Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Сутягина Елена Ярославовна

        Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, по­знание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как про­цесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навы­ков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

 1. осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

 2.  формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

 3.   формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной ре­чью;

 4. формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного вос­приятия, анализа и                                                                                                                                                                                                                     оценки литературно-художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programm_po_literature_6_klass.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературе

для  6 класса по программе  под.ред. Г.И.Беленького

                                                       

  учитель  русского языка и литературы Сутягина Е.Я.

2013-2014учебный год


 Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Государственного стандарта   2004 года,   Программы  для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители: Г.И.Беленький, М.М. Голубков, .И.Ионин, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А. Снежневская, О.М.Хренова .- Москва, «Мнемозина»,2009 год.

         Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и  смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

        Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

 1. осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

 2.  формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

 3.   формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

 4. формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и                                                                                                                                                                                                                     оценки литературно-художественных произведений.

       На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному)  небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  3. свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  4. научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  1. научить способам свободного владения письменной речью;
  2. освоить лингвистическую, культурологическую, коммуникативную компетенции.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметны компетенций.

       Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет будущему выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

 Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 Календарно-тематическое планирование

Дата  проведения

№ п/п

Название темы урока

По плану

По факту

Тип урока

Домашнее задание

1

Введение. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

Урок  по теории литературы

Устное народное творчество. Былины

2.

Былина как один из видов устного народного творчества. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

Урок  по теории литературы

3

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

Интегрированный урок истории и литературы

Из литературы Древней Руси Древнерусское летописание

Урок-диалог

4

Понятие о летописи 

Урок-диалог

5

«Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царь-град, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе).

Урок-исследование

Повести о монголо-татарском нашествии

Урок-презентация

6

Слово как жанр древнерусской литературы. Слава и плач

Интегрированный урок истории и литературы

7

«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из  «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов.

Комбинированный урок

8

Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

Урок-размышление

Урок-суд

9

В. А. ЖУКОВСКИЙ — оригинальный поэт и переводчик. «Светлана». Фольклорная основа баллады.  Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.

Урок-исследование

10

«Лесной царь» (из Гёте), «Перчатка» (из Шиллера). Рифма и строфа. 

Урок-диалог

11

А. Н. МАЙКОВ. Сведения о жизни поэта.

 «Емшан».

Урок-презентация

12

A.К. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни поэта.

 «Канут».

Урок-диалог

13

О рифме и строфе.

Теория литературы

14

Внеклассное чтение. Былины об Илье Муромце

Урок внеклассного чтения

15

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

Урок развития речи

16

Анализ сочинения

17

Резервный урок

Интегрированный урок искусства и литературы

18

А. С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность; отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта

Урок-презентация

19

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни...». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Комплексный анализ текста

20

Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.

Урок-исследование

21

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

Урок развития речи

22

«Зимняя дорога». Зарисовки природы, передающие настроение поэта.

Урок-презентация

23

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека.

Урок-исследование

24

«Узник», «Цветок», «Туча». Поэтические средства создания картин природы.

Урок-диалог

25

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство, власть.

Урок-презентация

26

«Благородный разбойник» Владимир Дубровский.

Урок-викторина

27

Роль Маши в его судьбе.

Комбинированный урок

28

Изображение крестьянского бунта в романе.

Урок-размышление

29

Роман как литературный жанр.

Теория литературы

30

Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

Урок-исследование

31

Развитие речи. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Урок развития речи

32

Анализ сочинений

33

Внеклассное чтение. A.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Выстрел»;

Урок внеклассного чтения

34

Контрольное тестирование

Контрольное тестирование

35

Анализ тестирования

36

Резервный урок

37

Н. М. ЯЗЫКОВ. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня» («Из страны, страны далекой...»), «Пловец».

Урок-презентация

38

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества.

Урок-презентация

39

«Парус». Обобщающий смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.        

Комбинированный урок

40

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения.

Комбинированный урок

41

«Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит одиноко...», «Утес». 

Комбинированный урок

42

Трехсложные размеры стиха.

43

Резервный урок

44

Н. В. ГОГОЛЬ. Сведения о жизни писателя.

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.

Повесть как литературный жанр.

Урок-презентация

45

Н. В. ГОГОЛЬ.  «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви.

Урок -проект

46

Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. 

Урок-исследование

47

Повесть как литературный жанр

Урок развития речи

48

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Урок внеклассного чтения

49

С. Т. АКСАКОВ. Сведения о жизни писателя.

 «Очерк зимнего дня». Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе. Мастерство художественной речи

Урок-презентация

50

РР. Пишем очерк.

