Конспекты
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Конспекты уроков с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury.docx25.51 КБ
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы, проведённого в 5 классе В МОУСОШ№63

по теме: «Бородинское сражение глазами поэта М.Ю.Лермонтова(стихотворение «Бородино») и историков».

Цели и задачи:

  1. Познакомить с содержанием стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», обратив особое внимание на его художественные достоинства и с историческими сведениями о Бородинском сражении.
  2. Развивать у школьников умение делать анализ художественного текста и творческие способности учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому Родины.

Оборудование:

  1. Портрет писателя, список непонятных слов, медиакарта Бородинского сражения, репродукции картин, электронные носители, ноутбук, проэктор, экран, ресурсы Интернет.

На доске эпиграф:

      Москва, Москва, люблю тебя, как сын,

     Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

                                     (М.Ю.Лермонтов)

    У Бородино французская армия разбилась о русскую.

                                       (генерал А.П.Ермолов)

На боковой доске: слова для словарной работы по стих-ю и теории лит-ры.

                                                     

                                       Ход урока.

  1. Слово о поэте.

Мы продолжаем изучать произведения русской классической литературы, знакомиться с их авторами. Имя младшего современника А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтова вам знакомо. Он прожил очень короткую, но невероятно яркую и плодотворную жизнь.

Запишите в тетр. М.Ю.Лермонтов.

-Что вы знаете о М.Ю. Лермонтове?

Детство Михаил Юрьевич провёл в имении Тарханы(иллюстр., экран), принадлежавшем бабушке (показ портрета(экран))

поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой,где  сейчас находится его музей. Оно расположено в Пензенской области. Там поэт узнал и полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины.

Мать (портрет(экран)) будущего поэта умерла, когда сыну было всего около 2 лет(репродукция), поэтому  и воспитывался маленький Миша у бабушки, которая забрала его у отца(портрет),происходившего из рода Лермонтовых, выходцев из Шотландии, проживавшего в имении Кропотово(репродукция(экран)) Тульской губернии, Елизавета Арсентьевна души не чаяла во внуке и старалась дать ему хорошее образование.

Он знал английский, французский, немецкий языки, играл на скрипке, рояле, прекрасно читал стихи, рисовал.

Но судьба не жаловала поэта: сиротство, ссылки на Кавказ, несложившаяся личная жизнь.

Обращают на себя внимание глаза, полные одиночества и тоски – чувств, сопровождавших поэта всю его жизнь(репродукция портрета(экран)).

М.Ю.Лермонтов рано начал писать стихи(14 лет). Его кумиром в поэзии был А.С.Пушкин. Лермонтову были близки стремление к правде, справедливости, свободолюбие, любовь к Родине, звучавшие в пушкинских стихах. Именно об этом стихотворение, с которым мы будем знакомиться сегодня.

Запишите тему урока.

На фоне музыки звучит вступительная беседа.

2.Вступительная беседа.

Но сначала ответьте на такой вопрос:

- Как вы думаете, что может являться предметом гордости народа?

- Чем памятен для нашей страны 1812 год?

- Какое знаменитое сражение произошло в ходе этой войны под Москвой?

Темой нашего урока и будет Бородинское сражение 1812 года и произведение, запечатлевшее это событие – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Вспомним об этом историческом событии.

Видеоматериал о Бородинском сражении (энциклопедия «Кирилл и Мефодий».

Посмотрите, пож., как изобразили Бородинское сражение художники (экран). Совпадает ваше видение сражения с видением мастеров кисти?

 К теме Бородинской битвы М.Ю.Лермонтов обращался не раз. Первое из стихотворений о ней «Поле Бородина» было написано в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет:

Читает Чуканова Света:

Всю ночь у пушек пролежали

Мы без палаток, без огней, Штыки вострили да шептали

Молитву родины своей

Пробили зорю барабаны,

Восток туманный побелел,

И от врагов удар нежданный

На батарею прилетел.

И вождь сказал перед полками:

«Ребята, не Москва ль за нами,

Умрите ж под Москвой,

Как наши братья умирали».

И мы погибнуть обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

Марш, Марш! Пошли вперёд, и боле

Уж я не помню ничего.

