Рабочая программа учебного курса "Литература 9 класс"
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Шестопалова Нина Петровна

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004)  в соответствии с программой        «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень)» под редакцией В.Я Коровиной, (Москва, «Просвещение»,2010г.)                                                            

Уровень программы – базовый, составлена для учащихся 9 классов общеобразовательной  школы.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_literatura_9_klass_korovina_v.doc406.5 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Дата

Вид урока

Тема  урока

Содержание урока

Основные

компетенции

Произведения для заучивания наизусть

П

Ф

1

Беседа.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

  1. Роль литературы в духовной жизни  человека.
  2. Шедевры родной литературы.
  3. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Знать  о литературе как искусстве слова, самосознании народа, воплощении героической биографии Родины, о специфике художественного отображения действительности.

Уметь конспектировать  статью из учебника, высказываться на научную тему.

2

Лекция. Беседа.

Литература Древней Руси.

«Слово о полку Игореве»

  1. Самобытный характер

древнерусской литературы.

  1. Богатство  и разнообразие жанров

литературы Древней Руси.

  1. «Слово о полку Игореве»

- величайший памятник древнерусской литературы.

4. История открытия памятника.

5. Русская история в «Слове…»

Знать характеристику древнерусской литературы,  историческую основу «Слова», историю открытия памятника.

Уметь  определять жанр, составлять связный ответ на вопрос.

НАИЗУСТЬ: «Вступление» или «Плач Ярославны»

3

Практикум

Художественные особенности «Слова о полку игореве».

  1. Художественные особенности

«Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

  1. Проблема авторств «Слова…».
  2. Подготовка к домашнему сочинению.

Знать художественные особенности памятника, авторское отношение  к происходящему в «Слове»,  роль изобразительно-выразительных средств

Уметь находить  нужную информацию об отношении автора к происходящему  в произведении, создавать  связный устный текст.

4

Лекция

Общая характеристика русской литературы 18 века.

  1. Общая характеристика русской литературы 18 века.
  2. Классицизм в русском  и мировом искусстве.
  3. Особенности русского классицизма.
  4. Гражданский пафос русского классицизма.

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь определять принадлежность произведения к классицизму.

5

Лекция. практикум

М.В. Ломоносов: слово о поэте и учёном

  1. М.В. Ломоносов – поэт, учёный.
  2. М.В. Ломоносов  -реформатор

русского языка и системы стихосложения.

  1. «Вечернее размышление о

Божием величестве при случае великого северного сияния»:особенности содержания и формы произведения.

Знать о роли Ломоносова в развитии русской литературе и языкознании; новаторство М. Ломоносова как поэта.

НАИЗУСТЬ: отрывок из «Вечернего размышления…» (по выбору)

6

Беседа

М.В. Ломоносов.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

  1. «Ода на день восшествия на

Всероссийский престол ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

  1. Ода как жанр лирической

поэзии.

  1. Прославление Родины, мира,

науки и просвещения  в произведениях М.В. Ломоносова.

Знать, как просветительские взгляды и патриотизм отражаются в лирике М. Ломоносова

Уметь  работать с художественным текстом, производить анализ лирического  произведения.

7

Урок внеклассного чтения

Г.Р. Державин.

Слово о поэте-философе.

  1. Знакомство  с личностью

Державина.

  1. Основные темы лирики.
  2. Идеи просвещения и

гуманизма в лирике Державина.

  1. Обличение несправедливости в

стихотворении «Властителям и судиям».

  1. Высокий слог и ораторские

интонации стихотворения.

Знать биографию писателя, основные темы лирики и поэтическое новаторство

Державина.

Уметь  работать с художественным текстом, производить анализ лирического  произведения

НАИЗУСТЬ: «Властителям и судиям»  или «Памятник»

8

Практикум

Г.Р. Державин.

Тема поэта и поэзии в лирике Державина.

  1. Тема поэта и поэзии в лирике

Державина.

  1. «Памятник»: оценка в

стихотворении собственного поэтического новаторства

  1. Мысль о бессмертии поэта.
  2. Традиции и новаторство в

творчестве Державина.

