Рабочая программа по литературе.5 класс.Раздел "Устное народное творчество"
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Курышова Татьяна Владимировна

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе.Раздел "Устное народное творчество".ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)

Тема изучения

Кол-во

уроков

Соответствие Стандарту и расширяемое содержание

Образовательные результаты

Характеристика видов деятельности

Учебные средства

Роль книги в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним

1

Книга-передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебника.

Предметные:

научиться пользоваться учебником,   определять роль книги в жизни человека

Метапредметные:

уметь искать и выделять необходимую информацию в учебнике; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные:

формирование "стартовой" мотивации к обучению

"Ученики достигнут ":

знать  и понимать цели и задачи предмета, структуру   учебника.

"Ученики получат возможность достигнуть":

создание связного текста на необходимую тему

"Индивидуальные результаты достижения":

самостоятельно формулирует выводы, составляет викторину или тест по теме "Книга в жизни человека"

Рассказы о прочитанных за лето книгах. Работа с учебником. Работа  с теоретическим  литературоведческим материалом (основные понятия:"литература","книга","структура учебника"). Рассказ по пословице. Викторина

Учебник-хрестоматия В. Я. Коровина М."Просвещение"2012 г.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор

1

Фольклор- коллективное устное народное творчество. Воплощение в УНТ мечты народа о радостном и творческом труде, покорении природы, вера народа в победу добра и справедливости.   Малые  жанры фольклора, причины возникновения и цель создания

Предметные:

научиться различать произведения малых жанров фольклора, причины возникновения и цель создания, использовать их в устной и письменной речи.

Метапредметные:

уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного; извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в других источниках.

Личностные:

формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

"Ученики достигнут":

знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности.

"Ученики получат возможность достигнуть":

уметь создавать письменное оригинальное произведение.

"Индивидуальные результаты":

сочинить загадки, частушки или колыбельную песню.

Составление таблицы "Жанровые признаки произведений УНТ".

Составление тезисного плана по теме "Малые жанры фольклора".

Беседа. Проблемные задания. Выполнение поисковых заданий в малых группах

Звуковое пособие "Русский фольклор".

Таблицы демонстрационные "Литература.5 класс"

"Русский фольклор:Словарь-справочник.Сост.Т.В.Зуева.-М."Просвещение",2005г.стр.215

Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы.

1

Сказка - вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин,  концовка).Особенности сказывания (ритмичность,  напевность). Иллюстрации к сказкам

Предметные:

научиться различать сказки по видам; выявлять отличия;  использовать при сказывании характерные речевые обороты.

Метапредметные:

уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать учебную задачу.

Личностные:

желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности.

"Ученики достигнут":

знать жанровые особенности сказки, уметь характеризовать героев сказки; уметь отличать виды сказок.

"Ученики  получат возможность достигнуть":

свободная работа с текстами, дополнительной литературой; самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

"Индивидуальные результаты достижения":

придумать сказку заданного вида, создать к ней иллюстрацию.

Составление тезисного плана по теме "Сказка".

Работа в парах сильный- слабый по теме "Жанр. Сказочник.  Собиратель сказок".

Составление конспекта статьи "Виды сказок".

Пересказ статьи "Сказители".

Проект "Творческая мастерская"

Печатное пособие "Сказка в изобразительном искусстве".

Диапозитивы "Русские народные сказки" (новые).

Фонохрестоматия "Русские народные сказки", "Золотая коллекция сказок"

Волшебная сказка "Царевна-лягушка".Народная мораль в сказке

1

Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке. Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление добра и зла.

Предметные:

знать сюжет и содержание, жанровые особенности сказки,  схему её построения; строить рассказ о герое, отличать виды сказок.

Метапредметные:

уметь строить сообщение  исследовательского характера в устной форме.

Личностные:

формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

"Ученики достигнут":

продолжение знакомства с миром сказок, сказочных жанров и элементов; прославление творческого труда в сказке; способы построения народной сказки.

"Ученики получат возможность достигнуть":

формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию, систематизации изучаемого предметного содержания.

"Индивидуальные результаты достижения":

презентация и защита собственных иллюстраций к сказкам

Комплексное повторение .

Выразительное чтение сказки, в том числе по ролям.

Пересказ эпизодов сказки.

Составление конспекта статьи "Сказка. Постоянные эпитеты".

Составление под руководством учителя электронного журнала "Художники - иллюстраторы сказки"

Фонохрестоматия "Слушаем актерское чтение", "Золотая коллекция сказок"

Видеофильм "Русские народные сказки"

Художественный мир сказки "Царевна - лягушка"

1

Художественные особенности сказки "Царевна-лягушка" (постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, повторы).Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники

Предметные:

научиться определять мораль сказки, её композиционные части, использовать при сказывании характерные речевые обороты.

Метапредметные:

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа.

Личностные:

формирование ценностного отношения к происходящим событиям; освоение новых видов деятельности; участие в творческом процессе.

"Ученики достигнут":

лучшие черты русского народного характера в сказке; совершенствование восприятия и понимания отличий волшебной сказки от литературного произведения.

"Ученики получат возможность достигнуть":

свободная работа с текстами, дополнительной литературой; самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

"Индивидуальные результаты достижения":

Подготовка творческих работ.

Выборочный пересказ.

Выразительное чтение по ролям.

Беседа по вопросам.

Заполнение таблицы "Волшебная сказка".

Выполнение проблемных заданий в малых группах.

