, погибшего на Бородинском поде. /Кутайсов./
  9. Сколько лет было Кутузову, когда он возглавил армию в Отечественной войне? /67 лет./
  10. Как называются земляные укрепления, использовавшиеся на Бородинском поле? /Флеши./

18.0 ком говорили, что он ведет гостя в Москву? /О Барклае де Толлию/

  1. Когда был издан царский манифест об окончании Отечественной войны?   /23 декабря./
  2. Кому очень хотела помогать Наташа Ростова, когда началась Отечественная война? /Раненным./
  3. Где и когда произошло сражение, заставившее Наполеона отступить по Старой Смоленской дороге? /12 октября, под Малоярославцем./
  4. Назовите имя кавалерист-девицы. /Надежда Дурова./
  5. Назовите   характер    Отечественной   войны    1812    года.       /Справедливый, освободительный, народный. /

Конкурс «Кому принадлежат слова?»

I.        «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в
царстве моем»  /Александр1 /

7.        «Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться не на кого». /Кутузов./

  1. «Получил я их от Бога. А отдаю Родине». /Ростопчин./
  2. «Дрожание моей левой икры есть признак великий». /Наполеон./
  3. «Я сделаю из России вторую Испанию». /Александр I/

11.«Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки». /Кутузов./
12.«Под Москвой русские стяжали право быть непобедимыми». /Наполеон./
13.«Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать». /Кутузов./

14. «Ключ к Москве взят». /Кутузов./

15.«Вино откупорено,  надо его  выпить и шахматы  поставлены,  игра начнется

завтра». /Наполеон./

16. «Вот башни полудикие Москвы Перед тобой в венцах из злата, Горят на солнце, но увы! То солнце твоего заката».

17.«Что за люди! Это скифы! Чтобы причинить мне временное зло, они разрушают

созидание веков». /Наполеон./ 18.«Пока будет существовать армия, до тех пор останется еще надежда с честью

окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия

была бы потеряна». /Кутузов./ 19. «Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в

Москве». /Кутузов./

Задание с картой.

Каждая группа получает контурную карту, в которой нужно нанести все значки

Бородинского сражения. Задание следует выполнить на скорость. Побеждает та

группа, которая правильнее и быстрее выполнит задание.

/ Карта прилагается./

Литературная викторина: «Узнай предмет периода Отечественной войны 1812 года».

Побеждает   та   группа,   которая   быстрее   и   правильнее      назовет   наибольшее количество предметов.

Задание.  Расположите  в  хронологической  последовательности события Отечественной войны 1812 года.

1.        Тарутинский маневр.

2.        Переправа французских войск через Березину.

  1. Бородинское сражение.
  2. Битва за Смоленск.
  3. Военный совет в Филях..
  4. Уход французских войск из Москвы.
  5. Переправа французских войск через реку Неман.

Подведение итогов.  Определение исторического значения Отечественной войны 1812 года.

  1. Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 года.        
  2. Армия Наполеона была разгромлена и изгнана.        

3.        В   борьбе   с   врагом  тесно   сплотилось      население   центральных  губерний,
составлявшее ядро русской нации.

  1. Ускорился сложный и длительный процесс консолидации русской нации.
  2. Теснее сблизились с ней и другие народы России.

6.        Жертвенная роль Москвы еще более возвысила ее значение как духовного центра
России.

7.        В   самом   названии   Отечественная   война  подчеркивается   ее  общественный,
народный характер.

  1. Русское общество взяло дело защиты Отечества в свои руки, как во времена Минина и Пожарского.        
  2. 1812 год наложил яркий отпечаток    на творчество Пушкина, Лермонтова и многих других писателей и художников. На ее преданиях выросли Герцен и Огарев.

11.В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла свою независимость и

территориальную целостность.

12.Возрос международный авторитет России.

13.Война с французами вызвала среди всех слоев населения прилив патриотических чувств.

14. Борьба с Наполеоновским нашествием вызвала рост национального самосознания.

15.Неоднократно на страницах романа «Война и мир» высказывается мысль, что в 1812 году в России произошло «естественное чудо» и чудо это единение всего народа, всех русских людей: дворян и крепостных, военных и штатских, стариков и детей, женщин и мужчин перед лицом общего врага. Толстой считал, что и изгнание Наполеона произошло именно благодаря объединению всех русских сил, и, в первую очередь нравственных сил России.

16.Л.Н.Толстоой. «Дубина народной войны поднялась и опустилась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Демонстрируется отрывок из кинофильма «Война и мир». Режиссер – Сергей Бондарчук.

Заключительное слово учителя истории.

Заключительное слово учителя литературы.

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....