выступление на научно- практической конференции "Лермонтов и православие"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Бурак Ольга Владимировна

анализ стихотворений Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_nauchno-prakticheskoy_konferentsii.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

       АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

                             Муниципальное общеобразовательное учреждение

            «БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

141326, Московская область, Сергиево-Посадский район,

                                        с.Бужаниново. ул.Полевая, д.З,    телефон/факс: (496) 548-12-92

                                      E-mail:   Buzhschool@yandex.ru      www.Buzhschool.narod.ru 

Лицензия Министерства образования Московской области: серия А №189475 до 30.12.2010г

                                             

                                    Материалы

                научно- практической конференции 

                          «Лермонтов и православие»

           на тему: «Влияние на душу человека молитвы»

                   (по стихотворениям  М.Ю.Лермонтова).

                            Подготовила учитель русского языка и литературы

                                                               

                                                       Бурак О.В.

                                                                                                                                                                       

                                                               

                                                           2009 год.

 

  Автор простит нам, если мы без предварительных шумных восторгов, с некоторой боязнью войдем в его мирный приют. Но вот мы и вошли. Что же это такое? Где мы? Ведь это храм. На нас так и веет благоуханием свежих, прекрасных стихов; слышатся звуки, какие может изобрести только сердце, чтобы взволновать, очаровать ими людей; около нас носятся стройные, живые образы: здесь непременно живет поэзия, иначе и быть не может.  

 

            Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

            Пред твоим образом, ярким сиянием,

            Не о спасении, не перед битвою,

            Не с благодарностью иль покаянием,

             Не за свою молю душу пустынную,

             За душу странника в свете безродного;

             Но я вручить хочу деву невинную

             Теплой заступнице мира холодного

             Окружи счастием душу достойную;

             Дай ей сопутников, полных внимания,

             Молодость светлую, старость покойную,

             Сердцу незлобному мир упования.

             Срок ли приблизится часу прощальному

             В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

             Ты восприять пошли к ложу печальному

              Лучшего ангела душу прекрасную.

               

Рассмотрим        ТЕМУ ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

«МОЛИТВА». (1837)

    Обратимся к истории создания стихотворения.

 Как пишет в своей работе В.Г.Маранцман,  

    «несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь М.Ю.Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину. Но судьба разлучила их: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт потерял и любимую : в 1835 году Варенька вышла замуж за Н.Ф.Бахметьева – вышла, как Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви к Лермонтову (он лишь незадолго до этого окончил гвардейскую школу)».

Вареньке Лопухиной- Бахметьевой посвящено одно из лучших лирических стихотворений поэта- «Молитва» ( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», 1837)

Какова общая эмоциональная окраска стихотворения, какое чувство вызывает?

— Стихотворение грустно-торжественное, вызывает чувство благодатного высокого умиротворения.

 Жанр? Жанр определен заглавием. Молитва - лирическое стихотворение духовного содержания.

В художественном произведении создано три образа: Матери Божией, лирического героя и предмета его любви.

Как и во всех молитвах, есть обращения к высшим силам, так и молитва Лермонтова содержит обращение к Божией Матери и восхваление её щедротам и святости.

 Святость и её милосердие созданы за счет такого художественного приема как перифраз. Перифраз — один из тропов, заключающийся в замене слова.

       «Матерь Божия», «пред твоим образом», «Ярким сиянием»,

«теплая заступница мира холодного».

Образ Матери Божией переполняет, таким образом, душу лирического героя восторгом умиления и безграничной Верой в её благодать и заступничество.

Анафора, трижды повторяющаяся в первой октаве, исключает личную корысть молитвы, обращенной к Богоматери.

           Не о спасении, не перед битвою,

           Не с благодарностью иль покаянием.

           Не за свою молю душу пустынную. 

          За душу странника в мире безродного.

Но покаяние звучит в беспристрастной самооценке своего одиночества, выраженных сильными эпитетами: душа пустынная, спутник безродный.

   Но обращение не бескорыстно в том, что шесть его прошений, обращенных к Богоматери, содержат моления «за други своя», души гораздо более высокой, чем душа лирического героя.

              Но я вручить хочу деву невинную

              Теплой заступнице мира холодного.

Две последующие строфы - терцины заключают в себе прошения, в которых чувствуется нежная забота о чистой душе в мире холодном                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                     

                     Окружи счастием душу достойную.

                     Дай ей сопутников, полных внимания.

                     Молодость светлую, старость покойную,

                      Сердцу незлобному мир упования.

                      Срок ли приблизится часу прощальному

                      В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

                     Ты воспринять пошли к ложу печальному

                        Лучшего ангела душу прекрасную.

    Сильное эмоциональное воздействие заключают в себе инверсии эпитетов и определяемых слов. Иногда они противоположно сочетаются с прямым порядком слов.

