Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек
статья по литературе (10 класс) по теме

Смирнова Алиада Ивановна

 

Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе изучения классики осуществляется развитие аналитического мышления, творческого воображения. Уроки дают возможность исследовать специфику литературы как искусства слова. При таком подходе к изучению произведения появляется внутренняя мотивировка исследования и постижения художественного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга 18.12.2013.

Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС.

Обмен опытом по апробации новых учебных линеек.

Смирнова А. И., учитель ГБОУ СОШ № 263

        1. Русская литература была и остаётся ядром национальной культуры (преддверие 2014 г. – года Культуры).

        Наша задача использовать гуманистический пафос и философскую глубину литературы в противостоянии массовой культуре во всех её разновидностях. Она создаёт и сохраняет образцы нормативного русского языка, что особенно актуально в наше время размывания и нарушения этих норм.

        Эти особенности русской словесности определяют роль литературы как школьного учебного предмета.

        Предлагаемые авторские варианты программы в Москве и Санкт-Петербурге опираются на «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе». Базовый уровень сохраняет преемственность с «Федеральным компонентом государственного стандарта» и «Примерной программой основного (общего) образования по литературе».

        Каким быть учебнику по литературе?

        2. Тралкова Наталья Борисовна – методист, одна из авторов учебника Архангельского и Агеносова (Москва).

        Программа этого учебника ставит цели:

1) познавательный аспект, когда ученик получает знания о русской литературе в её историческом движении, элементах художественной структуры, конкретном содержании и интерпретации текстуально изучаемых произведений;

2) воспитательный аспект, когда на уроках литературы происходит формирование ученика как личности (честность, терпимость), так и общественных (гражданское достоинство, патриотизм);

3) эстетическая цель – воспитание художественного вкуса и читательской культуры, умение различать «высокое» и «низкое», умение выбрать среди современной литературы лучшие образцы.

        3. Общее направление современной методики – освоение комплекса художественных произведений – сохранение литературы не как предмета, а как искусства слова, образцы классики.

        Этапы:

1. Чтение – восприятие – анализ – истолкование – оценка.

2. Работа с учебником – вопросы и задания учебника предназначены для самостоятельной работы (составление плана §, тезисы, конспекты, работа над темами исследовательских проектов, для зачётных работ).

3. Чтение и восприятие – подготовленное выразительное чтение отдельных частей текста. Одно из условий культурной речи – это выразительное чтение (использование голоса, интонации, выразительных средств). Наш язык обладает интонационным богатством (в т. ч. лирики и прозы). И речевая среда помогает слышать и читать, она вызывает у учащихся разнообразные чувства: радость, боль, сострадания и т. д.

4. Анализ произведений – выделение ключевых слов, умение найти позицию автора, формулирование темы и основных проблем, идеи, понять композицию произведения. В этом помогает и рабочая тетрадь для ученика, входящая в комплект учебника.

5. Истолкование – метод критического мышления, различные интерпретации текста, сопоставительный анализ, использование литературных терминов, умение написать критическую статью собственного видения художественного произведения.

6. Оценка – итог работы мысли ученика, продукт работы с текстом. Этап обобщения определяет принципы интерпретации художественного текста. В уроках должна быть соблюдена логика в движении ученика от темы к теме: ученик должен соблюдать единый процесс развития литературы в историческом пространстве национальной культуры.

7. Использование на уроке информационно-компьютерной технологии – ИКТ, ЦОР – цифровые образовательные ресурсы (помощь электронного приложения). Особенно уроки выразительного чтения и задания по развитию речи, это также касается музыкального сопровождения или киноматографической интерпретации произведений.

Московский вариант предлагает учебник, хрестоматию, абочую тетрадь, пособие для учителя, программу. Санкт-Петербургский вариант И. Н. Сухих – программу, учебник, практикум, книгу для учителя (варианты уроков).

Таким образом, путь изучения художественных произведений – от эмоционального восприятия – через пояснения, комментарий, словарную работу – к анализу – интерпретации – к этапу обобщения и созданию учеником своего продукта (своего понимания). С помощью учителя сопоставляет с культурным аналогом.

Петербургский вариант И. Н. Сухих. Вступительная статья учебника для 10 класса сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе изучения классики осуществляется развитие аналитического мышления, творческого воображения. Уроки дают возможность исследовать специфику литературы как искусства слова. При таком подходе к изучению произведения появляется внутренняя мотивировка исследования и постижения художественного текста.

Путь изучения художественного произведения:

1. Эмоциональное восприятие текста. Так, на первом уроке по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» выясняется восприятие образа Базарова учениками и современниками автора (личностное отношение).

        В. Почему роман вызвал полемику между либералами и демократами?

Читаем эпизод первого появления Базарова в имении Кирсановых (делаем выводы).

2. Следующий этап – аналитическая деятельность с элементами интерпретации. Индивидуальные и групповые задания по главам 6 – 9 позволяют создать проблемную ситуацию «боя», «схватки» Базарова и Павла Петровича – идейное противостояние героев.

3. Этап синтеза, обобщения обнаруживает принципы интерпретации художественного произведения. Этому способствует обращение к фрагментам статей русских критиков М. А. Антоновича, Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова, П. В. Анненкова, А. И. Герцена – диалог о романе и его главном герое.

Выполнение задание 7 из Практикума позволяет учащимся ответить на вопрос: «Можно ли прийти к единому мнению о тургеневском герое?». А анализ последней страницы романа заставляет учеников задуматься: было лив  России время Базаровых? Нужен ли России Базаров?

Учебник и практикум даёт пищу для развития критического мышления юных читателей.

4. Работа с учебником – тоже простор для самостоятельной индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Особенно с изучением биографии писателей: это оставления плана статей, написание тезисов, составление вопросов, использование компьютерных технологий.

5. Последний этап – оценка. Это продукт работы учителя с классом, итог работы мысли ученика. В новом учебнике И. Н. Сухих и в Практикуме (С. П. Белокурова и И. Н. Сухих) итоговые задания дают возможность по-новому осмыслить творческие итоговые сочинения. Это опять исследовательские проекты проблемных вопросов, когда ученик имеет возможность написать критическую статью, творческую работу по интерпретации художественного произведения.

Таким образом, изучение литературы как искусства слова в историческом пространстве отвечает и эстетическим целям: воспитание художественного вкуса, воспитание «пронзительного» читателя. Новые учебники строятся на методике – чтение–восприятие–анализ–истолкование–оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

К вопросу о проблемах преподавания литературы в условиях реализации ФГОС.

Статья посвящена проблеме актуализации компетентностного подхода в преподавании литературы. Рассматривается изменение роли ученика от пассивного наблюдателя до активного участника образовательного про...

Преподавание английского языка в условиях внедрения ФГОС. Обмен опытом по проблемам использования УМК «Spotlight»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Воинский учебно-воспитательный комплекс" муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым...

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

17 февраля 2016 года в МОУ «Партенитская школа» (и.о. директора Савчук О.В., зам.директора Шадурская В.В.) состоялся семинар для учителей русского языка и литературы. Тема семинара «Современные подход...

Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Условия преподавания информатики в условиях реализации ФГОС.

Одной из основных целей общего образования - формирование представления об окружающей действительности. Осуществление межпредметных связей способствует формированию у обучающихся цельного представлени...