Программа кружка "Первые шаги"
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Галкина Ольга Леонидовна

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция дополнительного  образования – освоение юными корреспондентами  газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на  учащихся 5-11 классов и рассчитана на два года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Журналистика – профессия энергичных, творческих, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей, поэтому девиз кружка «Первые шаги в журналистике» - «Ищи, пробуй, твори!»  Кружок имеет практическую направленность, его задача – познакомить учащихся с основами журналистики, помочь им сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной, творческой  и востребованной в современном мире профессии.

      В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция дополнительного  образования – освоение юными корреспондентами  газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на  учащихся 5-11 классов и рассчитана на два года. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею в избранном для подачи материала газетном жанре. 

         Актуальность   разработки данной программы обусловлена отсутствием современной типовой программы для подготовки юных корреспондентов. Имеющиеся программы литературно-творческого направления не учитывают специфики работы журналиста, недостаточно внимания уделяют особенностям газетно-публицистического стиля.

         Новизна программы заключается в следующем:

  1. содержит материал, касающийся психологических аспектов работы юнкоров (психологические тренинги, которые помогут подростку преодолеть трудности в общении, приобрести уверенность в себе);
  2. предусматривает проведение юнкорами социологических исследований (изучение общественного мнения своих сверстников с целью защиты своих прав и интересов через средства массовой информации);
  3. предполагает овладение сценической грамотностью с целью свободного общения с любой аудиторией. Каждый ребенок в душе артист. Кроме того, в настоящее время профессиональные журналисты часто являются не только авторами, но и ведущими своих программ на радио и телевидении, и им необходима специальная подготовка в этом плане;
  4. разработана диагностика, отслеживающая знания детей и их умение использовать речевые средства и готовить газетные публикации на начальном и завершающем этапах обучения в клубе;
  5. предлагаются методические материалы по проведению занятий на тему «Особенности газетно-публицистического стиля»,
  6. разработан комплекс занятий по теме «Номер газеты».

          В настоящее время перед дополнительным образованием стоят следующие проблемы:

  1. Повышение занятости детей в свободное время.
  2. Организация полноценного досуга.
  3. Поддержка и развитие талантов.
  4. Адаптация в обществе детей с определенными способностями.
  5. Ранняя профессиональная ориентация.

     Отсюда возникают следующие цели:

  1. Удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей.
  2. Создание возможностей для творческого развития детей.
  3. Приобщение детей к культурным ценностям.
  4. Пропаганда здорового образа жизни.

      Юнкоровская деятельность способствует  формированию активной жизненной позиции, социальной и профессиональной ориентации подростков.   Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение убедительно, ярко  говорить и писать необходимо каждому человеку, независимо от профессии. Кроме того, занятия в кружке способствуют развитию интереса к литературному творчеству.

                                                               

                                                                        Задачи программы:

  1. Формирование у подростков первоначальных умений и навыков журналистской деятельности. Необходимо научить учащихся разбираться в газетных жанрах, самостоятельно готовить публикацию (собрать материал, обработать его, продумать предстоящую публикацию, выбрать соответствующий жанр и выразительные языковые средства).
  2.  Самовыражение подростков.

 Создать условия для самовыражения подростка, в процессе которого в определенной степени решается проблема самовоспитания, так как он начинает разбираться в себе и задумываться над вопросом: «Каково мое место в семье, коллективе, будущей жизни?»

  1. Допрофессиональная подготовка.            

Дать представление подросткам представление о профессии журналиста.

       Задачи юнкоровского образования определены его целью и связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией:  

  • формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни общества и человека;
  •  осмысление журналистики как особой формы освоения информационного пространства;
  •  формирование эмоциональной культуры личности в отношении к миру и искусству;

      -     развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью      (сбор  материала в беседах с людьми и подача его в газету в определенном жанре);

       Цель и задачи подготовки юных корреспондентов, структурные принципы и их возрастные интересы составляют содержание программы.

       Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводится теории журналистики.  Широко представлены газетные жанры, их специфика, происхождение, структура.

                При проведении занятий  большое место  занимают приёмы, стимулирующие литературное творчество, развивающие творческое воображение и внимание к слову, а именно:

  1. проблемное изложение руководителем  (в форме лекции или беседы) теоретического материала, в частности таких, например, вопросов, как «Репортаж», «Интервью», «Портретный очерк» и др.;
  2.  самостоятельные наблюдения юнкоров над текстом газетных статей с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в том числе,  и проблемного характера (например, определить особенности публицистического стиля и репортажа как разновидности данного стиля);
  3.  совершенствование рукописи с определенной точки зрения (например, с точки зрения раскрытия основной мысли или его построения);
  4. рецензирование, в том числе и взаимное (устное и письменное), выполненных юнкоровцами работ;
  5. устные высказывания различного характера, например, устные заметки, отзывы об увиденном.    

