Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по программе Коровиной В.Я.
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Шарапова Алёна Алексеевна

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по программе Коровиной В.Я.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24 р.п. Юрты

 Рабочая программа учебного курса

«Литература»

Для 6 класса

Составитель: учитель русского языка и литературы

МКОУСОШ №24 р.п. Юрты

Шарапова Алёна Алексеевна

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

Нормативная база составления рабочей программы

1. Закон «Об образовании» п. 2, ст. 32

2. Примерная программа основного общего образования по литературе. (Письмо Департамента государственной политики в образовании от 07.07.2005 №3-1263)

3. Авторская программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2007 г.

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (приказ Минобрнауки России от 28.12.2011 №2885, зарегистрирован в Минюсте России 21.02.2012 № 23290)

5. Учебный план МКОУСОШ №24 р.п. Юрты на 2013-2014 учебный год.

Предмет «Литература» входит в предметную область «Филология», часы распределены: из инвариантной части -  2 часа.

Общая характеристика учебного предмета

Литература  - базовая  учебная  дисциплина,  формирующая  духовный  облик  и нравственные  ориентиры  молодого  поколения.  Ей  принадлежит  ведущее  место  в эмоциональном,  интеллектуальном  и  эстетическом  развитии  школьника,  в  формировании  его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации 
в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы 
как  феномена  культуры:  литература  эстетически  осваивает  мир,  выражая  богатство  и 
многообразие  человеческого  бытия  в  художественных  образах.  Она  обладает  большой  силой 
воздействия  на  читателей,  приобщая  их  к  нравственно-эстетическим  ценностям  нации  и 
человечества. 

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.      

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературы:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского  сознания,  чувства  патриотизма,  любви  и  уважения  к  литературе  и ценностям отечественной культуры; 

 развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического  мышления,  творческого  воображения,  читательской  культуры  и понимания  авторской  позиции;  формирование  начальных  представлений  о  специфике литературы  в  ряду  других  искусств,  потребности  в  самостоятельном  чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;  

освоение  текстов  художественных  произведений  в  единстве  формы  и  содержания, 
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; 

овладение  умениями  чтения  и  анализа  художественных  произведений  с  привлечением 
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; 
выявления  в  произведениях  конкретно-исторического  и  общечеловеческого  содержания; 
грамотного  использования  русского  литературного  языка  при  создании  собственных 
устных и письменных высказываний. 

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

-        сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-        осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

-        освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

-        овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

-        воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

-        использовать изучение литературы для повышения речевой культуры,

-        совершенствования собственной устной и письменной речи.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.

Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь) .

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Структура курса

Количество учебных часов в год – 70

Количество учебных часов в неделю – 2

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов по рабочей программе

1

Введение

2

Устное народное творчество

3

Из древнерусской литературы

4

Из русской литературы 18 века

5

Из русской литературы 19 века

32ч

6

Из русской литературы 20 века

20ч

7

Из зарубежной литературы

8

Итоговый урок

9

Итого

70ч

Содержание учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет. Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

График контрольных и творческих работ

Контрольная работа

Кол-во

Дата

Сочинение

Кол-во

Дата

1 четверть

2 четверть

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

1

11.11

3 четверть

Контрольная работа по творчеству писателей 20 века.

1

10.03

Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши. (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»).

1

03.03

4 четверть

Контрольная работа по творчеству В.П.Астафьева и В.Г. Распутина

1

21.04


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и темы уроков

Кол-во часов

Вид контроля. Деятельность учащихся

Дата

Примечание

план

факт

I четверть

Введение

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

Знакомство с учебником, беседа. Работа с теоретическим материалом.

02.09-07.09

Устное народное творчество

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1

Изучение раздела обрядовый фольклор.

3

Пословицы и поговорки.

1

Разграничение и выявление особенностей пословиц,  поговорок, загадок

09.09-14.09

4

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1

Знакомство с мифами Древней Греции.

Древнерусская литература

5

«Повесть временных лет». Русская летопись. Отражение народных идеалов.

1

Знакомство с литературным жанром древнерусской литературы.

16.09-21.09

6

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел.

1

Чтение произведения, работа с сюжетом произведения.

