Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Лаврова Ирина Николаевна

Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I » Урок литературы в 11 классе Учитель Лаврова И.Н.

Слайд 2

Цели: 1.показать становление личности в эпохе 2.возрастание роли отдельного человека в истории 3.художественный анализ образа Петра Первого 4.воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны

Слайд 3

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещение, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А. С. Пушкин

Слайд 4

Петербург основан на слезах и трупах Н. Карамзин Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигать ему на всех площадях и улицах великого царства русского В .Г. Белинский

Слайд 5

Начало работы над романом «Петр I » совпадает с мощным трудовым подъёмом в стране, строительством заводов, новых городов. Алексей Николаевич ощущает перекличку двух эпох. Пётр для автора - « загадка в историческом тумане ». В романе показано формирование личности русского царя, историческая роль народа во всех преобразованиях, необходимость реформ. Страна ждала перемен. Пётр оказался тем человеком, который нужен многострадальной России. Именно таким он показан в романе Алексея Николаевича Толстого.

Слайд 6

Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер. Алексей Николаевич Толстой.

Слайд 7

Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки - нищета, холопство, бездолье. Мужик с поротой задницей ковырял кое-как постылую землю. Посадский человек от нестерпимых даней и поборов выл на холодном дворе. Стонало все мелкое купечество. Худел мелкопоместный дворянин. Истощалась земля; урожай сам-три - слава тебе, господи. Кряхтели даже бояре и именитые купцы. Боярину в дедовские времена много ли было нужно? - шуба на соболях да шапка горлатная - вот и честь. А дома хлебал те же щи с солониной, спал да молился богу. Нынче глаза стали голоднее: захотелось жить не хуже польских панов, или лифляндцев , или немцев: наслышались, повидали многое. Сердце разгорелось жадностью. … А где деньги? Туго, весьма туго. Торговлишка плохая. Своему много не продашь, свой - гол. За границу не повезешь, - не на чем. Моря чужие. Все торги с заграницей прибрали к рукам иноземцы. А послушаешь, как торгуют в иных землях, - голову бы разбил с досады. Что за Россия, заклятая страна, - когда же ты с места сдвинешься? (Кн.1 гл.2, ч.1)

Слайд 8

- К тому же мало поворотливы были русские люди. Жили по-медвежьи за крепкими воротами, за неперелазным тыном в усадьбах на Москве. В день отстаивали три службы. Четыре раза плотно ели, да спали еще днем для приличия и здоровья. Свободного времени оставалось немного: боярину - ехать во дворец, дожидаться, когда царю угодно потребовать от него службы, купцу - сидеть у лавки, зазывать прохожих, приказному дьяку - сопеть над грамотами . - Россия – золотое дно – лежала под вековой тиной… Если не новый царь поднимет жизнь, так кто же? - Не мила, не уютна была русская земля – хуже всякой горькой неволи, - за тысячу лет исхоженная лаптями, с досадой ковыряемая сохой, покрытая пеплом разоренных деревень, непомянутыми могилами. Бездолье, дичь.

Слайд 9

- В Москве - науки, искусства! - сказал он, лягнув ногой под столом. - Сам их здесь только увидел... Их у нас не заводили, боялись... Бояре наши, дворяне - мужичье сиволапое - спят, жрут да молятся... Страна наша мрачная. Вы бы там со страху дня не прожили. Сижу здесь с вами, - жутко оглянуться... Под одной Москвой - тридцать тысяч разбойников... Говорят про меня - я много крови лью, в тетрадях подметных, что-де я сам пытаю... … Так вы тому не верьте... Больше всего люблю строить корабли... Галера " Принкипиум " от мачты до киля вот этими руками построена (разжал наконец кулаки, показал мозоли)... Люблю море и очень люблю пускать потешные огни. Знаю четырнадцать ремесел, но еще плохо, за этим сюда приехал... А про то, что зол и кровь люблю, - врут... Я не зол... А пожить с нашими в Москве, каждый бешеным станет... В России все нужно ломать, - все заново... А уж люди у нас упрямы! - на ином мясо до костей под кнутом слезет... - Запнулся, взглянул в глаза женщин и улыбнулся им виновато: - У вас королями быть - разлюбезное дело... А ведь мне, мамаша, - схватил курфюрстину Софью за руку, - мне нужно сначала самому плотничать научиться . ( Кн.1, гл.7, ч.7)

