Литературная гостиная № 2 "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"
методическая разработка по литературе на тему

Волкова Татьяна Яковлевна

Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубокого постижения предмета. Это переосмысление известного, ролевая деятельность, которая развивает мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию, духовному преображения современного молодого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prizentatsiya_kras.doc886 КБ

Предварительный просмотр:

  Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!., (поколению, прошедшему Великую Отечественную, посвящается).

Не мы судьбу,

Судьба нас выбирала.

Был выбор у судьбы - войны

Недолгий.

Виктор Кочетков.

I.Исполнение песни «Русский солдат» (вокальная группа)

II. Открытие гостиной:

Добрый день уважаемые гости, ветераны, учителя, родители, учащиеся. Сегодняшняя встреча в нашей литературной гостиной им. А.И.Солженицына посвящается теме:  «Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!., (поколению, прошедшему Великую Отечественную, посвящается). Представителем этого поколения является бывший директор нашей школы Виктор Александрович Красильников. К сожалению ввиду болезни присутствовать он не может. Но в гостях у нас находятся его родные.  Сегодня мы взяли эпиграф – слова поэта, участника Великой Отечественной войны, Виктора Кочеткова: «Не мы судьбу,

Судьба нас выбирала.

Был выбор у судьбы - войны

Недолгий.»

III.   Чтение «Мгновения» Ю.Бондарева. («Уроки лит.» - 4/04-с.1,2)

(муз. Фон: Чайковский. «Белые ночи») …Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землей каждый день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фонари - для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный... Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слезы были чужими... Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви, - там, позади, не было ожесточенной непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жестких черных красок.

1-й ведущий. История нашей школы богата не только судьбами своих учеников, но и удивительными судьбами учителей, давших им дорогу в жизнь и воспитавших в них любовь к Родине, гордость за своё Отечество, свой город, свою школу. Школа № 12 разделила судьбу своей страны. В годы Великой Отечественной войны в ней

располагался военный госпиталь.

2-й ведущий. Юное поколение должно знать историю своих дедов и прадедов, где они воевали, в каких боях участвовали. Уходит пожилое поколение, а с ним уходит безвозвратно история. Это закон жизни. Все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Как важно нам глубоко осознавать величие подвига предшествующих поколений, бережно хранить память о каждом участнике военных и трудовых будней той поры.

1-й ведущий. «Память - свойство души хранить сознанье о былом...» - читаем в словаре В.И. Даля, т.е. хранить знание о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге - долг потомков хранить как святыню. И как хорошо, что человек наделен памятью.

Стихотворение «С чего начинается память...»! («Лит. В шк.» - 3/2000 - с. 106).

С чего начинается память -

С берез?

С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если - с убийства!

А если - со слез!

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания -

как живое становится мертвым! И в пять,

и в пятнадцать.

и в двадцать пять лет войной начинается память.


Стихотворение «И ходит по земле...»

(«Лит. в шк.»-3/2000-с. 111.)

И ходит по Земле

Босая Память - маленькая женщина.

Она идет.

Переступая рвы. -

Ей не нужны ни визы, ни прописки.

В глазах - то одиночество вдовы.

То глубина печали материнской.

Она идет.

Покинув свой уют.

Не по себе - о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются в пояс.

2-й ведущий. Судьба ветеранов, их жизнь интересна и поучительна для многих поколений школьников, может быть примером проявления истинного патриотизма, стойкости и трудолюбия.

1-й ведущий. Муромская земля вырастила не одного отважного человека. Нам памятны имена многих еще со времен былинной Руси. Но и в наши дни живут на этой священной земле герои, которые, проливая кровь на фронтах Великой Отечественной войны, не раз доказывали свою любовь, верность и преданность великой Отчизне.

2-й  ведущий.   Одним   из  таких  людей  является   В.А.   Красильников.     бывший директор  школы

№ 12, награжденный орденом Отечественной   войны  1  степени,  орденом Красной Звезды,

медалью «За отвагу», отличник народного просвещения.

Красной Звезды, награжденный медалью «За отвагу», отличник народного просвещения.

