Урок по литературе в 5 классе на тему :"Художественное богатство пейзажа в лирике С.А. Есенина"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Петрова Виктория Викторовна

Урок-путешествие.  Ребята отправляются в путешествие по мастерской Есенина. Учатся находить художественные средства в лирике С.Есенина. Знакомятся с богатством красок, звуков в  пейзажной лирике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.85 КБ
Файл urok.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Художественное богатство пейзажа  в лирике   С.А. Есенина.

Слово учителя:

-На доске  записаны слова.
Рог, песня, соловей, поле, дорога, звёзды.
Распределите их на две группы:

  1. Слова, соответствующие представлению о красивом, нежном.
  2. Слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

1группа: звёзды, соловей, песня.

2 группа: дорога, рог, поле.

-Молодцы. А теперь послушайте стихотворение, в котором  встречаются  все эти слова. Обратитесь к листочкам, на которых напечатано  это стихотворение. Кто желает, может следить по тексту за моим чтением.

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще  березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

-Ребята, сохраняется ли в стихотворении привычное восприятие слов «поле», «рог», «дорога»? Почему?

 (Если дорога, то не в ямах, кочках, грязи, а в чаще березовой.
Если рог, то не у рогатого скота, а золотой рог луны.)

Правильно. Автор поэтизирует эти слова.

-И сегодня  на уроке мы с вами понаблюдаем  за тем, как раскрывается богатство родной природы  в лирике С.А.Есенина. Восприятие природы как чего-то необходимого, естественного, как дыхание лежит  в основе его лирики.

Итак, отправимся в мастерскую Сергея Есенина и посмотрим, в чем же заключается богатство изображения пейзажа в его творчестве.
Все мы  воспринимаем  окружающий мир с  помощью трёх основных ощущений. Каких?
(запахи, звуки, краски.)

-Верно. Это краски, звуки и запахи.

Но прежде чем говорить об этих чувствах, я предлагаю вам обратиться ещё к двум стихотворениям поэта. Вы уже  знакомы со стихотворением «Береза». Прочитайте его выразительно.

Выразительное чтение стихотворения  ребенком.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

-О каком времени года идет речь в этом  стихотворении?

( Зима.)

-Верно, молодцы!

Перед вами ещё одно стихотворение С.Есенина, которое, на мой взгляд, дополняет  уже прочитанные нами. Обратимся  к  нему. ( зеленые листочки  с стихотворением).

Чтение  стихотворения « Нивы сжаты…» учителем.

«Нивы сжаты, рощи голы...»

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

1917-1918

-Что объединяет эти три стихотворения?

( тема природы.)

-Давайте понаблюдаем,  при помощи чего создаётся в стихотворении образ природы.

-О каких чувствах вы хотели бы поговорить в начале?

Ребята, сейчас перед вами появится иллюстрация, которая  будет наполняться  красками постепенно. Так и мы  с вами, вчитываясь в стихотворение, работая  над словом поэта , можем помочь стихотворению  ожить, заиграть, стать ярче и красочнее.

-Итак, первая иллюстрация.( 3 слайд)

 Какое стихотворение вы поместили бы рядом с ней?

( береза.)

-Красками  какого цвета  художник рисует березу?

( белые.)

-А поэт?

  (белые.)

-Какие слова помогает нам увидеть цвет?

(снег, серебро, снежная, белая.)

 -Молодцы, обратимся к следующему слайду.

К какому стихотворению этот слайд  может служить иллюстрацией?

« Нивы сжаты».
-Какой цвет преобладает на картине?

( серый, черный.)

- А в стихотворении?

(синий, серый, алый, рыжий, черный.)

-Найдите слова обозначающие  цвет.

(Туман, сырость, сини горы, солнце, рыжий месяц, рощи голы).

- Чем отличается цветовая гамма стихотворения « Береза» от цветовой гаммы стихотворения « Нивы сжаты»??

(«Береза» - белая, «Нивы»-разнообразная гамма: от теплых до холодных оттенков)

-Почему?(Зимой все кажется чистым, осенью- грязь).

И  последнюю репродукцию, как вы догадались, мы  можем считать иллюстрацию к стихотворению «Весенний вечер»

-Что объединяет лирику Есенина с произведениями русских художников?

( Цвет: голубой, синий- краски неба; золотой-солнце, поля; черный, серый-дорога; зеленый-лес.)

