Три мира в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Лукашева Любовь Александровна

Конспект урока литературы в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока102 КБ

Предварительный просмотр:

                                             "Три мира в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

 
 

Эпиграф:
Почему, зачем, откуда зло? 
Если есть зло, то как может быть Бог?
Если есть Бог, то как может быть зло?
М.Ю.Лермонтов


Цели:  

 

  • Обучающая: рассказать о значении романа, его судьбе, познакомить с замыслом романа;
  • Развивающая: развить умение заметить и осмыслить переклички линий романа, навыки выявления особенностей жанра и композиции романа.
  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за совершенные проступки в жизни, негативное отношение к алчности и безверию.

 

  
Тип занятия: контроль знаний
Вид занятия: урок-исследование. 
Оборудование: фрагменты из художественных фильма «Мастер и Маргарита»; порвидеопроектор; иллюстрации к роману.
 

                                                               План урока: 
 
 

 Этапы занятия
 

 Деятельность преподавателя
 

 Деятельность учащихся
 

 Время реализации
 

 Орг.момент
 

 Психологический настрой, целеполагание


 

 Готовность к занятию
 

 1 мин
 

 Вступительное слово учителя
 

Учитель: «Рукописи не горят…» — с этой верой в силу искусства умирал писатель М. А. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. Роман, вобравший в себя бесконечность времени и безмерность пространства, интересен и сегодня, потому что он о трагедии таланта и любви, о добре и зле, о муках совести. А это свойственно людям во все времена. Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" уникален. И, как всякое значительное произведение, таит в себе неизведанные глубины.

 

 2  мин
 

 Этап реализации новой темы
 

 - Многие исследователи выделяют в романе три мира, три уровня реальности. Назовите их.

- Определите принадлежность героев романа к одному из трех миров.

 Древний Ершалаимский мир.

Учитель:

-Каким изображает Булгаков Пилата? (глава 2)

- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа  и в конце их встречи?

Найдите, пожалуйста, сцену допроса.(глава 2) Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

-Каково главное убеждение Иешуа?

-Что говорит Иешуа о власти?

-Почему Пилат утверждает смертный приговор?

-За что наказан Пилат? Каково наказание?

В каких еще произведениях встречаем тему бессмертия?

 Современный московский мир.

Учитель:

На страницах романа московские жители и их быт, повседневная жизнь и заботы изображены сатирически. Воланд прилетает для того, чтобы посмотреть, какими стали обитатели Москвы. Для этого он устраивает сеанс черной магии.

Какая действительность в Москве?

Чем схожи Ершалаим и Москва?

Они приходят к выводу, что горожане изменились внешне….гораздо более важный вопрос: изменились ли горожане внутренне? Как отвечает на этот вопрос?

Потусторонний мир

С кем пришел Воланд на землю?

.

С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Учитель: Какую проблему поднимает автор  в потустороннем мире?

.

Великий бал у сатаны(глава 23.ст 237)

 Три мира романа:

-Ершалаимский мир;

-Московская действительность;

-Потусторонний  мир.


Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

В самом начале их встречи Пилату абсолютно все равно на Иешуа. Он считает его обычным преступником, не заслуживающим особого внимания, и хочет побыстрее "разобраться" с ним, так как страдает от очередного приступа головной боли.

(«Что есть истина?»)

«Злых людей на свете нет»

«Всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой – либо иной власти Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.»

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

Ищут ответ в тексте.Глава 25 (с.271)»В числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».  Судьба наказала Пилата за его трусость. Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость- один из самых страшных пороков. И за самый страшный порок человек расплачивается бессмертием.


 Горький «Старуха Изергиль»(Лара)

Реальная, катастрофически развивающаяся действительность. Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.

Глава 12 (ст.112) « — Ну что же, — задумчиво отозвался тот, — они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их….» 

Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению. Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

Проблема смысла жизни. Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

 25  мин
 

 Этап восприятия изученного
 

 Групповая работа:

-составление кластеров (Понтия Пилата, Маргариты, Воланда)


 

 


 

 5  мин
 

 Этап подведения итогов
 

 Просмотр отрывка из фильма «Мастер и Маргарита»(глава 32. «Прощение и вечный покой».

 Рассуждают  над последней сценой романа.
 

 9  мин
 

 Рефлексия
 

 Выслушивание и координация оценки занятия
 

 Визуализация эмоционального восприятия урока при помощи цветовой палитры.
 

 2 мин
 

 Этап подготовки в выполнению дом.задания
 

 Анализ предстоящего написания эссе «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?»
 

 Запись дом.задания
 

 1 мин
 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Урок литературы в 11 классе)

Тема: Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».Цель: актуализировать имеющиеся знания и сведения у учащихся о романе, заметить и осмыслить переклички сюжетных линий романа; развивать навыки ...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

«Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Показать особенности  композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»....