1й ведущий. В.А. Красильников родился 15 ноября 1920 года в большом торговом

Селе Порздни Ивановской области в крестьянской семье, в которой было шестеро детей. Учился в школе - семилетке. Любил фотографировать. Мечтал стать профессиональным фотографом.

2-й ведущий. Все свободное время он проводил в школе: помогал вместе с ребятами в оборудовании и изготовлении пособий, проявлял способности в увеличении географических карт, рисунков и схем из учебников,                     Село Порздни.                                         немного рисовал.

1-й ведущий. В это время ему стало известно, что в пединституте открываются 3 педагогических класса. Выпускники получали среднее специальное образование и право продолжать учебу в учительском институте.

2-й ведущий. Учиться юноша решил на историческом отделении, занимался в педагогическом классе, с огромным интересом и прилежанием. Время учебы пролетело быстро. Закончив с отличием педагогический класс, он получил право выбора: перевестись на 2 курс института или получить направление на работу в семилетнюю школу. В.А. выбрал второе и с августа 1940 года стал учителем истории в одной из сельских школ.

1-й ведущий. Работа в школе у него получилась сразу.

Это оценили учителя, проработавшие не 1 год.

 С учениками сложились доброжелательные отношения.

Осенью 11941 года поступил на 2 курс заочного отделения учительского института в Челябинске, в настоящее время Челябинский Государственный Педагогический Университет.

2-й ведущий. В июне 1941 года, получив отпуск, поехал на заочную сессию в пединститут. Сдав 2 зачета и 1 экзамен, словно на крыльях, летел домой: так велико было желание обрадовать родных, увидеть друзей и подруг. Пробыл в городе детства неделю, отдыхал, веселился, ходил на танцы, хотел после воскресенья вернуться в институт и сдать последний зачет.

(На фоне довоенной «РиО-Риты» тихо и задумчиво звучат слова:

РиО-Рита. РиО-Рита- вертится фокстрот.

На площадке танцевальной 41-й год.)

(Танец фокстрот. Музыка после слов постепенно стихает).

Стихотворение «В саду городском в воскресенье...»

(Русский язык - укр. - 4/88 - с.62 ) - Под музыку «Случайный вальс» - ел. Долматовского, музыка Фрадкина. («Уроки литературы». № 3/03, с. 13) – муз. без слов

В саду городском в воскресенье

Оркестр на закате гремит,

И ситцевый ветер веселья

По желтым дорожкам летит.

Там вальс в босоножках – обновках

Кружит в хороводе огней

Без отдыха, без остановки.

Волшебною силой своей

Сближая сердца безрассудно...

(после стихотворения звучит «Случайный вальс» в исполнении учителя Лапшиновой. С.Н)

                                   «Случайный вальс»

Ночь коротка,

Спят облака.

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

После тревог

Спит городок.

Я услышал мелодию вальса

И сюда заглянул на часок.

Хоть я с вами почти незнаком

И далеко отсюда мой дом,

Я как будто бы снова

Возле дома родного.

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоем.

Так скажите мне слово.

Сам не знаю о чем.

Будем кружить.

Петь и дружить.

Я совсем танцевать разучился

И прошу вас меня извинить.

Утро зовет

Снова в поход.

Покидая ваш маленький город,

Я пойду мимо ваших ворог.

Хоть я с вами почти незнаком

И далеко отсюда мой дом.

Я как будто бы снова

Возле дома родного.

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоем.

Гак скажите хоть слово.

Сам не знаю о чем.

1-й ведущий. Кто бы мог предположить, какое это будет воскресенье. Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пульт и скрежетом стали. Это было 22 июня 1941 года. 

2й ведущий.- (под музыку « Вставай, страна огромная»)

22 июня,

Ровно в 4 часа Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началась война.

Стихотворение «Цветок, в росинках весь...» («Лит. в школе» - 8.02-С.45)

Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной.

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

2-й ведущий. Слишком многое перечеркнула война в жизни В.А. Те годы и поныне ежедневно напоминают о себе болью ранений и болью души... Военным быть он никогда не собирался. Напротив, еще в детские годы выбрал для себя самую мирную профессию - учителя.

1-й ведущий. Но как истинный патриот он не мог оставаться в тылу, зная, что на фронтах гибнут товарищи, а Родине грозит смертельная опасность.

