«Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности). 6 класс.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Шкодкина Ольга Николаевна

Разработка технологической карты урока по теме "Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России" в соответствии с ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в соответствии с ФГОС ООО

Литература

Открытый урок в 6 классе А

Учитель Шкодкина Ольга Николаевна

Тема:

«Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности)

Цель:

Обобщить сведения о М.В. Ломоносове как великом русском учёном-энциклопедисте, стоявшем у истоков современного русского языка и литературы, одном из самых выдающихся людей России.

Задачи:

а) предметные: овладеть понятиями (ода, энциклопедист, университет, тема, аллегория (иносказание), рифма;

б) метапредметные-коммуникативные: развить коммуникативные навыки (через общение, составление устного высказывания, обоснование выбора элементов «памятника», обоснование личной точки зрения на предмет обсуждения);

в) воспитательные: получение опыта патриотического переживания через обсуждение деятельности и творчества учёного.

Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД

Личностные: воспитание патриотизма, переживание чувства восхищения огромностью таланта

и всеохватной деятельностью великого учёного.

Метапредметные: умение понимать проблему, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

формулировать выводы, умение самостоятельно организовывать свою деятельность,

оценивать её, умение работать с разными источниками информации.

Творческие: преобразование интеллектуальных знаний в творческий продукт.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их создания,

выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей

 и их современного звучания, овладение элементами анализа литературного

произведения, владение элементарной литературоведческой

терминологией при анализе литературного произведения.

Познаватель-ные УУД

Коммуникатив-ные

УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи: 

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критически относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация); искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществить действия по реализации плана; соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.

Умение оценивать  масштаб личности выдающегося ученого, определить свою позицию в отношении возможностей человека, сознательно выбирающего путь служения высоким целя, умение  определить путь собственного развития.

Определять цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять действия по реализации плана, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки с помощью учителя.

Основные понятия

Энциклопедист, университет, ода, тема,  аллегория (иносказание), рифма

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Постановка учебных задач

2.Целеполага-ние

 Создание проблемной ситуации.

Фиксация учебной задачи

Определить цель работы

Представление темы урока, эпиграфов  к уроку, приглашение к определению задач урока, проблемы с помощью эпиграфов.

- У Н. Некрасова есть стихотворение, в котором он обращается к крестьянскому мальчику-школьнику:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик…

-  О каком великом «архангельском мужике» идёт речь?

Открываю тему урока и эпиграфы:

«Он создал первый университет…

Он, лучше сказать, сам был первым

нашим университетом»

А.С. Пушкин

«…Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, мирит с жизнью, возбуждает деятельность».
В.Г. Белинский

-  Определите цель нашего урока?

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Осуществляют целеполагание

(Выяснить, почему М.В.Ломоносов – великий сын России, что он сделал для Отечества, для народа)

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Читают тему и эпиграфы

Определяют цель урока

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Взаимодействие в группе

3. Построение проекта выхода из затруднения

Поиск решения учебной задачи

Организую поиск действий для решения учебной задачи:

-  У вас на парте лежит лист с таблицами № 1 и №2. Заполните сначала первую колонку таблицы №2, остальные колонки заполните в ходе урока.

-  Великим людям ставят памятники. Существует немало памятников М. Ломоносову. Его именем названы географические объекты, химический элемент, звезда, в его честь учреждены награды, например Большая Золотая медаль имени

М.В.Ломоносова – высшая награда российской Академии. Его имя носит гос. университет в Москве. Памятники бывают разные:

- Из чего бывают памятники?

--Памятники бывают разные… Давайте создадим свой воображаемый «памятник» великому сыну России. Это будет проект, над которым мы будем работать в течение урока.

-  Каждая группа, готовившая сообщения о Ломоносове, может представить свою «модель», а может, это будет общий проект, общее решение.

Слушая сообщение, вы заполняете таблицу №1

«Достижения Ломоносова» 

- Итак, послушаем сообщения групп.

Вспоминают из опыта, из чего делают памятники

Вопринимают и сохраняют учебную задачу

Принятие и сохранение учебной задачи

4.Реализация проекта

Представление сообщений, дополнение,

обсуждение информации, предложения по проекту

 Организую учебное взаимодействие в группах, корректирую действия

Устные выступления с использованием ТСО и др. средств

5.Переход к этапу решения

Выработка общего решения

Организую обсуждение предполагаемых проектов, подвожу  к выводу о том, что личность Ломоносова настолько гениальна, интересы многогранны, открытия многочисленны, так что невозможно в скульптурном памятнике это величие отразить.

Размышляют о том, каким был учёный, в чём его величие, о чём он заботился, в чем видел цель своего служения.

По ходу урока заполняют таблицы, анализируют, обобщают, делают выводы, планируют, что нужно узнать, что сделать

6.Предъявление проекта, его защита

Возможно общее решение: словесное описание модели  «памятника», творческая работа в виде синквейна, оды, коллажа или др. продуктов творчества

Организую предъявление результатов работы

Эвристическое решение - приходят к выводу о нерукотворном памятнике великому учёному-энциклопедисту, объясняют свою точку зрения

Сверяют свои действия с целью урока, с учебными задачами, строят план дальнейших учебных действий.

7.Рефлексия деятельности

8. Домашнее задание

Определение, как и насколько смогли справиться с поставленной целью;

 определение обучающимися личных

достижений на уроке

Связать работу на уроке с домашним заданием

Организую рефлексию

- Попробуйте объяснить, в чем оказалась самая большая трудность в работе над проектом.

-  Всякого ли человека, который много работает, много знает, можно назвать великим? А какого?

- Напишите эссэ

«Великий сын России»

или «Похвальное слово Ломоносову»

- нарисуйте иллюстрации к биографии ученого

Анализируют, контролируют, оценивают результат

Строят высказывания, слушают друг друга и учителя, приходят к итогам урока.

Какие новые слова и понятия узнали при изучении темы.

Используя записи в таблице, осуществляют рефлексию,

Определяют области

«знал» «узнал»,

Какие новые слова узнал,

определяют задачи на будущее.

В ходе урока ученики придумали синквейн:

 Ломоносов

гениальный, великий, универсальный,

учился, открывал, создавал, творил, боролся.

Российский гений показал безграничность человеческого разума и творчества, истинный патриот своей страны.

Великий сын России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....

Внеклассное мероприятие «Михаил Ломоносов - Великий сын России», посвященное 300-летию со дня рождения

Цели:Образовательная:- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;Развивающая: - вырабатывать у учащихся  интерес к чтению, к поиску новой информации; мобилизовать тв...

ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ – МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

Интегрированный урок 9 (география=литература) в 9 классе 2часа. Учитель географии: Афанасьева О.А. и учитель литературы: Бурых И.М....

Великий сын России- Михаил Васильевич Ломоносов

Интегрированный урок (география+литература) к юбилею М.В. Ломоносова...

Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:  формировать представление  о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вкла...

Михаил Васильевич Ломоносов 8 класс История

Михаил Васильевич Ломоносов 8 класс История...

Способы достижения цели. Урок курса "Основы проектной деятельности"

Урок курса "Основы проектной деятельности"  по теме "Способы достижения цели"....