Неделя литературы
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Михалченкова Надежда Николаевна

План проведения с методическим материалом, для разновозрастных учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                          1-й день

                                                   Беседа: «Похвальное слово книге».

                                                        Для учащихся 1-11 классов

                                            Цели:

  • Познакомить учащихся с «самыми» необычными книгами: редкими, большими, дорогими и т.д.
  • Прививать любовь к чтению, к бережному отношению к книге.

 Подготовительный этап.

  1. Подготовить выставку книг, включённых в список «вечных» книг.
  2. Подготовить инсценировку притчи о пользе книг с учащимися младших классов.
  3. Подобрать пословицы и поговорки о книгах, высказывания о пользе книг.

Оборудование.

  1.  Выставка книг.
  2. Плакаты с пословицами и поговорками.

   Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И у него было три сына. Случилось так, что царь этот состарился и пожелал он ещё при жизни передать бразды правления тому из своих сыновей, кто окажется более способным к этому нелёгкому делу.

        Призвал царь сыновей и говорит:

         - Дорогие мои сыновья. Вы видите, что отец ваш уже стар и не может править страной. Я уже давно бы отрёкся от трона, если б увидел воплощённой в жизнь мою давнюю мечту. Вот я и подумал: кому из вас по силам исполнить мою мечту, то и унаследует корону. Видите вон то огромное и вместительное хранилище, построенное мною ещё давно. Я мечтал заполнить его чем-нибудь таким, чтобы было самым нужным на свете, чем я сумел бы осчастливить весь свой народ. Хранилище это пока пустеет. И вот теперь тот, кто сумеет заполнить его до отказа, пусть и удостоится трона. Отправляйтесь каждый сам по себе в три стороны света и ищите. Даю вам сроку три раза по сорок дней.

        Вот возвратились сыновья в указанный срок. И повёл их царь к двери хранилища. А там уж весь двор и народу видимо-невидимо.

        - Чем ты заполнишь, сынок, это хранилище, какой самой нужной в мире вещью?

        И старший сын вынул из кармана горсть зерна.

        - Хлебом заполню я это хранилище, что в целом мире нужнее, чем хлеб? Кто может прожить без хлеба?

        Подозвал отец среднего сына. И средний сын вынул из кармана горсть земли.

        - Землёю заполню я это огромное хранилище. Что в целом мире нужнее земли? Без земли нет и хлеба.

        Подозвал отец младшего сына. Решительным шагом переступил сын порог хранилища, вынул из кармана маленькую свечку и огниво, высек о камень искру, запалил трут, а потом и свечу.

        - Светом заполню я, отец, это огромное хранилище, только светом. Свет - самое нужное в мире. Без света земля не уродит хлеба. Много я постранствовал по

свету и понял, что свет знаний – это самая нужная вещь. Только светом знаний можно управлять миром.

        Вы, конечно, догадались, что в этой древней армянской легенде речь идее о книгах. Вот они безмолвно стоят перед нами. Если бы они сами обладали способностью заставить читать себя. Какими бы мы были умными и добрыми людьми. Но молчат книги. Сверкает экран телевизора, требует внимания телефон, манит к себе компьютер. Книги молчат. Нет ничего на свете терпеливее их, послушнее, безропотнее… книги не жалуются, когда их не читают, и не радуются, когда их открывают. Полные страдания, мудрости, улыбок, иронии, лукавства, гнева – живые, каким и не всякий человек может быть,- книги замирают на полках.