Летом 1941 года Красильников несколько раз выезжал в райцентр, где располагался райвоенкомат, с заявлением отправить его на фронт. Ему не отказывали, однако призыв оттягивали.

2-й ведущий. Был декабрь 1941 года, шло наступление наших войск под Москвой.

Красильникова В.А. вызвали в военкомат. Однако, случилось то. чего он не ожидал.

Людей грамотных было еще мало, и его направили военным представителем на завод № 72 в Челябинск.

Здесь был тоже фронт, но трудовой. Люди в жесточайшие морозы

строили цеха и осваивали новые образцы боевого оружия.

1-й ведущий. Наконец после очередного заявления с просьбой отправить на фронт

В.А. призвали. 3 месяца провел в полковой школе, получил звание сержанта. И вот

однажды группу вчерашних курсантов посадили в вагон. И когда приехали в                      Южно-Уральск  и  повернули   направо,  всем  стало  ясно,   что  поезд движется  в  сторону Сталинграда, где уже шли жестокие оборонительные бои. 

Стихотворение (продолжение) - «Русский язык» - укр. С. 62

(под муз. «Случайный вальс». Сначала звучит одна муз. перед стихотворением, музыка внезапно обрывается, и стихотворение читается без музыки.)

Оборвался внезапно

Наш вальс на тесовом кругу.

в маршевых ротах на запад

Ушли мы навстречу врагу.

Прощаний не помню короче.

Дороги тонули в пыли.

Мы песню про синий платочек

На память с собой унесли...

(Под музыку «Случайный вальс». Сначала звучит одна музыка - танец вальс, потом начинается стихотворение, и танец и музыка обрываются. Стихотворение читается без музыки).

Песня «Синий платочек» (Сл. Максимова, музыка Петерсбурского. Исполняет Торгашова Фаина Ивановна. Инсценированный танец под музыку).

2-й ведущий. Немцы рвались к Волге, они хотели отрезать защитников города с севера и наступали крупными силами.  Бои шли. не прекращаясь, почти весь световой день. При подсчете потерь оказалось, что за один день жарких боев от 500 советских бойцов осталась едва ли половина.

Стихотворение «Мотыльковая жизнь на войне..» -З/ОЗ-с.2

Мотыльковая жизнь

На войне.

За полсуток

Две кадровых роты

В пулеметном

Сгорели огне.

Третью роту

На четверть скосило.

Привели пополненье взамен.

А на фронте

Все так же.

Как было. -

Без существенных

Перемен.

1-й ведущий. Немцы, оказавшись в окружении, не верили, что их передовым частям не удастся выбраться. Они бросали в бой танки, бомбили с самолетов, не жалели людей в контратаках. Но пробить брешь и отрезать путь к Сталинграду с севера им не удалось. Наши солдаты гибли, но не отступали.

Стихотворение «На фотографии в газете...»
(«Уроки литературы» - 4/05-е. 10. Под музыку песни «Офицеры» - без слов).


На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы. еще почти что дети.
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем -
В обнимку, четверо у рва.

               И было небо голубое,

  Была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

О них ни песен нет. ни книг.

Здесь чей-то сын. и чей-то милый.

И чей-то ласковый жених.


Они легли на поле боя. -

Жить начинавшие едва.

И было небо голубое.

Была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски.

Как души, рвутся из земли.

...Они прикрыли жизнь собою. -

Жить начинавшие едва.

Чтоб было небо голубое.

Была зеленая трава.

2-й ведущий. От батальона, в котором воевал Виктор Красильников, уцелела треть личного состава. То, что он остался жив. воспринималось как чудо. Передышка было недолгой. Враг со всех сторон, зажал защитников города. Даже в самом Сталинграде уже вовсю бои.

(исполнение песни «Горячий снег» - фонограмма)

(Чтение наизусть – проза под музыку Бетховена «Симфония №5»)

Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью.

Война - это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на четырех оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки.

Война - это письма, которых ждут и боятся получать, это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти, погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами.

1-й ведущий. В одном из боев В.А. был ранен, пуля задела кость. Он чудом сумел проползти целую тысячу метров по открытой степи, а потом случилось второе чудо. Ему хотели ампутировать ногу, боясь инфекции, но все обошлось. Пролежав в госпитале несколько долгих месяцев, сержант Красильников вернулся в строй.