Урок развития речи

51

Резервный урок

«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»

(Мотивы родной природы в русской лирике)

52

B.        А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов», «Там небеса и воды ясны!..»

Урок-презентация

53

Н. П. Огарев. «Дорога»; А. К. Толстой.«Колокольчики мои...».; А. А. Фет. «Чудная картина...», «Вечер».

 И. С. Никитин. «Ярко звезд мерцанье...». А. Н. Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки...»

И. 3. Суриков. «Степь».

Комбинированный урок

54

РР. Сочинение на тему «Моя малая Родина»

Урок развития речи

55

Анализ сочинения

Смешное в жизни и литературе

56

А. П. ЧЕХОВ. Сведения о жизни писателя. Раннее творчество (рассказы за подписью «Чехонте»). 

Урок-презентация

57

«Толстый и тонкий»

Комбинированный урок

58

«Смерть чиновника»

Комбинированный урок

59

«Пересолил». Приемы создания комического эффекта в рассказах.

Комбинированный урок

60

Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героев.

Урок-исследование

61

Острота комического сюжета.

Урок-проект

62

Внеклассное чтение. A.        П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой
поссорился», «Дорогая собака» и другие ранние рассказы.

Урок внеклассного чтения

63

Сочиняем юмористический рассказ

Урок развития речи

64

Анализ сочинения

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом

(Пора взросления)

65

B.        Г. КОРОЛЕНКО. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость.

Урок-презентация

66,67

«В дурном обществе» Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Урок-размышление

68

Портрет литературного героя.

Урок-исследование

69

Р.р. Сочинение по повести В.Г.Короленко»Дети подземелья»

Урок развития речи

70

Анализ сочинений

71,72

Н. Д. ТЕЛЕШОВ. Сведения о жизни писателя. «Домой». Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.

Домашнее сочинение.

Урок-презентация

73

А. П. ПЛАТОНОВ. Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Ее самоотверженность, доброта, отзывчивость.

Урок-презентация

Писатели о детях

74-78

М.М.Пришвин. 

«Кладовая солнца».  Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести.  Пейзаж и его роль. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.

Урок-презентация

79

РР. Классное сочинение по сказке-были «Кладовая солнца»

Урок развития речи

80

Анализ сочинений

81

РР. Внеклассное чтение. Страницы поэзии.

Урок внеклассного чтения

82

И. А. Бунин. «Бушует полая вода...», «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет...», «Первый соловей»; И. Северянин. «Весенний день»; А. Т. Твардовский. «Весенний, утренний, тоненький...»; А. П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в весну...».

Комбинированный урок

83

М. М. ЗОЩЕНКО. Сведения о жизни писателя.«Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

Урок-презентация

84,85

Ю. М. НАГИБИН. Сведения о жизни писателя. «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

Тема верности и доброты в рассказе.

Урок-презентация

86-88

В.Г.Распутин.

 «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Урок-презентация

89

Развитие речи. Классное сочинение по теме «Нравственные уроки доброты в …»

Урок развития речи

90

Анализ сочинений

91

Резервный урок

92

Н. М. РУБЦОВ. Сведения о жизни поэта. «Детство», «Далекое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои — скрип да скрип...», «Воробей».

Урок-презентация

93-95

Д.Олдридж.

 «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Смысл названия рассказа.

Урок-презентация

96

Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл названия рассказа. Домашнее сочинение.

Урок-размышление

97

Внеклассное чтение. В. П. Астафьев. «Где-то гремит война»

Урок внеклассного чтения

98

РР. Сочинение о любимой книге.

Урок развития речи

100

Анализ сочинений

101

Внеклассное чтение. Страницы поэзии.

Урок внеклассного чтания

102

Резервный урок

103-104

Итоговое тестирование

Контрольное тестирование

105

Резервный урок

Контрольная работа

Вариант №1

Прочитайте, приведённое ниже стихотворение и выполните задания.

И. И. ПУЩИНУ

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

При выполнении заданий запишите ваш ответ в бланк ответов. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите разборчиво.

А1. Назовите автора этого стихотворения.

А2. Каким размером написано стихотворение?

А3. Какие слова подчёркивают печальное настроение поэта?

А4. Назовите средство художественной изобразительности, к которому прибегает поэт в первой строке стихотворения («Мой первый друг, мой друг бесценный!»)

А5. Какие рифмы используются в стихотворении?

С1. На этот вопрос дайте связный ответ в объёме 5 – 10 предложений.

Как композиционно связываются судьбы поэта и Пущина, как сменяется грустное настроение радостной встречей друзей?

