Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" (По рассказам П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик")
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Харина Лидия Владимировна

Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" составлен на основе анализа рассказов  коми писателя П.Столповского  "Замор"  и  "Заповедный путик" с использованием групповой работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologiya.docx22.64 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации  МО ГО  «Воркута»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Воркуты

Урок литературы в 10 классе

Проблемы экологии в современной коми прозе

(По рассказам П. Столповского «Замор»  и

«Заповедный путик»)

                                                                                                                                                                               

                                                Харина Лидия  Владимировна,

                                                учитель русского языка и литературы

                                         

                                        Воркута

 

 Цели:  1) раскрыть экологические проблемы в рассказах П.Столповского,

                   показать соединение экологии природы с экологией души

                   человека;

               2) воспитывать любовь к природе, стремление быть её защитником;

               3) развивать умения анализировать текст, обобщать и делать выводы

 

Оборудование:  тексты рассказов, инструкция для работы в группе, портрет

                             писателя П.Столповского,  рисунки учащихся к рассказам,

                             запись романса Г.Свиридова,  словарь В.И.Даля, эпиграф

                             на доске

 

Тип урока:  комбинированный.

 

Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа                                                           в  группах.

                                  Задания до урока:

               - прочитать рассказы «Замор» и «Заповедный путик»;

               - нарисовать озёра Эткаты и Зарнивад;

               - индивидуальные задания:

  • выразительное чтение наизусть стихотворения

«Боль Земли»;

  • выразительное чтение наизусть стихотворения

Р.Рождественского;

  • информация об авторе

         

        Ход урока:

  1. Мотивационное начало урока.

Выходит ученица и на фоне музыки романса Г.Свиридова к «Метели» читает стихотворение.

                                                   Боль Земли                                           Слайд №

          Человек…Ты – велик.

          Ты – венец мирозданья,

           Повелитель стихий, полубог –

                           Гений знанья!

           Ты возник из любви,

           Из морской чистой пены,

           Ты был слаб на заре

                           Перед оком Вселенной.

           Ты к земле припадал,

           Ты черпал свою силу –

           Щедрым соком своим

                            Мать ребёнка вспоила.

           Ты окреп. Ты прозрел.

           Ты осилил науки.

           Но опора ли ей

                             Твои сильные руки?

           Так торопишься жить ты,

           Который не вечен

            И в сыновней любви

                              Так жесток и беспечен.

            У природы взаймы

            Ты берёшь без отдачи.

            Та - прощает долги,

                               Беззащитная, плачет.

            Плачет грязным дождём

            Над истерзанным полем,

            Плачет мутным ручьём,

                               Что искрился дотоле…

            Вздулись в русле реки

            Сбросов чёрные вены.

            Что безжизненность рыб?

                              Серебро в чёрном иле.

            Праздник жизни погиб

            В  вязкой водной могиле…

            Праздник жизни твоей

                              Лик природы калечит.

            Груз безумной любви

            Лёг на хрупкие плечи…

            Ты смеёшься, поёшь,

                               Вдохновенно играя…

            Ты не слышишь Земли,

                              А она умирает…

  1. Слово учителя.

      «Земля  умирает»… Какой ёмкий и какой печальный образ создала в своём стихотворении ваша ровесница Виктория Купомова. Поэтические строки  ярко  отражают  беспокойство  и  боль  за  природу,  богатствами которой   Человек привычно пользуется.                             Слайд №

      Когда в 1866 году учёный Э.Геккель впервые употребил слово «экология», обозначив им науку о доме, о гармоничных взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой, он, конечно, даже не подозревал, что через полтора столетия это слово станет символом времени.

К сожалению, говорить сегодня об экологии – значит говорить не  об

изменении,  не об охране природы, а о её спасении.

      Именно эта тема – тема защиты северной природы – нашла отражение в

рассказах  коми писателя Петра Столповского «Замор» и «Заповедный путик»,  вышедших в 1988 году  в  сборнике  «Заступник». Слайд №

                Подготовленный ученик рассказывает об авторе и его творчестве.

                                   

  1. Беседа.

  -  К какому жанру относятся произведения  П.Столповского?

  -  Охарактеризуйте рассказ как жанр.                                     Слайд №

  -  Писатель Юрий Казаков заметил: «Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть … мгновенно и кратко… Беда ли это, счастье ли: мазок – и миг уподоблен вечности, приравнен к жизни.  И слово каждый раз иное».  Какой  «миг уподоблен вечности»  в  рассказе  «Замор»?  А в рассказе  «Заповедный путик»?                                  