Фонохрестоматия "Золотая коллекция сказок"

Диапозитивы "Русские народные сказки" (новые

"Иван -крестьянский сын и чудо -юдо" - волшебная сказка героического содержания.

2

Патриотический характер сказки. Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины. Особенности сюжета.

Предметные:

знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки, уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки; владеть навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки.

Метапредметные:

выделять и формулировать познавательную цель; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.

"Ученики достигнут":

совершенствование восприятия и понимания отличия волшебной сказки от литературного произведения; героические поступки Ивана -крестьянского сына, сила духа героя, которую дает ему сознание правого. справедливого дела защиты родной земли; совершенствование навыков пересказа.

"Ученики получат возможность достигнуть":

видеть отличие сказки от мифа;  самостоятельный поиск необходимой информации в разных источниках

"Индивидуальные результаты достижения":

сочинить сказку героического содержания и нарисовать к ней иллюстрацию.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа.

Беседа по вопросам.

Художественный пересказ.

Составление плана сказки

Фонохрестоматия "Слушаем актёрское чтение", "Русские народные сказки".

Видеофильм "Русские народные сказки"

Сказка о животных"Журавль и цапля".Бытовая сказка "Солдатская шинель"

1

Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в них народных представлений о справедливости, добре и зле

Предметные:

признаки сказок о животных и бытовых сказок, проявление в них представлений народа, составление пересказов эпизодов сказок.

Метапредметные:

уметь выделять и формулировать познавательную цель; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено; аргументировать свою позицию.

Личностные:

формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства

"Ученики достигнут":

определять виды сказок; определять жанровые признаки сказок о животных, бытовых сказок.

"Ученики получат возможность достигнуть":

свободное владение монологической и диалогической речью, самостоятельный поиск нужной информации на заданную тему.

"Индивидуальные результаты достижения":

сочинить сказку о животных или бытовую сказку;

составить кроссворд "Русские народные сказки"

Выборочный пересказ.

Выразительное чтение по ролям.

Работа с учебником (статья "Сказка о животных").

Работа в парах сильный -слабый по теме "Бытовая сказка" с последующей взаимопроверкой материала.

Проект "Особенности сюжета и композиции русских народных сказок"

Фонохрестоматия "Слушаем актёрское чтение".

Видеофильм "Русские народные сказки".

Печатные пособия "Сказка в изобразительном искусстве"

Наши любимые русские народные сказки

1

Различение видов сказок. Сопоставление вариантов сказок. Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение рисунков.

Предметные:

понимать,  как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве; уметь пересказывать сказку, оценивать актёрское исполнение сказок,  рисунки к ним.

Метапредметные:

самостоятельно делать выводы; перерабатывать информацию;  уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные:

формирование познавательного интереса, навыков сопоставления; расширение кругозора.

"Ученики достигнут":

определение уровня изученного материала; свободная работа с текстами, с дополнительной литературой.

"Ученики получат возможность достигнуть":

самостоятельное формулирование выводов, создание собственных художественных образов.

"Индивидуальные результаты достижения":

составление кроссворда "Русские народные сказки";подготовка творческих работ; подготовка статьи устного журнала "Путешествие в страну неразгаданных тайн"

Викторина по сказкам.

Художественный пересказ.

Проект "Особенности сюжета и композиции русских народных сказок".

Составление электронного журнала "Художники-иллюстраторы сказок"

Фонохрестоматия "Золотая коллекция сказок".

Печатное пособие "Сказка в изобразительном искусстве".

Видеофильм "Русские народные сказки"

                                   Контрольно - измерительные  материалы:                  

                                                                   Тест "Устное народное творчество"

1.Понятие "фольклор" было введено в русскую литературу в:

А) 14 веке;                     В) 18 веке;

Б) 17 веке;                      Г) 19 веке

2.Фольклор в переводе с английского означает:

А) народная мудрость;      Б) накопленный опыт;

В) народная литература;   Г) традиционная литература.

3.Выберите правильное определение:

А) пословица - это придуманное народом изречение;

Б) пословица - это краткое изречение, отражающее разные случаи в жизни;

В) пословица - это краткое изречение,  содержащее часть суждений;

Г) пословица - это краткое изречение, содержащее самостоятельное суждение.

4. "Чужими руками жар загребать" - это:

А) пословица;                                   Б) загадка;

В) поговорка;                                    Г) афоризм.

5. Замысловатое поэтическое выражение,  в котором признаки предмета даны в зашифрованном виде - это:

А) загадка;                                        Б) пословица;

В) поговорка;                                   Г) анекдот.

6. Какая группа сказок в этом перечне лишняя:

А) волшебные;                                Б) социально- бытовые;

В) приключенческие;                     Г) сказки о животных.

7. Как называется эта часть сказки:  "В некотором царстве, в некотором..."

А) концовка;                                   Б) зачин;

В) присказка;                                  Г) заговор.

8. Где присутствует эпитет:

А) белый снег;                               Б) холодный снег;

В) рыхлый снег;                            Г) искрящийся снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)...

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел Устное народное творчество(УМК В.Я. Коровина).

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел Устное народное творчество(УМК В.Я. Коровина)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Устное народное творчество»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Устное народное творчество» для 1 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Жанры изобразительного искусства в народном творчестве Югры 7 класс

Жанры изобразительного искусства в народном творчестве Югры...

Сценарий урока к разделу по литературе "Из устного народного творчества"

Сценарий урока подготовлен к "Неделе русского языка и литературы"...