Рабочая программа и КТП по литературе В. Я. Коровиной 5 класс
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме

Силиенко Надежда Фёдоровна

Рабочая программа по литературе для  5 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008.)

Составление рабочей программы связано с отсутствием в авторской программе распределения часов, как по темам, так и отсутствие общего количества часов.При составлении планирования уроков   предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Муниципальное образование Красноармейский район,

ст. Чебургольская

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28

(полное наименование образовательного учреждения)

Обсуждено                                   Согласовано                                             УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО                         заместитель        решением педсовета протокол № 1

протокол № 1 от29.08. 2013       директора        от  30.08.2013  года

руководитель МО                          _________2013        Председатель педсовета

______ Корниенко С.А.               __________ Е.М.Прокопенко          _____________   М.М. Кривчук

 подпись         Ф.И.О                     подпись            Ф.И.О.                                                  подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                               Второго  ВИДА

по    литературе

 (указать предмет, курс, модуль)

  Класс  5

Учитель  Силиенко Надежда Фёдоровна

  Программа разработана на основе  авторской  программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной МО РФ. Москва. «Просвещение». 2008г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для  5 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008.)

Составление рабочей программы связано с отсутствием в авторской программе распределения часов, как по темам, так и отсутствие общего количества часов.

Рабочая программа по литературе  в 5 классе  обсуждена на заседании МО (протокол № 1 от29.08. 2013), согласована с заместителем директора по  УВР, утверждена на заседании педсовета МБОУ СОШ № 28 от 30.08.13, протокол №1.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 При составлении планирования уроков   предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

 Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе преследует основные цели и задачи:

  • связь искусства с жизнью;
  • единство формы и содержания;
  • историзм;
  • традиции и новаторство;
  • усвоения основных понятий теории и истории литературы;
  • формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения;
  • овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка;
  • активизация художественно – эстетических потребностей детей.

Таблица тематического распределения количества часов

Разделы, темы

Кол-во часов

Авторская программа

Рабочая программа

Введение.

-

1

Устное народное творчество

-

10

Из древнерусской литературы.

-

2

Из литературы XVIII века.

-

2

Из литературы XIX века.

-

45

Из литературы XX века.

-

30

Из зарубежной литературы.

-

12

ИТОГО

-

102

Содержание обучения.

Введение. (1)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.(10)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.(2)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.(2)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.(45)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.Нравоучительное содержание и причудливый сюжет.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.(30)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.(12)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Список литературы для самостоятельного чтения.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

                  Перечень практических работ

Развитие  связной речи

   

1. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам.

 2. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни

3. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

4.  Изобразительно – выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

5. Сочинение по повести  из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

6. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей

7. Сочинение по рассказу И. С Тургенева «Муму».

8.  Сравнительная характеристика героев.

9. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия

10. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

11. Анализ лирического текста (по русской поэзии 19 века)

12. Портрет как средство изображения героев

13. Сочинение на тему «Дружба Васи, Валека и Маруси»

14. Сочинение по пьесе – сказке «Двенадцать месяцев»

15. Сочинение– рассуждение по рассказу В.Астафьева «Как и почему человек должен относиться к природе».

Итого:

Аудиторных сочинений—5

Неаудиторных сочинений—1

 Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

 

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Программа

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Учебные пособия

Программа обще-образовательных учреждений  5 - 11 классы (базовый уровень) под ре-дакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ.

2008г.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение, 2009-2012.

1.Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение.  2008 2.О.А.Еремина «Поурочное планирование по литературе»

Издательство «Экзамен»2006

3.О.В.Шаталова «Дидактические материалы по литературе» М.:2008

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2008-2012

2) Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

                            

             Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 2013  года

Муниципальное образование Красноармейский район,

ст. Чебургольская

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28

(полное наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2013-2014 учебный год

по     литературе

Класс     5

Учитель    Силиенко Надежда Фёдоровна

Количество часов: всего - 102ч; в неделю - 3ч.;

Планирование составлено на основе рабочей программы

учителя   Силиенко Надежды Фёдоровны, утверждённой решением педагогического совета  протокол №1 от 30.08. 2013 года.

№ п/п

Содержание урока

№ по разде

лу

Дата проведения

Оборудование

план

факт

1.  ВВЕДЕНИЕ                                   (1ч.)

1

Роль  книги в жизни человека.

1

Таблица №1(5-11 кл.)

2.  УСТНОЕ НАРОДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО                                  (10ч)

2

Малые жанры фольклора. Детский фольклор

1

Таблица №1(5-11 кл.) Выставка книг

3

Что такое фольклор?

2

4

Сказки как вид народной позы.Виды сказок, сказители.

3

5

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

4

Иллюстрации к произведению,презента

ция

6

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».Герои. Народные идеалы в сказке.

5

Иллюстрации к произведению

7

Сказка  «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо».Жанр сказки.

6

Иллюстрации к произведению

8

Сказка  «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо».Пересказ  сказки.