        В древней армянской легенде говорится о том, что без света знаний нет жизни. Может быть, вам кажется, что это просто красивые слов? Нет и нет. Правде этих слов, к сожалению, есть множество подтверждений. Почему «к сожалению»? да потому, что за «свет знаний» порой расплачивались жизнью не только отдельные герои, но и целые народы. Вот послушайте. Несколько веков тому назад в Америке не было ещё ни одного «стопроцентного» американца, зато жил и работал там удивительный, сказочный народ – майя. Действительно, сказочный. До сих пор учёные не знают, как, каким образом, какой фантастической силой построены из огромных камней древние города индейцев майя. Как удалось этим мудрецам сделать великие математические открытия? Для кого выложены на обширных пространствах каменные таинственные знаки, такие большие, что их можно целиком разглядеть только с самолёта? Может быть, мы и узнали бы обо всём этом, если бы благочестивый испанский монах Диего де Ланда не приказал собрать все индейские древние книги и сжечь их. Но он сделал это. Когда испанские конкистадоры, примчавшиеся вслед за великим Колумбом в неизведанную Америку, увидели у индейцев книги, они пришли в ярость. Как? Кто-то смеет думать и писать в мире по-другому. Не так, как мы? Что за наглость, всё здесь не похоже на нас, и ни в одной из этих проклятых книг не упоминается имя нашего господа Бога?

        Сжечь. Сейчас же сжечь. Желательно вместе с теми, кто умеет писать и читать. Они так и сделали, эти благочестивые испанские рыцари. Они казнили и книги, и людей. Они хотели выкорчевать могучее дерево индейской цивилизации с корнем. И нужно вам сказать – это им удалось.

        И вот через триста лет после уничтожения всех признаков письменности и всех, владеющих этой письменностью, современные археологи нашли в джунглях и пустынный город древних майя. Их потомки, прямые потомки тех, кто в городе когда-то жил, существовали совсем рядом. Но они ничего не знали. Они ничего не помнили. Ничего не могли рассказать. Это были люди, обитающие в жалких примитивных лачугах, с трудом добывающие пропитание, почти дикари. Вот что получилось, когда их лишили памяти. Памяти, заключённой в книгах. Вот почему мы и говорим, что без света знаний нет жизни.

        

        Хочется обратить ваше внимание на книги «самые, самые», самые редкие, самые большие, самые дорогие…

         Самая короткая. 

        Известно ли вам, что есть на свете книга, состоящая всего из двух слов. «Война? Нет.» её издал в 1965 году в Белграде на личные сбережения югослав Стефанович. Это самая короткая книга в мире.

        Самая дорогая.

        Самая дорогая в мире книга – Евангелие саксонского герцога Генриха Лева. Появилась она в 1173 году. Продана за 11 миллионов долларов.

        Самая первая печатная книга.

        Самая первая печатная книга появилась в Китае. 11 мая 868 года мастер Ван Чи отпечатал свиток из шести листов текста и гравюры с изображением Будды.

        Самая большая книга.

        Самая большая книга – это Великий Коран. В высоту её страницы превышали 2 с половиной метра.

        Самая маленькая книга.

        Самая маленькая книга создана в Японии. В книге 16 страниц размером 2X2 миллиметра. Это поэтический календарь с описанием камней, приносящих счастье.

Недавно в газетах промелькнула заметка о том, что японцы создали книжку ещё меньше. Она называется «Язык цветов». В ней сто страниц, но тем не менее она проходит сквозь игольное ушко. Вес её – 0,0076г.

        Самая древняя книга.

        Самая древняя в мире книга… Как вы думаете сами, какая? Самая древняя на земле книга – человек. Ведь он носил в себе самом опыт своего племени, его историю, его песни, мифы, обряды. Всё это было до первых слов, высеченных на камне.

        Самая редкая книга.

        Самая редкая книга у нас в стране – Остромирово Евангелие. Эта книга существует в одном экземпляре. В 1057 году писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. Отсюда и название книги.

Судьба этой книги удивительна. Много раз она исчезала и появлялась вновь. Так, у своего первого владельца, посадника Остромира, она оставалась совсем недолго. Во главе новгородского ополчения Остромир отправился в поход на «Чудь» и погиб. Книга попала в Софийский собор в Новгороде и пролежала там несколько… столетий. Потом каким-то образом она попала в Москву. Предполагают, что Иван Грозный после покорения Новгорода увёз её с собой. Книга хранилась в Кремле в «большом сундуке». В 1720 году Пётр I велит перевезти книгу в Петербург. С великими осторожностями книгу запаковали и на санях, по первопутку, повезли в северную столицу. Вскоре Пётр умер. И случилось немыслимое – Остромирово Евангелие потерялось. Польстился ли кто-то на дорогой серебряный оклад или книгу свалили где-нибудь с «государевой» рухлядью – неизвестно.