                          Молодость светлую, старость спокойную

И

                     В утро ли шумное, в ночь ли безмолвную.

                     Лучшего ангела душу прекрасную.

 

    Повторяющаяся ритмическая единица - четырехстопный дактиль как бы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            сам рождает грустный напев.

Таким образом, лирический герой с пустынной душой не безнадежно одинок: в нем живет Вера в провидение, образ небесной Божьей Матери и обыкновенной земной души невинной. Его душа переполнена жертвенной, нежной духовной любовью к ближнему, «деве невинной».

 

         ТЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДУШУ ЧЕЛОВЕКА МОЛИТВЫ

      ПО ОДНОИМЕННОМУ СТИХОТВОРЕНИЮ

        М.Ю. ЛЕРМОНТОВА («МОЛИТВА» - 1839 ГОД)

 Рассмотрим еще одно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839)  

              В минуту жизни трудную

              Теснится ль в сердце грусть:

               Одну молитву чудную

               Твержу я наизусть.

               

               Есть сила благодатная

               В созвучье слов живых

               И дышит непонятная,

               Святая прелесть в них.

                С души как бремя скатится,

                Сомненье далеко-

                И верится, и плачется,

                 И так легко, легко...  

           

       

Стихотворение строится на главной мысли, что молитва для лирического героя является благодатной силой.

Развивая главную мысль, автор идет от живых впечатлений, которые заполняют его душу слова молитвы «чудной». Живые впечатления отражаются на дальнейшем развитии поэтического создания, импрессионистского по способу восприятия и отражения. Автор не посвящает читателя, какая именно эта молитва, он передает только свой постоянный восторг от её слов.

Стихотворение состоит из трех строф - терцин.        

В первой изначальное психологическое состояние героя.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть.

Рифма «трудную - чудную» представляет собой антитезу, как воздействие на тяжкое состояние лирического героя силы красоты.

Для самого лирического героя молитва не только красота, «созвучье слов живых», но и необъяснимое, непостижимое таинство, провидение, что и заключено в четырехстрочной рифме.

Благодатная

Непонятная 

        Есть сила благодатная

        В созвучьи слов живых.

        И дышит непонятная

        Святая прелесть в них.

Все эти ключевые слова создают живую систему воздействия на душу лирического героя, погружая его в состояние умиротворения.

Сила благодатная

слова живые

дышит святая прелесть.

Третья строфа - финал, результат воздействия молитвы окончательный.

«Трудная минута», «в сердце грусть», рассеиваясь под влиянием молитвы, уходят, душа обретает блаженство, Веру, и даже слезы благодатные, они очищают душу.

         С души как бремя скатится

                                     Сомненье далеко

     

  В строке четыре ритмические единицы. Это ямб в сочетании с перрихием.

Ритм создает впечатление легкости и живости стиха, совпадая с живым образом молитвы.

Рифма совпадает в трехсложном порядке, трехсложное звуковое совпадение, создает музыкальное звучание стиха.

 Трудную у-у-ю Благодатная а-а-я Скатится а-и-я Чудную у-у-ю Непонятная я-а-я Плачется а-е-я

 С женской рифмой третья и четвертая строки, во всех трех

терцинах вторая и четвертая имеют рифмы мужские.

   Все вместе взятое создает музыкальность, мелодию стиха и умиротворенный читательский настрой.

   Заканчивается молитва  двухкратным повтором, (легко, легко).

Такова сила воздействия молитвы на лирического героя.

   Таким образом, анализируя стихотворения М.Ю.Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия.   Несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб, елейное благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, целомудренная чистота и пламенная вера.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления в научно-практической конференции учащихся на тему "Молодёжный сленг"

Молодёжный сленг является неотъемлемой частью речи подростков нашего села...

Выступление на научно-практической конференции учителей на тему:"Совершенствование оценки качества образования на уроках географии".

Совершенствование оценки качества образования на уроках географии                    Мы хоти...

Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"

Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение совре­менного качества образования на основ...

Выступление на научно-практической конференции на тему "Педагогика встречных усилий на уроках русского языка"

Педагогика встречных усилий на уроках русского языка Будыто Е. В. учитель русского языка МОУ гимназии №1 г. Люберцы    МОУ гимназии №1 - инновационное образовательное уч...

Выступление на научно-практической конференции "Инновации в образовании"

Формирование проектно-исследовательских компетенций при разработке проблемного урока....

Справка о выступлениях на научно – практических, научно – теоретических семинарах, конференциях

В рамках повышения квалификации одним из способов является подготовка и выступление на научно – практических и теоретических мероприятиях. Профессиональное общение по определённой проблеме способствуе...

3.6 Выступления на научно-практических выступлениях (в качестве докладчика)

3.6. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях (в качестве докладчика).Подтверждающий документКопии сертификатов, дипломов, грамот№УровеньНазвание мероприятия/ тема высту...