Знать  основные темы лирики и поэтическое новаторство Державина.

Уметь  работать с художественным текстом, производить анализ лирического  произведения

9

Рассказ учителя.

Беседа

А.Н. Радищев Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву»

  1. А.Н. Радищев Слово о

писателе.

  1. «Путешествие из Петербурга в

Москву».(главы).

  1. Изображение российской

действительности.

  1. Критика крепостничества.
  2. Обличительный пафос

произведения.

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,.

10

Практикум

А.Н. Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву»

  1. Идейное  и художественное

своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву .

  1. Понятие о жанре путешествии и его художественном наполнении.

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,.

11

Лекция

Н.М. Карамзин Слово о писателе и историке

1. Слово о писателе и историке.

2. Понятие о сентиментализме.

3. «Осень» как произведение сентиментализма.

4. «Бедная Лиза»: внимание писателя к внутренней жизни человека.

5. Утверждение общечеловеческих ценностей.

 Знать о языке повести, о конфликте между любовным чувством и нравственными традициями.

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.

12

Практикум

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

1. «Бедная Лиза»  - произведение сентиментализма.

2. Новые черты русской литературы

Знать содержание повести.

Уметь находить черты сентиментализма, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.

13

Урок развития речи

Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»

14

Лекция

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века.

  1. Общая характеристика русской

и мировой литературы 19 века.

  1. Понятие о романтизме и

реализме.

  1. Поэзия, проза и драматургия

19 века.

  1. Русская критика,

публицистика, мемуарная литература.

Знать  определения понятия  «Золотой век» русской литературы, о двух способах изображения жизни в литературе.  основные черты романтизма  и реализма как литературного направления.

Уметь делать записи конспекта в тетрадь, владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания.

15

Лекция. Практикум

Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).  «Море»

1. Романтическая лирика начала 19 века.

 2. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

 3. «Море»: романтический образ моря.

4.  «Невыразимое»: границы выразимого  в слове и чувстве.

4. Возможности поэтического языка.

5. Отношение романтика к слову.

6. Обучение  анализу лирического стихотворения

Знать родоначальников  романтизма в русской литературе (творчество Жуковского «Светлана») и реализма, определение жанра баллады.

Уметь находить черты романтизма, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.

16

Беседа. практикум

В.А. Жуковский. «Светлана»

1. Особенности жанра баллады.

2.Жанр баллады в творчестве  Жуковского:

3. Нравственный мир героини баллады как средоточие народного духа и христианской веры.

4. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в бога и не  поддавшейся губительным чарам.

5. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика образы-символы

Знать родоначальников  романтизма в русской литературе (творчество Жуковского «Светлана») и реализма, определение жанра баллады.

Уметь находить черты романтизма, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.

17

Лекция

А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.

.1. Личность и судьба драматурга.

2. Знакомство  с личностью  писателя и его временем.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Грибоедова.

Уметь записывать лекцию.

18

Беседа

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Обзор содержания

1.Обзор содержания.

2. Картина нравов.

3. Особенности композиции комедии.

Знать теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь составлять речевую характеристику героев.

19

Беседа

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Фамусовская Москва в комедии

  1. Фамусовская Москва в комедии
  2. Галерея живых типов и острая

сатира.

Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии.

Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, выявлять авторскую позицию, строить связное устное высказывание на тему

20

Беседа

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Фамусовская Москва в комедии

  1. Фамусовская Москва в комедии.
  2. Галерея живых типов и острая

сатира.

Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии.

Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, выявлять авторскую позицию, строить связное устное высказывание на тему

21

Беседа

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий в системе образов

  1. Чацкий в системе образов
  2. Сравнительная характеристика персонажей.

Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии.

Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, в том числе речевую

НАИЗУСТЬ: один из монологов Чацкого

22

Беседа

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий в системе образов

  1. Чацкий в системе образов.
  2. Общечеловеческое звучание

образов персонажей.

Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии.

Уметь  выявлять авторскую позицию, строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники - единомышленники?».