     Особенностью методики проведения занятий  юнкоров является объединение на одном занятии теоретического и практического начал.

       В ряде случаев для проведения занятий  можно пригласить работников местной печати, которые практически познакомят их с основами редакторского и издательского дела. С этой целью запланирована экскурсия в редакцию газеты «Жизнь Югры» и в типографию (пос. Березово).

       Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи  здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.

       Данная программа  предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей юнкоров, но и самореализацию в газетной сфере, поэтому  направлена на выработку у учащихся основных умений:

 - владение теорией газетных жанров;

- умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;

 - умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям, событиям;

- умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и эстетики;

- умение вести беседу;

 - умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;

- умение проводить социологические исследования;

 - умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).

      Форма подведения итогов работы: программа  не предполагает каких-либо специальных зачетных или экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров рекомендуются в газету. Кроме того, предполагается участие юнкоров в соревнованиях различного уровня, например, в литературном конкурсе «Крылья Севера», в окружном конкурсе экологических газет и др.

    Прогнозируемый результат программы:

  1. Повышение культурного и интеллектуального уровней подростков с помощью их работы в самодеятельной и профессиональной  прессе, самовоспитание.

                   2.   Профориентация.

    Программа рассчитана на два года обучения: первый год обучения: 130,5 ч.; второй год обучения: 158 учебных часов, при нагрузке педагога 0,25 % ставки, или 4,5 часа в неделю.

        В объединение принимаются подростки 7-11 классов, пожелавших приобщиться к юнкоровской деятельности, а также младшие подростки 5-6 классов. Оптимальное количество воспитанников в группе – 10-15 человек.

      Рассматриваемая программа включает в себя ознакомление юнкоров с такими сферами, как изобразительное искусство, социология, психология, техническая деятельность журналиста (работа с фотоаппаратом, магнитофоном, диктофоном, компьютером), сценическая грамотность. Очевидно, что требуется привлечение педагогов-специалистов по перечисленным дисциплинам.

           

                                     

                                                       Формы работы с детьми

Учебная

Воспитательная

Демонстрирующая конечный результат деятельности членов объединения

Теоретическое занятие

Тренинги по психологии общения и осознанию ценности собственной личности.

 Профориентация.

Выпуск школьной газеты

«Наше время»

Практическое занятие

Участие в творческих конкурсах

Деловые игры, тренинг

Сотрудничество с профессиональными средствами массовой информации: публикации в СМИ

Сбор материала для публикаций

Экскурсии

Встречи и интервью

Социологические исследования

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки

Раздел

ЗУН

Форма отслеживания

Высокий

средний

Низкий

1

Знакомство с техникой безопасности

Знать основные правила ТБ в кабинете, уметь пользоваться электроприборами, диктофоном

Собеседование

Безошибочное владение правилами ТБ

Безошибоч-ное владение правилами ТБ

Безошибоч-ное владение правилами ТБ

2

Планирование работы кружка на год

Знать основные разделы программы, цели и задачи кружка

Анкетирование

Знает цели и задачи кружка, понимает значимость и необходимость разделов

Ориентируется в целях и задачах кружка

Не придает значения  разнообразию разделов

3

Основы журналистики

Знать азы теории журналистики, профессиональной терминологии; формирование умений и навыков определения жанра газетной публикации, самостоятельной подготовки публикаций

Публикации в газету

Хорошо разбирается в профессиональной терминологии, умеет отличать газетные жанры, может самостоятельно подготовить публикацию в газету

Знает теорию журналистики, может подготовить газетную публикацию с помощью педагога

Не знает теорию журналистики, путается в определении газетных жанров, не может самостоятельно подготовить публикацию

4

Развитие речи

Знать особенности публицистического стиля; формирование умений и навыков подготовки газетной публикации с учетом специфики жанра

Практические упражнения

Знает особенности публицистического жанра, умеет проанализировать любой текст этого жанра, подготовить публикацию с учетом специфики жанра

Затрудняется в определении специфики жанра, в подготовке публикации для газеты

Ошибается в определении особенностей жанра, не может подготовить публикацию для газеты

5

Основы социологии

Знать азы социологии; самовыражение подростка и повышение его гражданской активности

Составление опросного листа

Знает основы социологии, умеет составить опросный лист для работы с населением

Путается в основных терминах социологии, работает по готовым опросным листам

Не готов для работы с широкой аудиторией

6

Практическая психология

Преодоление подростком психологических препятствий в общении; приобретение уверенности в себе

Составление опросного листа

Знает правила общения с незнакомыми людьми, уверенно общается с ними

Ориентируется в правилах общения, но затрудняется общаться с незнакомыми людьми

Не уверен в себе, не умеет общаться с незнакомыми людьми

7

Оформление стенной печати

Знать правила оформления стенной печати; формирование умений и навыков правильного оформления стенной печати