Вариант №2


Прочитайте, приведённое ниже стихотворение и выполните задания.

* * *

 На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
      В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
      Прекрасная пальма растет

При выполнении заданий запишите ваш ответ в бланк ответов. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите разборчиво.

А1. Назовите автора этого стихотворения.

А2. Каким размером написано стихотворение?

А3.  Укажите ключевые слова этого стихотворения.

А4. Какое средство художественной изобразительности использует поэт в четвёртой строке? («Одета, как ризой, она».)

А5. Какие рифмы используются в стихотворении?

С1. На этот вопрос дайте связный ответ в объёме 5 – 10 предложений.

Каким настроением проникнуто это стихотворение, что общего и что различного в судьбах сосны и пальмы?

Контрольный тест

1.        Искусство по своей природе:

а)        рационально;

б)        эмоционально;

в)        сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начала.

2.        Действующее лицо художественного произведения называется:

а)        образом;

б)        персонажем;

в)        типом.

3.        Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

а)        да, и очень существенная;

б)        нет;

в)        в зависимости от жанра.

4.        Тема произведения - это:

а)        главная идея;

б)        объект отражения;

в)        конкретная описанная ситуация.

5.        Идея произведения - это:

а)        то, что хотел сказать автор;

б)        нравственный «урок» произведения;

в)        главная обобщающая мысль произведения.

6.        Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

а)        да;

б)        нет;

в)        на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7.        Композиция - это:

а)        последовательность событий и действий;

б)        движение произведения от завязки до развязки;

в)        последовательность частей и элементов произведения.
Какова роль композиции в раскрытии идеи произведения? Ответ

построить на материале одного произведения.

8.        Завязка - это:

а)        момент возникновения или обнаружения конфликта;

б)        начало произведения;

в)        первое появление главного героя.

Приведите примеры завязки, кульминации и развязки некоторых произведений (см. 7 вопрос).

9.        Сюжет - это:

а)        основное содержание произведения;

б)        последовательность событий и действий;

в)        последовательность всех элементов произведения.

10.        В основе сюжетного действия лежит:
     а) композиция;

б)        конфликт;

в)        фабула.

Привести примеры конфликта некоторых произведений.

11.        Литературные жанры - это:

а)        эпос, лирика, драма;

б)        роман, трагедия, эпиграмма;

в)        политический роман, социальная драма, философская элегия.

12.        Что такое литературные жанры?

а)        группы произведений внутри литературных родов, отличающиеся общностью формальных и содержательных признаков;

б)        результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам;

в)        это то же самое, что литературные роды.

13.        Для определения жанра существенным признаком является:

а)        проблематика произведения;

б)        его тематика;

в)        время создания произведения.

Ключ к тесту: 1 - в; 2 - б; 3 -а; 4 - б; 5 - в; 6 - а; 7 - в; 8 - а-9-в;10-б;11-б;12-а,б;13-а.


Итоговое тестирование за курс 6 класса

Вариант 1

Часть I

При выполнении заданий А1-А7 в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами  поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Прочитайте приведенный фрагмент текста и выполните задания А1 – А7

        Она пошла в свою комнату, развернула записку        и прочла следующее: «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить»

     Любопытство ее было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чем она догадывалась, но она чувствовала, что было бы неприлично слушать такое объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку. Она решилась идти на свидание, но колебалась в одном: каким образом примет она признание учителя, с аристократическим ли негодованием, с увещаниями ли дружбы, с веселыми шутками или безмолвным участием. Между тем она поминутно поглядывала на часы. Смеркалось, подали свечи. Столовые часы пробили третью четверть седьмого.

          А.С. Пушкин

А1.Вашему вниманию предложен отрывок из произведения А.С. Пушкина

  1. Сказки
  2. «Дубровский»
  3. «Капитанская дочка»
  4. «Метель»

А2.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

  1. роман
  2. поэма
  3. повесть
  4. рассказ

А3.Укажите имена главных героев  произведения А.С. Пушкина, фрагмент которого вам предложен.

  1. Марья Гавриловна, Владимир Николаевич
  2. Марья Константиновна, Владимир Петрович
  3. Марья Кирилловна, Владимир Андреевич
  4. Марья Ивановна, Владимир Гаврилович

А4.В качестве кого появляется герой в доме своего обидчика?

  1. учитель Дефорж
  2. гость
  3. слуга
  4. дрессировщик

А5.Что заставило  главного героя написать записку своей возлюбленной?