        Прошло 80 лет. И книга нашлась. Её нашли при разборке вещей покойной императрицы Екатерины II. Книга уцелела чудом. В течение десятилетий она лежала среди коробок с помадами и притираниями, с надушенными связками писем, истрёпанными париками и платьями вечно молодившейся царицы. В том же 1806 году Остромирово Евангелие поступило в Санкт-Петербургскую библиотеку – ныне Государственную публичную библиотеку имени М.Е.Салтыкова-Щедрина. Здесь она находится и сегодня.

        Мы говорили с вами сейчас о «самом, самом» - древнем, редком, первом. Поэтому именно здесь уместно сказать и о самом первом памятнике книге. Он открыт в 1976 году в Испании в городе Лакоранья. Он изображает двух читающих взрослых и ребёнка, который высоко поднял книгу, как символизируя её величайший взлёт.

        Как-то газета «Комсомольская правда» обратилась к своим читателям с вопросом: «Какую из книг мировой литературы вы считаете «вечной», т.е. книгой всех времён и народов. Опрос продолжался пять лет. В результате возник список книг, некоторые из которых представлены на нашей выставке. Многие книги вам знакомы, причём, вы не просто знаете их – вы их любите, знаете их них многие страницы. Это не трудно доказать. Попробуем? Слушайте: «Слушай, Том, дай мне побелить немножко». « Нет. Нет, Бен. Всё равно ничего не выйдет. Видишь ли, тетя Поли ужасно привередлива насчёт этого забора: он ведь выходит на улицу».

        -О ком речь? – О Томе Сойере.

        Или:

                Тут конёк ему заржал:

                -Не тужи, Иван,- сказал.

                Велика беда, не спорю,

                Но готов помочь я горю.

         О ком речь? – О коньке-горбунке.

        Или:

        -Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие… К нам едет… (ревизор).

        О ком речь? – О ревизоре.

        Никто и не сомневался, что вы знаете эти книги почти по строчкам. А почему так? Почему от одних книг не остаётся в памяти даже названий, а другие мы помним наизусть?. А очень просто. «Вечные» книги отвечают нам на главные вопросы жизни – где добро, где зло, что есть правда, что есть ложь.

        Обратимся хотя бы вот к этой: Шарль де Костер «Легенда об Уленшпигеле». (Зачитывается отрывок от слов «Однажды император, возвратившись из похода, спросил…» до «Император усмехнулся, и они вышли, оставив инфанта один на один с  обезьянкой») – стр.37

        Не очень далеко от королевского замка, в хижине угольщика по имени Клаас, его сын Уленшпигель хочет поймать маленькую птичку. Случайно залетевшую в окно. (зачитывается отрывок от слов: «Уленшпигель хотел схватить её..» до «Не мешай никому греться на солнце, когда ему холодно, и прохлаждаться в тени, когда ему жарко») – стр. 47

        Вот что такое –добро и зло.

        Но есть ещё одна книжная полка. Неповторимая. У каждого – своя. Это – так называемая «золотая» полка. «Золотая», т.е. самая дорогая, на которую мы ставим свои любимые книги. Эти книги у всех разные, но есть у них одно замечательное свойство, замеченное американским писателем Э.Хемингуеем: «Все хорошие книги сходны в одном. Когда вы дочитаете до конца, вам кажется. Что всё это случилось с вами и так оно при вас навсегда и останется: хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода». Последнее замечание о погоде особенно трогательно. Мы, действительно помним – какая была погода, когда Пётр Андреевич Гринёв из «Капитанской дочки» встретился в степи с Пугачёвым. Помните – был страшный буран, «ветер дул с такой силой, что казался одушевлённым».