7

фонохрестоматия

9

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости

8

Иллюстрации к произведению

10

Бытовые сказки и сказки о животных. Народное представление о справедливости.

9

Иллюстрации к произведению Выставка книг

11

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам.

10

3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ

 ЛИТЕРАТУРЫ                                (2ч)

12

. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет».

1

Таблица №12(6 кл.)

13

«Подвиг отрока киевлянина  и хитрость воеводы Претича». Фольклор и летописи

2

4. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА      (2ч.)

14

Русская литература 18 века. Роды и жанры литературы

1

Портрет.  Таблица №3(5-11 кл.

15

М.В. Ломоносов. «Случилось два астронома в пиру»- научные истины в поэтической форме.

2

фонохрестоматия

5. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА     (45 ч.)

5.1

Русские басни.(1ч)

16 Вн.чт.

.Жанр басни. Истоки басенного жанра.

1

Выставка книг

5.2

Иван Андреевич Крылов.(4ч)

17

И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Волк и ягненок», «Свинья под дубом».

1

Портрет, Иллюстрации к произведению

18

Чтение и анализ басни «Ворона и лисица». Понятие об эзоповом языке.

2

фонохрестоматия

19

«Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.

3

фонохрестоматия

20

РР. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

4

фонохрестоматия

5.3

Василий Андреевич Жуковский.(4ч)

21

.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Жуковский – сказочник «Спящая царевна».

1

Портрет. Иллюстрации к произведению

22

Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

2

фонохрестоматия

23

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.

3

фонохрестоматия

24

Проверочный  тест по изученному материалу.

4

5.4

Александр Сергеевич Пушкин.  (7ч)

25

А. С. Пушкин. Детство и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

фонохрестоматия

26

А.С. Пушкин. Стихотворения «Няня», «У лукоморья дуб зеленый…». Мотивы и сюжеты произведений.

2

Портрет,

27

«У лукоморья дуб зеленый…» Поэтичность и музыкальность пушкинских строк.

3

28

А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Её истоки.

4

Иллюстрации к произведению

29

Противостояние добрых и злых сил. Основные образы сказки.

5

фонохрестоматия

30

РР. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

6

31 Вн.чт.

 Мои любимые сказки А. С. Пушкина.

7

Выставка книг

5.5

Русская литературная сказка   (3ч)

32

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

1

Портрет. Иллюстрации к произведению

33

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

2

фонохрестоматия

34

В.М. Гаршин. «Aftaea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

3

Портрет,

5.6

Михаил Юрьевич Лермонтов (2ч)

35

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»-отклик на 25-летнююгодовщину Бородинского сражения.

1

Портрет,

36

РР. Изобразительно – выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

2

5.7

Николай Васильевич Гоголь. (4ч)

37

Н.В. Гоголь». Чтение и анализ повести «Заколдованное место».

1

Портрет,

38

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

2

фонохрестоматия

39

40

РР. Сочинение по повести  из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

3

4

5.8

Николай Алексеевич Некрасов  (3ч)

41

Н.А. Некрасов. Картины природы в стихотворении «На Волге». «Крестьянские дети».

1

Портрет.  Иллюстрации к произведению

42

Поэтический образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Мороз , Красный нос» (отрывок)

2

43

Р.Р. «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей

3

фонохрестоматия

5.9

Иван Сергеевич Тургенев. (6ч)

44

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Му-му» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.

1

Портрет,

45

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

2

Фонохрестоматия презентация

46

Духовные и нравственные качества Герасима.

3

Иллюстрации к произведению

47

Превосходство Герасима над челядью.

4

Иллюстрации к произведению

48

Контрольный тест по изученному материалу.

5

презентация

49

 РР. Сочинение по рассказу И. С Тургенева «Муму».

6

5.10

Афанасий Афанасьевич Фет. (1ч)

50

А.А. Фет. Стихотворение «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению.

1

Портрет,

5.11

Лев Николаевич Толстой  (3ч)

51

Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник».

1

Портрет,

52

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник. Жилин и Костылин – два разных характера.

2

Иллюстрации к произведению

53

Р.р.  Сравнительная характеристика героев.

3

презентация

5.12

Антон Павлович Чехов. (3ч)

54

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия». Особенности Чеховского юмора.

1

Портрет,

55

РР. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия

2

презентация

56

Рассказы Антоши Чехонте.

3

фонохрестоматия

5.13

Поэты 19 века о

Родине и родной природе       (4ч)

57

Русские поэты 19 века о родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева.

42

Портреты.  Выставка книг

58

РР Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

43

презентация

59

Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова.

44

фонохрестоматия

60

РР. Анализ лирического текста (по русской поэзии 19 века)

45

фонохрестоматия презентация

6. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА       (30 ч.)

6.1

Иван Алексеевич Бунин. (1ч)

61 Вн.чт.