Слайд 10

Петр путешествует по Германии Петр и Меншиков вылезли из дормеза, разминая ноги. — А что, Алексашка, заведем когда-нибудь у себя такую жизнь? — Не знаю, мин херц , — не скоро, пожалуй... — Милая жизнь... Слышь, и собаки здесь лают без ярости... Парадиз... Вспомню Москву, — так бы сжег ее... — Хлев, это верно... — Сидят на старине, — ж...па сгнила... Землю за тысячу лет пахать не научились... Отчего сие? Курфюрст Фридрих — умный человек: к Балтийскому морю нам надо пробиваться — вот что... И там бы город построить новый — истинный парадиз... Гляди, — звезды здесь ярче нашего... — А у нас бы, мин херц , кругом бы тут все обгадили... — Погоди, Алексаша , вернусь — дух из Москвы вышибу... — Только так и можно...

Слайд 11

Первым из сподвижников Петра по праву считался светлейший князь, а в прошлом — сын придворного конюха, Александр Данилович Меншиков. Почти ровесник Петра, он долгие годы был первым фаворитом царя и многого достиг благодаря своей преданной службе государю . Сподвижники Петра

Слайд 12

Сподвижники Петра В 1689 году Лефорт познакомился с молодым Петром, и с этих пор его судьба была неразрывно связана с деятельностью юного самодержца. В 1690 году Петр начал открыто посещать Немецкую слободу, где всё чаще бывал в гостях у Лефорта. Ни одно дело, задуманное Петром, не обходилось без участия Лефорта. Он командовал полком, кораблем «Марс» во время морских учений, а затем и прибывшим из Голландии кораблем. Он сопровождал Петра в его поездках по стране. В 1693 году он был произведен в генералы . Лефорт участвовал в Азовских походах и во время штурма Азова в 1695 году лично захватил турецкое знамя. После этого похода он был назначен Петром адмиралом русского флота. Это назначение не всем пришлось по душе, так как считалось, что Лефорт был несведущ в морском деле, но Петр рассчитывал на его энтузиазм и энергию, чтобы создать русский галерный флот и перекрыть туркам доступ к Азову. Лефорт с этой задачей успешно справился (19 июля 1696 года крепость Азов была взята). Во время правления Петра I была организована дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697—1698 годах, которую возглавлял Лефорт и которая называлась «Великое посольство». Лефорт Франц Яковлевич

Слайд 13

Петр дивился разумности сердечного друга Франца. "По-французски называется политик - знать свои выгоды, - объяснял Лефорт. ..." Чудно было его слушать: танцор, дебошан , балагур, а здесь вдруг заговорил о том, о чем русские и не заикались: "У вас каждый тянет врозь, а до государства никому дела нет: одному прибытки дороги, другому честь, иному - только чрево набить... Народа такого дикого сыскать можно разве в Африке. Ни ремеслов , ни войска, ни флота... Одно - три шкуры драть, да и те худые..." Говорил он такие слова смело, не боясь, что Петр вступится за Третий Рим... Будто со свечой проникал он в дебри Петрова ума, дикого, жадного, встревоженного. Уж и огонек лампады перед ликом Сергия лизал зеленое стекло, и за окном затихали шаги дозорных, - Лефорт, рассмешив шуточкой, опять сворачивал на свое: - Ты очень умный человек, Петер... О, я много шатался по свету, видел разных людей... Тебе отдаю шпагу мою и жизнь... (Любовно заглядывая в карие, выпуклые глаза Петра, такого тихого и будто много лет прожившего за эти дни.) Нужны тебе верные и умные люди, Петер... Не торопись, жди, - мы найдем новых людей, таких, кто за дело, за твое слово в огонь пойдут, отца, мать не пожалеют... А бояре пусть спорят между собой за места, за честь, - им новые головы не приставишь, а отрубить их никогда не поздно... Выжди, укрепись, еще слаб бороться с боярами... Будут у нас потехи, шумство , красивые девушки... Покуда кровь горяча, - гуляй, - казны хватит, ты - царь... Близко шептали его тонкие губы, закрученные усики щекотали щеку Петра, зрачки, то ласковые, то твердые, дышали умом и дебошанством ... Любимый человек читал в мыслях, словами выговаривал то, что смутным только желанием бродило в голове Петра...