23

Урок развития речи

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Язык комедии

  1. Язык комедии Грибоедова.
  2. Преодоление канонов

классицизма в комедии.

  1. Обучение анализу эпизода

драматического произведения.

Знать содержание комедии, знать мнения А. С. Пушкина  о Чацком

Уметь сопоставлять эпизоды, владеть театральной лексикой,  определить идейно-композиционную роль бала  в комедии; работать с критической статьёй.

24

Урок развития речи

А.С. Грибоедов «Горе от ума»  Критика о комедии:   И.А.- Гончаров «Мильон терзаний»    Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

25

Лекция.

Беседа

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество

1. Жизнь и творчество.

2. А.С. Пушкин  в восприятии современного читателя.

3. Лицейская лирика.

4. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

        

Знать взгляды А. С. Пушкина и  основные этапы его жизни и творчества, тематику и жанровое своеобразие творчества.

Уметь анализировать стихотворное  произведение  с точки зрения  жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

НАИЗУСТЬ: «К Чаадаеву», «Анчар», «Пророк», «Мадонна», «Я Вас любил» ( 2 по выбору)

26

Беседа

А.С. Пушкин.  Лирика петербургского периода

1.  Лирика петербургского периода.

2. «К Чаадаеву»: проблема свободы, служения Родине.

4. Тема свободы и власти в лирике Пушкина:  «К морю»,  «Анчар».

Знать, что свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.

Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

.

27

Семинар

А.С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике

1. Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина.

2. Одухотворённость, чистота, чувство любви в стихотворениях: «На холмах  Грузии…»,  « Я Вас любил…»

4. Адресаты любовной лирики поэта.

Знать адресаты пушкинской любовной лирики, историю создания стихотворений.

Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

28

Практикум

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии

1. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

2 . Раздумья о смысле жизни, о поэзии:   «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Бесы».

3. Обучение анализу одного стихотворения.

Знать взгляды А.С. Пушкина на тему творчества.        

Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

29

Урок контроля

А.С. Пушкин. Контрольная работа  по романтической лирике начала 19 века

30

Урок внеклассного чтения

А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма

1. «Цыганы» как романтическая поэма.

2. Герои поэмы.

3. Противоречие двух миров: цивилизованного, европейского  и естественного.

4. Индивидуалистический характер Алеко.

5. Романтический колорит поэмы.

Знать сущность философских взглядов поэта,  

Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.,

особые формы    метафоризации стихотворений Пушкина.

Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

31

Лекция

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»  История создания, замысел и композиция

1. История создания.

2. Замысел и композиция романа.

3. Сюжет.

4. Жанр романа в стихах.

5. Система образов.

6. Онегинская строфа.

Знать теоретико-литературные определения, жанровые  и композиционные  особенности стихотворного романа., историю   создания романа, замысел  и особенности композиции  романа.

Уметь владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания

32

Беседа

А.С. Пушкин.  Роман «Евгений Онегин»  Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского  

1. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

2.   Трагические итоги жизненного пути

Знать индивидуальные и типические черты  образа Онегина.

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа,  давать характеристику  героя.

33

Беседа

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»  Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина

1. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.

2. Татьяна и Ольга

Знать индивидуальные и типические черты  образа  Татьяны  Лариной,  содержание произведения.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа  составлять вопросы по теме урока

34

Практикум

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»  Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

1. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

2. Анализ  двух писем.

 

Знать основное содержание романа

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать

НАИЗУСТЬ: одно из писем  по выбору

35

Беседа

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»  Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1.  Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Знать основное содержание романа

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений,  составлять вопросы по теме урока

36

Семинар

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»  как энциклопедия русской жизни

1. Роман «Евгений Онегин»  как энциклопедия русской жизни.

2. Пушкинская эпоха в романе.

3. Реализм романа.

Знать теоретико-литературные определения, жанровые  и композиционные  особенности стихотворного романа., историю   создания романа, замысел  и особенности композиции  романа.

Уметь владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, выразительно читать поэтические тексты.