Выпуск стенгазеты

Знает правила оформления стенной печати, может самостоятельно  выпустить стенгазету по предложенной теме

Может помочь выпустить стенгазету в группе

Знает некоторые правила оформления   стенгазет

8

Творческие командировки

Сбор материала для предстоящих публикаций

Газетные публикации

Может  самостоятельно определить тему публикации  и собрать соответствующий  материал  

Материал собирает по указанию педагога и грамотно его оформляет

Не умеет систематизировать собранный материал

9

Индивидуальная работа

Знать трудности, возникающие у воспитанников в процессе    их деятельности, уметь помочь их преодолеть

Практические упражнения

Самостоятельно редактирует свои публикации

Затрудняется в выборе темы, нуждается в консультации

Испытывает трудности в правке написанного

10

Сценическая грамотность

Знать основы актерского мастерства,  формирование умений и навыков свободного общения с аудиторией

Практическая деятельность

Знает основы актерского мастерства, свободно общается с аудиторией

Знает основы актерского мастерства,  но

испытывает затруднения в общении  

Слабо ориенти-руется в основах актерского мастерства, не умеет общаться

11

Диагностика

Знать основы вводной диагностики, уметь проанализировать продуктивность учебного процесса

Контрольные упражнения

Знает цели и задачи предстоящего обучения, анализирует свои успехи и неудачи

Видит свои успехи, но затрудняется  находить причины неудач

Слабо ориенти-руется в продуктивности учебное процесса

                               

Итоговые знания, умения, навыки

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  •  специфику и структуру информационных жанров: различать информацию, заметку, корреспонденцию, интервью, фотожанры;
  •  обзорно аналитические и художественные жанры;
  •  основные сведения по психологии;
  •  основные сведения по социологии;

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

  •  грамотно изложить информацию в жанре заметки, корреспонденции, блиц-интервью;
  •  вести беседу с интервьюированными людьми, владеть фактами, документами, историческими данными;
  • - понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий;
  •  оценивать поступки героев своих публикаций и героев художественных произведений по категориям этики и эстетики;
  •  написать мини-рецензию на фильм или спектакль.

Результат: выпуск школьной газеты «Первые шаги», публикация в школьной газете.

К концу второго  года обучения учащиеся должны знать:

  • структуру газетных жанров разного плана;
  • правила и нормы газетного языка;
  •  категории и понятия социологии и психологии;

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • определить свои способности и осознать собственные возможности в выборе будущей профессии;
  •  развивать тему в жанрах информационного плана;
  • анализировать журналистские тексты;
  •  написать зарисовку о человеке с этической оценкой его поступков;
  •  рецензировать устно и письменно фильмы, спектакли, стихи, художественные выставки;
  •  освещать в газете культурные мероприятия районного и поселкового масштаба.

Результат: выпуск школьной газеты «Первые шаги»,  публикация в районной газете.

Содержание программы

Вводное занятие.

Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба – главная задача журналистики. Функции журналистики.

Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Интересные факты из истории российской журналистики. Вступительная диагностика. «Что я знаю о журналистике?»

Макетирование и верстка

Макет газетной полосы. Шапка. Заголовки. Иллюстративные материалы. Колонки текста.

Знакомство с настольной издательской программой Scribus. Элементы окна. Терминология. Создание макета издания.

Основы работы с текстом. Использование текстовых редакторов. Вставка текста в колонку макета, редактирование.

Основы работы с иллюстрациями.

Практическая работа с рисунками и фотографиями в растровом редакторе gimp и векторном Inscape. Редактирование, применение фильтров и эффектов, создание коллажа.

Верстка страниц. Вставка в готовый макет издания текста, иллюстраций, заголовков.

Компьютерная верстка газетной полосы формата A4 (практикум)

Основные жанры публицистического стиля  

Беседа «Моя любимая газета». Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сферы применения, жанры, стилевые особенности, средства языка. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной речи.

Сходство и различие художественного и публицистического стилей.

Практическая работа с газетным и литературным материалом.

Газетная журналистика.

Заметка. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием.

Заметка, связанная с оценкой поступка. Заметка на дискуссионную тему.

Заметка-благодарность. Заметка- вопрос. Заметка-просьба. Практическая работа: написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ.

Хроника. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника.

Организация работы корреспондентов хроникеров. Информация и расширенная информация. Практическая работа: написание расширенной информации. Анализ работ.

Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных журналов и газет. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка. Практическая работа: подготовка интервью.

Анализ работ.

Анкетирование. Виды анкетирования. Опрос. Составление анкет. Правила проведения и обработки анкет. Анализ и использование полученных материалов. Практическая работа: подготовка анкеты, проведение анкетирования, написание работы. Анализ работ.

