Литературный вечер "Серебряный век"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Королькова Светлана Львовна

Вечер поэзии был проведен в 11 классе. Учащиеся сами выбрали понравившиеся стихи для композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serebryanyy_vek.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного вечера «Серебряный век русской поэзии»

Ведущий

  Культура Серебряного века была утонченной, изысканной, прекрасной.

Трудно представить нам, живущим в другом столетии, обстановку художественной жизни начала века двадцатого. Известно, что в ту пору на смену салонам пришли литературные кафе, где читались стихи и доклады.

Ведущая

  Вот свидетельство современницы: «В Москве местом встреч и деятельности разных литературно-артистических групп был литературно-художественный кружок. Его много ругали, но все туда шли. У старой реалистической школы была «Среда», у символистов – «Общество свободной эстетики», там главенствовал Валерий Брюсов. Публика в литературно-художественном кружке, кроме писателей и артистов, была очень разная. Она состояла главным образом из поклонников литературы и искусства Серебряного века».

Ведущий 

  В.Я.Брюсов вошел в историю отечественной культуры как организатор и «мэтр» символистского движения. Автор скандально знаменитого одностишия «О, закрой свои бледные ноги», Брюсов – через неприятие шокированной критики – достиг разрушения прежних поэтических схем и табу. Он мог не только самовыражаться, но и давать советы, поучать молодежь.

Ученик читает стихотворение В.Брюсова «Юному поэту».

В 1912 году в Петербурге открылся кабачок, его еще называли кабаре, или подвалом, - «Бродячая собака». Стены там были расписаны Судейкиным, и это артистическое кабаре стало местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Там читали стихи Николай Гумилев и Анна Ахматова, Георгий Иванов и Осип Мандельштам, Сергей Городецкий и Владимир Маяковский. А.Ахматова вспоминала потом об этих событиях.

Ученица читает стихотворение А.Ахматовой «Все мы бражницы здесь..»

Звучит запись романса А.Вертинского на слова А.Ахматовой  “Сероглазый король»

Георгий Адамович вспоминал: «Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Теперь, в воспоминаниях о ней, ее иногда называют красавицей; нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Она, стоя на эстраде, со своей «ложноклассической», «спадавшей с плеч» шалью, казалось, облагораживала и возвышала все, что было вокруг».

А.Блок посвятил ей прекрасное стихотворение.

Ученик читает стихотворение А.Блока «Красота страшна…»


Ученица в костюме Кармен исполняет испанский танец.

Поэзия Серебряного века немыслима без имени Николая Степановича Гумилева. Создатель яркого и самобытного течения, он быстро завоевал симпатии читателей не только силой своего таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фанатичной любовью к путешествиям и странствиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества. Его душа – это прекрасный мир, то светлый и узорный, то мрачный и таинственный.

Ученик читает стихотворение Н.Гумилева «Сказка»


Марине Цветаевой всегда была чужда салонная, богемная жизнь Серебряного века с его изломом и игрой. Для нее важны отношения – диалог личностей, подлинная дружба, обнаженность и предельная искренность чувств. Ее совершенно не волновала бурная общественно-литературная жизнь начала века. Она не вписывалась ни в одно из существовавших направлений, да и не стремилась к этому. Романтизм и особая чистота были свойственны ее поэтическим строкам.

Ученица исполняет романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной...»

Облик лирического героя Константина Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей. Всеохватность, индивидуалистические дерзания, жажда всего коснуться, все испытать – постоянные приметы поэтического мышления Бальмонта. Внимание к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало его импрессионистскую поэтику.

 

Ученик читает стихотворение К.Бальмонта «Безглагольность»

  27 февраля 1918 года зал Политехнического музея переполнила публика: здесь происходило избрание Короля поэтов. Фаворитами зала стали футуристы. Их шумно приветствовала молодежь. Известные и неизвестные поэты сменяли друг друга. После подсчета голосов было объявлено, что королем поэтов избран Игорь Северянин, опередивший двух основных конкурентов: Константина Бальмонта и Владимира Маяковского.

Ученик читает стихотворение И.Северянина «Рескрипт короля»

 

  Владимир Маяковский больше всего гордился не шестьюдесятью тысячами напечатанных строк, а своей частушкой-двустишием: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!» А стихотворение поэта «Нате!» шокировало публику во время скандального его выступления при открытии кабаре «Розовый фонарь».

Ученик читает стихотворение В.Маяковского «Нате!»

  Современница поэта Шамардина вспоминала, как она возвращалась с Маяковским после какого-то концерта-вечера, они возвращались на извозчике: «Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же в извозчичьей пролетке стало слагаться стихотворение…»

 

Ученица читает стихотворение В.Маяковского «Послушайте!»

Ведущий

 

  Сегодня нам всем необходимы прекрасные строки, создававшиеся сто лет назад удивительными поэтами. Их произведения очень разные, может, именно поэтому каждый из нас найдет для себя созвучные для своей души стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...