Урок внеклассного чтения в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Тема Отечественной войны в повести Н.А. Дуровой  «Записки кавалерист –девицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya._durova.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 8 кл.

Тема:    Тема Отечественной войны в повести Н.А. Дуровой  «Записки кавалерист –девицы»

         Цель:  изучение жизни и творчества Н. Дуровой, показать патриотический порыв участников                

                     Отечественной войны 1912 года; ознакомить уч-ся с одобрительной оценкой, данной        

                       произведению писательницы А.С. Пушкиным; развитие навыка работы с дополнитель

                      ным материалом, рецензирования выступлений; воспитывать патриотизм.

Дидактическое пространство урока: портреты А.С.Пушкина, В.Г.Белинского, Н.А. Дуровой, Д.И. Давыдова, героев Отечественной войны 1812 года; репродукция картины И.М. Прянишникова «В 1812 году», презентация «Герои Отечественной войны 1812 года».

    Предварительная работа: 1 группа: выпуск стенгазеты, посвященной 200-летию Бородинского сражения; 2 группа: подготовить сообщения о славной биографии «кавалерист –девицы»;

 3 группа: подготовить презентацию «Герои Отечественной войны 1812 года»

        Ход урока:

   1. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

      - Здравствуйте! Дорогие ребята, сегодняшний урок посвящен жизни и творчеству Надежды Дуровой, «кавалерист - девицы», участницы Бородинской битвы. Поговорим о славных страницах Российской истории. Мы проследим за славной биографией Надежды Дуровой, раскроем тему Отечественной войны в знаменитой повести писательницы, поговорим о дружбе с А. С. Пушкиным, о становлении на писательскую стезю. Прослушав ваши выступления, попытаемся оценить их с точки зрения содержательности.

    2. Вступительное слово учителя.

          - В этом году российская общественность отмечает важное событие – 200 –летие со дня начала Отечественной войны 1812года, Бородинского сражения. Мы отдаем дань уважения нашим славным предкам, прославившим русское оружие, показавшим пример беззаветного служения Отечеству,  восхищаемся их храбростью и стойкостью. Имена Барклая де-Толли, Багратиона, Платова, Волконского, Тучкова, Раевского и многих других героев навсегда остались в памяти нашего народа.(Презентация  по программе Повер Пойнт «Герои Отечественной войны 1812 года)

    Великий полководец М. И . Кутузов в те дни обратился к своим войскам со словами: «Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем…» Ординарцем у него  был корнет Александров. Так звали в те дни «кавалерист –девицу» Надежду Дурову. Кто же эта героическая женщина? Как оказалась она на военной службе?

    3. Прослушивание сообщений учащихся .

     1)Как  Надежда Дурова-Чернова превратилась в казака Александра Соколова.

       - В рассказах отца Надя все чаще слышала имя грозного Наполеона, угрожающего России, слышала об усиленном пополнении войск русских. В конце 1806 года Надя, возвращавшаяся с прогулки верхом, встретила казачий полк, услышала казачью  боевую песню, задумалась над своей горемычной судьбой. «Вот этих казаков, вероятно, ждет впереди слава, боевые подвиги, благодарности матери –родины»,-с завистью думала она и с горечью сравнила с собой: «А я, бесполезная, никому не нужная дочка городничего, беглая жена чиновника, что буду делать в то время, когда мужчины будут класть головы, защищая родную землю от врага? Вечно сидеть на террасе, бренчать на гитаре или, по примеру матери, бить по щекам крепостных девушек. Так нет, не бывать этому!- вслух выкрикнула она и приняла окончательное решение покинуть родительский дом и бежать на военную службу. Нагнав казачий полк , Надежда Дурова, которой тогда было 23 года, упросила полковника принять ее в казачий полк, назвала себя дворянином Александром Васильевичем Соколовым.

      Добравшись с казачьим полком до г. Гродно, Соколов вступает в ряды Коннопольского уланского полка. Вскоре полк выступил в прусский поход. Дурова написала отцу письмо, признавшись, что служит в уланском полку, просила, простив ее побег, дать благословения и разрешить продолжать тот жизненный  путь, который она избрала для своего счастья.

      Всюду выказывала она выдающуюся храбрость. Дурова осуществила свою заветную мечту детства –защищать родную землю наравне с мужчинами. В пылкой душе этой первой русской амазонки кипело и бушевало яростное пламя юного патриотизма.

