Урок-путешествие «В поисках Синей птицы»
план-конспект занятия (литература, 6 класс) по теме

Галкина Ольга Леонидовна

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО СКАЗКЕ М. МЕТЕРЛИНКА

 «В ПОИСКАХ СИНЕЙ ПТИЦЫ»

(РАЗДЕЛ «ПРОЛЕТАЯ НАД СНАМИ…», УЧЕБНИК «ГОД ПОСЛЕ ДЕТСТВА» Р.Н. И Е.В. БУНЕЕВЫХ, 6 КЛАСС)

Цели: 1.  Обобщить детские наблюдения и впечатления.

2.     Осмыслить основные проблемы произведения.

3.  Показать взросление детей – от системы запретов до осознания добра и зла. Доказать, что счастье может ощутить только дающий счастье другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_meterlinku.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО СКАЗКЕ М. МЕТЕРЛИНКА

 «В ПОИСКАХ СИНЕЙ ПТИЦЫ»

(РАЗДЕЛ «ПРОЛЕТАЯ НАД СНАМИ…», УЧЕБНИК «ГОД ПОСЛЕ ДЕТСТВА» Р.Н. И Е.В. БУНЕЕВЫХ, 6 КЛАСС)

                  РАЗРАБОТАН УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

                         И ЛИТЕРАТУРЫ КИРИЧЕК  Г.Б.

Урок-путешествие «В поисках Синей птицы»

Цели: 1.  Обобщить детские наблюдения и впечатления.

  1. Осмыслить основные проблемы произведения.
  2. Показать взросление детей – от системы запретов до осознания добра и зла. Доказать, что счастье может ощутить только дающий счастье другим.

Оборудование: портрет Мориса Метерлинка; иллюстрации к сказке с изображением тех мест, где побывали дети; фрагменты фильма «Синяя птица», «Вальс цветов» из балета Чайковского П.И. «Щелкунчик»; шаблоны птиц из синей бумаги.

                           Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы вспомним с вами о маршруте странствования героев, тем более что и тема нашего урока так и  называется: «В поисках Синей птицы». Кроме того, работает мастерская «Умелые руки», которая готовит всем сюрприз.

Итак, мы начинаем.

           Обобщение литературоведческих знаний детей.

  • Сначала поговорим о жанре. Как сам автор определил его?
  • Правильно, феерия. Напомните его значение. (Феерия – театральный спектакль сказочного содержания, требующий пышной постановки и сценических эффектов)
  • Когда происходит действие пьесы? Почему? (В Рождественскую ночь, когда сбываются все мечты).
  • Сколько картин в пьесе? Какое значение это имеет? О чем говорит перечень картин? (12, столько месяцев в году, часов на циферблате, говорит о цикличности жизни; в перечне угадывается мотив дороги, по которой идут дети, названия необычны.).

     II. Работа с текстом.

1.Формулирование темы урока. Мы изучаем те произведения, которые известны давно, и каждый раз открываем что-то новое. Но при этом они уже много лет живут своей жизнью. Давайте вспомним, как называют Синюю птицу (Птица Счастья!) Как вы думаете, почему? (Возможно, она символизирует счастье).

Мы знаем, что дети ищут Синюю птицу. Зачем они делают это?

Мы помним, что она нужна для больной девочки. Но это ли является главной целью? Давайте вспомним произведение «Дети капитана Гранта», которое тоже посвящено поискам. Что обретают главные герои в конце повествования. Предполагаем, что могут обрести дети в результате поисков Синей птицы.

Формулируем тему урока:

Зачем дети ищут Синюю птицу?

  2. Актуализация знаний: осмысление основных проблем пьесы, обобщение детских   впечатлений и наблюдений.

  • А что такое Синяя птица? Кому она нужна?
  • Синяя птица – это птица счастья. Ребята отправляются за ней для того, чтобы вылечить внучку Феи Берилюны, которая хочет быть счастливой.
  • Значит, ребята отправляются в путь? А чьи это дети и где они живут?

(Инсценировка фрагмента «В хижине дровосека» от начала до слов «Это отец!»)