  1. Работа в группах.                                                                     Слайд №

                          Инструкция для работы в группе №1

                                        Рассказ «Замор»

      -  Природа в рассказе великолепна.  «Соберите» в тексте детали описания северной природы.

      -  Хранитель этой красоты – главный герой Захарий.  Что  это  за человек?

Расскажите, как он оказался один в лесной глуши.

      -  Докажите текстом, что Захарий  «каждой своей жилкой чувствует лад, царящий вокруг него».

      -  Как он относится к природным богатствам? Приведите примеры

                                (лес, рыба, чаши, кот Рыжий, собака Найда)

                         Инструкция для работы в группе №2

                                      Рассказ «Замор»

     -  Считал ли себя Захар хозяином в лесу? Почему? Подтвердите текстом.

     -  Как выглядит в представлении Захара «хозяин»?

                               (тот, кто пришёл «хапнуть»)

     -  Найдите в тексте примеры такого «хозяйничанья».

     -  По какому принципу, говоря словами Захара, живут эти «хозяева»?

                               («Кто хватает, тому и хватает»)

                       Инструкция для работы в группе №3

                                    Рассказ «Замор»

    -  Красивое озеро Эткаты. (Защита своего рисунка).             Слайд №

    -  Почему ситуация на Эткаты так беспокоит Захара? Подтвердите текстом.

    -  Как в рассказе переплетается тема экологии природы с темой экологии человеческой души?       («В душах у вас тхло… у грабителей»)

    -  В словаре В.И.Даля найдите определение слова «тхло». Почему Захарий так характеризует браконьеров?

    -  Какое символическое значение приобретает название рассказа «Замор»?

                       Инструкция для работы в группе №4   

                             Рассказ «Заповедный путик»

    -  Выразительно прочитайте описание озера Зарнивад. Что это название означает в переводе на русский язык?  (Защита своего рисунка).Слайд №

    -  Охарактеризуйте главного героя Пилимона. Чем он отличается от своего соседа Никэна? В чём сходство Пилимона и Захара из рассказа «Замор»?

    -  Образы буровиков. Что их роднит с браконьерами из рассказа «Замор»?    

    -  Какое символическое значение в конце рассказа приобретает образ огня?

    -  Найдите в тексте «Заповедного путика» слова, отражающие авторскую позицию.     («Лихолетье у нас, народ матерь свою забывает…»)

  1. Отчёты групп о работе.

   Перед отчётом группы №4  -  слово учителя.                               Слайд №

                Как известно, материальное богатство ещё никого не делало нравственно богатым. Издавна мудрые люди искали пользу в добродетелях (например, в мужестве, справедливости)  и  красоте, т. е. в согласии с природой, в гармонии человека и всего мироздания. Эту мысль П.Столповский  подчёркивает и в рассказе  «Заповедный путик».          

         -  Найдите в словаре В.И.Даля значение «заповедный» и  «путик».

6).  Обращение к эпиграфу.                                                               Слайд №

        -  Выходит, прав Р.Рождественский, заявляя: «Неужели и ты, Человек, тупиковая ветвь Природы?»  Ведь поэт очень точно обрисовал в своём стихотворении  экологическую обстановку в мире.

               Подготовленная ученица читает наизусть стихотворение Р.Рождественского:

                      Кромсаем лёд,

                      Меняем рек теченье,

                      Твердим о том,

                      Что дел невпроворот.

                      Но мы ещё придём

                      Просить прощенья

                      У этих рек, барханов и болот,

                      У самого гигантского восхода,

                      У самого мельчайшего малька…

                      Пока об этом думать неохота.

                      Сейчас нам не до этого

                      ПОКА…

                      Аэродромы,  пирсы  и  перроны,

                      Леса без птиц

                      И земли без воды…

                      Всё меньше – окружающей природы.

                      Всё больше – окружающей  среды.                         Слайд №

         -  «Всё  меньше – окружающей  природы…»  Об этом задумываются все

прогрессивные  люди и в первую очередь, наверное, Н.Ф.Реймерс – доктор биологических наук, почётный профессор Международного независимого эколого-политологического университета, один из его создателей и первый декан экологического факультета, организатор и первый председатель

Экологического союза.

                         Из Экологического манифеста Н.Ф.Реймерса    Слайд №

                                 Отрывок читает подготовленный ученик.   

      Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство:

      чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся    

      Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее

      человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни, она же вечна

      и  бесконечна. Человек для неё – деталь. Она для него – всё.  А потому:

      не вреди!

7).   Заключение. Выводы.                                                   Слайд №

     Вернёмся к рассказам  Петра Столповского. Автор  как бы предостерегает:

не вреди, человек! И не зря он сборник своих рассказов назвал «Заступник».