     По приказу царя улана Соколова привезли в Петербург. Дурова бросилась на колени перед Александром I , стала умолять его не возвращать ее домой. Царь разрешил Дуровой продолжить военную службу, лично наградил е Георгиевским крестом 5-ой степени за храбрость и приказал ей именоваться Александром Александровым, произвел ее в офицеры и перевел в гусарский Мариупольский полк, где почти все офицеры были из родовитых дворянских фамилий.

       1 апреля 1811 года Дурова перевелась в более скромный Литовский уланский полк, сменив золотой мундир гусара на синий уланский колет с малиновыми отворотами.

               2) Надежда Дурова в Отечественной войне 1812 года.

                 24 июня 1812 года Наполеон перешел Неман и вторгся в пределы России. Вспыхнула Отечественная война. Литовский уланский полк очутился на передовой линии. Надежда Дурова мчалась впереди своего эскадрона в атаку на самонадеянных захватчиков, горя одним пламенным желанием –отомстить наглому врагу за Родину. Так было под Смоленском, под Колоцким монастырем. Участвовала Дурова и в знаменитом Бородинском сражении 26 августа 1812 года. Чувство радостно-тревожного нетерпения переполняло ее сердце, сердце русской патриотки, и вовсе вытесняло всякую мысль о личной опасности. И это было неудивительно, так как точно такой же патриотический порыв переживали все участники Бородинского боя, только и мечтавшие отбросить врага с родных полей, расплатиться с ним полностью за сожженные города и села русские, за тысячи смертей.

        Однажды Дурова с присущей ей горячностью и решительностью явилась к главнокомандующему русской армией М.И.Кутузову с просьбой взять ее к себе в ординарцы. Эта смелая просьба поразила престарелого фельмаршала своей неожиданностью. Но узнав, что перед ним именно корнет Александров, в тайну которого он, конечно, был  посвящен, Кутузов охотно взял его к себе бессменным ординарцем. Не как начальник, а как добрый старый дедушка заботился фельдмаршал о своем юном ординарце, рассказывал о своих походах с Суворовым. Рана , полученная в ногу давала о себе знать, но Дурова не хотела уезжать лечиться в тыловой госпиталь. Видя ее измученное лицо, Кутузов уговорил ее ехать домой лечиться.В Сарапуле Дурова получила от него письмо, полное дружбы и отеческой заботливости.

               В 1816 году, после 10 лет военной службы, Надежда Дурова уступила просьбам отца и вышла в отставку с чином штабс –ротмистра и пенсионом. Так закончился блестящий период жизни кавалерист –девицы Надежды Дуровой, сделавший  ее имя не только известным по всей России, но и обессмертивший ее подвиг для следующих поколений российских патриотов, дорожащих славой своих героических предков.

           3) Елабужский период жизни Надежды Дуровой.

             С 1816 по 1829 г.г. Дурова проживала в Елабуге, несколько лет в Сарапуле, а последние 25 лет опять в Елабуге. Общество успело наполовину забыть некогда легендарное имя первой русской амазонки, как вдруг через 20 лет безвестности Дурова еще раз появилась на горизонте, блеснув славой талантливой писательницы. В «Записках кавалерист –девицы» она рассказывает о детстве, о юности, о жизни в имении бабушки на Украине, о своей первой любви, о службе в Коннопольском полку, о прусском походе, вспоминает различные сражения, Тильзитский мир, возвращение русских войск в Россию, свидание с Александром I,  службу в Мариупольском  и Литовском полках, последующие события ее военной жизни.

    В основном, повесть Дуровой совпадает с ее подлинной документальной биографией, особенно в описании исторических событий  1807 -1812 г.г.

   3. Пересказ наиболее понравившихся эпизодов «Записок кавалерист –девицы»

   4. Беседа о прочитанном.    1) Почему можно сказать, что Дурова прожила как бы две жизни –одну прозаическую, обыденную, земную жизнь, а другую –воображаемую, романтическую? 2)Какой она хотела видеть свою жизнь? 3) В чем поэтическое заблуждение высокой души, не желавшей идти ни на какое примирение с черной действительностью?

    5. Прослушивание сообщений учащихся.

      1) «Надежда Дурова и А.С. Пушкин»

                 А.С.Пушкин – классик нашей русской литературы, немеркнущий и загадочно недостижимый для неё идеал. Поэт высоко ценил творчество своих талантливых современников, давал бесценные советы молодым литераторам, учил их личной ответственности за литературу.              Русская литература обрела зрелость в 19 веке, после Отечественной войны 1812 года.

