«Баллада как лироэпический жанр и её особенности».
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Цели (для учителя):

1. Создать условия для выявления через аналитическое чтение особенностей баллады как лироэпического жанра;

2. Учить детей при анализе текста пользоваться метаязыком;

3. Продолжить работу над техникой выразительного чтения;

Развивать учебную самостоятельность, активную читательскую позицию;

 

Цели (для детей):

1. Через аналитическое чтение понять, что такое баллада как лирический жанр;

2. Освоить особенности, виды баллады;

3. Повторить теоретико-литературные понятия: эпос, лирика, эпиграф, партитура и другие;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ballada_kak_liroepicheskiy_zhanr_i_eyo_osobennosti.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по теме «Баллада как лироэпический жанр и её особенности».

Цели (для учителя):

  1. Создать условия для выявления через аналитическое чтение особенностей баллады как лироэпического жанра;
  2. Учить детей при анализе текста пользоваться метаязыком;
  3. Продолжить работу над техникой выразительного чтения;
  4. Развивать учебную самостоятельность, активную читательскую позицию;

Цели (для детей):

  1. Через аналитическое чтение понять, что такое баллада как лирический жанр;
  2. Освоить особенности, виды баллады;
  3. Повторить теоретико-литературные понятия: эпос, лирика, эпиграф, партитура и другие;

Ход урока.

  1. Целеполагание.

Слово учителя:

Дорогое ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с удивительным, своеобразным и очень интересным жанром в литературе, который называется баллада.

- Что известно? (Ничего). Тем интереснее будет разговор.

Итак, давайте посмотрим, каких целей нам предстоит сегодня добиться?

II. Предкоммуникативный.

Работа с эпиграфом.

Обратите внимание на доску, вот такие эпиграфы я приготовила сегодня к уроку.

(Читает ученик)                                Тёмной старины заветные преданья…

М.Ю. Лермонтов.

И всюду страсти роковые…

А.С. Пушкин.

- Что такое эпиграф? Для чего он нужен? Как эти эпиграфы помогают нам понять балладу?

-Что мы можем сказать об этом жанре, опираясь только лишь на эпиграф, ничего ещё не зная о балладе?

        (Древний жанр; эмоциональный.)

Слово учителя

Сам термин «баллада» очень древний, и возник он вместе с первыми лирическими произведениями в суровые времена Средневековья. В переводе этот термин означал «танцевальная песня». Создавались баллады народными сказителями как на основе легенд и мифов, произведений древних авторов, так и подлинных событий.

- Какой эпиграф отражает то, о чём вы сейчас услышали? (Первый)

- А второй? (Загадка)

Ну что ж, сегодня вам самим предстоит разгадать эту загадку.

III. Коммуникативный.

Беседа

-Прочитайте внимательно тему. Как вы думаете, нам легко будет начать разговор?

- Все ли термины понятны? Найдите те слова (слово), которые могут быть хоть как-то вам понятны, знакомы? (Лироэпический)

- Из каких знакомых слов состоит весь термин?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

лиро                                                                                    эпический

Что это вам напоминает?

(два литературных рода)

лирика                                                                                         эпос

(эмоции, чувства)                                                              (сюжет, герой)

- Можно ли теперь, зная о значении двух слов, сказать, что же значит лироэпический? Работа в парах с целью самостоятельного формулирования понятия.

-Кто готов сделать вывод? (Ответы некоторых учеников с дополнениями и  исправлениями других детей)

Итог первый.

Итак: Лироэпические жанры – это такие произведения, которые сочетают в себе признаки лирики (эмоциональность) и эпоса (сюжетность).

      Откроем тетради, запишем тему, словарь: лироэпические жанры.

Ученики самостоятельно записывают определение, 2 человека для контроля опять озвучивают, затем проверяют себя по появившейся  на доске или на компьютере записи учителя.

Двигаемся дальше. Сейчас я прочитаю вам народную лирическую балладу «Ворон к ворону летит…» После чтения мы обсудим произведение вместе, выделим особенности, но сейчас (во время моего чтения) вам задание: расставить партитуру баллады.

