«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasputin.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»

Цели занятия.

Образовательные:

дать представление о жизни и творчестве писателя - современника В. Распутина;

познакомить с повестью “Живи и помни”, способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “Живи и помни”;

Воспитательные:

познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;

способствовать воспитанию патриотизма, коллективизма, интереса к истории своей страны, активной гражданской позиции, морального облика учащихся, мотивации учебной деятельности;

Развивающие: способствовать развитию:

логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;

навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;

выразительного чтения, внимания и памяти при чтении произведения, работе с книгой, учебником;

литературного познавательного интереса при знакомстве с новым автором и произведением, поставленных в нем проблемах;

 

Приемы обучения

Вступительное слово учителя;  обращение к иллюстративным и наглядным средствам обучения; постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении нового произведения; самостоятельная деятельность учащихся  при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении отдельных отрывков, художественном пересказе эпизодов.

Средства обучения:

Учебная литература:

Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. Под ред. В.П.Журавлева.-7 –изд.-М.: Просвещение, 2006.

Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Под ред. В.В. Агеносова.-М.: Дрофа, 2001.

Русская литература ХХ века Е.С. Роговер. Санкт–Петербург–Москва-Сага–Форум.: 2008.

Методические пособия для преподавателя:

Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс.-М.: “ВАКО”, 2003.

Преподавание литературы в 11 классе. Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях. Под редакцией Г.А. Обернихиной.- М.: АРКТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Биографический материал о писателе В.Распутине; повесть “Живи и помни”; журнал “Литература в школе” № 9, 2005; журнал “Литература в школе” № 4, 2007; Уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе” № 9, 2008;

Наглядно – иллюстративный материал:

Портрет писателя В.Распутина, иллюстративный материал о писателе, выставка книг писателя В.Распутина, эпиграф к уроку; иллюстративный материал о Великой Отечественной войне (раскладушка «Советские художники о  Великой Отечественной войне»),  текст повести В.Распутина “Живи и помни”, конспект занятия, презентация к уроку.

Задачи урока:

Учащиеся  должны:

Иметь представление:

о писателе В. Распутине, его жизненном и творческом пути, проблематике произведения “Живи и помни”;

о Великой Отечественной войне и ее отражении в художественной литературе;

Знать:

творческий и жизненный путь писателя, текст повести В.Распутина “Живи и помни”;

Уметь:

комментировать прочитанный фрагмент, отвечать на аналитические и проблемные вопросы, давать оценку центральным эпизодам, высказывать свою точку зрения на проблемы произведения и аргументировать их, выразительно читать, художественно пересказывать, сопоставлять изученные произведения XIX–XX века, поведение их героев, работать с учебным пособием по литературе, текстом произведения;

Дидактический материал: тестовый материал для актуализации знаний; карточки-задания с вопросами по знанию текста и комментированию центральных эпизодов; иллюстрации к произведениям;

4. Цели и задачи урока.

Познакомиться с личностью писателя-современника Валентина Григорьевича Распутина; рассмотреть проблемы повести “Живи и помни”; сопоставить данное произведение с ранее изученными произведениями 2-й пол. XIX века;

Эпиграфы к уроку:                        

«Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правды и надежды»                                                                                                               В. Г. Распутин

 « Стыдно жить… Страшно жить… Незачем жить…»

                                                                                              Из повести “Живи и помни”

 

Вступительное слово учителя:

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения.  В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен - Валентин Григорьевич Распутин.  Сегодня мы познакомимся с его творчеством.

В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов Валентина Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы.