         Или:

        «Но едва Владимир выехал за околицу, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёй». («Метель» А.С.Пушкина)

        Или:

        «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… Побледневшее небо стало опять синеть,- но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём..». («Бежин луг» И.С.Тургенева).

        И этого вы не забудете, это останется с вами на всю жизнь. Такова сила «вечных» книг классической литературы, книг «золотой» полки.

        Нашу беседу мы начали древней легендой о свете знаний. Так и закончим её словами о свете знаний, свете мудрости: «Ни одному источнику энергии не удалось ещё создать такого света, который исходит порой от маленького томика, и никогда электрический ток не будет обладать такой силой, которой обладает «электричество, заложенное в печатном слове». Стефан Цвейг.

                                Список книг для выставки:

  1. Гёте И. Фауст.
  2. Грибоедов А.С. Горе от ума.
  3. Дефо Д. Робинзон Крузо.
  4. Дюма А. Три мушкетёра.
  5. Ершов П. Конёк-горбунок.
  6. Костер Ш. Легенда об Уленшпигеле.
  7. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате.
  8. Пушкин А.С. Евгений Онегин.
  9. Сервантес С. Дон Кихот.
  10. Твардовский А.Т. Василий Тёркин.
  11. Толстой Л.Н. Война и мир.
  12.  Чехов А.П. Пьесы.
  13. Шекспир В. Ромео и Джульетта.
  14.  Твен М. Том Сойер.

                                       и другие книги по усмотрению учителя  

                                               2-й день

                          Конкурсная программа: «Картинная галерея»

                                      Для учащихся 7-11 классов

                                           Цели:

  • Расширить знания учащихся в области портретной живописи.
  • Способствовать развитию интереса к изучению литературы.

                     Подготовительный этап.

  1. Сформировать команды из учащихся 7 – 11 классов для проведения конкурса.
  2. Каждой команде подготовить сообщение об истории создания портрета любого писателя.

 Оборудование.

  • Выставка портретов писателей и поэтов.

                Задания к конкурсной программе «Картинная галерея».

  1. Учащимся предлагаются портреты писателей, им необходимо назвать фамилию, имя, отчество писателя.
  2. Угадать портрет по описанию: учитель зачитывает описание портрета, а учащиеся отгадывают, о каком портрете идёт речь.
  3. «Портрет литературного героя». Назвать литературного героя, автора и название произведения.
  4. Творческий конкурс: (домашнее задание)создать стихотворный портрет писателя или литературного героя, или знакомого всем человека.

                            Задания  к конкурсу «Картинная галерея»

                             ( учащиеся делятся на две команды)

  1. Учащимся предлагаются портреты писателей. Назвать фамилию, имя, отчество писателей, изображённых на портретах.

И.С.Тургенев

Л.Н.Толстой

М.Е.Салтыков-Щедрин

Н.А.Некрасов

А.П.Чехов

В.А.Жуковский

  1. Угадать портрет по описанию. Учитель зачитывает описание портрета, а учащиеся отгадывают, о каком портрете идёт речь.

Возможные варианты:

  • « В ясном, умном, чистом взгляде, в каком-то спокойствии, разлитом во всех чертах его лица, в котором не напряжён ни один мускул, во всём его облике чувствуется человек замечательной душевной чистоты… в умиротворении есть оттенок примирённости с действительностью. Об этих чертах говорит, в частности, подтянутость, светскость всего его облика – тщательно зачёсанные лысеющие виски, строгий, элегантный чёрный галстук и в особенности замечательно написанные руки поэта. Жест этих полных, в ямочках, холёных рук, украшенных большим перстнем, подчёркнуто спокойно и чуть манерно положенных одна на другую, - чрезвычайно красноречив.