Шесть раз мы уступали поле

Врагу и брали у него.

Носились знамена, как тени,

Я спорил о могильной сени, в дыму огонь блестел, на пушки конница летала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел.

Спасибо, Света. Отметка.

В 1837 году в России отмечалась великая дата – 25-летие победы на Бородинском поле. Лермонтов пишет на основе услышанного вами стихотворения новое - «Бородино»- первое произведение поэта, напечатанное по воле автора и с его ведома.

Сейчас мы послушаем стихотворение «Бородино», но сначала познакомимся со значением слов, которые могут вам быть непонятны.

Словарная работа.

Редут(франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя      

Мусью(разг.народ.)- мсье, месье(франц.) – сударь, господин

Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле

Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

Бивак – стоянка войск под открытым небом

Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи

Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки

Улан, драгун – солдаты конных полков

Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь – враги.

Выразительное чтение стихотворения.

 Видео ч\з интернет.

Беседа по прочитанному.

-Понравилось вам стихотворение?

-Как вы его поняли?

- какие строки произвели на вас особое впечатление?

-Что представляет собой первая строфа?  

-Из каких предложений по цели высказывания оно состоит?

- Оправдывает себя такой выбор предложений?

   Первая строфа – это вопросительное и 2 восклицательных предложения, в которых заключён вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.

- что представляет собой остальная часть стихотворения?

  Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.

Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения, и данная им объективная оценка событию разделяется автором.

Прочитайте его самостоятельно, ребята, про себя. Постарайтесь разобраться в вопросах, которые выносятся на обсуждение, и подготовьтесь к устному ответу по ним.

Вопросы для обсуждения(записаны заранее на второй боковушке доски)

Кто герои произведения?

Какие чувства владеют ими во время боя?

Чем объясняется победа русских?

Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами,- простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: «…могучее, лихое племя, богатыри…» Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: «Есть разгуляться где на воле!» Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: «уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!»

Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен, мудр, хладнокровен: « Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус»  

 

Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: «Полковник наш рождён был хватом: слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражён булатом, он спит в земле сырой».

Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрёт, но не изменит: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!»

Беседа по иллюстрациям.

Обратите внимание на иллюстрации с изображениями участников сражения. Какими видят их художники?

Вы и до сегодняшнего урока знали о событиях под Бородино. Почему же читали стихотворение с таким интересом?

Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает нам о чём-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое.

Правильно. А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

Произведение богато эпитетами, сравнениями, метафорами:

- синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой;

- умрёмте, как наши братья умирали, французы двинулись, как тучи;

- утро осветило пушки, звучал булат, картечь визжала

А что помогает нам услышать бой, свист ядер, звон оружия?

-Звуки

Подбор звуков для создания образа в литературоведении называется звукописью. Запишите в тетр. Найдём звукопись в эпизоде боя.

       Звучал булат, картечь визжала

Звуки «з», «в», «зж» передают свист, визг ядер,и звон холодного оружия.

Нагнетение согласных звуков- называется аллитерация. Запишите в тетр

Нагнетение гласных – ассонанс. Запишите в тетр.

Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего

В каких словах звучат гордость и торжество?

Итог урока.

Достоверность описания батальной картины и точность психологической характеристики героя передаётся посредством своеобразного поэтического языка, о котором В.Г.Белинский писал: « …в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время и благороден, силён, полон поэзии.»

 Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе о её учреждении говорилось: «Воины! Славный …год, в который…поразили вы лютого врага …минул; но не пройдут и не умолкнут…громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»

И мы храним.

Д\з. Составить план эпизодов Бородинского сражения.

Выучить отрывки стихотворения наизусть:

1 вар. – с 1 по

2 вар. -

                                 



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, проведённого в 5 классе В МОУСОШ№63

                                     по теме: «Сложное предложение

Цели и задачи: 1.Продолжить работу над формированием у учащихся умения

                              отличать сложные предложения и использовать алгоритм  

                              постановки запятой между частями сложного предложения.

                             2. Содействовать развитию навыка правильного оформления

                            предложений изученного типа, творческих способностей ребят.

                              3. Способствовать привитию у учащихся к культуре речи,

                              воспитанию любви к Родине и её историческому прошлому.

