Разработка урока по литературе для 6 класса «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Карасева Татьяна Ивановна

Разработка содержит конспект урока по литературе для 6 класса, воспользоваться которым может как учитель для подготовки к уроку, так и ученик, пропустивший занятие и решивший самостоятельно изучь тему.

Данная разработка урока направлена на то,чтобы выявить и обобщить знания учащихся о Владимире Мономахе и его роли в истории Руси; дать понятие жанра поучения, формировать умение самостоятельного построения определения; развивать логику, умение анализировать  предложенные тексты, выделять общее; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

 Данная разработка сопровождается наглядным материалом:(слайдова презентация) фотографии Владимира мономаха, изображения книги "Поучения" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе для 6 класса.

Тема: «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни.

 Цели урока:

 - выявить и обобщить знания учащихся о Владимире Мономахе и его роли в истории Руси;

 - дать понятие жанра поучения, формировать умение самостоятельного построения определения.

  - развивать логику, умение анализировать  предложенные тексты, выделять общее;

  -воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

Оборудование:

  • экран, медиапроектор, компьютер;

Ход урока.

  1. Учитель:

 Древнерусская литература - бесценный кладезь поэзии, необыкновенного мастерства и глубинного содержания творений русского народа. Мы не знаем имен тех, кто создавал эти шедевры, но с гордостью заявляем о том, что они составляют бессмертную славу и величие русской национальной культуры.

Вместе с тем через века дошли до нас и некоторые имена создателей великой древней литературы, которых мы сегодня вспоминаем с уважением и неподдельной любовью. Мы черпаем вдохновение, знания, опыт из неумирающих творений прошлого, применяем их в настоящем и будем применять в будущем.

Сегодня мы обратимся к имени Владимира Мономаха. СЛАЙД 1 (изображение В.Мономаха)

  • Давайте вспомним, что вы знаете о Владимире Мономахе из истории?

 (Это выдающийся русский князь, живший в Киевской Руси. Год рождения - 1053, год смерти - 1125. Мономах жил в трудные времена, когда между отдельными князьями не прекращались междоусобицы, вражда, когда на Руси не было единства, и этим пользовались враги, постоянно нападавшие на Киевскую Русь. Он не жалел своих сил для укрепления единства Руси, для борьбы с теми, кто пытался покорить Киевскую Русь. За годы своего княжения Мономах совершил 83 великих похода,19 раз совершал мир с половецкими князьями, строил церкви, современники и потомки прославляли его имя.)

  • Исходя из этого, как вы думаете, каким человеком был Владимир Мономах? (миротворец, много потрудился за Русскую землю, патриот, верующий человек, великий князь)
  1.  Сегодня мы познакомимся с новым жанром древнерусской литературы – поучением. Что же такое поучение? Как вы понимаете значение этого слова? Словарная работа: изучение литературоведческого термина «поучение» ( записываем определение в тетрадь) СЛАЙД 2
  2. СЛАЙД 3(изображение книги) Выразительное чтение текста «Поучения».

Вопрос к учащимся:

Как, по вашему мнению, должно звучать «Поучение»? С какой интонацией? Какие чувства вы попытаетесь донести при чтении? (Примерные ответы: убедительно, доброжелательно, сердечно, мягко).

Словарная работа.

 «Поучение»  написано в 12 веке. С этого времени в русском языке произошло много изменений, поэтому в тексте вам встретятся устаревшие слова. Их значение можно найти на экране или попробовать подобрать однокоренное слово.

Устаревшие слова                                                               СЛАЙД 3

Сидя на санях — готовясь в мир иной.

Уповать — твёрдо надеяться.

Смерд—крестьянин.

Тленный — телесный, смертный.

Посадник—воевода, начальник.

Агнец—ягнёнок.

Рядить—править, управлять.

Тиун—управитель.

  1. Беседа по содержанию прочитанного (Работа с текстом).
  • В чем смысл поучений Владимира Мономаха? (Примерный ответ: научить правильно жить, поделиться своим жизненным опытом, мировоззрением, мудростью, учить жить по-христиански)
  • Какие советы дает автор? Как вы их понимаете? (Учащиеся приводят цитаты в подтверждение своих мыслей: «…Не ленитесь, но за всем наблюдайте…усердно трудитесь… лжи остерегайтесь и пьянства, от него душа погибает и тело… напоите и накормите просящего… убогих не забывайте и подавайте сироте… ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его… соблюдайте слово свое… не уклоняйтесь учить увлекающихся властью…» и т.д.)
  • Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам? Аргументируйте свой ответ. (Примерный ответ: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети  и внуки будут относиться к нам и т.д.)
  • Каким советам, по вашему мнению, необходимо следовать и сегодня? Почему? (Когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что они написаны сегодня.
  • Не ленитесь, но трудитесь;                                                                
  • Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело;
  • Гордости не имейте в сердце и в уме;
  • Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
  • Не пропустите человека, не приветив его;
  • Чего не умеете, тому учитесь;
  • Творите добро. 
  1. Обобщающее слово учителя (Всё «Поучение» Владимира Мономаха пронизано светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир. Князь побуждает читателя к доброй деятельности. Любовь и милость для него – начала христианской жизни, любого дела. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, ибо автор призывает следовать вечным человеческим ценностям)
  2.  Домашнее задание: составить поучение младшему брату или сестренке.

  1. Совместная работа над составлением плана поучения, обращенного к младшему брату, сестре, другу (по выбору учащегося). По ходу обсуждения он записывается на слайде и в тетрадях. Одновременно подбирается словарь наиболее употребляемых слов и выражений.
  • Каждый из вас уже имеет некоторый жизненный опыт в отношениях с родителями, сестрами и братьями, друзьями, общении с ними. Подумайте, что хотелось бы вам посоветовать младшим, от чего уберечь, что внушить?
  • Как можно назвать свою работу? (Примерные ответы: письмо-наставление младшей сестренке, поучение старшего брата Игоря младшему брату Михаилу и т.д.)
  • С чего, как вы считаете, нужно начать поучение? (Примерный ответ: с обращения, например: Милый мой маленький братик!)
  • На что можно указать далее? (Примерный ответ: почему пишется такое наставление, например: боязнь за ошибки брата в его отношении ко взрослым, друзьям, недовольства родных его поведением и т.д.)
  • Что будет представлять собой основная часть? (Примерный ответ: советы, наставления)
  • Чем можно закончить поучение? (Примерный ответ: просьбой внимательно прислушаться к советам, а также наказом, как пользоваться поучением, чтобы оно принесло пользу)

СЛАЙД  4У учащихся и на слайде записан совместно составленный план (Примерный план: 1. Обращение, 2. Причина появления такого поучения, 3. Советы, наставления, 4. Концовка), а также слова и выражения (Например: усердно, грамотка, примите в сердце свое, чтить старых, творить добро, душа, остерегаться, причинять вред и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....