  1. надежда на романтическое свидание
  2. желание открыть тайну своего присутствия в ее доме.
  3. просить помощи
  4. предложение обвенчаться

А6.Что помешало счастью влюбленных в произведении А.С. Пушкина?

  1. отъезд главного героя за границу
  2. смерть главного героя
  3. венчание героини с князем Верейским.
  4. сватовство Спицына

А7.Основная черта главного героя?

  1. благородство
  2. высокомерие
  3. стремление подражать другим людям
  4. эгоизм

При выполнении заданий В1-В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В 1.Что заставило главного героя стать атаманом разбойников?

В 2.Укажите фамилию персонажа, который отобрал родовое имение главного героя?

В 3.Что случилось с французом в темной комнате?

В 4.От  имени кого ведется повествование в произведении?

В 5.Чье поместье было нетронутым разбойничьей шайкой?

В 6.Из каких частей состоит сюжет произведение А.С. Пушкина, фрагмент которого вам предложен?

        Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение С.А. Есенина и выполните задания А8-А14; В7-В12

         С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо

«С добрым утром!»

        1914 г.

        При выполнении заданий А8-А14 в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.        

   

А 8.Где родился С.А. Есенин?

  1. Рязань
  2. Астрахань
  3. Москва
  4. Тула

А 9.Основной  темой творчества С.А. Есенина стала тема

  1. одиночества

2) любовь к родине

  1. неразделенной любви
  2. исторического прошлого России

А 10. Ведущим настроением стихотворения является

  1. трагическая безысходность жизни
  2. неверие в предстоящие перемены
  3. ощущение радости и гармонии

4)тревога и опасные предчувствия

А 11.Лирический герой стихотворения:

1)говорит о вечных законах жизни.

2)сопротивляется новым веяниям жизни.

3)наслаждается красотой природы и чувствует свое единение с ней.

4)ощущает одиночество.

А 12.Какой художественный прием является одним из главных в изображении природы у А.С. Есенина?

1)гипербола

2)гротеск

3)олицетворение

4)аллегория

А 13.Основным художественным средством в этом стихотворении является эпитет. Найдите определение.

  1. замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого.
  2. образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого предмета.
  3. образное определение, характеризующее свойство, качество какого-то явления, предмета, лица.
  4. повторение в строфе, строке, фразе однородных гласных звуков.

А 14.Жанр приведенного произведения С.А. Есенина «С добрым утром!»

1)рассказ

2)песня

3)лирическое стихотворение

4)роман

При выполнении заданий В7-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В 7.Что у Есенина  является символом  русской природы?

В 8.Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в следующих примерах «зеленые сережки», «яркий перламутр»?

В 9.Как называется поэтический прием художественного изображения, использованный  С.А.Есениным в примерах «Улыбнулись сонные березки», «крапива…обрядилась»

В 10. Какой литературный термин определяется как «группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собою определенной рифмой, ритмом, интонацией»?

В 11. Какая рифма использована в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!»

В 12. Сколько строф содержит стихотворение С.А. Есенина?

Часть 3

При выполнении задания части 3 используется бланк ответов №2. Выберете только ОДНО из предложенных заданий (С3. 1, С3. 2). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько оно совпадает с вашими собственными выводами и наблюдениями.

Объем работы: от 40 до 80 слов.

С3. 1. Сочинение-ответ на проблемный вопрос по рассказу А.П. Чехова «Смерть   чиновника». Почему пустяковый случай привел Червякова  к трагическому концу?

С3. 2. Сочинение-ответ на проблемный вопрос по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». «Серый камень высосал из нее жизнь» . В чем состояла для Васи загадка этих слов и как она раскрылась?

Вариант 2

Часть I

При выполнении заданий А1-А7 в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами  поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Прочитайте приведенный фрагмент текста и выполните задания А1 – А7

   Это было         бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало,  сидела против открытого окна,  и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам….А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась,  то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно.

                                                 В.Г. Короленко

А1.Вашему вниманию предложен отрывок из произведения

В.Г. Короленко

1) «Огоньки»

  1. «Слепой музыкант»
  2. «В дурном обществе»
  3. «Без языка»

А 2.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)роман

2)поэма

3)повесть

4)рассказ


А3.Как звали героиню, описание которой представлено в фрагменте из произведения В.Г. Короленко?

  1. Соня

2) Маруся

3) Даша

4) Любаша

А 4.Что заставило главного героя искать новое знакомство?

  1. обида
  2. эгоизм
  3. одиночество
  4. желание отомстить отцу

А 5.Почему Вася, сын судьи, дружит с нищими?