Слайд 14

Лефорт стал нужен Петру, как умная мать ребенку: Лефорт с полслова понимал его желания, стерег от опасностей, учил видеть выгоды и невыгоды и, казалось, сам горячо его полюбил, постоянно был подле царя не за тем, чтобы просить, как бояре — уныло стукая челом в ноги, — деревенек и людишек, а для общего им обоим дела и общих потех. Нарядный, болтливый, добродушный, как утреннее солнце в окошке, он появлялся — с поклонами, улыбочками — у Петра в опочивальне, — и так весельем, радостными заботами, счастливыми ожиданиями — начинался день. Петр любил в Лефорте свои сладкие думы о заморских землях, прекрасных городах и гаванях с кораблями и отважными капитанами, пропахшими табаком и ромом, — все, что с детства мерещилось ему на картинках и печатных листах, привозимых из-за границы. Даже запах от платья Лефорта был не русский, иной, весьма приятный... Петр хотел, чтобы дом его любимца стал островком этой манящей иноземщины…

Слайд 15

Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы. Но по отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царя вполне оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокружительную карьеру, став близкими сподвижниками царя.

Слайд 16

Женские образы в романе Царевна Софья В светлице дремотно, только постукивает маятник. Много здесь было пролито слез. Не раз, бывало, металась Софья между этих стен... Кричи, изгрызи руки — все равно уходят годы, отцветает молодость... Обречена девка, царская дочь, на вечное девство, черную скуфью... Из светлицы одна дверь — в монастырь. Сколько их тут — царевен — крикивало по ночам в подушку дикими голосами, рвало на себе косы — никто не слыхал, не видел. И только на троне может эта сильная и волевая натура самореализоваться . Но трагедия Софьи в том, что не почувствовала она необходимость реформ для России, сделала ставку на боярство — консервативнейшую часть общества.

Слайд 17

Царица Наталья Кирилловна Наталья Кирилловна живет в постоянном страхе за сына. Ей непонятны его наклонности и привязанности. Она была рада, если бы Петруша целыми днями сидел подле нее, чисто одетый и аккуратно причесанный, но она верит в высокое предназначение сына. Мать Петра - Наталья Кирилловна Нарышкина - из бедного дворянского рода, «у отца с матерью в лаптях ходила», в чем ее постоянно упрекала царевна Софья. Она была бесправным существом в огромном семействе, куда ее отдали замуж. Когда Петр был маленьким, она боялась, что его могут убить в борьбе за власть. Сердце матери замирало, когда она слышала слова Софьи: «Жалко, стрельцы волчонка не задушили с волчицей». Толстой рисует образ заботливой, любящей матери, опекающей сына. Когда мать Петра заболела и лежала при смерти, Петр, «припав у изголовья, целовал ей плечо и лицо». Он с нежностью к матери сказал сестре: «Наташа, ...маманю жалко». Здесь мы видим, как образ Петра дополняется другими чертами - такими как любовь, жалость к матери.

Слайд 18

Анна Монс Несколько особняком стоит в романе образ Анны Монс — первой возлюбленной царя, не сумевшей оценить то значение, которое давала ей истинная любовь Петра. Глупой мещанкой оказалась Анна, не сумевшая перешагнуть через предрассудки, а вернее всего, не полюбившая Петра. Он скорее пугал ее, она пользовалась его щедротами, но сердце этой глупой немочки оставалось глухим к его любви.