                 ( О портрете В.А.Жуковского работы К.П.Брюллова)

                         Дополнение к портрету:

Этот портрет, написанный К.Брюлловым, интересен ещё и тем, что способствовал освобождению из крепостной неволи украинского поэта Т.Г.Шевченко. Портрет был продан с аукциона за две с половиной тысячи рублей, вырученные при продаже деньги были переданы помещику Энгельгардту за свободу поэта. Поистине бесценны заслуги в этом и Жуковского, и Брюллова.

  • «Пристальный и проницательный взгляд его небольших серых глаз, глубоко посаженных под густыми нависающими бровями, устремлён в душу зрителя, властно притягивает к себе. Скуластое лицо, широкий нос, окладистая борода придают ему сходство с простым деревенским мужиком. Но при всей кажущейся простоте его внешности он «очень своеобразный барин»(Репин). Даже сшитая на манер крестьянской блузы рубаха выглядит на нём изящно и элегантно»

                ( О портрете Л.Н.Толстого работы И.Н.Крамского)

  • Об этом портрете мы скажем словами писателя, изображённого на нём:

                                        Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз,-

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз,

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

 ( А.С.Пушкин о портрете работы О.А.Кипренского)

  • «Уже не вьются волосы, грустны глаза, скорбно сжаты губы. Тёмный шейный платок, наглухо застёгнутый сюртук призваны подчеркнуть мрачность настроения, замкнутость характера человека, как говорится, «ушедшего в себя». (о портрете Н.В.Гоголя работы Фёдора Антоновича Моллера)

              Викторина: «Чей это портрет?»

1. Кто кому и по какому поводу подарил свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя» (В.А.Жуковский А.С.Пушкину по поводу написания поэмы «Руслан и Людмила»)

2.  «… юноша красивый и сильный… глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силён, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу». (Ларра, рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»)

3. «…постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперёд – того и гляди хрюкнет в одеяло». (Чимша-Гималайский; повесть А.П.Чехова «Крыжовник»)

  1. «… человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями… обнажённая красная рука… ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом». (Базаров; из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

  1. «… рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… а уж ловок-то. Ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре». (Казбич; роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

  1. «… Его глаза

Сияют, лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен». (Пётр I; поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

  1. « Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь: живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары». (Пугачёв; повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

  1. « Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…». (Хлестаков; Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»)

  1. «Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов» (Мцыри; поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

  1. « Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате». (Беликов, рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре»).

                                     3-й день

                               Устный журнал: «Литература + ИЗО, музыка, ин.яз»

                                         

 Цели:

  • Проследить связь литературы с другими видами искусства.
  • Познакомить учащихся с выдающимися произведениями композиторов и художников, создавших свои шедевры на основе литературных произведений.
  • Развивать эстетический вкус учащихся.

                           1-ая страница

                       Литература + иностранный язык

  1. Рассказ о поэтах-переводчиках: В.А.Жуковском, М.Ю Лермонтове и др. по  

           выбору учителя.                  

  1. Чтение наизусть учащимися стихотворений на русском, немецком и английском языках: С.Есенин «С добрым утром», С.Маршак «Жил на свете человек».
  1. Инсценировка сценки из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера» на

английском языке.

     

                                        2 – ая страница

                                      Литература + ИЗО

  1. Рассказ учителя ИЗО о художниках-иллюстраторах художественных

произведений (О.А. Кипренском, В.А.Тропинине, К.П.Брюллове, И.Н.Крамском и др.)

  1. Сообщение учащегося об истории создания одной иллюстрации.
  2. Задания для учащихся: угадать произведение по иллюстрации.

   3 –я страница

                          Литература +  музыка

  1. Рассказ учителя музыки о композиторах, написавших музыку к произведениям поэтов ( Н.М.Глинке, П.И.Чайковском, С.Рахманинове и др.)
  2. Сообщение учащегося об истории создания музыкального произведения.
  3.  Исполнение песни или романса на стихи Пушкина, Есенина, Толстого или Тургенева.

