Тема урока: Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Испытания в жизни подростка. Теория на уроке: Поступки героев и их характер.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акимова Наталья Геннадьевна

Данный урок проводится в 6-ом классе, технология - проблемно-диалогическая, что позволяет повысить активность учащихся и активизировать их мыслительные процессы. Технологическая карта урока моставлена с учетом требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        Учитель русского языка и литературы

                                                     МБОУ СОШ № 59 г. Екатеринбурга

                                               Акимова Наталья Геннадьевна

Конструкт урока

Произведение: Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

Учебный предмет: литература.

Тема урока: Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Испытания в жизни подростка.

Теория на уроке: Поступки героев и их характер.

Уровень образования школьников: 

- урок предназначен для 6 класса,

- уровень класса - средний.

Форма учебной работы: классно-урочная.

Технология: проблемно-диалогическая (автор - Елена Леонидовна Мельникова).

Организация работы: коллективная, групповая.

Оборудование: портреты писателя, текст  произведения в учебнике-хрестоматии и распечатанные на каждую парту афоризмы к уроку и три отрывка из повести, листочки для работы в группе (формат А4).

Информационное обеспечение: Литература. 6 класс. В 2ч.: учеб.-хрестоматия  для  общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2006. 

Предваряющее урок домашнее задание: прочитать указанные учителем главы повести («Ябеда», «Поступление в гимназию», «Подошли экзамены»).          

Цель урока:  Заинтересовать творчеством писателя, помочь учащимся глубже проникнуть в психологию  его героев, мотивацию их поступков.

Задачи:

Обучающая:

  • уметь давать характеристику персонажей;
  • уметь сравнивать поступки одного и того же персонажа.

Развивающая:

  • развивать связную монологическую речь обучающихся;
  • развивать навыки аналитического чтения;
  • развивать память, мышление;
  • обучение работе в коллективе и в группе.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство достоинства, честность и ответственность за свои поступки;
  • воспитывать уважение к личности человека.

Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

-умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

-инициатива, находчивость, активность при решении проблемных ситуаций;

-сотрудничество со сверстниками и учителем;

-самоанализ;

-освоение социальных норм, правил поведения;

- умение соотносить поступки героя с принятыми этическими принципами;

-умение выделять нравственный аспект поведения героя;

-принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- умение управлять своей познавательной деятельностью,  определять её цели и задачи, самостоятельно приобретать новые знания;

-умение выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии её решения, осознавать конечный результат,

-умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

-умение работать с информацией, карточками, текстом, использовать при подготовке к уроку дополнительные источники информации.

-обогащение активного и пассивного словарного запаса;

-совершенствование способности аргументировать свое мнение по поводу прочитанного и представлять его классу, участвовать в обсуждении прочитанного;

-совершенствование читательских навыков;

-формирование потребности в чтении;

-развитие способности понимать литературные художественные произведения, интерпретировать прочитанное;

-умение анализировать поступки героев;

-осознание значимости чтения и изучения литературы для своего личностного развития.

                                 

Технологическая карта урока литературы по ФГОС (комбинированный урок)

 

Этап                               

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                      

Универсальные действия

1.Организационный момент.

Этап актуализации знаний, целеполагание.

 Совместное определение цели и задач урока, его этапов.

Коллективная работа

1. Включение в деловой ритм, создание доброжелательной атмосферы. Устное    сообщение учителя о ранее изученных произведениях, созвучных теме урока.

Учитель предлагает еще раз перечитать небольшие отрывки, чтобы вспомнить важные детали текста, и просит учащихся выбрать оптимальную форму работы.

- Как нам лучше организовать работу с текстом?

                                   

  

 -Какие события влияют на формирование характер Тёмы?

-Что мы должны сделать, чтобы это понять?

Подготовка класса к работе.    

Учащиеся выбирают работу в группах – класс делится на 6 групп (по 4 человека в группе), что позволяет по каждому из отрывков повести работать двум группам параллельно.

Необходимо сравнить эпизоды, сопоставить поступки героев.

Работа в группах: чтение текста и предварительное обсуждение прочитанного в группе – 5мин.

Личностные: самоопределение - продолжение разговора на волнующую тему;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Организационно-деятельностный этап.

2.1. Работа с  текстом.

Работа в группах

Предлагает  группам работать по плану:

1.Прочитать текст.

2.Выделить в тексте цитаты, которые раскрывают характер героев.

Организует учебное взаимодействие учеников.  

