Творческий проект по повестям Н.В.Гоголя сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
проект по литературе (6 класс) по теме

Таякина Светлана Алексеевна

Данный материал представляет собой творческий проект по повестям сборника  Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Задача: Проследить, как  показана борьба Добра и  Зла в повестях Н.В.Гоголя сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Кто побеждает  в этой борьбе? Как решает эту проблему Н.В.Гоголь, какие нравственные уроки помогает нам извлечь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект_литература_6класс49 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект по повестям Н.В. Гоголя  сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Учебный предмет: литература.

Возраст участников: 6 класс.

Тема: Добро и Зло в повестях Н.В. Гоголя сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Задача: Проследить, как  показана борьба Добра и  Зла в повестях Н.В.Гоголя сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Кто побеждает  в этой борьбе? Как решает эту проблему Н.В.Гоголь, какие нравственные уроки помогает нам извлечь?

Распределение учебных действий

Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Таякина Светлана Алексеевна.

1 группа – биографы;

2 группа – этнографы;

3 группа – оформители;

4 группа – участники театрального действия по повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»;

5 группа – участники театрального действия по повести  Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»;

6 группа – участники представления проекта.

Ход проекта.

  1. Прочитать  произведения Н.В.Гоголя (сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
  2. Определить значение ключевых слов.
  3. Найти репродукции картин А.И.Куинджи, соответствующие теме проекта.
  4. Подготовиться к инсценировке некоторых сцен повестей  (распределение ролей, подготовка костюмов, поиск музыкального сопровождения, постановка танцев).
  5. Более подробно познакомиться с биографией Н.В.Гоголя.
  6. Собрать материалы, отобрать наиболее важные, подготовиться к презентации проекта.

Презентация проекта.

В презентации проекта участвуют 4-ая, 5-ая и 6-ая группы.

  1. Тема, которую мы сегодня поднимем: «Добро и зло в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя.  Главная, вечная тема для каждого человека и самую актуальную в наше время.

 Задача: Добро и Зло. Как решает эту тему Гоголь, какие нравственные уроки помогает нам извлечь?

С этой темой мы  встречаемся уже на первых страницах повести «Сорочинская ярмарка». Что представляет собой ярмарка  в Сорочинцах?

  1. Ярмарка – событие из ряда вон выходящее, народный праздник. Здесь все привычные представления опрокинуты, отметаются все условности. Все участники – как одушевленное целое, охваченное радостью, весельем. Легкостью, широтой и открытостью.

Но что-то мешает людям безмятежно веселиться, спокойно торговать. Что это?

Зло рядом. Народ называет это место проклятым.  Зло воплощается и в зримый образ, появляется сам чёрт. Каков он?

Открывается ширма, и появляется чёрт.

Такой, как в народных преданиях. Его образ если не очеловечивается, то одомашнивается. Он такой несчастный, так как изгнан из ада, с горя пьёт. Ему нужны деньги, поэтому он закладывает свитку, а потом и вовсе исчезает.

Так, может, и говорить не о чем? Исчез чёрт, и исчезло зло? Нет, осталась его красная свитка.

Такая дорогая, редкая, очень красивая вещь. Наверное, счастлив её обладатель? Какова история красной свитки? Может ли зло или то, что имеет отношение ко злу, сделать добро?  

Все обладатели свитки счастья не получили, одни убытки. Стремились от неё избавиться, но и это было не просто. Удалось только тому, кто, перекрестившись, изрубил свитку и разбросал куски.

Легко отличить зло, если оно с рогами и копытами или со свиным рылом. Но очень часто оно скрывается под обычной человеческой личиной. Как же тогда его распознать? Не поможет ли в этом Гоголь?

Воплощение зла – мачеха Хивря. Её речь, отношение к падчерице… Поэтому парубки и говорят: «А вот впереди и дьявол сидит».

Главные герои – Грицько и Параска вместе. Только счастье они добыли при помощи хитроумного Цыгана, тот придумал, как распорядиться куском свитки.

