Доклад "Как привить интерес к чтению"
статья по литературе (5 класс) по теме

Фролова Ольга Александровна

Что я  делаю, чтобы  привить у  детей  любовь  к  чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как привить  интерес к чтению?

Фролова О.А.

учитель русского языка

МБОУ «ООШ с.Безымянное»

Энгельсского  муниципального района

Саратовской области.

Писателя Игоря Волгина спросили, как привить ребенку любовь к чтению  художественной литературы. Игорь Леонидович ответил довольно расплывчато: детей надо приучать к чтению с раннего возраста, хотя заставлять, конечно, нельзя, в общем, вопрос это сложный, все эти компьютеры... В конце концов, он сказал: «Спросите что-нибудь полегче...»  Своё размышление о том, как привить любовь к чтению, я хочу начать со своего детства. Читать я научилась рано, спрашивала про буквы, рисовала их, складывала, и  однажды они неожиданно сложились в слова. Чтение книг  было одним  из моих самых любимых удовольствий в детстве. Книга была практически единственным источником информации. В глазах же современных детей и подростков она источником знаний не является. В наш мир информационного бума, когда люди становятся заложниками телевидения, мобильной связи, Интернета  дети особенно подвержены так называемому информационному пресыщению. И, к сожалению, сегодня жаловаться на то, что ребенок не хочет читать, то же самое, что жаловаться на то, что он не хочет смотреть черно-белый телевизор. Сегодня детям больше интересны те персонажи, которые живут внутри дисков, на экранах компьютеров, планшетов, смартфонов. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Они с легкостью разбираются в мобильных телефонах, компьютерах, которые заменили им  общение с самым верным другом – книгой.  Если мы хотим говорить с детьми на их языке, нам придётся это всё осваивать. Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в школе, потому что он несёт ответственность за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня – во сто крат труднее: развенчание жизненных идеалов, наступление наркомании и насилия, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, – всё это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения. Роль учителя на уроках чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Все, что мы делаем искренне и с удовольствием, приносит хороший результат….правда иногда он далеко отсрочен во времени. Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Ни в коем случае не заставлять. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать. Необходимо показать любыми способами, что чтение – это не только выполнение домашнего задания, что можно найти что-то, что будет интересно лично ему, и такие задания найдутся для каждого. Например, существует целая серия историй в тематике игры «Сталкер», которую так любят мальчики: от самой ранней из них – «Пикник на обочине» братьев Стругацких, до множества сюжетных интерпретаций других авторов.

 Как учитель-практик с 27-летним стажем могу назвать одну из основных, на мой взгляд, причин, почему интерес к чтению ослабевает: уже много лет в 5-6 классах учебный план предусматривает всего 2 часа литературы в неделю. В начальной школе урок чтения у младшего школьника почти каждый день, а в пятый класс дети приходят и – стоп, читаем  всего два раза в неделю. За эти два урока нужно изучить программные произведения, дать первоначальные навыки анализа их для обучения осмысленному чтению, решить еще много разных задач, но пятиклассники  самостоятельно  читать, ещё не научились.

Воспитывать интерес к чтению помогают такие виды работы, как устное рисование, рисунки к прочитанному, разгадывание и составление кроссвордов. Теперь я всё чаще обращаюсь к детям с просьбой рассказать о писателе. Время от времени  делюсь с детьми «вкусными» фактами  из жизни писателей, поэтов. На каждом уроке использую упражнения для развития навыков чтения:

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение про себя.
  3. Чтение в темпе скороговорки.
  4. Динамическое чтение (на карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах).
  5. Бинарное чтение (один текст читают два человека одновременно).
  6. «Буксик» (взрослый читает текст вслух, изменяя скорость чтения, ребенок читает вслух, стараясь успевать за взрослым).
  7. «Ловушка» (взрослый читает текст, заменяя некоторые слова синонимами, ребенок должен назвать замену).
  8. «Прыжки» (чтение через слово).
  9. «Голова и хвост» (взрослый начинает читать любое предложение из текста, ребенок должен найти его и дочитать до конца).
  10. «Первый и последний» (чтение только первой и последней буквы в слове, только первого и последнего слова в строчке, только первого и последнего слова в предложении).
  11. «Прятки» (нахождение в предложении либо тексте слова с определенными признаками, например, начинается на букву А, состоит из двух слогов, имеет ударение на последний слог, т.д.).
  12. «Найди меня» (написаны строчки букв, между которыми «спрятаны» целые слова, нужно их найти и прочитать).
  13. Дикторское чтение (с отрывом взгляда от текста) .

Каждый урок чтения обязательно связывает детей, их жизнь с жизнью всей страны, нашего народа. И в этом мне помогают красные даты календаря. 

 И в заключении  хочу поделиться с  вами опытом своей  работы с родителям ,  потому  что не только в школе, но и в семье, надо учить детей любить книгу. Родители играют большую роль в воспитании интереса к чтению. Нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Держу связь с библиотекой: проводим совместные мероприятия. Может быть,  мои формы работы покажутся банальными, но  мне  они нравятся и приносят хороший результат.

Чтобы дети читали книги, они должны находиться в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. Я прошу родителей, которые избавляются от книг, следуя моде, приносить некоторую литературу в школу. Словари, детские книги, журналы, комиксы, кроссворды, газеты, аудиокниги.

Мне нравится ,  когда книги всегда под рукой и находятся в разных уголках класса, чтобы чаще попадались на глаза детей  и вызывали желание взять их в руки. Ребенок непременно полистает  книжки или увлеченно зачитается, когда ему станет скучно. Я разрешаю такие книги забирать домой, если появляется такое желание.

 Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них, настоящие шедевры театрального искусства. Послушайте, например, «Евгения Онегина» в исполнении Смоктуновского. Это нельзя сравнивать с печатным текстом – просто другое. Для детей можно найти замечательный сборник «Золотой фонд радиоспектаклей на DVD», в котором представлено большинство лучших произведений, когда  либо «переведенных» в формат аудио книги. В подборке могут быть как классика, так и современные авторы, фантастика, поэзия – ориентироваться лучше на пристрастия ребенка в этом вопросе. Текст читается с чувством, с толком, с расстановкой и воспринимается детьми живо, интересно, эмоционально, глаза освобождаются от нагрузки.  Не секрет, что современные дети – это дети прогресса, дети новых  технических новинок. Дополнительную информацию к компьютерным играм можно найти в книгах (например, если игра связана с историческими событиями, то предложить ребенку прочитать сначала об этом). Ни один урок у нас не обходится без  использования ИКТ. Часто копирую им текст произведения на флешки, прошу прочитать дома,  даю задания  создать презентацию по произведению, выделить цитаты, описать героев. Прошу  просмотреть фильм, сравнить с произведением. Это для них намного проще, чем работа с книгой. Родители  должны  обязательно проследить за детьми, помочь.

Метод Кассиля.

Этот метод годится для  детей, которые читают  достаточно свободно, но читать не любят. Читаю текст,  останавливаюсь на самом интересном месте. Прошу детей читать самостоятельно. Они  без особого энтузиазма берутся за книгу, в надежде, что я скоро дочитаю им сама. Читают по предложению или по два, по цепочке. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный. Советую  родителям  дома так готовить домашнее задание, читать по  очереди .Дети с удовольствием  рассказывают потом в школе, как это было здорово. Им нравится говорить дома  о героях прочитанных книг и их поступках, высказывать свое  мнение, спорить с мамой, папой. Советую в обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения. Вслух и про себя. Если ребенок каждый день видит родителя по три часа сидящим с бутылкой пива перед телевизором, то нетрудно предположить, как он будет относиться к нотациям о пользе чтения. И наоборот,  если он  часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться, срабатывает эффект «соленого огурца» - свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае – вкус к чтению.  Ребёнок учится  тому, что  видит у  себя  в  дому.                                     

                 Метод Искры Даунис (детского психолога) .

Однажды ребенок приходит на урок  и находит на парте письмо от Карлсона (Герасима, Митраши и т.д.). Я сообщаю им, что герой  их любит и не хочет с ними  расставаться, приготовил подарок. А где, узнаете из текста. Подарок в нужном месте находится. Ребенок   подозревает игру, но заинтригован. На следующий день еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он что-то сделал ( например подставил на перемене Маше подножку). Билеты в цирк откладываются,  но остаётся задание (например, нарисовать рисунок к басне, найти в тексте описание героя и т. д). Дети удивляются, откуда узнали про то, про это и читают. Тут нужна тесная связь с классным руководителем, родителями, бабушками, дедушками и  их умение не проговориться об этом детям. С каждым днём письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости. Конечно труд учителя здесь огромный, в классах бывает по 15-25 человек, но и результат налицо. 

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги, священную книгу можно было читать, если хорошо вёл себя).

Заранее договариваюсь с родителями, что нужно прочитать  вот такую –то книгу  в течении 2-х недель и объясняю , что я от них хочу, какой помощи. Объявляю детям, что  неплохо было бы прочитать  вот такую- то книгу и прошу их обратиться за помощью к родителям. Родители  сообщают ребенку, что ему рано её читать, но  они  разрешат читать эту книгу, только если он хорошо себя будет вести и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички, страницу), но даже угощают его чем-нибудь  вкусненьким, его любимым, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. То , что запрещено, увлекает. Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведёт, книгу читать запрещают. В школе они делятся впечатлениями, соревнуются кто быстрее закончит, сообщают, кто уже прочитал. Некоторые ищут книгу в библиотеках, магазинах и стараются ,нарушив запрет, прочитать. В итоге, мы получаем – то, что хотели. Вспоминая содержание прочитанной книги, специально изменяю факты, чтобы проверить, запомнил ли их ребёнок. Когда всеми книга прочитана, провожу конкурс знатоков, вручаю грамоты. Здесь опять главное, чтобы родители поддержали учителя, с душой отнеслись к заданию.

Метод неграмотной татарской женщины.

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был ребенок, мать которого плохо говорила по-русски. Кто заинтересовался, найдёт материал и прочитает. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. "Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят". Сын охотно соглашался.

 И так три раза в день. А в будущем сын стал очень хорошим математиком. Прошу родителей попробовать найти жанр, который понравится ребёнку. Волшебные сказки или юмористические рассказы, экзотические приключения или повести о ровесниках: пусть он выберет то, о чём ему интересно читать. Возможность сделать самостоятельный выбор будет приятна ребёнку и свяжет для него чтение со свободой, а не принуждением. А причину почитать каждый родитель придумывает свою, когда ребёнок выберет книгу.

 Приятно слышать  от  детей: «А знаете, читать  дома вместе, оказывается, интересно. Подскажите, что ещё почитать». Такое признание многого стоит. Ведь то, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть для него интересным.

 Как говорят, главное «сеять», где взойдет, там взойдет, а становиться читателем никогда не поздно. 

           Библиографический список
Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению
//– Первое Сентября

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: Вако, 2004.

сайт http://pedsovet.org( дата обращения 17.02.2014)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...