-Молодцы! А теперь я предлагаю вам услышать звуки природы в стихотворениях поэта. Не удивляйтесь, вы сейчас сами убедитесь  в том, что стихотворения с  нами, как будто разговаривают.

1звук- шум ручья. Из какого стихотворения пришел к нам этот звук?

Докажите это, прочитав отрывок.

2звук- пение соловья. Какие  строчки поют? Зачитайте их.

3 звук- шум ветра.  Какие строчки сейчас прошумели?

-Молодцы, мы услышали с вами звуки этого весеннего стихотворения.

Ребята, какие  образы вы увидели в этом стихотворении?

( река, горы, луна, пахарь, избушка, дорога.)

-Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору создать эти образы?

(метафоры, эпитеты.)

-Дайте определение этим терминам.

Работа по вариантам.

- Найдите в стихотворении эти средства.

I .Вариант -эпитеты.

II.Вариант- метафоры.

-Какую роль они играют в стихотворении?

( делают ярче, красочнее…)

-Молодцы! Ребята, а чем пахнет весна?

( Цветами, свежестью, водой, почками, жизнью.)

Звучит музыка. Учитель читает выразительно стихотворение «Весенний вечер».

Итог:  Какую же роль играет пейзаж в лирике Есенина?

Ответы детей.
Природы  – это  действующий персонаж лирики Есенина, который имеет свой «характер», свои «чувства», свою «речь».  Именно природа  помогает  понять истинный смысл поступков совершаемых человеком.
Я бы очень  хотела, чтобы наше занятие  запомнилось вам!!!

До свидания!!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рог, звезда, дорога, песня, поле, соловей.

Слайд 2

Слова о нежном о красивом: Слова обыденные: Звезда, песня, соловей. Поле, дорога, рог .

Слайд 3

ВЕСЕННИЙ ВЕЧЕР Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой Песню любви затянул соловей . Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звезды далекие И улыбается небу земля.

Слайд 4

Художественное б огатство пейзажа в лирике С.А. Есенина.

Слайд 5

Отправимся в путешествие по мастерской С.А. Есенина: звуки Запахи Краски

Слайд 6

В к Р А С К А х

Слайд 7

В красках:

Слайд 8

В красках:

Слайд 9

Отправимся в путешествие по мастерской С.А. Есенина: звуки Запахи Краски

Слайд 10

В звуках:

Слайд 11

В Звуках:

Слайд 12

В звуках:

Слайд 13

Изобразительно-выразительные средства Метафора Эпитет

Слайд 14

Переносное значение слова, уподобление одного предмета или явления по сходству или контрасту. .

Слайд 15

Изобразительно-выразительные средства Метафора Эпитет

Слайд 16

Определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

Слайд 17

Изобразительно-выразительные средства эпитет метафора

Слайд 18

Река серебристая, в царстве вечернем, рог золотой, звёзды далёкие, песни глубокие, розовая лента.

Слайд 19

Изобразительно-выразительные средства эпитет метафора

Слайд 20

Р ог луны, запад подёрнулся лентою, слушает ласково песни.

Слайд 21

Отправимся в путешествие по мастерской С.А. Есенина: звуки Запахи Краски

Слайд 22

ВЕСЕННИЙ ВЕЧЕР Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой Песню любви затянул соловей . Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звезды далекие И улыбается небу земля. В запахах:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Разработка урока литературы в 8 классе на тему "Свет родных берёз в лирике поэтов 19 века"

Изучение лирики русских поэтов 19 века позволяет формировать гражданские и нравственные позиции учащихся, воспитывает положительные нравственные качества. Избегая длительных нравоучений, ненавязчиво, ...

Открытый урок в 5 классе по теме «Художественное наследие Британии»

Разработка открытого урока в 5 классе к учебнику "Enjoy English" по теме: «Художественное наследие Британии» (ФГОС)...

Конспект урока литературы с презентацией для 10 класса на тему: "Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого".

Представлен подробный конспект урока литературы, форма работы - групповая, задания, которые  даются  каждой группе, даны в приложении. Презентация к уроку помогает реализовать цели урока....

Проект урока литературы в 5 классе по теме "Дети и война в лирике А.Твардовского и К.Симонова"

Образовательная цель: формировать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского, К. М...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина». Дата: 21.11.2017Тип урока: Урок обобщения и систематизации Цели: сформировать умение уча...

Конспект урока "Люблю до радости и боли"(Художественное своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина)».

Методическая разработка урока литературы для 1 курса СПО или 11класса  на тему "Художественное  своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина"...