                                                         4 –я страница

                                     Литературные афоризмы

  1. Продолжи  фразу. Учитель зачитывает начало высказывания известных писателей, предлагая учащимся её продолжить.

                                                Литературные афоризмы

1.«У сильного всегда (бессильный виноват)». И.А.Крылов.

2.«Невежи судят точно так: в чём толку не поймут, (то всё у них пустяк). И.А Крылов.

3.«А ларчик (просто открывался)». И.А.Крылов.

4.«Не презирай совета ничьего, (но прежде рассмотри его)». И.А.Крылов.

5.«А вы, друзья, как ни садитесь, (всё в музыканты не годитесь)». И.А.Крылов.

6.«Не попусту в народе говорится: не плюй в колодезь, пригодится (воды напиться)». И.А.Крылов.

7.«Счастливые (часов не наблюдают)». А.С.Грибоедов.

8.«И дым Отечества нам (сладок и приятен)». А.С.Грибоедов.

9.«Читай не так, как пономарь, а (с чувством, с толком, с расстановкой)». А.С.Грибоедов.

10.«Служить бы рад, (прислуживаться тошно)». А.С Грибоедов.

11. «Дела давно минувших дней, (преданья старины глубокой). А.С.Пушкин.

12. «Мы все учились понемногу (чему-нибудь и как-нибудь)». А.С.Пушкин.

13. «Чему смеётесь, (над собой смеётесь)». Н.В.Гоголь.

14. «В жизни всегда есть (место подвигам)». М.Горький.

15. «В человеке должно быть всё прекрасно: (и лицо, и одежда, и душа, и мысли)». А.П.Чехов.

16. «Человек создан для счастья, как (птица для полёта)». А.П.Чехов.

17. «Умом Россию не понять, (аршином общим не измерить)! Ф.И.Тютчев.

18. «Краткость – (сестра таланта)». А.П.Чехов.

              Список композиторов и их произведений.  

  1. М.И.Глинка. «Я помню чудное мгновенье…» (Музыку композитор посвятил дочери А.П.Керн – Екатерине.)                                                Опера «Руслан и Людмила». (Пушкин)
  2. П.И.Чайковский. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа». (Пушкин)

Опера «Черевички» на сюжет повести Гоголя «ночь перед Рождеством»

  1. Н.А.Римский-Корсаков. Оперы «Моцарт и Сальери», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане». (Пушкин)

Опера «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством». (Гоголь)

  1. А.С.Даргомыжский. Оперы «Каменный гость», «Русалка».
  2. А.Рубинштейн. Опера.»Демон», «Купец Калашников». (Лермонтов)
  3. М.П.Мусоргский. Опера «Сорочинская ярмарка». (Гогол

                                                            4-й день

                                  Литературная игра «Кто хочет стать отличником».

                                                                                                                                                     

                                                                Цели:                

  1. Проверить уровень владения учащимися материала по литературе в рамках школьной программы.
  2. Способствовать воспитанию вдумчивого и внимательного читателя.

                                            Условия игры

        Игра проводится в два этапа среди учащихся 9-11 классов.

        I этап – отборочный тур, на который приглашаются все желающие. Среди них проводится литературная викторина. Учащиеся, набравшие большее количество баллов, выходят в финал игры. Количество учащихся не должно превышать 6 человек.

        II этап – игра. Учащиеся, вышедшие в финал, отвечают на вопрос учителя. Кто быстро и правильно ответит на вопрос, то борется за право называться отличником.

        Задания для участников состоят из 10 тест-вопросов.

                                10 – оценка «5»

                                9

                                8

                                7

                                6 – оценка «4»

                                5

                                4

                                3 – оценка «3»

                                2

                                1

        Участник имеет право на 2 подсказки: 50/50; помощь зрителя из зала.

                        Вопросы для отборочного тура.