- Вспомним, что необходимо сделать для этого, о чём помнить?

а) понижение (повышение) голоса;

б) логические ударения;

в) паузы, отсутствие пауз;

г) знаки препинания.

 Выявление восприятия.

  -Понравилось?

   - Какие эмоции вызвало стихотворение? Какие чувства, ассоциации возникли у вас? Каким одним словом вы охарактеризовали бы это произведение? (Грусть, жалость.)

-Все ли слова понятны?

Словарная работа по слайду. Читают дети.

Ракита - дерево или кустарник семейства ивовых, растущих обычно по берегам рек.

Проведать 

1.Навестить того, с кем давно не виделся, о ком давно ничего не известно.                 Например: проведать родных.

2. Узнать по слухам.

 Например: Проведать о приезде знакомого?

  - В каком значении здесь употреблено слово "проведать"?

  - обратите внимание на то, к какому стилю относится это слово (разг.)

  - Оправдано ли это? Зачем автор употребляет такое слово?

  Давайте это запомним, потом к этому вернёмся.

-Что же в этой балладе увидели от эпоса и от лирики (эмоции в восприятии)

 - А сюжет (событие) есть? Какое?

  - О чём баллада? (Убит богатырь.)

 - Как об этом узнаём мы?

 - Нам описывает его автор? Кто-то из героев рассказывает? А кто?

    ( Ворон ворону в диалоге.)  

- Что такое диалог?

- Какое место диалог занимает в балладе?

- Сколько четверостиший в произведении?

- А под диалог сколько из них отведено?

- Так как вы думаете, в чём же значении диалога?

- Зачем автор уделяет ему такое внимание? (наверно,  не случайно)

Вывод делают ученики:

 В диалоге узнаём о событии, Он  основа сюжета, из него

узнаём о том, что случилось с героями.

- Можно ли считать, что это особенность баллады? (Да)

   - Сделаем вывод (Диалог- основа баллады, в нём развивается сюжет)

Действительно ребята, диалог в балладе - основа сюжета! Сюжет, по существу, словно заменяется диалогом, который и развивает его. Именно по этому характерному признаку мы и узнаем балладу.

6) - Итак, главное событие известно.

    -  А кто об этом событии знает? (Кобылка, сокол, хозяйка)

    - Ничего не смущает?

    - Странный ряд свидетелей, мне кажется?

    - Почему у меня такое чувство?

    - Перечитайте последнее четверостишие! (Хозяйка знает.)                

      Откуда? Кого же тогда ждём?

 

Обсуждение. Кто не согласен, кто думает по-другому?

  - А как автор относится к этой ситуации?

  - Кому сочувствует? Кого-то осуждает?

  - Каким образом он передает нам свои эмоции?

  - Какие средства художественной выразительности он    

    использует? C какой целью? (Анафору, синтаксический параллелизм, инверсию, диалог (и здесь слово разговорного стиля)).

- Какова идея произведения?

- Что такое идея? (То, чему учит автор, о чем  заставляет нас задуматься.)

- Обсуждение. Вывод.

  Идея:   

 Идея в том, ребята, что в жизни трагедия на каждом шагу.

- В чём трагедия героев?

    а). Совершено убийство, убит человек. Люди преступили закон Божий «не убий».

 б). Хозяйка, наверняка, виновата, но её трагедия ещё и в том, что она, поддавшись страстям, вынуждена поступить так, иначе она не сможет быть с любимым!

  в). Трагедия в том, что обе стороны правы (и хозяйка имеет право на счастье, и тот, кто женился на ней, мел право на жизнь, и выхода иногда не бывает).

  г). Автор всё это понимает и не осуждает героиню (отсюда отсутствие эпитетов, метафор). Он просто сочувствует своим героям, скорбит о них, он не ищет правых и виноватых, и в этом его величие, гуманизм.

   Но вернёмся к нашим особенностям.

   - Можете ли вы назвать ещё одну особенность баллады?

