Почему судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой сложились так трагически?
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Бондарева Кристина Сергеевна

Разработка заключительного урока в цикле уроков по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Урок соответствует образовательным стандартам нового поколения и предусматривает как творческие формы работы, так и содержательные. 

При разработке данного урока использовались: репродукция картины В.Пукирева «Неравный брак», фрагмент фильма «Дубровский» 1989 года (развязка – встреча Маши и Владимира после венчания). Цели урока определили тип урока – проблемно-эвристический. Формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе - задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач), учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы. Все это как нельзя лучше сочетается с задачами развития универсальных учебных действий.

Для систематизации и контроля знаний используются стратегия «фишбоун» и синквейны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательные стандарты нового поколения требуют от процесса образования максимальной работы учащихся, а учителю отводится роль направляющего, проводника. В связи с этим наиболее остро встаёт вопрос мотивации учащихся к работе. Лучшая мотивация – заинтересованность. А заинтересованности можно добиться нестандартными приемами обучения, интеграцией с другими предметами. Литература – один из важнейших предметов, так как именно на уроках литературы «растёт человек», формируются его моральные качества, приходит понимание мира. Темы обсуждения, возникающие на уроках литературы, чрезвычайно разнообразны. Именно поэтому хочется дать как можно больше пищи для размышлений, предоставить больше информации, которая натолкнет учащихся на верный путь нахождения ответа на поставленные вопросы.

При разработке данного урока использовались: репродукция картины В.Пукирева «Неравный брак», фрагмент фильма «Дубровский» 1989 года (развязка – встреча Маши и Владимира после венчания). Цели урока определили тип урока – проблемно-эвристический. Формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе - задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач), учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы. Все это как нельзя лучше сочетается с задачами развития универсальных учебных действий.

Для систематизации и контроля знаний используются стратегия «фишбоун» и синквейны. Стратегия «фишбоун» - кластер, который позволяет наглядно упорядочить объём информации, выделив проблему, причины, выписав факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном и словарном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Проблемно – эвристический урок

по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

«Почему судьбы Владимира и Маши сложились так трагически?»

Место в цикле уроков: заключительный урок систематизации знаний

Цели: обобщить сведения о прочитанном романе, сделать выводы, найти ответы на важные нравственные вопросы

Задачи: развитие УУД – коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных

Оборудование: комфортно расставленные парты, позволяющие работать в группах, компьютер, проектор.

Методические приемы: технология критического мышления, метод кейс-стади, метод дискуссии, анализ текста, работа в группах

Ход урока:

  1. Организационный момент. Слово учителя – 3 минуты

Сегодня мы с вами подводим итоги, осмысляем прочитанное, пытаемся найти ответы на вопросы, которые помогут разгадать  характеры главных героев и найти ответ на главный вопрос сегодняшнего урока, который вы сформулируете сами в ходе дискусии.

Обратите внимание на картину Василия Пукирева «Неравный брак». Эта картина написана на основе реальных событий, которые происходили в жизни художника. Пукирев и его возлюбленная Рыбникова любили друг друга, но по желанию родителей  девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе. Проанализируйте картину.

  1. Просмотр видеофрагмента – 7 минут

Сопоставление видеофрагмента и картины В. Пукирева «Неравный брак»

(Фрагмент и картина в презентации)

  1. Работа в группах, обсуждение вопросов – 10 минут

1 группа

2 группа

3 группа

- Сравнение характеров Троекурова и Дубровского – старшего (цитаты из текстов)

- Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

- Почему Дубровский отказался от мести Троекурову?

- Владимир Дубровский – благородный разбойник или негодяй?

- В каких условиях формируется Машин характер?


- Почему Маша не воспользовалась запоздалой помощью Дубровского?

  1. Оглашение результатов групповой дискуссии, заполнение кластера итогов – 15  минут

Итак, ответив на эти вопросы, постарайтесь обобщить ответы и сформулировать тему урока.

(Примечание. В ходе обсуждения обязательно нужно проговорить, что «Дубровский» - социальный  роман, отображающий нараставшее недовольство крестьян после Отечественной войны 1812 года, быт, нравы, психологию дворян. В этом романе можно наблюдать синтез социально-актуальной  проблематики с сюжетной занимательностью, которая пришла в Россию из Европы (популярность  «разбойничьих романов»). Пушкин  противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам. Динамика образа Владимира. Роль портрета и пейзажа. Реализм и романтизм )

Кластер – см. в презентации

  1. Написание синквейна по роману «Дубровский» - 8 минут

Пример: 1) Дубровский

                2) Умирать, мстить

                3) Благородный, несчастный, гордый

                4) Я не то, что вы предполагаете,.. я не француз Дефорж, я Дубровский

                5) Сломанные судьбы

      VI. Оглашение оценок, домашнего задания – 2 минуты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

Конспект урока литературы в 6 классе по роману "Дубровский"....

Конспект урока в 6 классе. "Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой"

Конспект урока для учащихся 6 класса.Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах произведения....

Владимир Дубровский и Маша Троекурова

Владимир Дубровский и Маша Троекурова...

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой».«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладим...

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

Конспект урока к произведению А.С. Пушкина  "Дубровский"...

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»....