Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение "Парус".
план-конспект урока по литературе по теме

Тебенькова Любовь Михайловна

Изучение стихитворения на уроке литературы в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.yu_.lermontov.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная   школа VII вида № 39

М. Ю. Лермонтов

«Парус»

                                                       Автор:  Тебенькова  Любовь  Михайловна

                                                                     Педагог школы № 39

                                                       

426009, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Парковая, 18

Тел. 68 – 22 – 82, т/факс 68 – 23 – 55

М. Ю. Лермонтов «Парус».

Целъ урока: познакомить учащихся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус».

Задачи: Формировать навыки аналитического чтения.

              Совершенствовать навыки выразительного чтения.

              Воспитывать желание самостоятельно обращаться к поэзии М. Ю. Лермонтова.

Оборудование:

слайды (портрет М. Ю. Лермонтова, Сенатская площадь, казнь декабристов);

фонограмма (шум моря, чтение стихотворения «Парус»)

картины «Парус» (спокойное и бушующее море, анимация)

романс А. Е. Варламова «Парус»

  1. Организационный момент.

         Мы сейчас плывём  по морю,                                                    Поглядите, чайки важно (ходьба)

         И резвимся на просторе (плавательные движения рук).        Ходят по морскому пляжу.

         А над морем чайки кружат.                                                       Сядьте, дети, на песок,

         Полетим за ними дружно (машут руками).                              Начинается урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Ученики представляют презентацию о жизни и творчестве великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Оценки  выступающим выставляют учащиеся поднятием:

Зелёный круг – отлично. Жёлтый – хорошо. Красный – плохо.

Попросить нескольких учеников обосновать, почему они подняли круг этого цвета.

  1. Знакомство со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус».

           М. Ю. Лермонтову было 18 лет (показ слайда – портрета), когда он из Москвы переезжает в Петербург. В один из первых дней он приходит на Сенатскую площадь (показ слайда).  Долго стоит.  Здесь, на Сенатской площади было разгромлено восстание декабристов: 5 человек повесили, 120 – отправили на каторгу  (показ слайда).   Таким жестоким было наказание тем, кто думал о свободе для народа.  Даже в разговорах нельзя было упоминать имена декабристов - мятежников. Родным было запрещено носить по ним траур.  Царь боялся разговоров о свободе, равенстве. Люди боялись ссылок, тюрьмы. Россия погрузилась во мрак реакции.

              Постояв на Сенатской площади, Лермонтов идет по набережной Невы в сторону морского залива. Он впервые увидел морской простор, остановился, очарованный им, и долго смотрел вдаль. Что же он там увидел?

Звучит фонограмма: звук морского прибоя, плеск воды.

Детям предлагается глазами следить за точкой, которая рисует (рисует силуэт парусника).  Учащиеся называют, что это парусник.  Появляется слайд  «Парус».  Эту картину нарисовал М. Ю. Лермонтов. В голове у него появляются строчки стихотворения.

Звучит фонограмма стихотворения  «Парус».

Можно ли сказать, что в стихотворении говорится о том, что изображено на этой картине?

  1. Физкультурная минутка и речевая разминка.  Начинаем  шепотом, потом всё громче и громче, в конце – громко.  С движениями выполняем:

Сядем в лодку,                                            Подует ветер (глубокий вдох и на выдохе: у-у-у…),

Поднимем парус.                                        Завоет грозно (на выдохе:  ш - ш - ш…),

Навстречу солнцу                                       А нам – не страшно,

Плывём отважно.                                        Ведь мы – команда!

  1. Читаем стихотворение по книге.

Находим ключевые слова, разбираем их лексическое значение:

парус одинокий, ищет в стране далёкой, кинул в краю родном; он счастья не ищет, не от счастья бежит; он мятежный, просит бури.

1 группа подчеркивает одиночество паруса «парус одинокий».

Разбираем значение эпитета «одинокий». Так можно сказать не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.  Предполагаем, что это стихотворение о самом авторе.

- Почему возможно такое предположение?

2 группа - его мятежность, стремление к борьбе.

Давайте посмотрим по словарю значение слова «мятежный».

 Работа в группах с Толковым словарём  С. И. Ожегова:

  1.  – причастный к мятежу;
  2. – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.