К уроку  школьный библиотекарь  подготовила сообщение о жизненном и творческом пути писателя. Послушаем её  внимательно, запишем основные жизненные и творческие вехи писателя, и в конце сообщения попытаемся ответить на вопрос: какова жизненная позиция автора, что сделало его талантливым писателем, и, прежде всего, достойным человеком, гражданином? Недаром Н.А.Некрасов сказал в одном из своих произведений:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Выступление библиотекаря:

Сибирская земля – родина писателя. Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Уст-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. Детство прошло неподалеку от этих мест – в деревне с красивым названием Аталанка. Этого названия мы не увидим в произведениях писателя,  но именно она,  Аталанка,   явится нам и в "Прощании с Матерой", и в "Последнем сроке", и в повести "Живи и помни", где отдалённо, но явно угадывается созвучие -  Атамановка. Конкретные люди станут литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, "начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его". А начала эти, применительно к Валентину Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири-тайги,  Ангары  ("Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел - и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины");  без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутнённого народного языка. “Я уверен,- писал позже Распутин,- что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает  ему  затем право взяться за перо.  Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям.  

 Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. Но школа, где были старшие классы, находилась за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному. Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Но Распутин учился на совесть. Об этом времени своего читательского созревания и сложном периоде жизни Распутин поведал в рассказе “Уроки французского”, вышедшем в 1973 году.

 В аттестате зрелости по окончании школы у Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом историко-филологического факультета Иркутского университета, который окончил в 1959 году.

В юности будущий писатель не думал о литературном призвании. Считал, что ему суждено стать учителем,  и серьезно готовился к этому. Много раз Распутин рассказывал, как случайное обстоятельство заставило его писать и привело для начала в журналистику. На третьем курсе историко-филологического факультета  Иркутского университета он остался без стипендии, и тогда друзья нашли ему работу – в иркутской газете. Вначале Распутин писал небольшие заметки, затем публикации стали серьезнее, и еще для  защиты диплома его взяли в штат редакции. печати в альманахе “Ангара” в 1961-м году его первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки”, несовершенный еще по форме, но пронзительный по содержанию, искренний до слез. Он начинался как очерк после одной из очередных поездок В. Распутина в леспромхоз. Но, как мы узнаём затем от самого писателя, "очерк не получился - получился рассказ. О чем? Об искренности человеческих чувств и красоте души". Иначе, наверное, и не могло быть - ведь речь шла о жизни и смерти. На лесоповале,  упавшая сосна случайно задела парнишку  Лёшку. Поначалу ушиб казался незначительным, но вскоре возникла боль, ушибленное место - живот - почернело. Двое друзей решили сопровождать Лёшку до больницы - полсотни километров пешком. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища, что "это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного надёжного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть - это больница, но до неё далеко, ещё очень далеко".

Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость. И в рассказе, пусть ещё и в зачаточном состоянии, присутствует то, что станет затем неотъемлемым во всех произведениях Распутина: природа, чутко реагирующая на происходящее в душе героя ("Рядом всхлипывала река. Луна, вытаращив свой единственный глаз, не отводила от нас взгляда. Слезливо мигали звёзды"); мучительные раздумья о справедливости, памяти, судьбе.

Потом вышли сразу три сборника очерков и рассказов: “Продается медвежья шкура”, “Край возле самого неба”, “Костровые новых городов”. Главное в этих произведениях – раскрытие таежной романтики и волевых характеров людей, которые живут в тесной связи с окружающей их сибирской природой.

 Лучшим произведением шестидесятых годов является рассказ "Василий и Василиса", от которого потянулась прочная и явная нить к будущим повестям. Рассказ этот впервые появился в ежедневнике "Литературная Россия" в самом начале 1967 года и с тех пор неоднократно перепечатывался в книгах. В нём, как в капле воды, собралось то, что не повторится в точности потом, но с чем мы,  тем не менее, не раз ещё встретимся в книгах В. Распутина: старуха с твёрдым характером, но с большой, милосердной душою; природа, чутко прислушивающаяся к переменам в человеке; вещий сон...

собою тяжесть, которая висела на душе дольше десятилетия. И она это понимает.