37

Урок развития речи

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Пушкинский роман в зеркале критики. В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский. Подготовка к сочинению по роману.

38

Урок внеклассного чтения

А.С. Пушкин  «Моцарт и Сальери»

        

  1. «Моцарт и Сальери»: проблема

«гения и злодейства».

  1. Два типа мировосприятия

персонажей трагедии.

  1. Нравственные  позиции героев

в сфере творчества.

Знать основное содержание произведения: нравственные позиции героев, два типа мировосприятия персонажей трагедии

Уметь владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, выразительно читать поэтические тексты

39

Лекция. Беседа

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

1. Жизнь и творчество поэта.

2. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта.

«Нет, я не Байрон, я другой…»

«Молитва»

 «Парус»

 «И скучно и грустно…»

Знать основные этапы жизни и творчества Лермонтова, жанры и тематику его творчества, основные мотивы лирики.

Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы),  интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые слова.

НАИЗУСТЬ: «Смерть поэта», «И скучно и грустно…»,

«Родина», «Пророк», «Молитва» (2 по выбору)

40

Практикум

М.Ю. Лермонтов.

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

  1. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова:

«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу, хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

Знать особенности лирики Лермонтова и идеи тематики его произведений.

Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии., выразительно читать стихи.

41

Практикум

М.Ю. Лермонтов.

Адресаты любовной лирики и послания к ним

  1. Адресаты любовной лирики и послания к ним:

«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

Знать особенности любовной и дружеской лирики Лермонтова,  содержание произведений.

Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы), интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые слова.

42

Семинар

М.Ю. Лермонтов.

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

  1. Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказанье».
  2. Тема России и её своеобразие: «Родина».
  3. Характер лирического героя и его поэзии

Знать образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа.

Уметь владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания

43

Лекция

М.Ю. Лермонтов.

«Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе

  1. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе , роман о незаурядной личности.
  2. Обзор содержания.
  3. Сложность композиции.
  4. Век М.Ю. Лермонтова в романе.

Знать этапы духовных исканий главного героя;  содержание произведения, его проблематику и конфликт.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования), пересказывать и анализировать эпизоды

44

Беседа

М.Ю. Лермонтов.

«Герой нашего времени» Печорин как представитель «портрета поколения»

  1. Печорин как представитель «портрета поколения».
  2. Главные и второстепенные герои.
  3. Загадки образа Печорина в главах «Бела», «Максим Максимыч».
  4. «Печорин -  самый любимый предмет своих наблюдений»

Знать этапы духовных исканий главного героя;  содержание произведения, его проблематику и конфликт.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования), пересказывать и анализировать эпизоды

45

Беседа

М.Ю. Лермонтов.

«Герой нашего времени» «Журнал Печорина»  как средство раскрытия его характера  «Тамань», «Фаталист»

  1. «Журнал Печорина « как средство раскрытия его характера  («Тамань», «Фаталист»)
  2. Философско-композиционное значение повестей.

Знать особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе.

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей.

46

Беседа

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» «Журнал Печорина»  как средство раскрытия его характера  «Княжна Мери»

1. «Журнал Печорина»  как средство раскрытия его характера  «Княжна Мери»

2. Споры о романтизме и реализме романа

Знать этапы духовных исканий главного героя;  содержание произведения, его проблематику и конфликт.

Уметь определять границы эпизода, тем, роль эпизода в раскрытии идеи произведения,  уметь анализировать часть текста

47

Практикум

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин в системе мужских образов романа

1. Печорин в системе мужских образов романа

2. Дружба в жизни Печорина

3. Печорин и Максим Максимыч.

4. Печорин и доктор Вернер.

5. Печорин и Грушницкий

Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт..

Уметь  обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сравнивать героев, строить письменные высказывания, логически  излагая  подобранный материал,  правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения.

48

Практикум

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Печорин в системе женских образов романа

  1. Печорин в системе женских образов романа.
  2. Любовь в жизни Печорина.
  3. Печорин и Вера

4. Печорин и  Мери.