Делаем вывод, что жизнь, окружающая поэта, его не устраивает. Ему хочется другой деятельной жизни.  И, возможно, под парусом он подразумевает себя. Поэт воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.

Прочитаем строки 1 и 2 строфы. Сравним настроение.

1 группа: море - «в тумане, голубое », значит спокойное, ласковое.  Настроение радости, движения, света, жизни ( слайд  «Парус» - море спокойное).

2 группа: во 2 строфе начинают играть волны, «ветер свищет», есть намек на бурю.  Настроение безрадостное.  Грусть, потеря, жажда бури и покоя одновременно.

( слайд  «Парус» - бушующее море).

Находим и разбираем художественные средства выразительности:

Эпитеты – одинокий, далекий, родной, мятежный.

Аллитерация – играют волны – ветер свищет.

Повтор согласных звуков воссоздаёт шум ветра.

Олицетворение – ветер свищет, играют волны, просит бури.

Повтор – он счастья не ищет – и не от счастья бежит.

Вспомните, кем был М. Ю. Лермонтов по рождению? Он был дворянином, внуком богатой помещицы.  Круг его знакомых и родных – богатые, обеспеченные люди. Лермонтов  видел, что они думают только о своём благополучии, они напуганы участью мятежников – декабристов, они боятся борьбы. Делаем вывод:

Поэт был неудовлетворён жизнью, окружающей его. Ему  хочется другой деятельной жизни, поэтому стихотворение не просто о человеке, а самом авторе. И, возможно, под парусом он подразумевает себя.  Он – одинок. Герой отвергает покой, отсутствие движения. Парус – побуждение к действию, борьбе, право человека на свободу, выбор.

Читаем стихотворение  с экрана.

Сначала идёт полный текст, затем верхняя половина букв закрывается. Текст читаем по половинчатым буквам.

VI.      Предлагаю послушать романс А. Е. Варламова «Парус» и ответить на вопрос, каким представили себе парус, слушая этот романс?

- Гордым, одиноким и др.    (слайд - анимация)

- И в романсе звучит протест против покоя, равнодушия, звучит желание жить, бороться, действовать.

VII.      Итог. В стихотворении отражаются мысли, чувства поэта. Даже если мы ничего не знали о человеке, написавшем «Парус», и об обстоятельствах, в которых оно было создано, мы всё равно увидели бы в нём судьбу, характер и душу человека, создавшего его.

- Мы разделяем восхищение отвагой, которой наделён парус. Лучшие люди нашей страны всегда стремились принести своей жизнью пользу стране, Родине. Такими были декабристы. Наш народ помнит их, потому что они думали о народе, об улучшении его судьбы. Таким же человеком был и сам Лермонтов, жаждущий борьбы.

Дети поднимают карточки (у каждого ребёнка  их три) :

!

Было интересно, всё понял

?

Было интересно, но понял не всё  

          Было не интересно, многое не понял

        Прошу нескольких человек объяснить выбор карточки.

        VIII.      Домашнее задание:

         Выучить стихотворение, нарисовать к нему иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество

Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....

Пятигорск и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Презентация была составлена в целях ознакомления детей с Лермонтовскими местами на Кавказе. Перед совместной поездкой в Пятигорск необходимо было провести виртуальное путешествие и знакомство с поэтом...

Михаил Юрьевич Лермонтов

Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы - необыкновенно развитое самосознание, цельность и глубина нра...

Методическая разработка урока. "Михаил Юрьевич Лермонтов". Урок литературы. 8 класс

Цель урока: Обучающая:Øпрививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова;Øнацелить детей на понимание основных тем творчества по...

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Урок 1.

Урок чтения и развития речи по теме "Бородино. М. Ю. Лермонтов." рекомендован для учащихся 7 класса cпециальной коррекционной школы VIII вида....

Презентация Михаил Юрьевич Лермонтов Биографические сведения. Детство. Первая любовь. Картины Лермонтова.

В презентации представлены биографические сведения о детских, юношеских годах Михаила Лермонтова. Также представлены картины Лермонтова, отражающие мировоззрение поэта....

Михаил Юрьевич Лермонтов

Презентация содержит иллюстрации к биографии М.Ю. Лермонтова...