Начало самостоятельной творческой работы Распутин связывал с повестью «Деньги для Марии». В печати она появилась в 1967 году. История в повести простая. Даже не история, а скорее небольшое происшествие:  у продавщицы Марии  в сельском магазине случилась недостача – в тысячу рублей. Вроде деньги небольшие, а для настоящего жулика и вовсе мелочь. Но для семьи Марии – ее мужа тракториста Кузьмы и их троих детей – это огромная сумма.

Хорошо, что ревизор оказался  неплохим человеком: увидел, как они живут, понял, что случилась такая беда по доброте и неумелости Марии,  и дал возможность собрать за пять дней деньги и внести в кассу. А иначе - суд…

 В центре внимания повести писатель ставит проблему чужой беды. «Какой ты, человек? – словно спрашивает нас автор.- Пройдешь ли мимо чужого горя или сделаешь все возможное, чтобы помочь?»  Герои Распутина всей душой стараются помочь Марии, которой грозит несправедливое обвинение.

В 1967 году после публикации повести “Деньги для Марии” Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью, ушел из журналистики.

В 1970 году в журнале “Наш современник” была опубликована его повесть “Последний срок”. Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. В этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть “Последний срок” принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В новой повести “Прощание с Матерой”, рассказывающей о затоплении деревень в период строительства ГЭС.

...Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матера. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для стариков – погибель. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков. В произведениях Распутина все переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть “Живи и помни” он удостоен Государственной премии СССР. Только начиная с повести “Живи и помни”, которая вышла в 1974 году, писатель отходит от нравственно – бытовых проблем и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем современности, что определило становление в его творчестве жанра философской повести.

Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали, потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин же предпочел убедительную краткость, поэтому пишет рассказы и повести.

Главными мерилами поступков героев Распутина остаются добро, честь, совесть, справедливость. Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом в повести “Пожар”, которая вышла в 1985 году. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он стал писать мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска.

Слово учителя:

Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив хлеб книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться никакой другой литературой, ни любовными романами, ни дешевыми детективами, над которыми не надо думать - прочитал и все. Его хлеб – с горчинкой. Он всегда свежевыпечен, не способен зачерстветь. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина несут незыблемые, вечные ценности. А при прочтении произведений Распутина приобретаешь только духовный и нравственный багаж.

Валентин Распутин и сейчас продолжает жить в родной ему Сибири, в городе Иркутске, тем самым,  показывая, что край ему дорог.

 Беседа по биографии писателя:

1.Что вы узнали о жизни и творчестве писателя?

2.Назовите основные его произведения и темы этих произведений.

3.Как писатель стремился к знаниям?

4. Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?

 Слово учителя - переход к изучению произведения В.Распутина “Живи и помни”.

Сорок первый! Июнь!

Год и месяц борьбы всенародной,

Даже пылью времен        

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна,

И на фронт уходила пофронтно.

Страна приготовилась дать отпор, началась всеобщая мобилизация на фронт, все: и стар, и млад,  стремились отдать свой долг Родине, встать на ее защиту.

 Уходили на фронт под только что созданную песню Лебедева – Кумача “Священная война”.

Ушел  на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.

Распутин – писатель послевоенного поколения.  На войну пришлось его детство. Он сполна  познал военное лихолетье и не мог  не высказать свою точку зрения на те события, к которым он, как гражданин своей страны, был причастен. Ведь в 60–70-е годы вновь возрос интерес к военным событиям, в печати появились произведения “новой” военной прозы, и Валентин Распутин решил сказать “свое” писательское слово об этом страшном событии в истории страны. Но повесть Распутина нельзя отнести более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая, философская, социальная. Писателей больше всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке.

- С какими произведениями о войне вы знакомы? Возможные ответы: В.Быков «Сотников»,  «Обелиск», В.Кондратьев «Сашка», Б.Васильев «А зори здесь тихие», К. Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, господи…».

                                           Анализ содержания повести.

 Мы переходим к аналитическому прочтению и анализу повести «Живи и помни» . В чем же сила «Живи и помни» и почему это произведение вызывает такой интерес? На первый взгляд привлекает  острая тема: дезертирство солдата и последствия этого поступка.