5. Печорин и  «ундина»

Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт..

Уметь  обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сравнивать героев, строить письменные высказывания, логически  излагая  подобранный материал,  правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения.

49

Урок развития речи

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Творчество Лермонтова в оценке   В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению

50

Урок контроля

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова  и роману «Герой нашего времени»

51

Лекция

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества

1. Первые творческие шаги Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

2. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя.

3. «Мёртвые души»: обзор содержания, замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия поэмы.

Знать  о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное, воспринимать художественное произведение в контексте эпохи.

52

Беседа Практикум

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» Система образов в поэме

1. . Понятие об особенностях жанра, композиции.

2. Роль авторских отступлений, внесюжетных элементов, эпизодических персонажей

3.Система образов в поэме

4. Обучение анализу эпизода.

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие, иметь представление о хронотопе художественного текста

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи

53

Беседа Практикум

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» Система образов в поэме

1. Система образов в поэме

2.Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.

  1. Способы и приемы типизации при создании характеров.
  2. Сатирические приемы в поэме
  3. Образы помещиков.

Знать представителей помещичьей  Руси, роль определённого расположения персонажей, приёмы создания образов.

Уметь находить типичные черты у представителей чиновничьей России

54

Беседа

Н.В. Гоголь  «Мёртвые души» Образ города в поэме.

1. Образ города в поэме

2. Город N и его чиновники

Знать представителей помещичьей  Руси, роль определённого расположения персонажей, приёмы создания образов.

Уметь находить типичные черты у представителей чиновничьей России

55

Беседа

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

1. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

2. Эволюция образа Чичикова в замысле поэмы.

3. Сатирическое изображение нового «героя» эпохи.

4. Способы      характеристики персонажа

Знать    роль главного героя в системе образов,

способы      характеристики персонажа.

Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций,  работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения,  пересказывать и анализировать эпизоды.

56

Семинар

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»  - поэма о величии России

1. «Мёртвые души»  - поэма о величии России.

2. Мёртвые и живые души.

3. Эволюция образа автора.

4.Соединение комического и лирического начал в поэме.

Знать содержание произведения, тему. Проблематику и конфликт.

Уметь  обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сравнивать героев, строить письменные высказывания, логически  излагая  подобранный материал,  правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения.

57

Урок развития речи

Н.В. Гоголь   «Мёртвые души»   Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению

58

Лекция Беседа

А.Н. Островский Слово о писателе

«Бедность не порок»

1. Слово о писателе

2. особенности сюжета пьесы «Бедность не порок».

3. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Знать значение драматургии Островского; тематику и идейно-художественное своеобразие его произведений

Уметь   производить анализ драматических произведений.

59

Беседа

А.Н. Островский

«Бедность не порок»

  1. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы.
  2. Комедия как жанр драматургии.

Знать определение конфликта в драме; тематику и идейно-художественное своеобразие  произведений

Уметь   производить анализ драматических произведений.

60

Лекция Беседа

Ф.М. Достоевский

Слово о писателе.

«Белые ночи»

  1. Слово о писателе.
  2. Тип «петербургского мечтателя»  в повести «Белые ночи».
  3. Черты его внутреннего мира

Знать жизненный путь писателя; краткий обзор романов Достоевского

Уметь   строить монологические высказывания.

61

Лекция Беседа

Ф.М. Достоевский

«Белые ночи»

  1. Слово о писателе.
  1. Тип «петербургского мечтателя»  в повести «Белые ночи».
  2. Черты его внутреннего мира

Знать содержание повести, особенности образа главного героя.

Уметь   производить аналитическое чтение произведений.

62

Беседа

Ф.М. Достоевский

«Белые ночи»

  1. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».
  2. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
  3. Развитие понятия о повести.

Знать содержание повести, особенности образа главного героя.

Уметь   производить аналитическое чтение произведений.

63

Урок внеклассного чтения

Л.Н. Толстой

Слово о писателе.

Автобиографическая трилогия.  «Юность»

1. Слово о писателе.