  • Но это пришла  горбатая старуха, оказавшаяся Феей. Она дает им зеленую шапочку с алмазом. Его нужно только повернуть справа налево. После этого открывается другое зрение: начинаешь видеть души вещей. Если повернешь алмаз по-другому, то увидишь Минувшее или Будущее. Именно страна  Воспоминаний – первая страна, куда попадают ребята. С кем же встречаются там ребята?
  • С Бабушкой и Дедушкой, с братьями с сестрами, которые уже умерли. Они там живут хорошо. Разводят пчел, выращивают сливы, пекут пироги, нянчатся с внуками. Вот только они хотят, чтобы их чаще вспоминали, молились за них. Человек после смерти живет в памяти людей, а если память откажет, беда.
  • Куда же попадают герои после страны Воспоминаний?
  • Да, во Дворец Ночи. Кто их там встретил? Как? Кого прячет Ночь? Как она ведет себя?
  • Ночь не хочет давать ключи от дверей, боится, что человек проникнет во все ее тайны и найдет Синюю птицу.

(Чтение диалога Кошки с Ночью со слов: «Ночь. Боже всемогущий!» до слов «Тайны других пещер отвлекут их внимание и нагонят страху…»)

  • Значит, Ночь пытается отговорить ребят открыть эти ужасные двери?

(Чтение монолога Ночи со слов: «Послушай, дитя мое…» и до слов «Потому я не хочу твоей гибели»)

  • Итак, осталась последняя дверь! Как ведет себя Тильтиль? Открывает ее? Как ведут себя другие путешественники?
  • Им страшно, Хлеб лязгает зубами, затем на коленях просит его не открывать. Митиль убегает в конец зала, Кошка и Сахар тоже.
  • Но Тильтиль очень хочет помочь больной девочке. Итак, последняя дверь открыта. Что же видят за ней герои?
  • Сказочный прекрасный сад, в котором видимо-невидимо синих птиц, но они не выносят дневного света и падают замертво. А настоящая Синяя птица выносит дневной свет, поэтому искать ее нужно в другом месте.
  • Куда ребята идут дальше?
  • В лес!
  • Как встретил их лес?
  • Когда мальчик повернул алмаз, то все увидели души деревьев и животных, которые осуждают человека за его жестокое отношение  к живой природе. Деревья судят мальчика. В качестве судьи выступает дух Дуба, самый старый и мудрый из всех. И только пес Тило стойко защищает человека. Он выручает Тильтиля, а в последний момент появляется Душа Света. А вот Кошка ведет себя здесь очень некрасиво. Она подхалимничает, льстит, перебегает то на одну сторону, то на другую.
  • Ой, ребята, здесь какая-то записка! Это от Феи Берилюны. Она пишет, что Синяя птица, по всей вероятности, находится… на кладбище! Наверное, кто-то из покойников прячет ее у себя в могиле. Что же делать, пойдем туда?
  • Да!
  • Но ведь там страшно! Как ведут себя ребята?
  • Митиль очень боится, она умоляет брата не поворачивать алмаз. Но Тильтиль опять проявляет бесстрашие, смелость, решительность.

(Чтение сцены «На кладбище» под звуки «Вальса цветов» Чайковского со слов: «И тут со всех разверстых могил…» до слов « Потрясенные, ошеломленные Тильтиль и Митиль, держась за руки, ходят среди цветов и не могут найти могил»)

  • Куда дальше идут наши герои?
  • Они попадают в Сады Блаженств, где встречают разные Блаженства. Все они – ложные, но есть и настоящие. Конечно, трудно отказаться от Блаженства Есть, Пить, Спать, но если чрезмерно им предаваться, то потеряешь стремление идти за истинными Блаженствами, перестанешь их видеть,  радоваться им.

(Чтение со слов: «Блаженство. Вы слышали?» до слов: «в одежде изумрудного цвета»)  

  • А какие Блаженства есть в вашей жизни?