Русская литература 18 века

7

Русская басня. И.И.Дмитриев. Анализ басни «Муха»

1

Выразительное чтение, анализ басни

23.09-28.09

8

Басни И.А.Крылова. Анализ басни «Осел и соловей»

1

Выразительное чтение, анализ басни

Русская литература 19 века

9

А.С.Пушкин. Страницы жизни и творчества. Лицейские годы. Лицейская лирика. Анализ стихотворения «И.И.Пущину». Художественные особенности стихотворного послания.

1

Знакомство с жизнью и творчеством автора, выявлять характерные для  произведения художественные приёмы.

30.09-05.10

10

А.С.Пушкин «Узник». Мотив неволи в стихотворении.

1

Обучение анализу лирического произведения.

Определение темы, идеи произведения.

11

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Мотивы единства красоты  природы и красоты человека.

1

Обучение анализу лирического произведения.

07.10-12.10

12

Двухсложные размеры стиха.

1

Учатся определять размер стиха

13

А.С.Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт

1

Понятие сюжет, роман как один из эпических жанров литературы, составление плана.

14.10-19.10

14

А.С.Пушкин «Дубровский». Образ Владимира Дубровского

1

Характеристика главного героя произведения.

15

Нравственная проблематика романа А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Работа с произведением.

21.10-26.10

16

Тема «отцов и детей» в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Работа с произведением.

17

Маша Троекурова в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Составление плана характеристики героини

28.10-02.11

18

Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Художественные особенности романа, анализ эпизодов

II четверть

19

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Написание сочинения

11.11-16.11

20

А.С.Пушкин. Знакомство с «Повестями И.П. Белкина»

1

Знакомство с циклом повестей, художественный пересказ отдельных эпизодов

21

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Анализ стихотворений «Тучи», «Листок»

1

Работа с художественным текстом.

18.11-23.11

22

Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. «Три пальмы»

1

Выразительное чтение стихотворного текста.

23

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова

25.11-30.11

24

И.С.Тургенев «Бежин луг». Из «Записок охотника»

1

Знакомство с жизнью и творчеством автора.

25

«Бежин луг». И.С.Тургенева. Русский крестьянский мир и его духовная красота.

1

Составлять характеристику героев, сопоставлять героев.

02.12-07.12

26

Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Неохотно и несмело…»

1

Знакомство с поэтом и его произведением. Анализ лирического произведения.

27

Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворений «С поляны коршун поднялся..», «Листья»

1

Анализ лирического произведения.

09.12-14.12

28

А.А.Фет. Русская природа в стихотворении А.А.Фета

1

Анализ лирического произведения.

29

Н.А.Некрасов. Слово о писателе. «Железная дорога»

1

Выявлять характерные для произведения образы и приёмы

16.12-21.12

30

Н.А.Некрасов «Железная дорога». Сочетание реальности и фантастики

1

Сделать письменный вывод на основании сообщения учащегося о Н.А. Некрасове: какие жизненные впечатления детства и юности поэта нашли отражение в его творчестве? Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги

описанием прекрасной осенней природы? Как вы понимаете строки: «Многие -в страшной борьбе,/ К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе»? Что изображает толпа мертвецов? Почему Некрасов называет голод «царем»? В чем смысл такого финала?

31

Художественные особенности стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1

Выписать из стихотворения строфы, в которых сосредоточена основная мысль поэта. Определить элементы фабулы. Ответить на вопросы: какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»? В чем суть спора генерала и автора? Почему стихотворение посвящается детям?

23.12-28.12

32

Н.А.Некрасов. Анализ поэмы «Дедушка»

1

Ответы на вопросы.

III четверть

33

Трехсложные размеры стиха

1

Составить сводную таблицу «Двусложные и трехсложные размеры стиха» на основании прочитанной статьи учебника. Определить размер стихотворений М.Ю. Лермонтова «Тучи», «На севере диком»

13.01-18.01

34

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

1

Рассказать о характере Левши, используя цитатный план в учебнике.

Ответить на вопрос: почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

35

Народ и власть в сказе о Левше.

1

Ответить на вопросы: как Левша держит себя при разговоре с царем; почему Левша и его товарищи взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию? Сравнить императора Александра с императором Николаем; казачьего генерала Платова и императора Александра: каково авторское отношение к героям?

20.01-25.01

36

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»

1

Анализ языка сказа (главы 1,2-первый и четвертый абзацы): стилизация под народную речь. Как проявляется позиция автора в стилизованных словах и оборотах, каламбурных по звучанию (Аболон полведерский кислярка, показывать разные удивления)? Перефразировать каламбурные обороты в соответствии с современной языковой нормой. Найти приемы сказочного повествования. Какую роль они играют в произведении? Найти примеры новых слов. Кто и когда их произносит? Какой смысл вкладывает в них рассказчик?