2. Обзор  содержания автобиографической трилогии

3. «Юность»: формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.

4. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Знать жизненный путь писателя; замысел автобиографической трилогии  и его способы воплощения.

Уметь   строить монологические высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения

64

Лекция

А.П. Чехов Слово о писателе «Смерть чиновника»

1. Слово о писателе

2. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.

3. Рассказ «Смерть чиновника»: боль и негодование автора

Знать жизненный путь писателя; способы выражения авторской позиции

Уметь   строить монологические высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения

65

Беседа

А.П. Чехов  «Тоска» Тема одиночества в творчестве Чехова

1. Тема одиночества человека в мире в творчестве Чехова.

2. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

3. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Знать содержание произведения , историю его создания, художественные особенности

Уметь   строить устные и  письменные высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения, давать характеристику главным героям

66

Урок развития речи

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности внутреннего мира героев русской литературы 19 века ?» (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)

67

Урок внеклассного чтения

Стихи Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

1. Стихотворения разных жанров   Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

2. Эмоциональное богатство русской поэзии.

3. Развитие представлений о жанрах лирических произведений.

Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэтов, их программные произведения

Уметь анализировать стихотворение, определять тему, идею

68

Лекция

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

  1. Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.
  2. 2. Разнообразие жанров и видов прозаических произведений 20 века.
  3. Ведущие прозаики России.

Знать содержание теоретико-литературных терминов

Уметь выделять главное и значимое в учебном материале; конспектировать лекцию

69

Лекция. Беседа

И.А. Бунин  Слово о писателе.

«Тёмные аллеи»

  1. Слово о писателе.
  2. «Тёмные аллеи»:стория любви Надежды  и Николая Алексеевича.
  3. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Знать содержание произведения , историю его создания, художественные особенности

Уметь   строить устные и  письменные высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения, давать характеристику главным героям

70

Практикум

И.А. Бунин  «Тёмные аллеи»

1. Мастерство Бунина  в рассказе «Тёмные аллеи».

2. Лиризм повествования.

Знать содержание произведения , историю его создания, художественные особенности

Уметь   строить устные и  письменные высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения, давать характеристику главным героям

71

Лекция Беседа

М.А. Булгаков Слово о писателе «Собачье сердце»

1. Слово о писателе

2.  «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

3. История создания и судьба повести.

4. Система образов повести .

5. Сатира на общество шариковых и швондеров

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя; историю создания повести «Собачье сердце»

Уметь   работать со статьёй учебника, производить аналитический пересказ, конспектировать статью

72

Практикум

М.А. Булгаков Поэтика повести «Собачье сердце»

1. Поэтика повести «Собачье сердце»

2. Гуманистическая позиция автора.

3. Смысл названия.

4. Художественная условность, фантастика. сатира, гротеск и их художественная роль в повести

Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, суть шариковщины как явления,  истоки шариковщины.

Уметь строить письменые высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения, давать характеристику главным героям

73

Беседа

М.А. Шолохов Слово о писателе «Судьба человека»

1. Слово о писателе.

2. Смысл  названия  рассказа «Судьба человека».

3. Судьба человека и судьба Родины.

4. Образ главного героя.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя; содержание произведения, смысл названия, основную тему, идею.

Уметь владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания

74

Практикум

М.А. Шолохов Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

1. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

2. Композиция рассказа.

3. Автор и рассказчик.

4. Сказовая манера повествования.

5. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

6. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека», характеристику главного героя и автора-рассказчика.

Уметь характеризовать образ главного героя, определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте

75

Беседа

А.И. Солженицын Слово о писателе

«Матрёнин двор»

1. Слово о писателе.

2. «Матрёнин двор»: картины послевоенной деревни.

3. Образ рассказчика.

4. Тема праведничества в рассказе.

Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие

Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания

76

Беседа

А.И. Солженицын

Нравственный смысл рассказа-притчи «Матрёнин двор»

  1. Образ праведницы в рассказе.
  2. Трагизм её судьбы.
  3. Жизненная основа притчи.
  4. Нравственный смысл рассказа-притчи «Матрёнин двор»

Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие

Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания

77

Урок контроля

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 начала 20 веков

78

Лекция

Урок развития речи

Русская поэзия Серебряного века

  1. Русская поэзия Серебряного века.
  2. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
  3. Вершинные явления русской поэзии 20 века.

Знать определение литературоведческих терминов: «Серебряный век», символизм, акмеизм, футуризм;  традиции и новаторство литературы  данной эпохи.

Уметь  записывать лекцию, конспектировать статью

79

Беседа

Практикум

А.А. Блок  Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

1. Слово о поэте.

2. Высокие идеалы и предчувствие перемен, своеобразие лирических интонаций в стихах: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…».

3.  Образы и ритмы поэта.

Знать основные этапы жизни и творчества Блока; суть понятия «символизм»; своеобразие стихов Блока

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии., выразительно читать стихи.

НАИЗУСТЬ: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». «Ветер принёс издалёка…» ( по выбору)

80

Беседа

С.А. Есенин Слово о поэте  Тема Родины в лирике поэта

1. Слово о поэте

2. Тема Родины в лирике поэта: «Вот уж вечер..», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Знать основные этапы жизни и творчества поэта и особенности раскрытия образа Родины  в его творчестве

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии., выразительно читать стихи

НАИЗУСТЬ: «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»,», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…».(по выбору)

81

Практикум

С.А. Есенин Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека  в лирике.

1. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека  в лирике  Есенина.: «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…».

2. Народно-песенная основа лирики Есенина.

Знать тематику философской лирики Есенина и особенности раскрытия темы любви в лирике

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции

82

Беседа

Практикум

В.В. Маяковский  Слово о поэте

Новаторство поэзии Маяковского

1 Слово о поэте.

2. Новаторство поэзии Маяковского: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю».

Знать основные этапы жизни и творчества Маяковского; особенности его произведений

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать стихи

НАИЗУСТЬ: «Люблю». (отрывок»

83

Беседа

Практикум

В.В. Маяковский

Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

1. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

2. Словотворчество.

3. Маяковский о труде поэта.

Знать о роли рифмы в творчестве Маяковского.

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать

84

Лекция Беседа

М.И. Цветаева

Слово о поэте

Особенности поэтики

  1. Слово о поэте
  2. Особенности поэтики Цветаевой.
  3. Стихи о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня

похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи Блоку», « Откуда такая нежность?»,

Знать основные этапы жизни и творчества Цветаевой; основные темы творчества поэтессы

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать стихи

НАИЗУСТЬ: «Идёшь, на меня  похожий…»,  «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи Блоку», «Стихи о Москве», «Родина». ( по выбору)

85

Практикум

М.И. Цветаева

Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1. Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве», «Родина».

2. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Знать своеобразие лирики Цветаевой

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать стихи

86

Беседа

Н.А. Заболоцкий

Слово о поэте

Философский характер лирики Заболоцкого

  1. Слово о поэте
  2. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта: «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание.
  3. Философский характер лирики Заболоцкого

Знать основные этапы жизни и творчества поэта, основные темы творчества

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать стихи

НАИЗУСТЬ: «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание. (по выбору)

87

Беседа

А.А. Ахматова

Слово о поэте

Трагические интонации любовной лирики

  1. Слово о поэте
  2. Трагические интонации любовной лирики

«Сероглазый король», «Что ты бродишь неприкаянный».,

Знать основные этапы жизни и творчества поэта, основные темы творчества

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль эпитетов, выразительно читать с

Слова, обозначающие оценочные качества личности

88

Практикум

А.А. Ахматова

Особенности поэтики

1. Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии.