 

(Ребята зачитывают фрагменты сочинений-миниатюр: Блаженство Любить Своих Родителей, Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Покупать Красивые Вещи и т. д.)

«Самое Большое Блаженство в моей жизни – Любить Своих Родителей. Я их очень люблю и всегда им помогаю. Мои родители очень добрые. Мы любим встречать Новый год всей семьей за большим столом у нарядной ёлки и ярко горящего камина. Мы всегда вместе путешествуем, побывали уже в разных странах. Любовь к моим родителям – Самое Моё Большое Блаженство».  Алина Р.

  • Скажите, пожалуйста, что это за Блаженство – Радость Материнской Любви.

(Чтение  слов: «Радость Материнской Любви становится краше тогда, когда ее любят дети. Когда они улыбаются, у нее убавляются морщинки»).

  • Во все времена человек хотел заглянуть в Будущее. Вот и наши герои попадают в Царство Будущего. Как оно устроено? Нашли ребята там синюю птицу?

(Просмотр фрагмента фильма «В Царстве Будущего», 01.11. – 01.17. минут)

  • В этом царстве живут неродившиеся дети. Они ждут своего рождения. Наши герои встречаются и разговаривают с Лазоревыми детьми. Они говорят о жизни на земле, об их будущих изобретениях. Один из них мечтает изобрести машину счастья.
  • Кто, по мнению старика Времени, особенно нужен на Земле?
  • Нужны честные и умные люди, которые смогли бы победить несправедливость.
  • Что первое слышат дети, посланные стариком Временем на Землю?
  • Они слышат пение матерей, которые с радостью встречают своих детей.
  • Ну и как, нашли дети Синюю птицу?
  • Да, она оказалась у них дома.
  • Значит, ребята зря ходили в такую даль в поисках птицы?
  • Нет, не зря, они теперь точно знают, что счастье не где-то за тридевять земель, а дома, рядом. Только его нужно уметь видеть, ценить то, что есть рядом, в твоем доме, вокруг нас, любить окружающий мир.

(Просмотр фрагмента фильма «Пробуждение», 01.27.-01.32. минут)

  • Ребята, а почему все-таки птица улетает?
  • Потому что это символ счастья, а счастье держать в клетке нельзя, иначе оно зачахнет, и никому от него не будет радостно. Оно должно быть свободным!

(Ребята из мастерской «Умелые руки» за время урока изготовили из синей бумаги птиц и дарят их участникам урока и гостям с пожеланиями счастья)

  • Я приглашаю выйти наших героев и вместе спеть песню «Зов синевы» (на фоне последних кадров фильма).

 Зов синевы

Муз. А. Петрова

По дороге, полюбившей нас                     Если вам среди обид и бед

В какой-то одинокий час,                          В пути удачи нет как нет, -

Пока в глазах смеется небо, -                    Взгляните вверх – и все печали

Шагай, не опуская глаз.                             Развеет голубой рассвет.

Припев:                                                        Припев:

Если вдруг судьбе твоей случится             Пусть слетают страхи с потолков, -  

Заблудиться в небе синей птицей, -           Не верьте сказкам стариков,

Иди за ней,                                                    А верьте только синей флейте

Лети за ней,                                                   Среди ненастных облаков.

За ней,

За ней.                                                             Припев:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"

Данная презентация поможет уителю в проведении урока-путешествия по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"....

Презентация к учебнику Селивановой Н. "Синяя птица"

Презентация с иллюстративным материалом "Музей Клюни" для учащихся, изучающих французский язык в 9 классе к теме "Я гуляю по Парижу". В презентации отражена история возникновения музея и фотографии пр...

История детской организации "Синяя птица"

История детской организации МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка...

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

презентация "В поисках Синей птицы"

презентация к уроку-педагогической мастерской по пьесе М. Метерлинка "Синяя птица"...

Мастер-класс "В поисках счастья" (по сказке М.Метерлинка "Синяя птица")

Мастер-класс "В поисках счастья" (по сказке М.Метерлинка "Синяя птица")Цель: продемонстрировать использование коммуникативной технологии на интегрированном уроке русского языка и литературы....