И.А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного

1

Портрет, фонохрестоматия

6.2

Владимир Галактионович Короленко  (5ч)

62

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

Портрет, презентация

63

Взаимоотношения детей и отца в благополучной семье.

2

Иллюстрации к произведению

64

Новые знакомые Васи. Жизнь детей из обездоленной семьи.

3

фонохрестоматия

65

Р.р. Портрет как средство изображения героев

4

фонохрестоматия

66

Р. Р. Сочинение на тему «Дружба Васи, Валека и Маруси»

5

6.3

Сергей Александрович Есенин. (1ч)

67

С.А. Есенин. Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь…»

1

Портрет,

6.4

Павел Петрович Бажов.  (3ч)

68

П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ как жанр. Сказы Бажова.

1

Портрет, фонохрестоматия

69

«Медной горы Хозяйка». Образы героев в сказе.

2

Иллюстрации к произведению

70

Образ хозяйки Медной горы. Сказ и сказка.

3

6.5

Константин Георгиевич Паустовский  (2ч)

71

Г.К. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб». Доброта и сострадание.

1

Портрет, фонохрестоматия

72 Вн.чт.

 «Заячьи лапы» Реальное и фантастическое в сказках К. Паустовского.

2

Выставка книг презентация

6.6

Самуил Яковлевич Маршак  (5ч)

73

С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Маршака.

1

Портрет,

74

Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» Положительные и отрицательные герои.

2

Иллюстрации к произведению

75

Художественные особенности пьесы – сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе.

3

фонохрестоматия

76

Проверочный тест по изученному материалу

4

презентация

77

РР. Сочинение по пьесе – сказке «Двенадцать месяцев»

5

6.7

Андрей Платонович Платонов (2ч)

78

А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика.

1

Портрет, фонохрестоматия

79

Душевный мир главного героя.

2

презентация

6.8

Виктор Петрович Астафьев (4ч)

80

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро».

1

Портрет,

81

«Васюткино озеро». Образ главного героя.

2

Иллюстрации к произведению

82

«Открытие» Васюткой нового озера. Человек и природа в рассказе.

3

фонохрестоматия

83

РР Сочинение– рассуждение по рассказу В.Астафьева «Как и почему человек должен относиться к природе».

4

презентация

6.9

«Ради жизни на Земле…»     (3ч)

84

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей во время В.О. войны. К. Симонов «Майор привез мальчика на лафете».

1

Портрет, фонохрестоматия

85

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

2

Портрет, фонохрестоматия

86 Вн.чт.

Урок – концерт. Стихи на тему «Дети на войне!.

3

Выставка книг

6.10

Произведения о Родине  и    родной природе     (2ч)                  

87

Русские поэты 20 веков  о Родине и родной природе.

1

Портреты, фонохрестоматия

88 Вн.чт.

Образ Родины в стихах о природе.

2

Выставка книг фонохрестоматия

6.11

Писатели улыбаются       (2ч)

89

Саша Черный. «Кавказский пленник». Рассказ о детях.

1

Портрет, фонохрестоматия

90

«Игорь – Робинзон» - образы и сюжеты – темы произведения для детей.

2

         7.  ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ

          ЛИТЕРАТУРЫ                       (12ч.)

91

Роберт Льюис Стивенсон. Образы сильных, мужественных людей в балладе Стивенсона «Вересковый мед».

1

Портрет,

92 Вн.чт.

Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Образ героя.

2

Портрет,

93

Гимн неисчерпаемым возможностям человека в «Робинзоне Крузо».

3

Иллюстрации к произведению

94

Ханс Христиан Андерсен. Сказка «Снежная королева». Кай и Герда.

4

Портрет, фонохрестоматия

95

В поисках Кая. Друзья и враги Герды.

5

96

Победа добра, любви и дружбы.

6

презентация

97

Вн.чт.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном.

7

Портрет,

98 Вн.чт.

Марк Твен. Приключение Тома Сойера. Дружба мальчиков.

8

Портрет,

фонохрестоматия

99

Внутренний мир героев М. Твена

9

100 Вн.чт.

Внеклассное чтение. Джек Лондон. «Сказание о Киме». Характер мальчика.

10

Портрет, фонохрестоматия

101

Итоговая проверочная  работа в форме теста.

11

презентация

102

Итоговый урок. Задание для летнего чтения.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по литературе В. Я. Коровиной 9 класс

Рабочая программа по литературе для  9 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовател...

Рабочая программа с КТП по литературе ФГОС для 5 класса на 2017 - 2018 учебный год

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание примерных п...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-10 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литература» основного общего образования составлена на основе:  Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации...

Рабочая программа по учебному предмету "Литература народов России" 5 класс

Введение предмета «Литература народов России» позволяет существенно повысить уровень литературного развития обучающихся, активизировать их интерес к культуре и литературе народов, принадле...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» основного образования 7 класс Отделение индивидуального обучения.

Программа составлена для учащихся индивидуального обучения. Количество часов  - 34....

Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс

Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для   5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...