А.П. Чехов "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Ушиярова Гульсум Фаритовна

Разработка урока по литературе. 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _ehov_olstii_i_tonkii_rasskaz.rar5.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ.

Цель: выяснить особенности стиля писателя, мастера слова, детали подтекста; Учить видеть красоту, меткость слова, авторское отношение к лицемерию.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу.

Эпиграф: «Краткость – сестра таланта».

Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)

Ход урока

1. Введение.

Слово учителя.

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи (работа над словом «лаконичный») выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое.

У Чехова мы учимся меткому и точному слову. Сегодня, анализируя рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем как всегда, учиться вчитываться в текст.

2. Основная часть.

        Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

        А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».

        - О чем эта деталь говорит?

        «Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна - две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.

- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали?  

        - А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».) Какие детали здесь наиболее значительные?

        (Он навьючен, на спине поклажа, значит, у него нет денег на носильщика. Обвешенный, он жалок. И пахнет от него кофейной гущей – остатки от кофе).

        - Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопостановлению, антитезе.

        - Богатый и бедный.

        - Прочитайте диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей…

        - Как передает писатель радость этой встречи?

(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?

        - Прочитайте речь тонкого.

        - Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни?

        - Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает?

(С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас это не главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое…ну да, бы с ним!» - не о том хочется ему сейчас, в этот момент говорить).

        - Прочитаем ответ толстого.

        - Что мы узнаем о его положении в обществе?

        - Как, по-вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь?

        - Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?

- Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.

        - Читаем в рассказе… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел» говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этим глаголам.

        - Это «вдруг» передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл, как вкопанный.

        За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что «окаменел», этот глагол – метафора – единственно возможное здесь, самое точное слово художника – мастера.

        Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит?

(О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательные в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…». Что передает каждый глагол?

        - Зачем их так много?

        - Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобостряет, но хихикает, тотчас же в его речи появляется раболенно-почтенное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.

        От языка идем к идее произведения – разоблачение подхалимства и угодничества.

- Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?

        - Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?

- Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с товарищем резко отозвался о новом своем начальнике.

        - Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его.

        Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.

3. Заключение.

        - Для чего он это сделал?

        - Что можем мы сказать о мастерстве Чехова – писателя?

        - Что на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе?

        - Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала этот: Краткость – сестра таланта»?

4. Вывод. Оценка.

5. Домашнее задание:  1) Прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

                                       2) Напишите изложение на тему «Встреча толстого и тонкого на                                                    

                                              на вокзале».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Восток-дело тонкое"

Презентация к семинару 11 класс по теме: " Типичные виды хозяйственной деятельности в Юго-Западной Азии....

Функции тонкого и толстого кишечника

Урок содержит: - Презентацию. - Тест. Презентация разбита на архивы - извлеч их в одну папку....

Эссе" Тонкое искусство"

Для этого я стараюсь быть для своих учеников наставником:  другом, помощником, союзником....

Эссе "Тонкое искусство"

Размышления о том, как стать другом своим ученикам. Была представлена на конкурс эссе  "Тонкое искусство" на портале "Продленка."...

Эссе"Тонкое искусство"

Статья о том, каим должен бть учитель современной школы сегодня....

Осторожно! Тонкий лёд!

Наш поселок находится возле реки Илим – знаменитой во всей Сибири. Каждый опасный сезон (осень – весна) в нашей школе проходит месячник Безопасности на льду. С целью профилактики безопасного поведения...

А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...