Урок-эссе И.С.Тургенев. "Штрихи к портрету". Урок литературы в 10 классе.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Рябикова Васима Рависовна

На уроке представлен материал, расширяющий знания учащихся о писателе И.С.Тургеневе: воспоминания самого писателя и  его современников, интересные факты из жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-эссе на тему « И.С.Тургенев. Штрихи к портрету»

Урок литературы в 10 классе. Учитель Рябикова В.Р.

Цель: расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя, показать его сложную, противоречивую натуру,  пробудить, упрочить их интерес к личности писателя, к его человеческой судьбе, развивать связную монологическую речь, внимание, мышление, память; воспитывать самостоятельность, интерес и уважительное отношение к русской литературе.

 Оборудование: портреты и фотографии И.С. Тургенева, запись романса «Утро туманное, утро седое», презентация.

Тип урока – изучение нового материала, смотр знаний.

Ход урока.

1.Звучит музыка: Дворжак «Славянские танцы»

  • Учитель: -         Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и противоречивого писателя русской литературы Ивана Сергеевича Тургенева.
  • Всмотритесь в этот портрет: писатель изображен в своем обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на  его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещрено морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым.) Все это говорит об остром уме, большом опыте жизни и о нелегкой внутренней борьбе писателя за истину.

2. Учитель: Итак, 1882 год, Франция, лето, июль месяц. Тургенев тяжело болен, он понимает, что Россию, Спасское он больше не увидит никогда. Никогда! Одиночество. Старость. Неизлечимая болезнь. Россия далека. Размышления, размышления…

« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

- Какой человек мог так вдохновенно сказать о родном языке?

Это истинный патриот, он беззаветно любит русский народ, верит в его неиссякаемую силу и высоко ценит неповторимый его язык.

« Я никогда, ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке, в противном случае я был бы не художник… как это возможно  писать на чужом языке, когда и на своем-то, на родном едва можно сладить с образом, мыслями и т.д.»

  3. Оформление тетрадей (эпиграфы):

 

    Главное в нём – это его правдивость.

                                                                                   Л.Н.Толстой

    Ежели Пушкин имел полное основание  сказать о себе, что он   пробуждал «чувства добрые», то же самое и с такой  же   справедливостью мог сказать о себе и Тургенев

                                                                                      М.Е.Салтыков – Щедрин

    Во всей теперешней литературе больше всего  таланту у Тургенева.

                                                                                        Н.В. Гого.

4.Учитель: Кто же такой И.С.Тургенев?

Д.Мережковский сказал о Тургеневе: «В России…Тургенев едва ли не единственный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры…» Как же жилось Тургеневу в родительском доме?

5. Выступление ученика в роли Тургенева. Он рассказывает о себе, детских годах.

Я родился 28 октября 1818 года в г. Орле но детские годы мои прошли в имении моей матери - селе Спасское-Лутовиново. Умной, образованной, но своевольной, властолюбивой женщиной была моя мать. Она прожила сиротливую несчастную молодость, но став наследницей громадного состояния, дала волю своему деспотизму.

У нас в деревне был огромный дом. Нам, детям, казался он тогда целым городом. В нашей комнате стояли запыленные шкафы домашней работы, черной краски со стеклянными дверями: там хранились груды книг 70-х годов, в темно-бурых переплетах, кверху ногами, боком, плашмя, связанные бечевками, покрытые пылью... Мне было 8 или 9 лет. Я сговорился одним из наших людей, молодым человеком, даже стихоплетом, порылся в заветных шкафах. Дело было ночью: мы взломали замок, и я, став на его плечи, исцарапавши себе руки до крови, достал две громады: одну он тотчас унес к себе - а я другую спрятал под лестницу, и с биением сердца ожидал утра... Мы с Леоном уходили каждый день в сад, в беседку на берегу пруда и там читали - и как читали! Или правильнее он читал - и как читал! Сперва каждый стих скороговоркой, так себе - начерно, потом с ударением, с напряжением и с чувством - набело. Немного пестро, но приятно. Я слушал - мало! Внимал - мало! Обращался весь в слух - мало! И классически: пожирал все - мало! Глотал - все еще мало! Давился - хорошо!»

6. Учитель: Истинной «колыбелью» писателя оказалось Спасское, со всем своим пышным и тяжеловесным, медленным, суровым и поэтическим складом. Дом – чуть не дворец. Дворня –  лакеи, горничные, казачки на побегушках, повара, конюхи, садовники, швеи, приживалки – всё это двигалось мерно и возглавлялось владыкою – Варвара Петровной. Сергей Николаевич – на втором плане. Жили праздно, сытно, но без нарядности. Устраивали балы, маскарады. В одной галерее давались спектакли… Играл свой оркестр, своя крепостная труппа. Трепещущий батюшка служил по праздникам молебствия.

