Конспект урока в 11 классе: "Новые имена в литературе. А.Костюнин".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Михалченкова Надежда Николаевна

Конспек урока содержит материал по современной литературе в рамках внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Новые имена в литературе. Александр Костюнин». (11 класс)

Цели:

  1. Сформировать представление учащихся об А.Костюнине как писателе, художнике и человеке.
  2. Заинтересовать творчеством писателя на примере рассказа «Рукавичка».
  3. Расширить знания учащихся о Евангелии..
  4. Воспитывать чувство сопричастности к окружающему миру, чувство ответственности за свои поступки.
  5. Развивать творческое мышление учащихся.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
  2. Просмотр автопрезентации, обсуждение.
  3. Знакомство с рассказом «Рукавичка»:
  • Обсуждение названия рассказа.
  • Обсуждение эпиграфа.
  • Чтение вслух учителем «Рукавички».
  • Беседа по прочитанному.
  1. Подведение итогов урока.

Подготовительный этап: составить список книг для домашней библиотеки.

                                Оборудование: выставка книг по спискам учащихся

Конспект урока.

  1. Вступительное слова. Ребята, сегодня мы с вами открываем новое имя в современной литературе. Надеюсь, что  знакомство окажется для вас приятным и полезным. Вы уже прочитали это имя – Александр Костюнин. О себе писатель сказал: «Биография у меня короткая – две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души». Прокомментируйте это высказывание.

(Ответы учащихся: произведения Костюнина автобиографичные, главным делом своей жизни Костюнин считает литературное творчество).

  1. Просмотр автопрезентации. Задание перед просмотром: запишите ключевые слова, характеризующие А.Костюнина прежде всего как человека.

(Ребята записали: ответственность, целеустремлённость, трудолюбие,      наблюдательность, доброта).

  1. Знакомство с рассказом «Рукавичка».
  1. Как вы думаете о чём будет этот рассказ? (о какой-то маленькой рукавичке, о   детстве, о чём-то добром).
  2. Давайте познакомимся с эпиграфом к этому рассказу. Откуда он взят? Кто такой Матфей? (один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, автор одного из Евангелий).
  • Как вы думаете, ребята, когда человек обращается к Евангелию? (Ответы учащихся: если человек верующий, когда что-то волнует, мучает человека, когда плохо и нужна помощь).

     Протоирей Алексей Уминский сказал: «Любой из нас в какой-то момент может найти своё Евангелие, и, каждый раз погружаясь в это пространство, мы находим себя настоящими(выделено автором). Новый завет способен вдруг так осветить каждого, что мы можем увидеть, кем являемся и на что способны на самом деле…».

  • (Чтение эпиграфа учителем). Кто такой Иуда? (выслушать учащихся, дать понять, что Иуда раскаявшийся грешник). Это имя давно стало нарицательным для обозначения предательства.
  • Изменилось ли ваше представление о содержании рассказа, заявленного в названии? О чём этот рассказ?( Ответы учащихся: о предательстве, о раскаянии, как-то связанном с рукавичкой).
  1. Чтение рассказа вслух учителем.
  2. Беседа по прочитанному.
  • Передайте с помощью смайликов ваше настроение после услышанного(раздать заранее листы формата А4, чтобы вывесить их на магнитную доску).
  • Давайте обратимся к содержанию рассказа и попробуем записать эмоциональный ряд слов от начала к концу рассказа (можно провести коллективную работу, записывая слова на доске, а можно дать возможность каждому поработать самостоятельно). Вот что получилось у нас – спокойствие, возбуждённость, неожиданность, неловкость, унижение, злость, беззащитность, стыд, жалость, справедливость, обречённость, раскаяние. Здесь важно поработать со словами: когда испытали неловкость, унижение, на кого и за что злость, почему жалость, кто и на что был обречён и т.д.
  • Как вы думаете, кто сыграл решающую роль в Юркиной судьбе? (ответы учащихся: учителя, взрослые, которые оказались бессердечными, жестокими, злыми).
  • Что в судьбе Юрки объясняет вспомнившийся автору библейский сюжет? (здесь пришлось помочь наводящими вопросами: когда и почему Иуда стал предателем?) Минивывод: у каждого  есть право выбора, Иуда совершил предательство, руководствуясь собственным выбором. Свой выбор сделал и Юрка Гуров, но это не снимает ответственности с людей, подтолкнувших его к преступлению, но это уже их выбор.
  • Заканчивает свой рассказ Александр Костюнин отрывком из притчи Иисуса Христа о заблудшей овце. Послушайте её и подумайте над смыслом этих слов.

3 Но Он сказал им следующую притчу:

    4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

    5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

    6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

   7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

  1. Подведение итогов урока.

  • Ребята, что объединяет притчу о заблудшей овце и рассказ «Рукавичка»? (проблема милосердия, сострадания, взаимопомощи)
  • Какие чувства побудили А.Костюнина к написанию этого рассказа? (подтвердите словами из текста). Какие бы слова вы добавили к характеристике А.Костюнина как человека? Продолжите свой ряд.
  • Перед вами выставка книг из ваших домашних библиотек. Подумайте, пожалуйста, и решите, есть ли на этой полке место для книг А.Костюнина. Те, кто уже решил, подойдите и положите свои листочки с рассказом «Рукавичка».
  • Закончить урок мне хочется словами автора из его эссе «Сострадание»:

    «Пусть действительно не изменить судьбу книжного героя и поступок бездуховного Тела не скорректировать задним числом. (Прошлое неподвластно никому, даже Богу.) Но есть ещё настоящее и будущее. Как поступать в подобных ситуациях впредь?» 

        Этот вопрос каждый из нас решает сам, всё зависит только от нас.

  1. Д.З. – прочитать другие рассказы А.Костюнина, написать отзыв о понравившемся рассказе.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

Конспект урока по теме: "Несклоняемые имена существительные".

Урок предназначен для формирования представления у учащихся знаний о несклоняемых именах существительных и  правильном  употреблении несклоняемых имен существительных в своей речи...

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...

Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные". 6 класс

 Конспект урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные" с использованием элементов технологии критического мышления.  6 класс...

Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс

Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс)  с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...