              В 1844 г. в своих статьях о творчестве Пушкина Виссарион Григорьевич Белинский писал: «В 20-годах текущего столетия русская литература от подражательности устремилась к самобытности: явился Пушкин». Искусство Пушкина –это искусство поэтических формул, сжатых и ёмких художественных обобщений . В нем мобилизуются все возможности русского языка.

                Надежду Дурову, героя Отечественной войны 1812 года, автора знаменитых «Записок кавалерист –девицы» связывала дружба с А.С. Пушкиным.

            Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, в июньском номере журнала «Огонёк» в 1974 году писал: «Я думаю о Бородине, о героях 1812 года. Современники Пушкина, многие из них –его близкие друзья. И в то же время никому из нас не придёт на ум считать Багратиона и Кутузова, Раевского и Ермолова, Дениса Давыдова и Надежду Дурову своими современниками. Они наша славная, величавая, героическая, прекрасная история. А Пушкин – сегодняшний, современный…»

          Нет больших трагедий для человека и для народа, когда разрывается связь времён и мы разучиваемся соприкасаться мыслью с предками, современниками и идущими следом. Пушкин навсегда стал одним из соединяющих имён нашей культуры. Поучительна пушкинская любовь к Отечеству. Он терпеть не мог патриотизма кликушествующего, истеричного.

            Пушкин, давая высокую оценку «Запискам 1812 г.» Надежды Дуровой написал 17 марта 1836 года  письмо брату  знаменитой «кавалерист –девицы» Василию Андреевичу Дурову.

            Надежда Андреевна Дурова в 1816 году, после 10-летней военной службы, вышла в отставку в чине штабс-ротмистра. Так закончился блестящий период жизни, сделавший её имя не только известным по всей России, но и обессмертивший её имя для следующих поколений русских патриотов, дорожащих славой своих героических предков.

                С 1816 по 1829 год Дурова проживала в Елабуге, несколько лет в г. Сарапуле, а последние 25 лет опять в Елабуге. Общество успело наполовину забыть некогда легендарное имя первой русской амазонки, как вдруг через 20 лет беззвестности Дурова ещё раз появилась на горизонте, блеснув славой талантливой писательницы.

     2. Переписка Н.А. Дуровой с А.С. Пушкиным.

                В 1835 году летом Надежда Дурова написала письмо к А.С. Пушкину, в котором просила его помощи для опубликования написанных ею воспоминаний. Пушкин ответил любезным согласием, так как был очень заинтересован необычайным сюжетом этих мемуаров. Но рукопись первого литературного произведения Дуровой до Пушкина не добралась, проплутала где-то в дебрях почты целый год и вернулась обратно к писательнице в Елабугу. Тогда решительная Дурова, привыкшая  доводить до конца задуманное дело, лично приехала летом 1836 года в Петербург. Пушкин дал крайне высокую оценку «Запискам 1812 г.», рукопись которых Дурова увидела на письменном столе хозяина. Пушкин с восторгом повторил в лицо автору то, что писал в те же дни её брату: «Прелесть! Диво. Оригинально. Слог прекрасный! Успех несомненен. Я с волнением прочитал столь необыкновенное признание женщины. Будьте же смелы. Вступайте на литературное поприще так же отважно, как и  на то, которое вас прославило. Полумеры ведь никуда не годятся», - добавил он, улыбаясь одобрительно своей необычной гостье, застенчивое и гордое лицо которой, пламенные слова, угловатые жесты, говорящие об отсутствии великосветского внешнего лоска, поражали его своей оригинальностью.

             Легко понять, как много значила для Дуровой одобрительная оценка, данная великим поэтом её первому литературному опыту. Ведь это была оценка великого судьи тому труду её, который создавала она в долгие, тихие ночи, сидя за скромным столом  своей небогатой елабужской квартиры. И вот теперь дневник закончен, прочитан самим Пушкиным, который хвалит её и пророчит успех. А Пушкин, проницательным взглядом следивший за выразительным лицом своей гостьи в мужском костюме и как будто ясно понимавший её переживания, вдруг быстро наклонился и почтительно поцеловал маленькую смуглую руку Дуровой. Та в смущении отдернула руку и, покраснев, пробормотала: «Ах, боже мой, я так давно отвык от этого!» Может быть, Пушкин и посмеялся потом в тесном приятельском кругу над этим странным оборотом речи своей гостьи, но в ту минуту Александр Сергеевич смотрел серьёзно, и поцелуй  его был искренен.