  1. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич).
  2. Кем был убит на дуэли А.С.Пушкин? (Дантес)
  3. Назовите главного героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». (Чацкий)
  4. Герою какого литературного произведения принадлежат слова: «Чему смеётесь? Над собой сеётесь!» (Городничий)
  5. Кто из персонажей произведений А.С.Пушкина имел шапку-невидимку? (Черномор)
  6. Кто из персонажей произведений Лермонтова:

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая на восток,

Томим неясной тоской

По стороне своей родной. (Мцыри)

  1. Из какого произведения Н.А.Некрасова эти строки:

Волга! Волга! Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

(«Размышления у парадного подъезда»)

  1. Кто из персонажей сказок Салтыкова-Щедрина «… жил дрожал и умирал

дрожал»? (премудрый пескарь)

  1. Кто из персонажей произведений А.П.Чехова «… умер от страха и огорчения, когда его прогнал генерал, к которому он пришёл просить извинения? (Червяков)

Вопросы участникам игры

  1. Расположите фамилии писателей в порядке их появления на литературной арене, начиная с самого раннего.

А. Лермонтов                        В. Карамзин

С. Толстой                                D. Горький

(В,А,С,D – Карамзин, Лермонтов, Толстой, Горький)

   2.  Соотнесите автора с названием произведения.

   

        1. А.П.Чехов                        1. «Русские женщины»

        2. Н.А.Некрасов                    2. «Ревизор»

        3. А.С.Пушкин                        3. «Хамелеон»

        4. Н.В.Гоголь                        4. «Метель»

        (1-3, 2-1, 3-4, 4-2)

  3. Соотнесите героя с названием произведения.

        1. Хлестаков                        1. «Герой нашего времени»

        2. Плюшкин                        2. «Мёртвые души»

        3. Печорин                                3. «Ревизор»

        4. Чацкий                                4. «Горе от ума»

        (1-3, 2-2, 3-1, 4-4)

     4. Расположите фамилии авторов в алфавитном порядке.

        А. Достоевский                        В. Фонвизин

        С. Крылов                                 D. Чехов

        (А,С,В,D

     Подчёркнуты строчки для 50 на 50

                                        Задания для 1-го участника

  1. Продолжите пословицу, послужившую эпиграфом к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - «Береги честь …(В).

А. всегда

В. смолоду

С. иногда

D. с детства

  1. Как называется произведение Н.В.Гоголя «Ночь перед…» (А).

А. Рождеством

В. Новым годом

С. снегопадом

D. полнолунием

  1. Сколько витязей выходит из воды в пушкинском «Лукоморье»?  (D).

А. 31

В. 33

С. 32

D. 30

  1. Как звали известного баснописца Крылова? (А)

А. Иван Андреевич

В. Иван Александрович

С. Николай Андреевич

D. Андрей Николаевич

        5. За что, согласно библейской истории о Вавилонской башне, Бог покарал

людей? (С).

А. за зависть

В. за бесчестие

С. за гордыню

D. за измену

  6.  Как назывался первый напечатанный очерк И.С.Тургенева из цикла

      «Записки охотника»? (С).

             А. «Бирюк»

             В. «Певцы»

     С. «Хорь и Калиныч»

     D. «Бежин луг»

7. О портрете какого художника Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале я вижу,

             но это зеркало мне льстит»? (А)

                А. Кипренского

                В. Линёва

                С. Тропинина

                D. Соколова

        8. Что из перечисленного не является наименованием рода литературы? (А)

                А. комедия

                В. лирика

                С. эпос

                D. драма

      9. Героем какого рассказа А.П.Чехова является Дмитрий Старцев? (В)

                А. «Человек в футляре»

                В. «Ионыч»

                С. «Хамелеон»

                D. «Крыжовник»

        10. Кто из критиков написал статью «Что такое обломовщина?» о романе

           Гончарова «Обломов»? (D)

                А. Писарев

                В. Дружинин

                С. Антонович

                D. Добролюбов

                                    Задания для 2-го участника

  1. Сколько лет отлежал на печи былинный богатырь Илья Муромец? (В).

А. 30

В. 33

С. 35

D. 32

  1. Одно из произведений А.С.Пушкина называется….(В).