Очерк. Очерк портретного характера. Проблемный очерк. Событийный очерк. Путевой очерк. Практическая работа: написание очерка. Анализ работ.

Репортаж Событийный репортаж. Тематический репортаж.

Постановочный репортаж. Практическая работа: написание репортажа. Анализ работ.

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций: репортажный снимок,

репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции. Практическая работа: подготовка эскиза газетной иллюстрации.

Редактирование текста. Исправление ошибок. Литературное редактирование и литературная правка текста. Практическая работа: редактирование текста.

Экскурсия в редакцию. Посещение редакции газеты. Знакомство с работой профессионального журналиста. Технология работы над номером газеты. Ответы на вопросы. Практическая работа: по итогам экскурсии подготовить публикацию (жанры должны быть различны на выбор учащегося).

Индивидуальная работа. В ходе выполнения практических работ у учащихся могут возникнуть затруднения. Помощь в решении сложных проблем, совместный поиск тем для публикаций, консультации, коррекция и редактирование текстов. Работа со справочной литературой.

Часы общения. Темы для часов общения: « Если бы я был корреспондентом…», «Роль газеты в моей жизни», « Какие материалы в газетах мне больше всего нравятся» и др.

Работа над номерами школьной газеты. Подготовка четырех выпусков школьной газеты «Переменка». Рубрики. Разработка тематики номеров. Практическая работа: подготовка материалов номера к печати: написание, редактирование, подбор иллюстраций.

Участие в конкурса.  Индивидуальные занятия с ребятами, пожелавшими участвовать в школьном и региональных конкурсах.

Организация учебного процесса                                   

Учебно-методический комплекс

1. Пособия по развитию речи.

2. Лингвистические словари, справочники по литературной правке.

3. Разработки методических пособий по газетным жанрам для проведения занятий.

4. Разработки для организации контроля и определения результативности обучения.

5. Альманахи  творческого отчета.

6. Подборка газетных и журнальных публикаций по жанрам.

7. Подшивка газет «Жизнь Югры» и «Новости Югры».

Литература  для педагога

1. Аграновский А. Призвание. - М., 1967.

2. Беневоленская Т. А. О языке и стиле газетного очерка. - М., 1973.

3. Варустин Л. Тайны газетной строки. Л., 1971.

4. Горохов В. М. Проблемы журналистского мастерства. М., 1972.

5. Гринина-Земскова И.П. Сочинения в газетных жанрах. – Волгоград, «Учитель», 2003

6. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.

7. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. - М., Изд-во «РИП-холдинг», 2003.

Литература  для учащихся

1. Азбука журналистики. Ученое пособие для учащихся 10-11 классов общеобраз. учреждений /Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М., Вентана-Граф, 2005г.

2. Гиляровский В. А. Москва газетная. - М., 1989.

3. Кириллов П.И. Выпускаем экологическую газету. - Санкт-Петербург, ОСЭКО, 2004.

4. Ладыженская Л.В. Развивайте дар слова. – М., «Просвещение», 1999.

5. Сухарева Л.И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы: учебно-методический комплект. – М., Айрис-пресс, 2007г.

Оборудование и программное обеспечение

 

Компьютеры (в школьном КВТ), сканер, принтеры (цветной-струйный и черно-белый лазерный), проектор. Подключение к Интернет.

Веб-камера, фотокамера. Программное обеспечение: Scribus, Gimp, Inscape.

Open Office, Publisher, Photoshop и др


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в науку»

Данная программа может быть использована  учителями трудового обучения, преподавателями дополнительного образования в их практической деятельности,  а так же родителями при занят...

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Занятие 22-23 "Красота и чудо лета"

Отработка навыков создания колечек, спиралей и пружин Форма: творческая мастерскаяТип занятия: Урок решения учебной задачи (урок закрепления и повторения знаний)Тема: «Красота и чудо лета»Цели: С...

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Занятие 24-26 "Наш друг – кошка"

Форма: творческая мастерскаяТип занятия: Урок моделирования и преобразования модели (урок обобщения и систематизации изученного)Тема: «Наш друг – кошка»Цели: Сформировать представление о кошках как од...

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Занятие №27-31 "Из сказки - в календарь"

Мастерская Деда Мороза. Форма: творческая мастерская.Тип занятия: комбинированное (занятие постановки учебной задачи (по ознакомлению обучающихся с новым материалом) и занятие решения учебной зад...

Воспитательная программа «5 шагов к успеху»

Программа создания условий  для развития творческой личности  в классном коллективе. Рассчитана на учащихся 5-9 классов...

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №10 (47) "Богатство теплых морей"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №7-9 (44-46) "Кусочек моря на столе"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...