  - Вспомните, что заставило вас так бурно обсуждать это такое маленькое произведение                           (непонятность, тайна)

   - Можем ли мы сказать, что мы до конца с вами всё поняли? Разобрались в событиях?

   - С чем это связано? (с тайной)

         Итак, действительно, в балладе всегда есть некая тайна, поэтому сюжет и построен как раскрытие, узнавание некой тайны, которая даже если и остаётся за пределами произведения, но всегда интригует читателя, держит его в напряжении, заставляет его волноваться, переживать, размышлять.

  - И это еще одна особенность баллады.  

    Двигаемся дальше.

   - А знаете ли вы, ребята, что баллада как жанр имеет несколько разновидностей.

   - Где и когда мы с вами говорили уже о разновидности жанра? (повесть, рассказ, 5 класс)

  -  Вспомните, какие жанровые разновидности вам известны? (Любовный, юмористический, фантастический, приключенческий, исторический, социальный, бытовой и. т. д.)

 - А теперь давайте узнаем, какие виды жанров есть у баллады.

  Выступление подготовленных детей.

 Прочитав произведение, предложенные учителем, проанализировав название, сюжет, поступки героев, мы пришли к выводу, что баллада бывает следующих видов:

                               - героическая

                               - историческая

                               - любовная                        

                               - волшебная

                               - комическая

   И это 4 особенность баллады. Я не оговорилась, какая же 1, 2-ая и 3-я.

  - Кто помнит?  Давайте подытожим, проверим ваше внимание.

  - Сформулируйте все особенности баллады!

 - Кто более внимательный? А кто добавит, поспорит, уточнит?

      Итак, запишите все 4 особенности в тетрадь.                                                                                 

                             а). Сочетаются признаки эпоса и лирики.

                             б). Диалог – основа баллады, в нём развивается сюжет.

                             в). Тайна – основа сюжета.

                             г). Бывает разных видов.

  Записать всё в тетрадь, проверить по слайду.

III.Посткоммуникавный

-Завершая наш разговор, давайте вернёмся к эпиграфам. Как теперь вам кажется, какой из них наиболее точно отражает ваше представление о балладе. (Второй; оба)

- А теперь почитаем выразительно, вспомним партитуру, весь наш разговор.

 - Какой вид чтения лучше выбрать?  (По ролям.)

 - Сколько понадобится чтецов? (Трое.)

 - Какой отрывок самый сложный? О чём надо помнить, читая его.

 -  Есть ли желающие?

 Чтение по ролям.

 - Получилось? Кому удалось лучше передать в своём чтении драматизм ситуации? Что бы вы посоветовали чтецам?

 Рефлексия.

 - Ну что ж, подведём итоги урока. О чём говорили? Что узнали нового? Достигли ли мы целей нашего урока?  Всё – всё выяснили? А может быть, у вас остались вопросы ко мне? Может, что-то непонятно?

(Что такое баллада?)

 Домашнее задание.

Конечно, я это сделала специально, именно потому, что уверенна, после сегодняшнего. Урока вы можете сами дать определение термину баллада.

Это и будет ваше домашнее задание.

а) Откройте дневники, запишите!

б) Прочитать статью с.69-75

Социальная сеть работников
образования
nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"...

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Расширить знания о жизни и творчестве Н.С.Лескова. Формировать навыки анализировать текст, работать с лексикой, находить в словаре нужное значение....

Конспект урока в 6 классе по теме «Жанр баллады. Баллада «Робин Гуд и золотая стрела».

Много лет работала по учебнику и программе А.Г.Кутузова. Замечательные и учебник и программа. Исключение учебника из федерального перечня, по моему мнению, безобразие. В 6 классе мы изучали тему...

Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета

Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета...

Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета

Презентация на тему Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета...

Урок 2 Баллада как литературный жанр.

КОНСПЕКТЫЛитература 6 класс Урок 2 Баллада как литературный жанр.Раздел 1 «Пролетая над снами»Рабочая тема урока: о чём рассказывает баллада? Этапы урокаСодержаниеФормирование УУ...

Особенности жанра баллада

рассмотреть жанр баллада...