Урок литературы «ЭПИТЕТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ СЛОВА»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок  «Эпитет как одно  из средств выразительности в творчестве великих  мастеров слова» способствует формированию языковой личности, предполагает углубленное изучение литературы как искусства слова, позволяет выработать у учащихся стремление к продуктивному мышлению, освоить литературоведческие понятия, которые способствуют более глубокому постижению текстов художественных произведений.

Погружение в художественный мир великих мастеров слова окажется для школьников интересным и познавательным. В процессе исследовательской и поисковой работы учащиеся    научатся:

 -  опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,

 - осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 - анализировать изобразительно-выразительные средства языка;

 - применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Урок   направлен на  формирование  высокого уровня творческой инициативы старшеклассников, способствует привитию вкуса к исследовательской работе, активному критическому отношению к изучаемым дисциплинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Е.В.Камышева»

г. Гагарина Смоленской области

УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ

НА ТЕМУ:

«ЭПИТЕТ КАК ОДНО

ИЗ СРЕДСТВ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

В ТВОРЧЕСТВЕ  ВЕЛИКИХ

МАСТЕРОВ СЛОВА»

                                                             учителя русского языка   и литературы

                                                      Кирюшкиной  Ольги    Васильевны

ЦЕЛИ УРОКА:

1) систематизировать знания  обучающихся об эпитете, сопоставляя пейзажи мастеров слова;

2) организовать наблюдение за функциями эпитетов в прозаических и поэтических текстах, выявить их сходство и различие;

3) обратить внимание учащихся на роль индивидуально авторских эпитетов в художественных произведениях;

4) вызвать интерес к пейзажным зарисовкам Пушкина, Достоевского, Блока;

5) обогатить речь учащихся красочными, образными определениями.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1) иллюстрации И.Глазунова и К.Шмаринова из серии «Петербург Достоевского»;

2) книги: А.Блок. Стихотворения. Поэмы. М., 1987.

    Ф.Достоевский. Преступление и наказание. М., 1969.

    А.Пушкин. Медный всадник. М., 1980;

3) аудиозапись «Лунной сонаты» Л.Бетховена.

                                                      ХОД УРОКА.

Учитель. Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от М.В.Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге ещё А.С.Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.В.Гоголя, А.А.Блока, А.Белого, Ф.М.Достоевского. Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.

Каким вы его себе представляете?..

1-й консультант. (Звучит «Лунная соната» Бетховена).

Было два Петербурга.  Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова А.Пушкина о нем:

«Люблю тебя, Петра творенье,

  Люблю твой строгий, стройный вид,

  Невы державное теченье,

  Береговой её гранит,

  Твоих оград узор чугунный,

  Твоих задумчивых сводов

  Прозрачный сумрак, блеск бездонный,

  Когда я в комнате моей

  Пишу, читаю без лампады,

  И ясно спящие громады

  Пустынных улиц и светла

  Адмиралтейская игла …».

Учитель дает задание: назовите эпитеты, подчеркивающие красоту Петербурга.

2-й консультант. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург – город, в котором люди живут в «клетушках», желтых грязных домах, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, бандитский.

Учитель. Давайте вспомним, что такое эпитет. (Эпитет – это всякое определение, в котором наиболее ярко выступает его художественная функция. Эпитетом называется образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.)

(Класс разделяется  на две творческие группы, каждая из которых получает задание  выписать в тетрадь  эпитеты, используемые указанными авторами в пейзажных зарисовках. После выполнения  исследовательской работы по ходу сообщений учащихся составляется таблица «Петербург глазами Достоевского (1 группа) и Блока (2 группа)».)

Петербург глазами

Ф.М.Достоевского

А.А.Блока

Страшная жара, нестерпимая летняя вонь, отвратительный и грустный колорит, глубочайшее омерзение, почти голубая вода, воздух чистый, великолепная панорама Петербурга, пышная картина, неясное и неразрешимое впечатление, время серенькое, необъяснимый холод, угрюмое и загадочное впечатление, удушливый день, неприятнейшее впечатление, пьяные и страшные рожи, пыльная дорога, черная пыль, молочный, густой туман, мокрые дорожки, ярко-желтые деревянные домишки, грязная, издрогшая собачонка, дремлющий взгляд, вековечная брюзгливая скорбь.

Безлунный воздух, кричащие звуки, оловянный закат, разгульные ночи, дымно-сизый туман, мертвый лик, серо-каменное тело, грязно-рыжее пальто, искристые гривы, золотые кони, пьяно-алая вода, огненные бедра, окровавленный язык, пыльный город, дерзкое солнце, электрический сон, улицы пьяны от криков, пыльно-серая мгла, всемирный город, лирное утро, самодержавный сон, царственно-чугунный предок, многострунный голос черни, слепы темные дворцы.

