Статья "Синквейн на уроках тувинской литературы"
статья по литературе по теме

Куулар Долаана Доржуевна

Познакомить коллег по МО с приемом технологии критического мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила учитель

тувинского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Кызыл-Арыг

Куулар Долаана Доржуевна

Статья  «Синквейн на уроках тувинской литературы».

         Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного метода в собственной практике.

          Задачи: познакомить коллег по МО с приемом технологии критического мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности; организовать профессионально- педагогическое общение по существу представленного опыта; привлечь педагогов школы к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.

           В ходе мастер-класса используется мультимедийная презентация «Синквейн на уроках тувинской литературы», созданная специально для мастер-класса.

Ход:

           Эпиграфом к нашей встрече я выбрала слова поэта Валерия Брюсова: «Если можешь, иди впереди века, если не можешь,- иди с веком, но никогда не будь позади века».

           Надо отметить, что многое в работе педагога зависит от того, как он построит взаимоотношения с коллегами. Даже самый образованный, начитанный, эрудированный учитель не может и не должен работать в одиночку. Самые неожиданные и плодотворные идеи рождаются именно при постоянном сотрудничестве разных, не похожих друг на друга людей.

           Начиная с пятого класса мы часто проводим для ребят интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр дети выбрали для себя следующий девиз: «Ни дня без радости открытий!». Очень бы хотелось, чтобы вы тоже сделали для себя сегодня пусть маленькое, но открытие.

           Впервые с понятием «синквейн» я столкнулась в 2011 году из опыта коллеги.

           Что же такое синквейн?

           Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура -2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд ее вариаций: обратный синквейн, зеркальный, «бабочка», корона и даже гирлянда синквейнов.

            Но нас как учителей- предметников будет интересовать  дидактический синквейн- прием технологии критического мышления через чтение и письмо.

Дидактический синквейн.

1-я строка- тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2-я строка- два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3-я строка- образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

4-я строка- фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5-я строка- одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

          В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой- два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

             Изучить этот прием работы с текстом можно на уроках литературы, а использовать- на всех предметах и во внеклассной работе. Например, при подготовке к празднику школьники могут посвящать о себе или о своем друге стишки с элементами синквейна.

         Ника.

Угаанныг,бодамчалыг.

Удуртур, ооренир, ажылдаар.

Толептигбей.

       Саглай

Энергичная, жизнерадостная.

Всегда помогает, понимает, поддерживает.

Подружка.

             Многие учителя являются классными руководителями и, прежде чем использовать этот прием на уроке, могут «испытать» его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат.

             Как вы думаете, при работе над каким текстом ребята испытывают наибольшие затруднения? Конечно, над первым. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах- это важное умение.  Поэтому я сейчас предлагаю вам очутиться в роли учеников и составить синквейн о себе или о своем коллеге. Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут, но мы сократим его до 3-4.

              В своей работе я использую этот метод развития образной речи нечасто.Использую этот прием технологии развития критического мышления на уроках тувинской литературы  в средних и старших классах. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также  развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одаренными детьми. Каждый ребенок имеет реальную возможность стать возможным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

               В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно применять понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребенок на основе больших объемов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жесткие рамки по форме изложения.

               Литература- интересный и полезный предмет. Одной из задач урока  литературы является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ведущим методом обучения литературы становится анализ художественного произведения. На уроках литературы написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать себя успешными. С одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой- мы понимаем, что настоящая литература есть что-то живорожденное, а тексты, составленные по определенной методике, таковыми все- таки не являются. Созданные образы являются навязанными определенной технологией.

             Это вовсе не значит, что следует отказаться от данного вида работы. С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех тех основных образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно- ориентированного.

             Как можно использовать этот прием и, как я его использую в своей практике?

             Во-первых, можно сотавлять текст как в школе, на уроке (времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

Тыва чогаал.

Солун, ажыктыг, чараш.

Номчуур,шээжилээр,чуруур.

Амыдырал дугайында

Эртем.

              Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре, и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоем. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями, то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребенок должен проявить и коммуникативные.

Комедия.

Каттырынчыг, шоодунчуг.

Шоодар, кыжырыыр, сойгалаар.

Номчукчуну бодандырар

Шиинин бир хевири.

                 В-третьих, использовать данный прием можно как для анализа достаточно узкого понятия( например, при рассмотрении понятия «эпитет», так и при изучении достаточно объемного материала. Изучив такую сложную тему, как «Тыва маадырлыг тоолдар», я даю такое задание в качестве творческого.

Эпитет.

Чараш, онгур, каас.

Чуруур,будуур, каастаар.

Ылгавырлыг демдектерни тодарадыр

Уран-чечен арга.

Эпос.

Улуг, делегем,солун.

Кижизидер, ооредир, магададыр.

Сонуургалды оттуруптар

Улустун аас чогаалы.

                В-четвертых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, применяя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, специально сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отстутствующей части, к примеру, без первой строчки.

Давайте попробуем стать учениками 5 класса и составить синквейн по такому понятию, как « демдек ады»

                 Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.

                 Согласитесь, что использование этого приема на уроках литературы оправдано. Чем разнообразнее фомы и методы нашей с вами работы, тем больше надежда, что ребенку на уроке не будет скучно, что каждый день принесет ему пусть маленького, но открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олег Саган-оол "Боранга таварышканы" 5класс урок тувинской литературы.

Выразительное чтение отрывка из повести, развитие сельского хозяйства, животноводства в совхозах и колхозах в 60-70 годах в Туве. Самоотверженный труд, преданность и любовь к своему делу тувинско...

Урок интеграция в 6-ом классе по тувинской литературе

Урок интеграция в 6-ом классе по тувинской литературе...

разработка открытого урока в 8-ом классе по тувинской литературе

разработка открытого урока в 8-ом классе по тувинской литературе...

Исследовательская работа учащихся к открытому уроку по тувинской литературе в 8-ом классе

Исследовательская работа учащихся к открытому уроку по тувинской литературе в 8-ом классе...

Рабочая программа уроков ТУВИНСКОй ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

5-ки класстын торээн чогаал кичээлдеринин ажылчын программазы....

урок тувинской литературы

Тема: Лирика С. Сарыг-оола...