Слайд 19

Евдокия Лопухина И вдруг поняла: теперь она полновластная царица... Зажмурилась, сжала губы по-царичьи ... «Анну Монс — в Сибирь навечно, — это первое. За мужа — взяться... Конечно, покойная свекровь, ненавистница, только и делала, что ему наговаривала... Теперь по-другому повернется. Вчера была Дуня, сегодня государыня всея Великия и Малыя и Белыя ... (Представила, как выходит из Успенского собора, впереди бояр, под колокольный звон к народу, — дух перехватило.) Платье большое царское надо шить новое, а уж с Натальи Кирилловны обносы не надену... Петруша всегда в отъезде, самой придется править... Так же не понимает Петра и его жена Авдотья. Она горда своим положением царицы, но никак не хочет понять, что времена уже изменились и Петр не тот человек, которого можно приручить. Ее роковой ошибкой было желание скорее занять место покойной свекрови. Но Петр ей этого не простил. И пошла она вслед за другими в монастырь..

Слайд 20

Екатерина … блестели ее темные глаза, как шелк блестели ее черные кудри, падающие двумя прядями на легко дышащую грудь. И казалось, — так же легко, как только что здесь по лестницам, она пробежала через все невзгоды своей коротенькой жизни...

Слайд 21

Реформы Петра I Царь Петр I много сделал для России. При нем активно развивалась промышленность, расширилась торговля. По всей России начали строиться новые города, а в старых освещали улицы. С возникновением всероссийского рынка вырос экономический потенциал центральной власти. А воссоединение Украины и России и освоение Сибири превратило Россию в величайшее государство мира. В петровское время активно проводилась разведка рудных богатств, строились чугунолитейные и оружейные заводы на Урале и в Центральной России, прокладывались каналы и новые стратегические дороги, сооружались корабельные верфи, а вместе с ними возникали и новые города . Петр I провел областную реформу 1708–1710 гг., разделившую страну на 8 губерний во главе с губернаторами и генерал-губернаторами. В 1719н. губернии были поделены на провинции, провинции на уезды. Указом о единонаследии 1714 года уравнивались поместья и вотчины, вводился майорат (предоставление права наследования недвижимости старшему из сыновей), целью которого было призвано обеспечить стабильный рост дворянского землевладения .

Слайд 22

Укрепляя свои позиции на Балтийском море, Петр I еще в 1703 году заложил в устье реки Невы город Санкт-Петербург, превратившийся в морской торговый порт, призванный обслуживать потребности всей России. Основанием этого города Петр "прорубил окно в Европу ". В 1722 году издан Табель о рангах всех воинских, статских и придворных служебных чинов, по которому родовое дворянство можно было получить «за беспорочную службу императору и государству». Персидский поход Петра в 1722–1723 годах закрепил за Россией западное побережье Каспия с городами Дербент и Баку. Там при Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства. В 1724 году был издан указ об открытии Петербургской академии наук с гимназией и университетом .

Слайд 23

В романе Алексея Николаевича Толстого мы видим государя русского темпераментным, горячим, вспыльчивым, волевым, порой застенчивым, порой страшным. Нас поражают, удивляют такие качества, как жизнелюбие, размах, острый ум, ненависть к косности, упорство, непреклонная воля, талантливость, трудолюбие. Заслуга писателя в том, что ему удалось показать постепенное формирование Петра Первого как выдающейся исторической личности, а не сразу показать уже сложившегося полководца. Пётр – сын своей эпохи. Можно с уверенностью сказать, что книга Алексея Николаевича Толстого « Пётр Первый » является художественным памятником великому человеку, неравнодушному к своему народу, к своей стране.

Слайд 24

Город Петра

Слайд 25

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и личность в романе А. Толстого "Петр Первый"

В данном материале важно показать какую роль играет личность в истории и необходимость петровских преобразований....

«Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого»

Урок  «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого» проведен в нетрадиционной форме. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Данный у...

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....

Полилог в романе А. Толстого "Петр Первый"

диалог и полилог в романе "Петр Пурвый"...

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....

Урок – обобщение по роману А.Толстого «Петр Первый» Становление личности великого имперетора».

Урок – обобщение по роману А.Толстого «Петр Первый» Становление личности великого имперетора»....

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...