37

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

1

Ответы на вопросы учебника.

27.01-01.02

38

В.Ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»

1

Ответы на вопросы.

39

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Творчество Е.А.Баратынского.

1

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Работа с художественным текстом.

03.02-08.02

40

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Творчество Я.П.Полонского и А.К.Толстого

1

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Работа с художественным текстом.

Русская литература 20 века.

41-42

А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».

2

Составить тезисный план прочитанной статьи учебника. Каким вы увидели Эгля в исполнении актера? Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок Эгля волшебником, а жители Каперны - колдуном?

Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок? Как их это характеризует? Почему нищий и жители Каперны говорят не «алые» паруса, а «красные»? Почему свое повествование А. Грин назвал феерией?

10.02-15.02

43

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

1

Ответить на вопросы: чем сказка

Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина? Почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка? Составить таблицу «Сказочное и реальное в произведении»

17.02-22.02

44

М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».

1

Отметить художественные образы, отдельные эпизоды сказки-были, которые

можно назвать сказочными: какую роль играют они в произведении? Что в сказке является былью? Как вы понимаете слова Антипыча о правде и его совет?

В чем мудрость старого Антипыча

45

Тропа Насти

1

Ответить на вопросы: почему Настя забыла о Митраше? Что осуждает в ее поведении автор?    Чему учит нас автор, изображая в повествовании путь Насти?

24.02-01.03

46

Тропа Митраши.

1

Русский язык: найти в описании Митраши слова, которые помогают понять авторское отношение к мальчику

47

Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши. (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»).

1

Сочинение — сравнительная характеристика Насти и Митраши

03.03-08.03

48

«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести

1

Ответить на вопросы: зачем писатель вводит в повествование рассказ о ели и

сосне, растущих вместе; почему этот эпизод помещен в самом начале описания пути героев? Какой смысл вкладывает писатель в словосочетание «кладовая солнца»?

49

Контрольная работа по творчеству писателей 20 века.

1

Контрольная работа

10.03-15.03

50

Стихотворения о Великой Отечественной войне.

1

Ответить на вопросы: почему актер, читающий стихотворение К.Симонова, с особой эмоциональной силой выделяет повтор «Мы вас подождем...»? Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках (по стихотворению «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»)? Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? О ком: о себе или о целом поколении говорит поэт Д.Самойлов в стихотворении «Сороковые»?

51-52

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»

2

Ответить на вопросы: почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «братья», «орда», «народ»? Что можно сказать об авторском отношении к ним?

Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Почему он не может забыть «бабушкиного пряника... дивного коня с розовой гривой»?

17.03-22.03

IV четверть

53

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского»

1

Какие жестокие уроки преподносит герою жизнь? Почему мальчик начинает играть

на деньги? Почему это осуждают взрослые? Сравнить два описания полянки, на которой ребята играют на деньги («Федька повел меня за огороды...» до «Мы подошли.»; «За мной кинулся было Птаха...» до «...человека несчастнее меня»). Что изменил автор? Почему? Оказало ли влияние на формирование характера героя то время, в котором он жил?

31.03-05.04

54

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

1

Ответить на вопросы: почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Кто прав в споре «о педагогических принципах»: учительница или директор школы? Почему рассказ называется «Уроки французского»?

В чем смысл посвящения и предисловия?

55

Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ

«Срезал»

1

Ответить на вопросы: действительно ли Глеб Капустин «срезал» кандидата? Против кого направлен смех В. Шукшина?

07.04-12.04

56

В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

1

Ответить на вопросы: почему бабка Маланья и Шурка так и не решились лететь в Москву на самолете? Как относится автор к своим героям?

57

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

Ответить на вопросы: что общего у героя произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига Геракла»?

Можно ли утверждать, что рассказ Ф. Искандера - произведение юмористическое?

Как вы понимаете фразу писателя:

«Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого»?

14.04-19.04

58

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок и  С.А.Есенин

1

Ответить на вопрос: какие художественные средства использует А. Блок, чтобы передать состояние тревоги, волнения, сострадания к людям, лишенным крова?