 

А. «Сосновский»

В. «Дубровский»

С. «Березовский»

D. «Ольховский»

  1. Герой комедии А.С.Грибоедова Чацкий требовал подать ему…(В)

А. машину

В. карету

С. велосипед

D. ролики

  1. Перу какого поэта принадлежат строчки: «Светить всегда, светить везде…»

(С).

А. Есенину

В. Блоку

С. Маяковскому

D. Некрасову

  1. Как определил М.Ю.Лермонтов жанр произведения, в котором главным героем является купец Калашников? (D).

А. поэма

В. повесть

С. баллада

D. песня

  1. Закончите крылатую фразу из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»: «Служить бы рад, прислуживаться…(D)

А. скверно                        С. страшно

В. гадко                        D. тошно

  1. Какое из этих понятий не обозначает направление в литературе? (D).

А. классицизм

В. символизм

С. романтизм

D. барокко

  1. Кто из композиторов является автором оперы «Князь Игорь»? (С).

А. Мусоргский

В. Глинка

С. Бородин

D. Чайковский

  1. Какое из произведений не принадлежит перу М.Ю.Лермонтова? (D).

А. «Мцыри»

В. «Парус»

С. «Тучи»

D. «Памятник»

  1. Кто назвал М.В.Ломоносова «Первым нашим университетом»? (А).

А. Пушкин

В. Белинский

С. Гоголь

D. Горький

                        Задания для 3-его участника

  1. Одна из басен И.А.Крылова называется: «Волк и …» (А).

А. ягнёнок

В. овечка

С. волчата

D. бык

  1. Чем, согласно русской поговорке, красна изба? (В)

А. углами

В. пирогами

С. блинами

D. оладьями

  1. Назовите автора повестей «Левша», «Тупейный художник» (В).

А. Успенский

В. Лесков

С. Достоевский

D. Помяловский

  1. Назовите автора комедии «Недоросль» (В).

А. Гоголь

В. Фонвизин

С. Грибоедов

D. Чехов

  1. Кто из писателей второй половины XIX века является автором поэмы

«Коробейники»? (А)

             А. Некрасов

             В. Тургенев

             С. Достоевский

             D. Салтыков- Щедрин

  1. Кому принадлежат слова в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» - «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь?» (А).

А. Молчалину

В. Чацкому

С. Фамусову

D. Скалозубу

        7.  Издателем какого журнала становится Некрасов с 1847 года?(С).

                А. «Отечественные записки»

                В. «Русское слово»

                С. «Современник»

                В. «Русский вестник»

  8. Какой из перечисленных стихотворных размеров не является  

             трёхсложным? (В)

А. дактиль

В. хорей

С.анапест

D. амфибрахий

       9. С именем какого поэта связано имение Хмелита в Смоленской области,

              где ныне расположен музей? (В).

                А. Лермонтов

                В. Грибоедов

                С. Державин

                D. Блок

  10. Автором какой грамоты был Д.И.Фонвизин? (А)

А. придворной

В. русской

С. императорской

D. славянской

Последний день – подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра к неделе литературы

Американский писатель, наиболее известный, как автор приключенческих рассказов и романов....

Положение о проведении Недели литературы в школе

Цели и задачи: пробудить интерес к изучению  литературы, к чтению, приобщать к искусству слова, к богатствам русской классической и современной литературы, развитие художественного восприятия окр...

результаты Недели литературы

Результаты Недели литературы в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  « Столипинская средняя общеобразовательная школа», проходившая в январе 2015 года        ...

Неделя литературы

Неделя литературы в МБОУ лицей...

Неделя литературы

Афиша к неделе литературы "К нам Лермонтов сходит презрев времена...", посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова....

Викторина по басням И.А.Крылова. Мероприятие для 5-6 классов в рамках предметной Недели литературы

Инсценирование басен И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать..." при участии ребят 6 Б и 6 В классов  и викторина для зрителей...