  1. ощущение тепла и искренней дружбы со стороны сестры и брата.
  2. из-за веселого времяпрепровождения.
  3. из-за чувства любопытства
  4. из-за собственного желания помочь

А 6.Что явилось символом  уничтожения человеческой жизни  в подземелье старой часовни?

  1. кирпичная стена
  2. серый камень
  3. могильные кресты
  4. старая часовня

А 7.Как качества присущи Васе в эпизоде с куклой?

  1. доброта и отзывчивость
  2. равнодушие
  3. лживость и недоверчивость
  4. неуважение к людям

        

При выполнении заданий В1-В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В 1.От имени кого ведется повествование в произведении В.Г. Короленко?

В 2.Каким элементом сюжета  стал данный фрагмент?

В 3.Как звали сестру Васи?

В 4. Какое  понятие в литературе определяется как «описание внешности персонажа»?

В 5.Какой прием использует В.Г.Короленко в предложенном фрагменте, когда изображает главную героиню?

В 6.Как повел себя судья по отношению к сыну после того, как Тыбурций принес в его дом  исчезнувшую куклу?        

                       

         


 Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение А.С.Пушкина и выполните задания А8-А14; В7-В12

Зимнее утро

Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным светом

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

                                                1829 г.

                 

        При выполнении заданий А8-А14 в бланке ответов №1 под номером вып   выполняемого вами задания поставьте знак «Х» в клеточку, номер кот   которой соответствует номеру выбранного вами ответа.        

   

А 8. Где родился А.С. Пушкин?

1)Рязань

2)Астрахань

3)Москва

4)Тула

А 9.Это произведение А.С. Пушкина относят:

1)философской лирике

2)гражданской лирике

3)вольнолюбивой лирике

4) пейзажной лирике

А 10.Ведущим настроением стихотворения является

1)трагическая безысходность жизни

2)неверие в предстоящие перемены

3)единство настроений человека и природы

4)тревога и опасные предчувствия

А 11. Лирический герой стихотворения:

1)говорит о вечных законах жизни.

2)сопротивляется новым веяниям жизни.

3)наслаждается красотой природы и чувствует свое единение с ней.

4)ощущает одиночество.

А 12.Основным средством создания образной картины русской зимы в произведении  А.С. Пушкина «Зимнее утро» становится

1)олицетворение

2)аллегория

3) звукопись

4)цветопись

А 13.Значимым художественным средством в этом стихотворении является олицетворение. Найдите определение.

  1. прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами..
  2. образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого предмета.
  3. образное определение, характеризующее свойство, качество какого-то явления, предмета, лица.
  4. повторение в строфе, строке, фразе однородных гласных звуков.

А14. Жанр приведенного произведения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

1)рассказ

2)песня

3)лирическое стихотворение

4)роман

При выполнении заданий В7-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В 7.Любимые времена года А.С. Пушкина?

В 8.Как называется в литературоведении элемент композиции стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», позволяющий автору воссоздать поэтическую картину зимы?

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В 9.Укажите название изобразительно-выразительного средства, которое использует А.С. Пушкин

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

В10.Какое изобразительно-выразительного средство  определяется как «образное определение, характеризующее свойство, качество какого-то явления, предмета, лица»?

В 11.Какая рифма использована в стихотворении А.С. Пушкин «Зимнее утро»

В 12. Сколько строф содержит стихотворение А.С. Пушкина?

Вариант 2

Часть 3

При выполнении задания части 3 используется бланк ответов №2. Выберете только ОДНО из предложенных заданий (С3. 1, С3. 2). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от от того, насколько оно совпадает с вашими собственными выводами и наблюдениями. Объем работы: от 40 до 80 слов. 

С3. 1. Сочинение-ответ на проблемный вопрос по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Почему произошли перемены  с тонким и его семьей  во время разговора с толстым на вокзале?

С3. 2. Сочинение-ответ на проблемный вопрос по рассказу  К.М. Станюковича «Человек за бортом». Каким был и каким стал Прошка Житин и почему он изменился?

                                                     

                                                                 


                                                             Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения 

  1. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
  2. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
  3. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
  4. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
  5. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
  6. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2006
  7. Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007
  8. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
  9. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
  10. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 1994
  11. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
  12. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
  13. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
  14. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
  15. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004
  16. Литература в  классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2002
  17. Поурочные разработки 6 класс, Н.В.Егорова, М., «Вако», 2007

 

Литература для ученика.

  1. Литература 6 класс, учебник-хрестоматия в 2-х частях, Беленький Г.И., Мнемозина, 2008

2.  Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007

3.   Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007

4.  Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006

5.  Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007

       6.   Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

7.   История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....