2-й ведущий. Еще дважды, вплоть до 9 мая 1945 года, гвардии сержант Красильников находился на краю жизни. А третье ранение, в голову, получил в боях, проходивших в Калининской области.

Стихотворение «Пуля» - «Уроки литературы» - З/ОЗ-с.2

На ладони.

От глины оттертая.

Девятиграммовая

Мертвая

Пуля - давняя, заржавевшая.

Над виском моим просвистевшая...

За душой моей приходившая...


Не сумевшая - не убившая.

Пулеметная, бронебойная.

Перелетная - неубойная...

Пролетевшая, не пропавшая.

Пацана - меня проморгавшая...

Погребенная, ржой покрытая.

Непрощеная, Незабытая...

1-й ведущий. В.А. Красильников воевал в пехоте в составе 597-го стрелкового

полка 207 -й стрелковой дивизии в августе - сентябре 1943 года в Сталинграде. В октябре 1943 года вступил в бой в составе 28-й Невельской Краснознаменной дивизии.

  2-й ведущий. В.А. Красильников до конца войны был в ее составе в разных видах войск. Дважды был ранен, но каждый раз возвращался в свою дивизию.

1-й ведущий. Под знаменами Невельской краснознаменной дивизии прошел боевой путь от Великих Лук до Белоруссии и Латвии. Войну закончил в Румынии.

(читается проза Юрия Бондарева «Мгновения» под музыку «Вокализ» Рахманинова)

Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

За долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

Мы узнали, что мир и прочен и зыбок. Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбежка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма.

Порой мы ненавидим солнце - оно обещало летную погоду и. значит, косяки пикирующий на траншею «юнкерсов».

Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

Кто мог представить, что когда-нибудь увидит на белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

Война была жестокой и грубой школой. Мы сидели не за партами, а в мерзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулеметные гашетки.

1-й ведущий. В.А. Красильников имеет награды:

2-й ведущий. Медаль «За отвагу». 

1-й ведущий. Орден Красной Звезды      

 

2-й ведущий. Орден Отечественной войны I          

степени,

1-й ведущий. Медаль «За оборону Сталинграда»,
        

2-й ведущий. Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной

войне»,

1-й ведущий. Медаль Жукова.

2-й ведущий. Медаль 100-летия со дня рождения В.И. Ленина

1-й ведущий. И все юбилейные медали.

(Исполнение песни «Носите ордена» вокальная группа)

2-й ведущий. Вернувшись из заграничного похода и получив демобилизационный лист, в конце августа 1945 года В.А. прибыл   в Муром. Трудно было ему привыкнуть к новым условиям. В его сознании все еще крепко сидела фронтовая жизнь с ее жестокими условиями, ужасами и опасностями.

1-й ведущий. Найдя в себе силы. В.А. продолжал обучение и получил диплом об образовании. Закончил он учительский институт с отличием, хотя было нелегко: мешала контузия. 

2-й ведущий. В Муроме у В.А. Красильникова появилось много друзей. Первым из них стан Д.П. Пудков - редактор городской газеты. Вместе они окончили учительский

Институт. Общий интерес к фотографии сблизил Красильникова с учителем рисования Б.И.Богатовым.

В.А.Красильников после окончания

Челябинского учительского института

            1947г.

1-        Будучи учителем истории, а с 1971г и директором средней школы №12, В.А Красильников большое место в своей работе отводил изучению родного края, приобщая учеников к этому увлекательному занятию. Он водил их в походы , экспедиции, рассказывая о родном крае, внося в детские души крохотные огоньки любви к своей земле, которые с годами перерастают в большую любовь к родине.

2-        За свой многолетний труд учитель и директор В.А Красильников награжден значком «Отличник народного просвещения»

  1. Впервые директорскую должность В.А Красильников получил в I960 году. Он стал директором 7 летней школы №8. В 1962 г был избран на 3-й съезд кандидатом в члены ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
  1. В.А Красильников говорит:

1-        «Иногда я вижу, как дети играют в войну, в их понимании война- отвага, романтика и подвиги. У детей нет той памяти - опыта, что есть у взрослых. В войну мое поколение научилось любить и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться и плакать.

Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого 1 шаг до предательства.»

2-        Каждый должен прожить свою, данную ему жизнь. Жизнь В.А. яркая и не похожая на
другие. Вот почему сейчас, несмотря на свой возраст, он продолжает воспитывать
подрастающие поколение своим примером и своей жизнью, прививая ему любовь к семье, родному краю, своей родине.

2-й ведущий. Ветераны не стареют душой. Организуют походы по местам боев, выступают на уроках мужества, помогают разыскивать героев войны, вести сбор материалов и реликвий.

1-й ведущий. Прошло уже почти 65 лет со времени окончания Великой Отечественной войны. Все меньше остается участников и очевидцев событий тех суровых и трудных лет. Многое изменилось за минувшие годы, но живет и вечно будет жить в памяти подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны.

2-й ведущий. Война уже стала историей. По так ли это?

1-й ведущий. Ясно одно: главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

2-й ведущий.   В нашей крови пульсируют токи тех людей, что жили в истории.

1-й ведущий. Наша память - это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

Стихотворение «Кода ты выйдешь на закате....»

(Укр. Ж. - с.64)

Когда ты выйдешь на закате,

О наших размышляя временах.

Навек ушедших в толщи хрестоматий,

Ты обернешься -

И увидишь рядом

Тех,

Кто отвел и от тебя беду.

Товарищ мой, бредущий тихим садом

В трехтысячном немыслимом году.

2-й ведущий. Трехтысячный год стал ближе, а мы уже живем в 21 веке. 1-й   ведущий.      И   рядом   с   нами   живут   мужественные   седые   ветераны   и двадцатилетние парни, тоже видевшие смерть, тоже раненые, тоже награжденные.

2-й ведущий.  живут  вместе два поколения ветеранов. так необходимые друг другу.

Стихотворение «От боли и любви»

                                   От боли и любви.

                                   От счастья и утрат,

                                   От ярости в крови

                                   Сердца у нас стучат.

                                   Но больше оттого.

                                   Что все-таки у нас

                                   Есть что-то от отцов,

                                   От их разреза глаз.

                                   От их надежных рук.

                                   От крутизны бровей.

                                   От мужества разлук

                                   И от кипучих дней...    

1-й ведущий. И мы поем песни своих отцов и дедов, считая, что поем о себе.

(Песня Булата Окуджавы «Десятый батальон» - вокальная группа)

                         Стихотворение «Глядят на нас...»

Глядят на нас, глядят фронтовики.

Глядят на нас исчезнувшие роты,

Глядят на нас ушедшие полки.

Глядят на нас с надеждой и заботой.

Ну как мы тут. и что у нас за жизнь.

Куда идем семьею многоликой.

Готовы ль так же Родине служить.

Достойны ли истории великой?!

2-й ведущий. Мы все постараемся сделать для того, чтобы ответь - да.

1-й ведущий. Верьте нам!

Стихотворение «Лампы...» («Уроки литературы» - 4/04.C.16)

Лампы непогашенное пламя.

                                Непогодь играет на трубе.

Ласковыми нежными руками

Память прикасается к тебе..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальное мероприятие "Война, беда, любовь и юность"

Литературно-музыкальное мероприятие "Война, беда, любовь и юность". Лебедева Кумача «Священная война», А.Т.Твардовский "Василий Теркин", К.Симонов "Жди меня", "Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины", Мус...

Как это было. Как совпало - беда, война и юность

Раработка мероприятия к 9 мая...

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Сценарий классного часа, посвященного 70-летию Победы над фашистcкой Германией "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"

Сценарий классного часа, посвященного 70-летию Победы над фашистcкой Германией "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"...

Литературная гостиная. Война и юность. Разрушение мечты.

Классный час в форме литературной гостиной. Посвящён 70-летию победы и году литературы в России. Презентация https://yadi.sk/i/26d_fk9HsLTAM...

Литературно-музыкальная гостиная "Как это было, как совпало"

Это мероприятие было посвящено 70-летию со Дня Победы....

Урок Победы "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"

Цель: привлечение внимания школьников к историческим событиям, к истории своей семьи. ...