Почему в пейзажном стихотворении «Летний вечер» в заключительной строфе появляется образ человека? Почему С.А.Есенин, говоря о дорогой его сердцу природе,

не находит высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога»,

«чахленькая местность»? Чем объясняет поэт свою кровную связь с неяркой русской природой? Какие качества характера лирического героя раскрыл в своем чтении актер?

59

Контрольная работа по творчеству В.П.Астафьева и В.Г. Распутина

1

Контрольная работа

21.04-26.04

60

А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты. Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика.

1

Ответить на вопросы: как, по мнению поэта, весна преображает чувства, ощущения, физическое состояние человека? Прислушайтесь к интонациям актрисы, к тому, как она сдержанно и в то же время трепетно передает чувства поэта. Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь интонационно передать торжественную сдержанность и тонкую лиричность поэзии А.А. Ахматовой.  Как говорит о своих мыслях и чувствах Н.Рубцов? Почему лирику Н.Рубцова принято называть «тихой»

Зарубежная литература

61

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

Ответить на вопросы: почему для понимания многих произведений культуры и искусства необходимо знать мифы и мифологию?

Названия каких планет солнечной системы, звезд и созвездий, известных вам, взяты из античной мифологии?

Какие качества человека прославляют мифы о двенадцати подвигах Геракла?

28.04-03.05

62

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии.Геродот. Легенда об Арионе

1

Ответить на проблемный вопрос: почему поэты, музыканты, певцы почитались древними греками наравне с героями, совершающими многочисленные подвиги, избавляющими мир от чудовищ?

63-64

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

2

Ответить на вопросы: почему на щите героя Гефест изображает сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек?

Гомер назвал Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «богоравным». Как Одиссей оправдывает эти характеристики в эпизоде с циклопом Полифемом? В чем схожи и чем отличаются герои Ахилл и Одиссей? Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга? Рассказ о приключениях Одиссея: миф или легенда?

05.05-10.05

65

В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

1

Ответить на вопросы: почему перед смертью Сервантеса о нем говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании? Сравните Дон Кихота и Санчо Пансу: в чем проявляется их противоположность и глубокое внутреннее сходство?

12.05-17.05

66

И.Ф.Шиллер. Баллада  «Перчатка»

1

Ответить на вопросы: почему рыцарь Делорж, герой баллады, отказался от награды за свой подвиг?

Зачем в балладе, которая называется «Перчатка», так подробно описываются звери? Как история с перчаткой раскрыла характеры персонажей и их взаимоотношения?

Сравнить два перевода, сделанные В.А. Жуковским и М.Ю. Лермонтовым: какой из переводов легче читается? В каком ярче выражена мысль об игре жизнью человека и более резко и выразительно прозвучал ответ рыцаря? Жанр «Перчатки» определяют по-разному: баллада, повесть, рассказ. К какому жанру вы склонны отнести это произведение?

67

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника «Сравним прозаический и стихотворный тексты»; репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста (сравнение прозаического текста новеллы и стихотворного)

19.05-24.05

68

В./Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

1

Рассказать от лица Тома историю освобождения Джима. Ответить на вопросы; как характеризует Тома и Гека их поступок: это баловство, серьезная и благородная затея и или что-то еще? В чем смысл сравнения Тома Сойера и Дон Кихота, Гекльберри Финна и Санчо Пансы? Как вы понимаете слова

Э.Хемингуэя: «Вся американская литература вышла из одной книги М.Твена»?

69

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча

1

Ответить на вопросы: кому принадлежат эти слова

26.05-31.05

70

Итоговый урок. Урок контроля. Литературная викторина

1

Вопросы и задания литературной викторины



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Список используемой литературы:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011г.

2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

3. Диск. Литература. 6-7 классы: поурочные планы по программе под редакцией В.Я. Коровиной. «Учитель», 2013 г

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.proshkolu.ru/
  2. http://nsportal.ru/
  3. http://www.zavuch.info/
  4. http://festival.1september.ru/
  5. http://digital.1september.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по литературе 5 класс ( под ред. Коровиной)

Календарно- тематическое планирование по литературе ( под ред. Коровиной)5 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс ( В.Я. Коровина)

Данная программа отражает изменения, предусмотренные требованиями ФГОС второго поколения...

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс по программе Коровиной ФГОС

Календарно-тематическое планирование составлено на основе: Рабочие программы  , Литература  , предметная линия под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы, Москва,  Просвещение» 2012 г, ФГО...

Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной

Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...