Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А.Крылов «Ворона и лисица»
план-конспект урока (литература) по теме

Герасимова Ольга Анатольевна

Урок литературного чтения для учащихся 3 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Урок может использовать учитель, работающий и по другим системам обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chteniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Цель урока: Познакомить  учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи:

  • Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;
  • Отработать навыки выразительного чтения;
  • Воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование: Презентация «Басни Крылова», толковые словари С.И. Ожегова и Даля,  конверт с пословицами.

Ход урока

1.Организационный момент

На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

2. Актуализация знаний

На доске отрывки из произведений:

        Сидит лиса на берегу речки и думает: «Как бы мне рыбки свежей поесть?» Смотрит лиса, - а по речке бревно плывет, на бревне чайки сидят…

        Мне надоело жить в городе и весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею. Михеев домик стоял на самом берегу речки Северки…

        Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блести…

Уж сколько раз твердили миру,

 Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

 И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

- Скажите, какой это жанр литературного чтения?

- Это новый для вас жанр – басня.

- Кто нашел значение этого слова? (Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ. Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными.)

2. Знакомство с произведениями Крылова (выставка книг)

- Рассмотрите книжную выставку.

- Как вы думаете с произведениями,  какого автора мы познакомимся?

(слайд 1)

- Прочитайте высказывание Ивана Андреевича Крылова.

« Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

- Какое слово вам здесь не понятно? (порок)  

- А что такое «порок»? я давала вам задание: найти значение этого слова (Порок - предосудительный недостаток, позорящее свойство.)

 - Как вы понимаете это высказывание?

        Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.

        -  Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?

        -   С помощью чего  в басне подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)

        - А что такое мораль, кто нашел значение этого слова? (это нравственный вывод из чего-нибудь, нравственный урок)

- Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен Крылова. Выясним, какие пороки он высмеивает.

3. Знакомство с биографией И. А.Крылова

(рассказывает подготовленный ученик)

  • Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет.  Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков.

  • Когда в 1844 году умер И.А.Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России тогда ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая 1 в деньгах отказало, и тогда решили  собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег.

       В конкурсе на создание памятника  среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт.

      Памятник решили поставить в Летнем саду. У скульптора Крылов сидит  в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.

         Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 года.

6. Сообщение темы урока

      Познакомится с басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе, о людях.

- Сегодня мы познакомимся с басней  « Ворона и Лисица»

7. Работа над новыми словами

     -  Как вы понимаете значение следующих слов?

Лесть – угодливое восхваление

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.

Пленить- покорить чем – ибо, очаровать

Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.

Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница

Царь птица – лучшая из всех птиц

Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.

Все не впрок – не на пользу

8. Знакомство с новой басней

- Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

- Какая история приключилась  с Вороной?

9. Восприятие прочитанного текста

- Какая же история приключилась  с Вороной?

-  Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст.

 Хитрит, лукавит, заискивает - вертит хвостом

Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит

Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит

Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова

Каркнула очень громко - во все горло

Исчезла, скрылась  - была такова

Трудно дышать – дыхание сперло

10. Повторное чтение басни

    -   Прочитайте басню еще раз и попробуйте  разделить басню, исключая мораль, на три части. Озаглавьте каждую часть.

  1. Находка
  2. Льстец
  3. Простофиля.

11. Работа с текстом басни.

   - Назовите главных героев басни.

      Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр)

     С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка.

  -  Какое выражение употребляет Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?

 Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.

  -      Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?

Взгромоздилась

Собралась

Призадумалась

Держала

Вскружилась

Каркнула

   - На что они указывают? Какой предстает Ворона?

   -  Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой Вороны?

   - Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами из текста.

   -  Проследите, как действует на Лисицу сыр.

   - Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (плутовка) Что обозначает это слово?

12. Подготовка к выразительному чтению.

      -   Почитайте, как  Лисица льстила Вороне. Как Лисица обращалась к ней? Как называла Ворону? Что говорила о ее красоте? О ее голосе?

     -  Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. Опишите ее по внешнему виду.

Для чего же Лисица так расхваливала Ворону?

    -  Прочитайте еще раз речь Лисицы, обратите внимание на то, как расхваливает Лисица Ворону, как она постепенно подбирается к «ангельскому голоску»

   - Как вы думаете, если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

  - Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисицы?

  - Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности ворон быть вещими птицами?

  -  Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?

  - Почему  Лисице удалось обмануть Ворону? Сравните поведение Вороны и Лисицы.

  - Какими качествами вы наделите Ворону? Лисицу?

  -  Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу

13. Выразительное чтение басни.    

Проведем конкурс чтецов.

(предлагается трем ученикам участие в конкурсе. По впечатлениям учеников выбирается лучший чтец )

14 . Работа над моралью басни.

     -   Найдите  мораль басни. Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец отыщет уголок»

    -   Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?

    -   О чем он советует помнить постоянно?

    - Какие пороки людей осуждаются?

    -   Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды. Кого из персонажей басни они вам напомнят?

   - Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (в сердце льстец всегда отыщет уголок)

Групповая работа

  - Соберите пословицы. Как вы их понимаете? Как они соотносятся с содержанием басни?

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке - медок, а на сердце - ледок.

Голос соловьиный, да рыло свиное

У всякого плута свой расчет.

У лести нет чести

Рефлексия

- Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.

15. Домашнее задание

Выучить басню наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« И. А. Крылов. Ворона и лисица»

Урок литературного чтения для обучающихся 3 класса. Урок объяснения нового материала с использованием презентации....

Литературная гостиная:" И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

Конспект по чтению поможет Вам познакомить ребят с биографией Крылова, с басней, с ее моралью....

И.А. Крылов " Ворона и Лисица"

конспект урока по литературе с использованием приемов: Ромашка Блума и Кубик Блума...

Конспект урока литературы. И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ....

Открытый урок литературы в 5классе И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс

Урок - сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова. Все структуры урока сформированы исходя из поставленных целей и задач и были направлены на освоение новой темы.На уроке обучающиеся знакомятся с новы...

Конспект урока литературы " И.А. Крылов.Знакомство с басней "Ворона и лисица"

Урок изучения новой темы содержит в себе знакомство с биографией И.А. Крылова, его басней "Ворона и Лисица"...

Карта урока Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.

Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.Предмет: литература.Учебник: Коровина, Коровин, Журавлев: Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х ч...