Научно-исследовательская работа "ЧИТАЕТ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК?"
творческая работа учащихся по литературе (7 класс) по теме

Пирогов Юрий Александрович
Отношение к чтению школьников в настоящее время является проблемой. Не только от наших родителей, учителей, но и с экранов телевизоров мы слышим фразу: «Дети не хотят читать! Что делать?».
Мне стало интересно: насколько верно это утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.
Проблема: год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему школьники не читают? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые участники конференции!

Разрешите представить вашему вниманию исследовательскую работу «Читает ли современный школьник?» (слайд без цифры)

Слайд 1. 

Книга - учитель                                                                  

Книга – наставница                                                                                          

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук».

                                              В.Ф.Боков           

Слайд 2.

 Взрослые уверенно утверждают, что молодежь не читает, ничем кроме «Интернета и телевизора не интересуется». То, что у молодых нет никаких идеалов, а идеалы были только у них – это вечная песня людей старшего возраста.

Не только от наших родителей, учителей, но и с экранов телевизоров мы слышим фразу: «Дети не хотят читать! Что делать?».

Мне стало интересно: насколько верно это утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.

Слайд 3.

Мною были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. Учащиеся нашей школы читают не меньше, чем взрослые.
  2. Чем больше школьники читают, тем выше качество знаний по русскому языку.

Слайд 4.

Актуальность  рассматриваемой мной  проблемы  состоит  в  том, что   без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, научиться грамотно писать.

Слайд 5.

Объектом исследования являлись учащиеся 9-10 лет, 13-14 лет, 16-17 лет и учителя от 40 до 65 лет  МБОУ Белоярская  СОШ.

Слайд 6.

Предметом  исследования: отношение к чтению.

Слайд 7.

Практическая направленность заключается в том, что материалы исследования можно использовать учителям во время проведения родительских собраний, круглых столов, бесед с учащимися о пользе чтения.

Слайд 8.

Цель  моей работы:  выявить отношение к чтению и к книге представителей разных поколений.

Слайд 9.

Я поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить имеющуюся литературу;
  • составить вопросы для социологического исследования;
  • провести опрос;
  • проанализировать полученные результаты;
  • подтвердить или опровергнуть гипотезу результатами анкет;
  • проанализировать качество знаний школьников по русскому языку;
  • сделать выводы;
  • составить рекомендации  для повышения интереса к чтению.

Слайд 10.

Использовала при этом  следующие методы исследования

Опрос – анкетирование  и

Анализ документов и количественный анализ.

 Слайд 11.

И инструментарий

Анкету, состоящую из 25 вопросов.

Слайд 12.

Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Важна любая книга, какой бы области она не была.

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.

Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.

Слайд 13.

Весь  прошлый  век  наша  страна  по  праву  гордилась  титулом  «самой  читающей  в  мире».

Современные  же  статистические  данные  говорят  о  том, что  положение  изменилось, и  отнюдь  не  к  лучшему. По  данным  социологических  исследований, 37%  россиян  не  читают  книг вообще. Число  постоянно  читающих  за  последнее  десятилетие  уменьшилось  с  49%  до  26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% опрошенных читают  книги  от  случая  к  случаю. Любят  читать: младшие  школьники  43%, старшие — 17%. Не  любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не  читают  ничего, кроме  заданий  учителя, 10%  школьников. Читают  на  досуге  только  развлекательную  литературу  40%  учащихся, читают  познавательную  литературу  21%, читают  для  самообразования  10%  школьников.  Эти  данные  говорят  о  тенденции  снижения  интереса  к  чтению  от  младшего  школьного возраста — к  старшему.

Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.

На основании выше сказанного я делаю вывод о том, что проблема чтения и воспитания через чтение в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных.

С целью выявления отношения к чтению и к книге представителей разных поколений, я составила анкету, которую и предложила участникам анкетирования – ребятам разных возрастных групп нашей школы и учителям. (раздать)

Всего в анкетировании приняло участие 60 человек.