- Что вас удивило и заинтересовало при чтении?

- Что хотелось бы обсудить на сегодняшнем уроке?

Первая учебная ситуация:

- Вдумаемся в то, что содержат в себе эти отрывки. Какие противоречия вы заметили?  Удивила ли вас наша героиня?

- Предлагаю каждой группе определить, как ведет себя мать Темы.

Направляет  ответы учащихся в нужное русло.  Подводит обучающихся  к проблемной ситуации.

Выполняют задание по плану.  

Делятся впечатлениями по поводу прочитанного, отмечают, что героиня Аглая Васильевна по-разному ведет себя по отношению к сыну, предлагают поразмышлять над этим, чтобы понять, с чем это связано.

Учащиеся делают вывод:

- В первом случае – мать прощает и жалеет Тёму.

- Во втором случае – возмущена тем, что директор видит в ребенке-шалуне негодяя.

- В третьем – называет негодяем своего сына сама. Это приводит к тому, что Тёма даже решает отравиться.

Регулятивные: умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей, устанавливать рабочие отношения в группе, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: понимание и осмысление прочитанной информации.

Личностные: стремление к совершенствованию речи, актуализация пассивного словарного запаса.

2.2. Формулирование проблемы через подводящий диалог.

   

Групповая работа

Проблемная ситуация № 1:

Учитель:

-Почему так? Ведь она хорошо знает своего сына, чувствует его?

-Почему так по-разному ведет себя мама Тёмы?  

Зачитывает афоризм Франсуа Ларошфуко.

-Почему же Аглая  Васильевна простила, когда Тёма не устоял и выдал своего товарища, защитила сына перед директором гимназии, но не простила Тёме несданных экзаменов? Ведь она любит своего сына? Значит, должна была простить…

-Ваши гипотезы? Обсудите это в группах и запишите варианты ответов на листочках.

Поиск решения проблемы, выдвижение гипотез.

Работа в группах: учащиеся высказывают и записывают на листочках свои гипотезы, обсуждают их в группе.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

 

познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные – умение уважительно относиться к чужой точке зрения и корректно отстаивать свою позицию, умение правильно реагировать на ошибочность своего суждения.

Личностные: понимание личного вклада в работу группы

2.3. Построение проекта выхода из затруднения (выдвижение и проверка гипотез)

 Презентация группой

результатов работы

Проверка гипотез: Высказываем свое мнение по поводу каждой версии, отвергаем ошибочные.

Организует  работу обучающихся по решению  проблемной ситуации, записывает на доске версии, выдвинутые учениками, при затруднении приводит в качестве аргумента или контраргумента цитаты из текста произведения.

Делаем общий вывод:  Ей было очень больно, что сын обманывает их, она не могла простить ему лжи, потому что сама больше всего в человеке ценила искренность и честность, внутреннее благородство и достоинство. А Тёма стал привыкать выкручиваться и находить оправдания всем своим проступкам. Этого она не могла принять. Но после того, как она увидела страдания сына, его желание исправиться и подготовиться к переэкзаменовке самостоятельно, она опять его простила и снова поверила в него.

Озвучиваем варианты ответов и записываем их на доске:

- разлюбила сына

- устала от его проделок

- больше не верит ему

- сильно рассердилась

- испугалась гнева мужа

-стала стыдиться сына-неудачника

- притворилась сильно рассерженной, чтобы напугать сына

- не может простить обмана…

Проверка гипотез: Высказывают свое мнение по поводу каждой версии, отвергают ошибочные.

Воспринимают ответы выступающих, осмысливают и дополняют их.

Регулятивные: публичное представление результатов работы;

 коммуникативные: участвуют в обсуждении материала, критически оценивают ответы одноклассников;

 познавательные: развитие исследовательских навыков при работе с художественным текстом;

умение логически выстраивать высказывание;

личностные: 

- умение соотносить поступки героя с принятыми этическими принципами;

-умение выделять нравственный аспект поведения героя;

-принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  1. Вторая учебная ситуация:

- А теперь посмотрим, как ведет себя в этих трех ситуациях Тёма. Определите в ваших группах, что чувствует герой, обратите внимание на выделенные жирным шрифтом слова (в тексте выделены ключевые фразы - это помогает детям научиться отбирать информацию для размышления и экономит время урока).

   Учесть, что это смогут ответить только учащиеся, прочитавшие полный текст повести, что должно быть учтено учителем при раздаче отрывков текста.  Не забыть их за это похвалить!!!.