Учитель. Докажем, что эпитет многофункционален. Какие виды эпитетов вы знаете? Выпишите в таблицу по 6-10 примеров каждого вида, подчеркните индивидуально-авторские эпитеты.

Виды эпитетов.

Изобразительные

(т.е. воздействующие на органы чувств человека)

зрительные, цветовые, световые, звуковые, слуховые, осязательные, определяющие объём, форму, размер.

Выразительные

(т.е. которые выражают эмоциональную оценку)

оценочные, психологические, торжественные, возвышенные, окрашенные чувствами писателя.

Метафорические

(т.е. выраженные словами, употребляемыми в переносном значении)

Оловянный закат, дымно-сизый туман, грязно-рыжее пальто, нестерпимая вонь, пьяно-алая вода, многострунный голос черни, сверкнувшие кольца чешуи, гулкий пляс, пыльно-серая мгла.

Отвратительный колорит, брюзгливая скорбь, разгульные ночи, необъяснимый холод, неприятнейшее впечатление, царственно-чугунный холод, страшная жара, беспокойная мысль.

Мертвый лик, спящие громады, дремлющий взгляд, пышная картина, глубочайшее омерзение, самодержавный сон, угрюмое впечатление.

Учитель. Какую функцию выполняют в тексте индивидуально-авторские эпитеты? (Сложные прилагательные в большинстве случаев являются индивидуально-авторскими эпитетами, показывают отношение писателя, поэта к изображаемому явлению, они более выразительны  эмоциональны.)

Сделайте вывод, каким изображают Петербург великие мастера слова: Пушкин, Достоевский, Блок. Как эпитеты помогают почувствовать атмосферу города, отношение автора к «северной столице»?

(Для выполнения задания учащиеся делятся на 3 группы.)

ВЫВОДЫ.

А.ПУШКИН. Великий поэт запечатлел величественный, строгий и стройный облик града Петрова – красы и дива «полнощных стран». Он показывает читателям парадную, внешнюю сторону Петербурга, подчеркивает, что это культурная столица; использует выразительные (торжественные, возвышенные) и метафорические эпитеты, придающие выражение, образность и эмоциональность. В изображении поэта это город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов. Это символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день.

Ф.ДОСТОЕВСКИЙ. Писатель показывает нам совсем другой город, город полусумасшедший, как и большинство героев Достоевского. Он не говорит о великолепных зданиях, о красоте Петербурга, а как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут люди. Это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Он душит и давит. Природы почти нет, а если и встречается, то только акцентируется её отсутствие в других местах. Писатель рисует город, в котором зарождается капитализм, и людей, не сумевших пройти через социальный перелом. Петербург является также и действующим лицом романа, соучастником страшного преступления Раскольникова, и свидетелем его раскаяния. Итак, можно сделать вывод, что для Достоевского Петербург – это город убийства, нищеты и людского одиночества.

А.БЛОК. Поэт так же, как и Достоевский,  показывает больной город и чудовищно больных его обитателей: мы видим «мертвый» его лик, «серо-каменное тело», «пыльно-серую мглу», «улицы, пьяные от криков», слышим «голос  черни  многострунный». Петербург Блока не просто болен, а опасно болен: в пейзажных  зарисовках преобладают навязчивые желтый, «желчный» и «грязно-серый» цвета, как и у Достоевского, но появляются разные оттенки красного («огненный», «грязно-рыжий», «окровавленный», «пьяно-алый», «огневой»).

Таким образом, у Блока Петербург – это зловещий демон, ищущий грешные души, опутавший все вокруг своими черными сетями, он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. Город, так же, как и у Достоевского, - соучастник преступлений, медный всадник («царственно-чугунный предок») посреди болота. Он полон парадоксов и фантастики. Он порождает в душе человека протест.

Учитель. Домашнее задание: используя изобразительные, выразительные и метафорические эпитеты, напишите небольшой этюд на тему: «Петербург  - виновник разыгрывающихся драм».

                                   

                                           ЛИТЕРАТУРА.

1.        Блок А. Стихотворения. Поэмы, М.: Современник, 1987.

2.        Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, Беларусь, 1969.

3.        Пушкин А. Медный всадник, М.: Правда, 1980.

4.        Пейзажные тексты из произведений Ф.М.Достоевского.

                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...

Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".

Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3....

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....

Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи

Урок-повторение и обобщение знаний по теме "Многозначные слова и омонимы", рассмотрение этих понятий как средств выразительности речи. 5 класс....

Мастер-класс по теме «Коммуникативная культура как одно из средств индивидуализации образования»

Мастер-класс по теме «Коммуникативная культура как одно из средств индивидуализации образования»  в  рамках  муниципального конкурса   педагогического мастерства ...