Количественные данные я занесла  в таблицы ответов по возрастным группам (раздать)

По данным анкеты мною были получены результаты, которые представлены в виде диаграмм:

Слайд 14

На вопрос «Как вы проводите свой досуг» ответили так: 45% школьников 9-10 лет проводят время за чтением,  из  ребят 13-14 лет - 13%, а старшие школьники вообще не предпочитают проводить свой досуг за чтением. 60% учителей на досуге любят почитать.

Слайд 15

  • Не могут не читать (в среднем) 27% школьников и

60% взрослых.

  • Любят читать, но  редко 32% школьников и 40% взрослых.
  • Не читает 20% школьников.

Слайд 16

55%  школьников читают с учебной целью, 25% - для расширения кругозора, 42% - для души.

Слайд 17

За последний год школьниками прочитано в среднем 11 книг, а взрослыми – 90.

Слайд 18

57%  школьников считают, что книга и чтение оказывают положительное воздействие на формирование личностных качеств человека и 7%  - что не оказывают, остальные ребята не задумывались над этим вопросом. Все взрослые согласны с данным мнением.

Слайд 19

На вопрос «Какие книги  способны привить любовь к чтению» 41% школьников и 30% взрослых ответили что детские, 16%  школьников и 10% взрослых - сказки, 50% - отечественная  классика, 20% - поэзия, 7% школьников и 30% взрослых - книги патриотического содержания.

Слайд 20

60% школьников и 80% взрослых уверенны в том, что Человек Читающий сохранится в ближайшие 20 лет, и только 20% и взрослых и детей считают, что нет.

Слайд 21

Я проанализировала качество знаний по русскому языку и сравнила с процентом читающих школьников, чтобы определить связь между чтением и качеством знаний по русскому языку.

Оказалось, что качество знаний по русскому языку среди школьников 9-10 лет напрямую связано с тем, сколько они читают. У школьников старшего возраста эта связь не прослеживается.

Слайд 22

Мною были изучены литература, имеющаяся в школьной и сельской библиотеках, Интернет-источники. Я переработала анкеты, которые нашла в Интернете, и провела опрос среди учащихся нашей школы (3-х возрастных групп) и среди учителей (40-65 лет).  Провела анализ полученных данных и результаты анкет привели к следующим выводам:

1. Была опровергнута выдвинутая мною гипотеза о том, ученики нашей школы читают не меньше, чем взрослые. Оказалось, что все 100% опрошенных взрослых любят читать и читают регулярно, а  среди школьников только 30%.

2. Проанализировав оценки школьников за четверть  по русскому языку, я пришла к выводу, что от того, сколько читают школьники, процент качества зависит только в начальной школе, среди учащихся среднего и старшего звена эта связь не определяется.

3. Учащиеся нашей школы читают в основном учебную литературу (по программе), кроме младших школьников.

4. По результатам исследования были выработаны  рекомендации  и составлены правила чтения для учащихся (раздать).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение научно-исследовательской деятельности как современной формы организации учебно-педагогического процесса

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №7 разработана «Программа перспективного развития на 2011-2015 гг. по внедрению научно-исследовательской деятельности обучающихся...

Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования

В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...

Научно-исследовательская работа на тему: «Экологические аспекты современного питания»

Медицина 21 века – медицина профилактическая. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им...

Научно-исследовательская работа "Концепция социально-гуманитарного образования в современной российской школе"

Научно-исследовательская работа посвящена проблемам современного социально-гуманитарного образования в российских школах....

Научно-исследовательская работа "Локальные войны современности"

Локальные войны и вооруженные конфликты (называемые ранее «ма­лыми» воинами) ведутся с незапамятных времен. Но пристальное внимание к ним военных теоретиков и историков проявилось лишь в прошлом...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Способность применять современные и инновационные научно-исследовательские технологии в ходе решения исследовательских задач в том числе из смежных областей науки

Способность применять современные и инновационные научно-исследовательские технологии в ходе решения исследовательских задач в том числе из смежных областей науки...