Но нет у нас никакой уверенности, что молодые будут счастливы: в нечистом месте, нечистым способом, с помощью нечистой силы добыто оно.

  1. Откуда у Гоголя, ещё молодого человека (ему чуть больше 20-ти), такой странный взгляд на мир: с одной стороны, поэтический, романтичный, а  с другой – очень суровый, всевидящий, реалистический?

Всему начало  - семья. Детство человека. Все мы родом из детства.

«Нужно сильно потрясти детские чувства. И тогда они надолго сохраняют всё прекрасное. Я испытал это на себе», - так писал Гоголь матери в октябре 1833 года.

(выступает группа биографов с сообщениями. Источник: Золотусский И.П.Ю.,  Гоголь. – М., 1979.- с. 13-14, 24-25)    

С ранних лет маленький Гоголь приходил к людям, искал их сочувствия, участия. Чтобы изгнать  из сердца страшную пустыню. Так и его герои понимают, что в борьбе со злом необходимо  единение всего доброго и светлого.

  1. Обратимся к другой повести: «Майская ночь, или утопленница».  Когда, в какое время происходит действие в повести?

Демонстрируются слайды: А.И. Куинджи – «Вечер на Украине»…

Вечером. В сумерки, между сном и явью, на грани реального и фантастического.

Изумительна природа, окружающая героев, прекрасны и трепетны чувства, испытываемые ими. Однако в прекрасном пейзаже есть нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю, чувствующую присутствие зла совсем рядом. Что это?

Дом, свидетель дикого зла, изменился. В чём заключалось это страшное зло?

Отец под влиянием мачехи-ведьмы  выгнал родную дочь из дома, толкнул на самоубийство.

Но зло не только в страшном предании. Оказывается. У Левко есть страшный соперник. Его отец,  человек страшный, злобный. Который, будучи головой, обливает на морозе людей холодной водой. Может ли кто-нибудь помочь Левко добиться у отца согласия на брак с Ганной.

Друзья не смогли помочь. И тогда , конечно, происходит чудо. Оживает предание: панночка-утопленница обещает любую награду, если Левко поможет русалкам избавиться от ведьмы. Но вот почему именно к Левко обращается она?

Он добр. Отзывчив на чужую беду, сердце его полно жалости, когда он слушает печальный рассказ панночки.

Не ошиблись русалки в своем выборе, нашел Левко ведьму.

  1. Сценка из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница».
  2. Но как же он узнал её? Внутри у неё виднелось что-то страшное, а у других светилось. И сейчас в нашем языке живы эти выражения:  «черное нутро», «чёрные мысли», «чёрные дела», «чёрный человек». Когда ведьма бросалась на девушек, на лице её сверкает злобная радость – злорадство. И как бы ни маскировалось зло, добрый, чистый человек способен его почувствовать, распознать.

Как бы наградила героя русалка в сказке?  А у Гоголя? Почему? Чистой душе, победившей зло, и награда чистая – не золото, не деньги, а любовь. Почему Левко, получив согласие о свадьбе, не разбудил спящую Галю, чтобы рассказать ей о радости?

Он бережет её покой. Перекрестив девушку,  он закрыл окно и тихо удалился. Это настоящая любовь, которой не страшно никакое зло. И награда за такую любовь, истинную, бережливую – гармония повсюду.

  1. И ещё одна изумительная ночь ждет нас в другой повести -  «Ночь перед рождеством». Что объединяет  все эти повести?  В чём их непохожесть?

Любовь, родители, мешающие счастью своих детей, борьба добра и зла. Но «Майская ночь…» несет на себе трагизм мрачного предания, а «Ночь перед рождеством» задорна, весела.

Почему создается такое впечатление? Ведьма в «Майской ночи злобная, жестокая, страшной чёрной кошкой оборачивается с железными когтями, чтобы задушить падчерицу. А здесь Солоха – женщина, приятная во всех отношениях, а чёрт и вовсе смешной, нелепый. Похожий на немца.

