Урок литературы в 5 классе Е.Носов "Трудный хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Гладкая Наталья Александровна

Учить анализировать, сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой,развивать мыслительную деятельность, обогащать словарный запас, воспитывать собранность, организованность, чувство коллективизма, гуманное отношение к природе, к людям, деликатное отношение к нуждающимся - эти цели будут достигнуты на уроке литературы. Также этот урок поможет  ребятам раскрыть смысл высказывания У.Мизнера "Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_5_klasse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

Тема Е.Носов «Трудный хлеб»

Цели : учить анализировать, сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой ;

Развивать мыслительную деятельность, обогащать словарный запас ;

Воспитывать собранность, организованность, чувство коллективизма, гуманное отношение к природе, к людям, деликатное отношение к нуждающимся.

Метод : беседа

Оборудование : портрет Е.И.Носова, рисунки детей, фотография спаниеля, тексты произведения «Трудный хлеб»

Эпиграфы к уроку  

 Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их

                                                                                                                                                                   У.Мизнер

                                                                                                               Не богатство – друг , а друг – богатство

                                                                                                                                                                        И.Стобей

Ход  урока

  1. Организационный момент.
  • Приветствие.
  • Определение отсутствующих
  • Проверка готовности к уроку
  • Организация внимания

- Откройте тетради, запишите дату, тему урока.

2. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о рассказа Е.Носова «Трудный хлеб», который вы прочитали дома, и о важных нравственных проблемах.

-С творчеством этого писателя мы будем знакомиться на протяжении всех лет обучения. Посмотрите на портрет этого писателя.

3. Беседа.

- Ребята, эпиграфами к уроку я взяла вот эти высказывания. Прочитайте их.

- В конце урока вы должны ответить : «Какое высказывание раскрывает замысел писателя»

- Итак, мы не раз, ребята, говорили с вами о том , что писатели, поэты (впрочем , как и любые другие творческие люди) часто обращают наше внимание на то , чему мы просто не придаём значения в повседневной жизни : им, как никому другому , дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то , что остаётся незамеченным другими.

- Дома вы прочитали рассказ «Трудный хлеб». Однако прежде чем мы начнём о нём говорить, я хочу поделиться с вами одним газетным сообщением, которое потрясло меня до глубины души.

3.1 Чтение фрагмента газетной статьи учителем.

« В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны.

Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома , где остановились гости , метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая  про свой дом, быт и житьё.

- Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представьте, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.

-А что делать?- посетовал охотник.- Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен.»

4. Обсуждение

- Ребята, мне очень хочется узнать ваше отношение к поступку охотника.

- Как вы думаете, правильно ли поступил охотник?

- А может он прав, говоря, что не может содержать тунеядца?

- Можно ли понять охотника?

- А простить?

- Да, ребята, ваши ответы сходятся с выводом автора статьи. Вот послушайте , что он пишет.

4.1 Чтение заключительной части статьи.

« Случай , что и говорить, жутковатый, и поэтому городок, где это произошло, и имён меня просили не называть. Да и что это изменило бы сейчас? Понять охотника можно. Простить ?.. Вряд ли. Ну непрофессиональный пёс, ну нравятся ему сохатые, не лежит душа их гнать. Может таких псов один на тысячу? Может ему место в детском саду, среди ребятишек, чтоб добрее были…» («Известия», 08.09.1995)

- Чтобы освежить в памяти содержание рассказа, послушаем пересказ текста, который вы готовили дома. Прежде  чем  учащийся начнёт рассказывать , вам , ребята, задание : слушайте внимательно и готовьтесь по необходимости дополнить.

- Ребята, что же объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты ?

( И в рассказе, и в отрывке из газетной статьи речь идёт об охотниках и их собаках. Обе собаки не были безупречными помощниками своим хозяева. Оба охотника вынуждены были решать для себя проблему : что делать с собакой, от которой на охоте мало проку)

- Кто ведёт повествование?

- А каким вы представляете рассказчика? Что это за человек, его возраст, увлечение, отношение к природе.

- А как вы докажете, что рассказчик любит природу ?

- Как вы считаете, кто является главным героем рассказа?

- Найдите по всему тексту описание Чанга. Составьте его портрет.

5. Работа в группах.

- Вы делились на группы. Задание было нарисовать Чанга.

-Посовещайтесь в группах и скажите, чей рисунок наиболее отражает описание собаки автором и соответствует ли содержанию рассказа.

6. Беседа по рассказу

- Ребята, а ответьте мне, как хозяин собаки относится к Чангу ? Найдите в тексте.

- Вместе подумаем, почему рассказчик с осуждением  отнёсся к охотнику?

- Когда у рассказчика изменилось мнение об охотнике?

- Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?

7. Работа в группах по вопросам

-Каждой группе было задано домашнее задание. Даю минуту на обсуждение, один человек будет отвечать. Хочу напомнить правило работы в группе : «Учимся слушать другого»

8. После проверки домашнего задания.

9. Продолжение обсуждения

-Да, ребята, авторская идея заключается в том, что хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой. А значит, он любил собаку.

- В какой-то момент разговор , который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вы думаете , почему? В чём был «неосторожен» рассказчик?

- А как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого  хозяина?

- Сейчас мы говорим о собаках, а как между людьми складываются отношения. Уважительное отношение друг к другу лежит в основе правил, по которым должны строиться взаимоотношения между людьми. Те , кто нас окружает , такие разные. Как вам кажется, должно ли уважительное отношение к человеку зависеть от этих различий ? При ответе вам поможет  значение слова

Уважение – 1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств,  достоинств. 2. Уважительное отношение к законам , порядкам. Правилам, интересам и чувствам других людей.

- Вернёмся к эпиграфам. Какое высказывание больше подходит к идее рассказа?

- А как вы понимаете смысл названия рассказа ?

10 Вывод

- Помощь бывает разная. Одно дело помочь в чём-то повседневном , привычном : помочь маме, убрать дом. Другое – оказать помощь тому, кто остро нуждается в ней.

- А кто остро нуждается в помощи?

- В такой ситуации бывает важным не только помочь человеку, но и подумать о том ,не унизительна ли для него наша помощь, не задевает ли она его гордости и достоинства, деликатно отнестись к недугам человека. А что такое деликатность?

-Деликатность – вежливость, мягкость в обращении. Деликатный- затруднительный, требующий тактичного отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...