Об истории дезертира вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию. Какую?

1-й проблемный вопрос: Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?

Возможный ответ: …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

…Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

2–й проблемный вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением?

Возможный ответ: Проявились трусость, эгоизм, слабость…

Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал. Возможный ответ: Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.

Но, в сущности, повесть «Живи и помни» - это рассказ не о дезертирстве, а о русской женщине, которая мужественно и героически несет свой крест.

3–й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?

Возможный ответ: …Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.

-Выразительное чтение по ролям эпизода 1-й встречи Настены и Андрея Гуськова.

4–й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

Возможный ответ: Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.

5–й проблемный вопрос: Героиню какого романа 2–й пол XIX в. напоминает Настена?

Возможный ответ: Соню Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, у которой воедино тоже слились жалость, сострадание, милосердие. Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела себя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. Верность, долг, жалость – вот что оказывается главным в жизни этой женщины. Она испытывает одиночество среди людей.

-Чтение по ролям встречи воина – односельчанина Максима Вологжина или пересказ.

6–й проблемный вопрос: Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить.

Возможный ответ: Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее, открыться нельзя, иначе предаст мужа.

7–й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов?

 Возможный ответ: он силится оправдаться войной, тем, что не стал власовцем, оправдывается предстоящим рождением ребенка.

8-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами.

Возможный ответ: Все это привело Андрея Гуськова к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”, немая встреча с отцом, “оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии, переживаний Настены он тоже словно не слышит. Начинается нравственная деградация человека, который постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным: у него вместо кожи – шкура, живет, как крот, в потемках, называет себя “зверюгой лесной”, у него “звериный аппетит”. Превращение Гуськова в зверя тщательно подготовлено.

Пересказ эпизодов: “Убийство теленка”; “Вой по - волчьи”; (показ кадров фильма)

9–й проблемный вопрос: Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир?

Возможный ответ: Власти подозревают Настену в связи с дезертиром и следят за ней.

Настена перед дилеммой: Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается.

-Выстройте “цепочку” превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души;

10–й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”?

 Возможный ответ: Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.

11–й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования?

Возможный ответ: В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение.

12–й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?

 Возможный ответ: Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа.

Подведем итоги анализа повести и найдем сопоставление с произведением 2-й половины XIX века. Есть ли нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”? Возможный ответ: Преступление, разрушение души, ответственность за свои поступки, страдание близких, одиночество, а главное – топор – символ и того, и другого произведения как символ насилия, прежде всего над собой, над близкими.

Вывод: Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.

13-й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

Учитель: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом.

- В чем видит Распутин долг гражданский?

( Верность Родине, готовность отдать жизнь за нее, патриотизм)

- В чем состоит долг человеческий?

     ( Верность  супружескому долгу, чести семьи, совестливость, стыд, ответственность за свои поступки, отсутствие эгоизма.)

 

Вывод учителя  по уроку.

Человек! Будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.

 Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство.

А есть еще: Совесть, Честь.        ..

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

 

 Выставление оценок.

 Домашнее задание: (по выбору)

1. Написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина “Живи и помни, человек. О чем?” 2.Написать сочинение – рассуждение “Какие чувства вызвало у вас это произведение?”

 Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести В.Г.Распутина "Живи и помни".

Тема нравственностивсегда была основной в литературе многих лет. Именно эта тема является главной в творчестве В.Г Распутина....

ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ДУША «Русская женщина, великая в своих подвигах и в своих несчастьях…» (по повести В.Г. Распутина «Живи и помни»).

   «Живи и помни» было названо лучшим произведением о войне, написанном к 30-летию Победы. Распутин нашёл необычный, малоразработанный поворот сюжета и характеров в нашей литера...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""

Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...

Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопрос...

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс....

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Презентация по произведению В. Г. Распутина "Живи и помни"

Данная презентация поможет при изучении произведения В. Г. Распутина "Живи и помни"....