Проблемная ситуация № 2.

Учитель: Почему Тёма так по-разному ведет себя? Для чего автор упоминает именно о таких поступках героя? Что мы должны понять?

Учитель фиксирует внимание обучающихся на возможности и такого варианта!!!

  1. Работа в группах: учащиеся определяют, что главный герой ведет себя по-разному:

В первом случае –  Тёма тосковал от унижения и горечи, плакал и раскаивался, потом «жарко молился, прося Бога послать ему силы ничего не бояться».

Во втором случае – речь идет о заключительном эпизоде главы, в которой мы видим, как Тёма пытался отстоять свое достоинство, фактически не был виноват

В третьем – герой обижается на презрение родителей из-за несданных экзаменов, испытывает «раздражение» и «тупую злость», не хочет признать своей вины и думает о страшной мести.

Работа в группах, презентация мнения группы и запись версий (учителем) на доске.

Краткие версии ответов:

- характер героя меняется;

- в разных ситуациях человек ведет себя по-разному;

- в герое есть хорошие и плохие черты;

- герой привык к тому, что мама всегда его прощает и защищает;

-чтобы нам было не скучно читать;

- чтобы было достоверно…

При совместном обсуждении делаем общий вывод, что все версии справедливы, ошибочных версий нет.

Познавательные:

- производить сопоставительный анализ текстов, работать по совместно выработанному плану,

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

коммуникативные:

-развитие навыков групповой, коллективной и индивидуальной работы;

-развитие разных форм речевого высказывания (монологического и диалогического); -умение кратко и точно сформулировать и записать  вывод.

2.4. Формулирование темы урока и вывода. 

  1. Предлагает подобрать из предложенного списка афоризм, который более всего подходит по смыслу.

  1. Формулируем тему урока.

О чем мы сегодня с вами говорили? Подсказка есть в первом отрывке – слова матери.  

- Что еще мы сегодня с вами обсуждали? Почему для обсуждения мы выбрали эпизоды, в которых мама и сын ведут себя по-разному?

 

- Какой вывод можно сделать? Зависят ли поступки героя от его характера?  ...

- Именно об этом и хотел с нами поговорить автор, раскрывая характеры героев через их поступки.

Так какая у нас с вами сегодня была тема урока?

Подбирают  в качестве эпиграфа к уроку афоризмы:

Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. Оноре Бальзак

Все понять — все простить. Анна Сталь

Другим прощай многое, себе ничего. Публий Сир

Учащиеся находят цитату: «Сразу ничего не приходит. Всё достаётся тяжёлой борьбой в жизни

Учащиеся:

- Характеры героев, их поступки.

- Чтобы понять, что каждого героя характеризуют его поступки.

Делают вывод, что через поступки автор раскрывает характер своего героя, а читатель через поступки лучше понимает его.

Учащиеся формулируют (при затруднении с помощью учителя) тему урока: «Поступки героя и его характер», «Испытания в жизни подростка».

Регулятивные:  оценка проделанной работы, самооценка собственной учебной деятельности;

Личностные:

 

3.  Рефлексия деятельности (итог урока)

Награда за отличный урок.

Организует рефлексию:

-Понравился ли вам урок?

-Был ли он вам полезен?

-Как мы сегодня с вами поработали, что особенно удалось?

-Кому интересно прочитать повесть целиком?

-А еще, думаю, вам будет интересно посмотреть фильм «Детство Тёмы»!

За хорошую работу можно приготовить учащимся в подарок значение имени героини урока (на скрытом слайде или на обратной стороне доски):

Отвечают на вопросы,

осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;  

умение использовать при подготовке к уроку дополнительных источников информации;

личностные: самоопределение, самоанализ,  

4. Комментирование домашнего задания.

Из предложенного списка необходимо выполнить 1-2 задания:

1) запись размышлений

- о смысле поступков героев, их взаимосвязи;

- символическом значении имен;

2) прочитать 2-3 главы, которых нет в учебнике-хрестоматии, написать краткий пересказ глав или составить к/работу (вопрос-ответ) по прочитанным главам;

3) подобрать афоризмы, подходящие по смыслу к проблемам повести, подтверждающие выводы, ключевые мысли нашего урока;

4) нарисовать портрет героя (Тёмы, Аглаи Васильевны, Николая Семеновича, Иванова и др.).

Записывают домашнее задание, уточняют то, что не поняли.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование, самоопределение.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»

Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...

Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"

Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"...

Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"

Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"...