Произведения П.Столповского – это предупреждение человечеству: не

спасём природу – не выживем и сами. Ведь разрушая природу, нарушая гармонию в мироздании, человек губит и собственную душу.

     

8).  Домашнее задание.                                                           Слайд №

             Написать сочинение на тему «Проблемы экологии в рассказах

              П.Столповского»              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования администрации МО ГО «Воркута» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркуты Харина Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы Урок литературы по реализации национально - регионального компонента литературного образования в 10 классе « Проблемы экологии в современной коми прозе» (По рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)

Слайд 2

Человек… Ты – велик. Ты – венец мирозданья, Повелитель стихий, полубог – Гений знанья! .. Ты смеёшься, поёшь, Вдохновенно играя… Ты не слышишь Земли, А она умирает … Боль Земли

Слайд 3

Экология «Экология - наука о доме, о гармоничных взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой» Э.Геккель , немецкий учёный , естествоиспытатель, философ (1866 г.)

Слайд 4

Рассказы «Замор» и «Заповедный путик» ( сборник «Заступник» , 1988 г.) Пётр Столповский (коми писатель)

Слайд 5

Рассказ как жанр «Рассказ дисциплинирует своей краткостью , учит видеть … мгновенно и кратко… Беда ли это, счастье ли: мазок – и миг уподоблен вечности » (Писатель Юрий Казаков)

Слайд 6

Работа в группах (с использованием инструкций по анализу текста) Группы № 1, 2, 3 - рассказ «Замор» Группа № 4 - рассказ «Заповедный путик»

Слайд 7

Отчёт о работе группы № 1 Рассказ «Замор» Хранитель красоты северной природы, « Захарий каждой своей жилкой чувствует лад, царящий вокруг него» - Как он относится к природным богатствам? Приведите примеры (лес, рыба, чаши, кот Рыжий, собака Найда )

Слайд 8

Отчёт о работе группы № 2 Рассказ «Замор» - Считал ли себя Захар хозяином в лесу? Почему? Подтвердите текстом. - Как выглядит в представлении Захара «хозяин»? - Найдите в тексте примеры такого «хозяйничанья». - По какому принципу, говоря словами Захара, живут эти «хозяева»? («Кто хватает, тому и хватает »)

Слайд 9

Отчёт о работе группы № 3 Рассказ «Замор» - Защита своего рисунка «О зеро Эткаты » - Как в рассказе переплетается тема экологии природы с темой экологии человеческой души? - В словаре В.И.Даля найдите определение слова « тхло ». Почему Захарий так характеризует браконьеров? - Какое символическое значение приобретает название рассказа «Замор»?

Слайд 10

Истинное богатство человека М атериальное богатство ещё никого не делало нравственно богатым. Издавна мудрые люди искали пользу в добродетелях (например, в мужестве, справедливости) и красоте, т. е. в согласии с природой, в гармонии человека и всего мироздания. Эту мысль П. Столповский подчёркивает в рассказе «Заповедный путик». - Найдите в словаре В.И. Даля значение слов «заповедный» и «путик».

Слайд 11

Отчёт о работе группы № 4 Рассказ «Заповедный путик» - Защита своего рисунка «О зеро Зарнивад » - Что это название означает в переводе на русский язык? - Чем главный герой Пилимон отличается от своего соседа Никэна ? - В чём сходство Пилимона и Захара из рассказа «Замор»?

Слайд 12

Отчёт о работе группы № 4 Рассказ «Заповедный путик» - Образы буровиков. Что их роднит с браконьерами из рассказа «Замор»? - Какое символическое значение в конце рассказа приобретает образ огня? - Найдите в тексте «Заповедного путика» слова, отражающие авторскую позицию (« Лихолетье у нас, народ матерь свою забывает…»)

Слайд 13

«Неужели и ты, Человек, тупиковая ветвь Природы?» Обращение к эпиграфу (Р.Рождественский) « Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды … »

Слайд 14

Из Экологического манифеста « Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни, она же вечна и бесконечна » ( Н.Ф.Реймерс )

Слайд 15

Выводы Петр Столповский как бы предостерегает: не вреди, человек! Н е зря сборник рассказов н азван «Заступник». Произведения П.Столповского – это предупреждение человечеству: не спасём природу – не выживем и сами.

Слайд 16

Домашнее задание Написать сочинение на тему «Проблемы экологии в рассказах П. Столповского »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме "Портрет в рассказах А.П.Чехова".

Цель: 1. Развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета....

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...

Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». в 5 классе

Конспект  урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс....

Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"

Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"...