2. Особенности поэтики. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Молитва», «Муза», «И упало каменное сердце»

Знать особенности лирики

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать

НАИЗУСТЬ: «Сероглазый король», «Что ты бродишь неприкаянный»., «Не с теми я, кто бросил землю…», «Молитва», «Муза», «И упало каменное сердце»

89

Беседа

Практикум

Б.Л. Пастернак

Слово о поэте

Философская глубина лирики поэта

  1. Слово о поэте
  2. Вечность и современность в стихах о природе и о любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется. дойти до самой сути…»
  3. Философская глубина лирики поэта

Знать особенности лирики поэта

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать стихи

90

Беседа

Практикум

А.Т. Твардовский

Слово о поэте

Раздумья о Родине и о природе в лирике

  1. Слово о поэте
  2. Раздумья о Родине и о природе в лирике Твардовского.
  3. Интонации и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

Знать основные этапы жизни и творчества писателя; личную и гражданско - общественную позицию Твардовского.

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композици, выразительно читать стихи

НАИЗУСТЬ: «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

91

Беседа

А.Т. Твардовский

Проблемы и интонации стихов о войне

  1. Проблемы и интонации стихов о войне: «Я убит подо Ржевом…»
  2. Военная тема в творчестве Твардовского
  3. Поэма «Василий Тёркин»

Знать идейно-художественные и композиционные особенности поэмы «Василий Тёркин», особенности раскрытия военной темы

Уметь  анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, выразительно читать стихи

92

Урок внеклассного чтения

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека:

  1. А.С. Пушкин «Певец»
  2. М.Ю. Лермонтов «Отчего»
  3. В. Соллогуб «Серенада».
  4. Н. Некрасов «Тройка»
  5. Е.А. Баратынский «Разуверение»
  6. Ф.И. Тютчев «Я встретил Вас…»
  7. А.К. Толстой  «Средь шумного бала случайно…»
  8. А.А. Фет  « Я тебе ничего не скажу…»

Знать содержание произведения, тему. проблематику и конфликт.

Уметь  обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному,  сравнивать героев, строить устные и письменные высказывания.

93

Урок внеклассного чтения

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека:

  1. А.А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь»
  2. К.М. Симонов «Жди меня»
  3. Н. Заболоцкий «Признание»

Знать содержание произведения, тему. проблематику и конфликт.

Уметь  обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному,  сравнивать героев, строить устные и письменные высказывания.

94

Урок контроля

Контрольная работа по русской лирике 20 века

95

Урок внеклассного чтения

  Античная лирика.

Творчество поэтов Гая Валерия Катулла и

Горация

  1. Слово о поэтах.
  2. Чувственность и разум в любовной лирике Катулла:

«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…»

  1.  Пушкин как переводчик Катулла: «Мальчик».
  2. Гораций «Я памятник себе воздвиг…»
  3. Традиции оды Горация в русской поэзии.
  4. Поэтическое творчество и поэтические заслуги поэтов

Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие

Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания.

96

Лекция

Данте Алигьери

Слово о поэте

«Божественная комедия»

  1. Слово о поэте.
  2. Множественность смыслов поэмы «Божественная

комедия» и её универсально-философский характер

Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие

Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания.

97

Лекция

У. Шекспир

Слово о поэте

«Гамлет»

  1. Слово о поэте.
  2. Гуманизм эпохи Возрождения.
  3. «Гамлет»: общечеловеческое значение героев Шекспира.
  4. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие

Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания.

98

Урок внеклассного чтения

У. Шекспир

«Гамлет»

  1. Трагизм любви Гамлета и Офелии.
  2. Философский характер трагедии.
  3. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие

Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены

99

Лекция

И.-В. Гёте Слово о поэте. «Фауст»

  1. Слово о поэте.
  2. Эпоха Просвещения.
  3. «Фауст» как  философская трагедия.
  4. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.
  5. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие

Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному,строить устные высказывания.

100

Урок внеклассного чтения.

И.-В Гёте «Фауст»

Фауст как вечный образ мировой литературы

  1. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.
  2. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
  3. Идейный смысл трагедии.
  4. Особенности жанра
  5. Фауст как вечный образ мировой литературы

Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие

Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев;сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания.

101

Беседа. тестирование

Выявление уровня литературного развития учащихся.

102

Беседа.

Итоги года и задания для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...