Оборудование: Учебники, текст стихотворения «Бородино», DVD»Кирилл и

                               Мефодий», CD «М.Ю.Лермонтов», доска, экран, тетради,

                               MP3 Музыкальная коллекция.

                                                             Ход урока.

1.Оргмомент.

 Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы с вами продолжим разговор о предложении.

2. Повторение изученного.

- Что вы знаете о предложении?

Ответы:

- Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически.

Предложение выражает законченную мысль. В конце предложения ставятся знаки завершения: точка, восклиц. знак или ?.

В предложении есть грамматическая основа – главные члены предложения(подлежащее, сказуемое). Предложение отличается интонационной законченностью, которая выражается большой паузои в конце предложения.

- По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

- По интонации – восклицательные и невоскличательные.

- По наличию грамматических основ – простые и сложные.

- По наличию главных членов – односоставные и двусоставные.

- По наличию второстепенных членов – распространённые и нераспространённые.

- По наличию осложняющих членов – осложнённые и неосложнённые.

3.Объяснение нового.

 Как вы сказали, предложения бывают простые и сложные. Сегодня мы будем более подробно говорить именно о сложном предложении. Запишите тему урока : Сложное предложение(тема заранее записана на доске).

- Как же мы отличаем сложное предложение от простого?

Ответ. В сложном предложении 2 и более грамматических основ, которые отделяются друг от друга запятой.

Верно. Правда есть сложные предложения, части которых разделяются : или -, но с ними мы будем знакомиться позже.

- Приведите примеры сложных предоложений.

…………………………………….

  Посмотрите, пожалуйста, на доску. Из слов, представленных здесь, попробуйте составить предложение. Подсказкой вам будет то, что оно взято из известного вам стихотворного текста :

             Засветилось, и небо, только,

             Шумно, зашевелилось, вдруг, всё,

             За, строй, строем, сверкнул.

Ответ:

 И только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй.

- Это предложение простое или сложное?

Ответ: Сложное.

Давайте это докажем. Даша Замуруева идёт к доске записывать предложение для его разбора, а вы записываете в тетрадях.

И только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй.

Хорошо. Отметка. А вот полную характеристику сложного предложения мы научимся давать позже.

Таким образом мы образовали сложное предложение, но , как известно, предложения состоят из слов, которые складываются в словосочетания или сочинительные сочетания слов. Приведите пример словосочетания из данного предложения .

Шумно зашевелилось,  вдруг зашевелилось, за строем строй.

Разбор СС и фонетический разбор слова всё идёт к доске делать Макеев Сергей.

Всё – всё- 1 слог-  ф с о

в-  ф  - согл.,глух., тв., парн.  в-ф  , парн.  ф – ф

с-  с  - согл., глух., мягк., парн.,  с – з  , парн.  с -  с

ё-  о   гласн., ударн.

3б. 3зв.

Морфологический разбор слова (за)строем и морфемный разбор слова зашевелилось идёт делать Федина Светлана.

(за) строем (где? За чем?) – сущ., Н.ф. – (что?) – строй

Пост.пр.: нариц., неодуш., м.р., 2скл.; непост.пр.: Тв.п., ед.ч.

Встаёт (где?) за строем

Зашевелилось

Отметки

4. Закрепление материала.

Откройте учебники на стр.    , упр.222

Выпишите сначала сложные предложения, а затем простые.

     Рыба вид…т приманку а не крючок. Книга в счаст…е украшает а в несчаст..е утеш..т. Лето собир..т а зима поеда..т. Счаст..е в воздухе не вьётся а руками доста..тся. Летом ласточка день начина..т а соловей конч..т.

Отметка.

Теперь посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации, посвящённые Бородинскому сражению, и попробуйте составить связный текст из 4-5 предл. На тему: «Славное прошлое наше Родины». В тексте используйте сложные предложения.

Дети пишут текст под музыку.

- Прочитайте, что у вас получилось.

Отметки за наиболее удачные работы.

Итог урока.

-Какие же предложения мы называем сложными?

-Что мы помним про знаки препинания в сложных предложениях?

Дача Д\з.

Запишите Д\З. параграф      , упр.223

 

                               

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...