В.А.Жуковский .Баллада "Светлана"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Бахтин Сергей Федорович

Из интернета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жуковский "Светлана"21.49 КБ

Предварительный просмотр:

В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»

Цель: познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады.

Оборудование и оформление: класс должен напоминать девичью комнату: посередине стоит стол, накрытый скатертью, на нем зеркало, по бокам свечи.

На другом столе лежат башмачок, зерно, стоят стаканы с водой, блюдечко с растопленным воском и другие атрибуты гадания.

Необходим магнитофон с записями звуков метели, классической и русской народной музыки.

Учитель:

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года. Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.

Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена.

Опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».

Звучит русская народная музыка.

Ученица (подходит к столу и на ходу читает):

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Садится за стол с атрибутами гадания.

Выходит ученица, которая изображает Светлану, и садится за тот же столик.

Входит третья ученица, садится рядом со Светланой.

Ученица:

Тускло светится луна

В сумраке тумана –

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое».

Ученица (Светлана):

«Как могу, подружки петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался – вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел – утешитель».

Светлана садится за стол с зеркалом и  начинает гадание.

Ученица:

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Ученица:

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится…

Светлана (зажигает свечу):

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье…

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.


Девушки, которые разыгрывали сцену, замирают.

Учитель:

Скажите, пожалуйста, с чем связал автор, прежде всего, свою балладу?

Ученик:

Баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.

Учитель:

Какой вам представляется главная героиня – Светлана?

Ученик:

Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.

Учитель:

Я абсолютно с вами согласна. Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки.

Но что же происходит в балладе дальше?

Ученик:

Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.

Звучит фонограмма звуков метели.

Ученица (подружка Светланы):

Кони мчатся по буграм;

Топчут снег глубокий…

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий;

Двери вихорь отворил;

Тьма людей во храме;

Яркий свет паникадил

Тускнет в фимиаме;

На средине черный гроб;

И гласит протяжно поп:

«Буди взят могилой!»

Пуще девица дрожит;

Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылой.

Ученица (вторая подружка Светланы):

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Подымая гривы;

Брезжит в поле огонек;

Виден мирный уголок,

Хижинка под снегом.

Кони борзые быстрей,

Снег взрывая, прямо к ней

Мчатся дружным бегом.

Учитель:

Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! Пейзаж усугубляет фантастичность действия. Но ведь во сне есть и черные краски. Давайте покажем их и подумаем, зачем ввел их поэт?

Ученик:

«Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».

Учитель:

Подождите. Мы еще не дошли до того места, когда Светлана очутилась в избушке.

Грозно звучит классическая музыка.

Подружка Светланы:

В страшных девица местах:

Вкруг метель и вьюга.

Возвратиться – следу нет…

Виден ей в избушке свет:

Вот перекрестилась;

В дверь с молитвою стучит…

Дверь шатнулася…скрыпит…

Тихо растворилась.

Светлана:

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт

Белою запоной;

Спасов лик в ногах стоит;

Свечка пред иконой…

Ах! Светлана, что с тобой?

В чью зашла обитель?

Страшен хижины пустой

Безответный житель.

Входит с трепетом, в слезах;

Пред иконой пала в прах,

Спасу помолилась;

И с крестом своим в руке,

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

Учитель:

Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада.

Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать?

Ученик:

Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.

Учитель:

Совершенно верно. Заканчивает свою балладу Жуковский прекрасным финалом: торжеством любви над смертью.

Звучит романтическая классическая музыка.

Подружка Светланы:

Села (тяжко ноет грудь)

Под окном Светлана;

Из окна широкий путь

Виден сквозь тумана;

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий…

Чу!.. в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

На дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны;

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идет…

Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,

Прорицатель муки?

Друг с тобой; все тот же он

В опыте разлуки;

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах

Милы разговоры.

Отворяйся ж, божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты;

Соберитесь, стар и млад;

Сдвинув звонки чаши, в лад

Пойте: многи леты!

Учитель:

Счастливый конец! Мы видим, что народный колорит присутствует в балладе с первых и до последних строк. Как говорится, она «Русью дышит». Но какие чудесные строки дарит нам Василий Андреевич после финала! Последние строчки особенно колоритны.

Ученик:

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливый твоим,

Не хочу и славы;

Слава – нас учили – дым;

Свет – судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей –

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье».

Учитель:

Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.А.Жуковский "Лесной царь".

ТЕМА: «В. А. ЖУКОВСКИЙ. ДЕТСТВО И НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА. БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» ЗАДАЧА УРОКА: привитие интереса к личности поэта и его творчеству. ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащ...

Урок по балладе Жуковского "Лесной царь"

Расширить представление о личности Жуковского. Знакомство с балладой. Сопоставление с балладой Гёте. Сопровождается презентацией....

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""

Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...

Василий Андреевич Жуковский. Краткие сведения о поэте. Презентация к уроку литературы в 6 классе

Презентация по литературе к уроку в 6 классе (УМК Г. Меркина). Содержит краткие сведения о биографии поэта....

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...