   Детство Тургенева могло стать золотым – но не стало. Слишком суровой оказалась мать… Она очень любила сына – и очень его мучила. В этом же самом роскошном доме чуть не каждый день секли будущего владельца Спасского, за всякую мелочь, за каждый пустяк…

   Вне же матери Спасское  давало очень много. Тут узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц. Здесь узнал он и поэзию книжную, кроме природы. (Показ презентации о Спасском – Лутовинове)

7.Ученики читают стихи: «Брожу над озером»

8.Творческая судьба Тургенева была прекрасна: всемирная известность пришла к нему при жизни, "он читан на всех языках, как Байрон, Шиллер, Гете, как Данте, как Шекспир и Диккенс. Но драматична и до конца непостижима его человеческая судьба: свою жизнь Тургенев разделил между Россией и Европой. Почему же случилось так, что русский писатель, любивший родину, искавший материал для творчества только в России, годами, десятилетиями жил во Франции?

Тургенев писал: «Еще в 1843 году произошло важное событие в моей жизни: я познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Она принесла мне много счастья, но радость и горе, счастье и отчаяние шли рядом. Женой моей она стать не могла: у нее были дети, муж. Отношения сохранили чистоту дружбы»

9.Как отзывались о нем его современники?

  Сообщения учащихся.

И. С. Тургенев был милым, добродушным человеком, умел заразительно смеяться. «Тургенев – это женская душа в грубом обличье циклопа», – так охарактеризовал Ивана Сергеевича французский писатель Доде.

   Писемский называл его «ласковым гигантом с глазами умирающей газели». Несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком. Он был образцово вежлив со всеми, и даже своей прислуге никогда не говорил «подай», а – «позволь мне стакан воды». Ему трудно было сказать кому бы то ни было слово «нет». Поэтому его все время одолевали разного рода просители. А он, не в силах отказать и не зная, как помочь, виновато поворачивался к стене и царапал ее ногтем…

 «Я не помню, чтобы встречал когда-нибудь человека с большею терпимостью, более склонного скоро забывать направленный против него неделикатный поступок»,- говорил его друг Дмитрий Григорович. Он бескорыстно радовался успехам собратьев по перу и пропагандировал их творчество в Европе.

Но когда дело касалось его убеждений, взглядов на литературу, ее назначении, его мировоззрения, он становился твердым и убежденным. И именно на этой почве происходили разногласия с прежними друзьями. Да и это не удивительно. Ведь сталкивались великие умы в поисках истины. Как ясно объясняет это М.Горький: «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле».

10. Интересное о Тургеневе. Сообщения учащихся.

Интересно заметить, что Иван Сергеевич Тургенев считался человеком, у которого была «самая большая голова». И действительно было установлено, что мозг великого поэта весил 2000 грамм – эта внушительная цифра намного превышает массу мозга других знаменитых людей.

По словам самого Тургенева, косточка на его темени была очень хрупкой, и при ударе в эту область, писатель мог потерять сознание или погрузиться в обморочное состояние. Иногда это становилось причиной для обвинения.

В юношестве, как и все в таком возрасте, Тургенев был легкомысленным молодым человеком. Иногда он приглашал к себе на ланч кучу гостей и забывал об этом. Естественно гости были сильно возмущены и недовольны. Чтобы исправить такое положение, Тургенев начинал извиняться и приглашал, дабы искупить свою вину, опять на обед. Но когда гости снова приходили, то не могли застать его дома. Такое поведение могло повторяться много раз, за что Тургенева можно было смело назвать «мальчишкой», вытворяющего всякие шалости.

Из одежды Тургенев любил синий фрак с золотыми пуговицами в виде львиных голов, белый жилет, цветной галстук и панталоны в клетку. Так он ходил очень часто.

В студенческие годы Тургенев обожал ходить на всякие сомнительные мероприятия и пиры. Когда он учился в Германии, деньги на все развлечения ему высылали родители. Но однажды деньги высылаться перестали, и Тургеневу пришлось остепениться. А один раз пришла посылка из России, в которой оказались кирпичи. Юноша сильно негодовал, ведь за получение посылки он отдал последние деньги.

Тургенев обладал мягким, тонким, почти женским голосом, но не имел музыкального слуха, и ему не нравилось петь. По этой причине он не мог верно взять ни одной ноты.

 

11.Заключение. Итог урока: Какого Тургенева вы для себя открыли сегодня?(ответы учащихся)

12.  Д/задание по роману «Отцы и дети».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спасское - Лутовиново

Слайд 2

Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 3

Орел

Слайд 4

Дом Тургеневых

Слайд 5

Церковь

Слайд 6

Родители

Слайд 7

Варвара Петровна

Слайд 8

Заглянем в дом…

Слайд 9

Столовая

Слайд 10

Малая гостиная

Слайд 11

Биллиард

Слайд 12

Кабинет

Слайд 13

Аллеи Спасского

Слайд 14

Полина Виардо

Слайд 17

Россия в стихах Тургенева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.

Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и  совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....