И ещё один герой из темных сил – Пацюк. Когда-то он был запорожцем, потом лечил людей. Тоже не страшный. В этой повести зло внешне и физически не страшно, а смешно нелепо.

Но оно стремится погубить не тело, а душу. Поэтому в повести усиливается тема христианского понимания Добра,  Зла, Греха. Эти евангельские мотивы не случайны, они тоже идут из детства.

  1. Что такое рождество ? (Группа биографов. Источник: И. Золотусский, Гоголь.-М., 1979. - с.28-29)
  2.   А в чём смысл заглавия повести? В ночь перед Рождеством, накануне светлого Рождения Спасителя, нечистая сила в разгуле, в последние часы своего существования норовит ввергнуть в грех православных людей.
  3. Как изображает эту разгулявшуюся нечисть  Гоголь?  Ведьма крадет звезды, чёрт – месяц. В небе колдуны, рой духов, пляшущий чёрт, метла…
  4. А как входит Рождество? Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы было весело колядовать и славить Христа.
  5. Что такое «колядки»? (выступают этнографы).
  6. А почему чёрт  крадет месяц? И кто такой Вакула, что его все черти знают?

Кузнец, живописец, богобоязненный человек, который писал для церкви образа святых и картину, на которой чёрта изгоняют из ада.

 Когда Вакула писал эту картину, так не понравившуюся чёрту, как ни пытался мешать чёрт, не дрогнула рука Вакулы. Так крепка была его вера в Бога. Что же делает его уязвимым?

Любовь к Оксане.

  1. Сценка из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством».
  2. Кажется, в его горе никто не может помочь. И всё-таки он достает черевички, которые носит сама царица, и побеждает чёрта. Он силен физически и духовно. И знает, что со злом такого рода надо бороться  словом Божьим и святым крестом.

И награда ему за чистую его душу – особая. Красота, неожиданно прикоснувшаяся к его душе художника, как предзнаменование того, что всё будет хорошо. Во дворце царицы он увидел картину, изображавшую Пречистую Деву с Божественным Младенцем на руках. Это тоже развитие темы Рождества.  Как апофеоз повести – ожившая в конце повести его картина – его Оксана с дитятей на руках. Этим вечным образом матери с младенцем праздник Рождества предстаёт в повести Гоголя как торжество Добра, Любви и Единения.

  1. Так  какие же уроки мы получили?

- Добро и Зло – это вечная тема борьбы;

- Чтобы распознать Зло, надо самому быть душевно чистым и чутким.

- Бороться со Злом нужно силами Добра, Любви и Справедливости;

- Через постижение  Красоты человек поднимается к добру.

Использованные материалы:

  1. Текст повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  2. Репродукция А.И. Куинджи «Вечер на Украине».
  3. Литература в школе. №1. – М., 1995.-стр.68.
  4. История русской литературы XIX века. Первая половина. Ревякин А.И./ - М.: Просвещение, 1985.
  5. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская Академия наук; Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4 изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999.
  6. Гоголь.  Золотусский И.П./  – М., 1979.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя.

Внеклассное мероприятие по обобщению и систематизации знаний учащихся по повестям Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" в форме игры "Звездный час"....

Литературная викторина «Своя игра» (по повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Описание игры. В викторине принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя ...

Игра-викторина по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя

 Вот и в отдаленные деревни пришел век DVD, компьютеров, не говоря уже о телевизорах. И вместо посещений библиотеки, чтения книг наши дети увлечены компьютерными играми и просмотром фильмов (увы, не п...

Урок в 6 классе по сборнику повестей Н. В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Данный урок в форме творческого зачёта является заключительным  в цикле уроков по изучению повестей из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5-6 классах.  К таким творческим...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по повестям Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

К сожадению, авторство данного материала не моё. Источник не записала, но сам сценарий очень прост для воспроизведения на сцене. У нас в вечере участвовали актёры-технари: электрики, механики, бухгалт...