Этот удивительный синквейн!
статья (литература) на тему

Каплина Марина Владимировна

Мастерство педагога невозможно без умелого сочетания различных форм работы. В современной педагогике существует много интересных и эффективных приёмов развития и совершенствования творческих способностей учащихся, которые позволяют каждому ученику почувствовать себя мастером и творцом, а учителю разнообразить учебную деятельность на уроке и прививать интерес к своему предмету.  Каждый учитель выбирает наиболее подходящие для своих учащихся.  В своей педагогической практике я использую приём технологии РКМЧП – синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_udivitelnyy_sinkveyn.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Этот удивительный синквейн!

        Синквейн» — это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:

- первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;

- вторая – два  прилагательных к данному существительному;

- третья - три глагола к данному существительному;

- четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;

- пятая - заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное    

отношение ко всему сказанному.

Почему уделяю синквейну такое внимание? Во-первых, можно использовать на различных этапах урока и  в качестве домашнего задания. Во-вторых, приём  эффективен как на уроках русского языка, так и на литературе. В-третьих, работа  может быть как  индивидуальной так, и групповой. В-четвёртых, составление  синквейна приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно.   Ключевое слово – интересно.

На разных этапах урока имеет разные цели. Вот пример использования синквейна на  уроке русского языка в 6 классе по теме « Местоимение» (2 урок изучения).

Вызов - « В чём особенность местоимений?

Работая в группах, учащиеся составляют синквейн. При этом, рассказывая о местоимении,  повторяют существительное,  прилагательное,  глагол, виды предложений по цели высказывания,  развивают свой лексический запас.

        Местоимение

Загадочное, обманчивое

Заменяет, указывает, но не называет.

Так в чём же роль местоименья?

С ним избегаем повторенья!  (Воронкова Е.)

 

Местоимение

Маленькое, но важное.

Указывает, но называть не хочет.

Его роль важна:

Заменяет слова. (Лозовая М.)

В старших классах на стадии «Рефлексия» после изучения произведения можно обобщить информацию. Например, в 9  «А» классе после изучения темы «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя» предложила учащимся с помощью синквейна обобщить материал: «Почему Манилова, Коробочку, Ноздрёва,  Собакевича, Плюшкина можно назвать «мёртвой душой»?». Ответив на этот вопрос индивидуально, учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейн.

Манилов

Пустой, приторный.

Строит проекты, но ничего не делает.

Почему он такой?

Потому что «душа мертва».

                           Казанова Т.

         Ноздрёв

Хвастливый, задиристый.

Пьёт, врёт, всем  «пакостит».

Почему он так ведёт себя?

Потому что «мёртвая душа».

                             Богданов В.

Плюшкин

Скупой, жадный.

Всё подбирает, ворует, копит.

Кем стал?

«Мертвой душой» – прорехой на человечестве.

                                                             Ульянова О.

Коробочка

Предприимчивая, но дубинноголовая.

Всё копит, боится продешевить.

Зачем ей всё это?

Сама не знает.

                           Войтович Г.

         Собакевич

Некулюжий, жадный.

Подмечает, понимает, обманывает.

Почему он такой?

Потому что «мёртвая душа».

                                  Кумов Я.

Проведение диагностики позволяет утверждать, что используемый приём   технологии РКМЧП обеспечивают самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе, развивает критическое и творческое мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот удивительный мир!

Презентация "Этот прекрасный, чудесный, удивительный мир…"...

Внеклассное мероприятие по биологии "Этот удивительный мир цветов"

Внеклассное мероприятие "Этот удивительный мир цветов" для учащихся 6-7 классов (конкурсная программа)....

«Этот удивительный мультимедийный мир»

Данная методическая разработка представляет собой  факультативный курс по  предмету информатика на тему  «Этот удивительный мультимедийный мир».Курс рассчитан  для учащихся 5...

Урок геометрии и МХК "Этот удивительно симметричный мир"

Бинарный урок, представленный на районном семинаре замдиректоров по УВР....

Этот удивительный жираф

Какое удивительное животное - жираф! И как мало мы о нем знаем! О жирафе в стихах, фотографиях и фактах!...


 

Комментарии

Белова Елена Тимофеевна

Талантливые ученики только у талантливого учителя!