             Он поцеловал эту маленькую, но энергичную руку, в своё время державшую  пику и саблю, в знак выражения своего глубокого уважения и преклонения перед мужеством и доблестью русской женщины. В том же 1836 г. в журнале «Современник»(№2) были напечатаны отдельные отрывки из «Записок 1812 г.» Дуровой, причём Пушкин в предисловии к «Запискам писал: «Ныне Дурова сама разрешает свою тайну. Удостоенные её доверенности, мы будем издателями её любопытных записок. С неизъяснимым участием прочли мы признание женщины, столь необыкновенное, с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют  и пером быстрым , живописным и пламенным, Надежда Андреевна позволила нам украсить страницы «Современника» отрывками из журнала, ведённого  ею в 1812 -1813 годах. С глубочайшей благодарностью спешим воспользоваться её позволением».(«Современник» №2 за 1836 г.)

              Хотя Пушкин горячо желал лично издать оригинальные автобиографические воспоминания Н.Дуровой, предвидя их успех, но чрезмерная перегруженность его в ту пору другими делами помешала его плану. Воспоминания Дуровой были изданы в том же 1836 году двоюродным братом писательницы Иваном Бутовским в двух частях, под заглавием «Кавалерист –девица. Происшествие в России».Из писем и записок Пушкина видно, что он довольно высоко ценил произведения нашей землячки, какие творческие советы ей давал, как деликатно оправдывался в ответ на некоторые её довольно резкие, нетерпеливые требования ускорить издание рукописи. Пушкин в своём письме от 16 июля 1835 года советовал Дуровой писать как можно проще, ибо предмет повествования сам по себе так замечателен, что никаких украшений не требует, но она была  почти на целое поколение старше Пушкина, и его совет не мог быть полностью воспринят ею, верной ещё традициям запоздалого русского романтизма

           Это первое литературное произведение Надежды Дуровой явилось и её лучшим созданием, до уровня которого не могли подняться все её последующие сочинения. Этот первый литературный опыт создал ей крупную известность как писательнице. Помимо Пушкина его высоко оценили и Денис Давыдов, славный русский партизан 1812 г., тоже оставивший свои воспоминания о войне с французами, и строгий критик Белинский, восторженно писавший по поводу автобиографической повести Дуровой: «Кажется, сам Пушкин отдал ей своё перо, и ему –то обязана она этою мужественною твёрдостью и силою, этою яркою выразительностью своего слога, этою живописною увлекательностью своего  рассказа,  всегда полного, проникнутого какой –то скрытою мыслью…» (Я. Рыкачёв, «Надежда Дурова», издательство «Сов. писатель», 1942 г. стр.57)

      В повести Дурова рассказывает о детстве, о юности, о жизни в имени бабушки на Украине, о своей первой любви к молодому Кирякову, о бегстве из отцовского дома, о службе в Коннопольском полку, о прусском походе; вспоминает она и сражения под  Гутштадтом (22 мая 1807 г.), под Гейльсбергом , перевод свой в Литовский полк накануне возобновления военных действий и последующие события её военной жизни.

        В основном, повесть Дуровой совпадает с её подлинной документальной биографией, особенно в описании исторических событий 1807-1808 г.г

         Целый ряд мрачных эпизодов юности выпущен Дуровой в её воспоминаниях, в результате чего получился не дневник, а романтическая повесть. Хотя Пушкин в своём письме от 16 июля 1835 г. советовал Дуровой писать как можно проще, ибо предмет повествования сам по себе так замечателен, что никаких украшений не требует, но она была почти на целое поколение старше Пушкина, и его совет не мог быть полностью воспринят ею, верной ещё традициям запоздалого романтизма.

         Но она имела немалую долю в славе соотечественников своих в одну из величайших эпох русской истории; она имела высокую душу и была одарена замечательным талантом художественного изображения. Ей удалось с лёгкой руки Пушкина создать страницы, которые навеки останутся истинным украшением русской литературы 19 века и нетленным памятником её жизненного подвига.

 6. Обсуждение выступлений учащихся.

 7. Обобщающее слово учителя.

     Домашнее задание:  К.Ф. Рылеев. Дума «Иван Сусанин»

     

     

                                          Использованная литература.

Н.А.Дурова . «Записки кавалерист –девицы»

В.А.Климентовский.  «Русские писатели в Татарской АССР», Татарское книжное издательство, 1960

Д.С.Лихачёв  «В памяти народной».   Журнал «Огонёк», 1974, №23.

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...