Урок внеклассного чтения на тему "Писемский "Очерки из крестьянского быта"
план-конспект урока по литературе по теме

Кудрявцева Людмила Николаевна

Богата Костромская земля талантами, богата славными именами. Одним из таких имен является имя А.Ф.Писемского, с творчеством которого  и предстоит познакомиться. Какими увидел характеры костромских крестьян писатель? – вопрос, на который будет дан ответ

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

НА ТЕМУ:

«А.Ф.ПИСЕМСКИЙ «ОЧЕРКИ ИЗ КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА».

СВОЕОБРАЗИЕ ХАРАКТЕРОВ КОСТРОМСКИХ КРЕСТЬЯН»

ЦЕЛИ  УРОКА:  познакомиться с творчеством А.Ф. Писемского;

                             формировать навыки анализа художественного произведения

ЗАДАЧИ  УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Совершенствовать навыки анализа художественного произведения

Совершенствовать умения давать характеристику литературного героя

Углубить знания о диалектных словах

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Совершенствовать навыки монологического ответа, выразительного чтения

Использовать межпредметные связи

Развивать внимание к родному языку

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать любовь к своей малой родине

Обращать внимание на традиции, обычаи Костромского края

ОФОРМЛЕНИЕ  УРОКА:

  • Портрет Писемского (фото конца 1850-х гг)
  • Указание на годы жизни: 10 марта 1820-21 января 1881
  • Схематичная карта Костромской области, где отмечены географические места, упомянутые А.Ф.Писемским в «Очерках из крестьянского быта»
  • Краткий словарь диалектных слов, используемых А.Ф.Писемским в «Очерках из крестьянского быта»
  • Кроссворд, составленный на основе прочитанных «Очерков…»
  • Иллюстрации учащихся к уроку

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ  К  УРОКУ:

  • ОБЩЕЕ:

1.  прочитать «Питерщик», «Плотничья артель» - обязательно, «Леший» - по желанию учащихся.

 2.  выписать пословицы и поговорки, используемые автором в «Очерках…»

  • ГРУППОВОЕ:
  1. составить словарь диалектных слов, встретившихся в рассказах
  2. подготовить схематичную карту Костромской области, на которой отметить географические места, упомянутые А.Ф.Писемским в «Очерках из крестьянского быта»
  3. выполнить иллюстрации к рассказам
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ:
  1. подготовить кроссворд, составленный на основе прочитанных «Очерков…»
  2. подготовить рассказ об особенностях жизни питерщиков

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:  урок

ХОД УРОКА:

  1. Организационный этап

 

Метод: информационно-рецептивный,

приемы: сообщение цели

Богата Костромская земля талантами, богата славными именами. Одним из таких имен является имя А.Ф.Писемского, с творчеством которого нам и предстоит сегодня познакомиться. Какими увидел характеры костромских крестьян писатель? – вопрос, на который мы должны дать ответ

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Метод: информационно-рецептивный, частично-поисковый;

приемы: беседа

Слово учителя

Теперь здесь никаких следов человеческого жилья. Пустое мелколесье да непролазная крапива затянули земли, когда-то дававшие пропитание небольшому сельцу, стоявшему у южного края дремучих дебрей – тех, что тянутся за сотни верст в вологодские пределы. Могучие эти леса, не проезжие по сей день, зовут в костромских деревнях раменьем. Видно, и поместье, очертания которого давно потерялись в зарослях черной сорной растительности, нарекли когда-то, не мудрствуя, Раменьем.

В усадьбе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии в семье отставного подполковника Феофилакта Гавриловича Писемского родился 10 марта 1820 г сын Алексей. Это был десятый ребенок Феофилакта Гавриловича и Евдокии Алексеевны Писемских и единственный, оставшийся в живых; все прочие рано оставили этот мир, что, без сомнения, сообщало жизни дома Писемских привычно скорбный настрой.

Учиться Алексей начал рано. Отец, сам получивший нехитрое образование, не очень наседал на сына и его наставников. К тому же впереди была гимназия – там, полагал Феофилакт Гаврилович, его чадо и на путь наставят, ежели не достанет ему домашней науки.

В гимназию Писемского отдали только на 15 году. Знаний, полученных за время занятий с домашними наставниками, оказалось явно маловато – это Алексей почувствовал уже во время экзамена. А позже и во время учебы.

В 1840 г Писемский живет в Костроме. И вот в августе 1840 г по окончании гимназии Алексей Феофилактович зачислен на математическое отделение философского факультета Московского университета. Здесь он впервые набирается смелости показать свое сочинение («Чугунное кольцо») профессору словесности, который так оценил произведение Писемского: «Орудие, т.е. талант, у вас есть для авторства, но содержания ещё – никакого!» И Алексей ещё старательнее стал записывать лекции по словесности и другим гуманитарным наукам, чтобы овладеть умением писать.

4 года учебы пролетели быстро. И Алексей Феофилактович возвращается домой в Чухлому, и, навестив родных, перебирается в Кострому, где работает чиновником, а параллельно работе занимается творчеством. Его повести, романы появляются в столичных журналах «Москвитянин», «Современник».

С 1855 г Писемский живет в Петербурге, где много пишет, работает в литературных журналах.

Бесконечные хвори – частью подлинные, а больше мнимые – делали службу невыносимой для Писемского. В 1872г он подает в отставку и с этого времени занимается только литературным трудом.  Его болезни прогрессируют, семейные трагедии – самоубийство сына Николая, умственное расстройство другого сына – подрывают здоровье Алексея Феофилактовича. В ноябре 1880г неизлечимая болезнь уложила писателя в постель. А 21 января 1881г Писемского не стало.

Толпа за катафалком шла не особенно густая – все больше люди в годах. Ветер швырял в иззябшихся факельщиков колючую ледяную крупу, рвал кисти гроба. В открытую могилу на кладбище Новодевичьего монастыря успело нанести снега, и казалось, что кто-то застелил для усопшего белоснежную постель.

Слово учителя

Так сложилась жизнь писателя – автора рассказов, которые вы читали к уроку. Эти рассказы были написаны Писемским в Раменье, где он жил, выйдя в 1853 г в отставку.

Будучи опубликованы в передовых, наиболее читаемых журналах того времени («Питерщик» - в «Москвитянине», «Леший» - в некрасовском «Современнике», «Плотничья артель» - в «Отечественных записках») эти рассказы произвели огромное впечатление на читателей и литературную критику. Цикл рассказов о крестьянах обратил на себя внимание благодаря беспощадно-трезвому взгляду писателя на деревню и мужика. Журналы того времени были наполнены разного рода умильными зарисовками «из народной жизни». Тем заметнее на этом фоне выделялись исполненные глубокого трагизма характеры и судьбы крестьян Писемского.

Начнем наш разговор с рассказа «Питерщик»

Индивидуальное сообщение о «питерщиках» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ)

Литература: С.Плеханов «Писемский» ЖЗЛ, М. 1987г стр. 23-24

3.Этап совершенствования  знаний и способов действий

Беседа по рассказу «Питерщик»

= Понравился рассказ? Какие герои запомнились?

=Какою изображает жизнь костромской деревни Писемский?

= Какие особенности характерны для жизни «питерщика»?

= Главный герой – Клементий Матвеевич. Каков он?

= Что послужило причиной того, что опустился этот гордый собой, незаурядный мастеровой мужик Клементий? (любовная страсть…)

= Нашёл ли он в себе силы изменить свою жизнь?

= В чем своеобразие этого характера?

Беседа по рассказу «Плотничья артель»

Проблемный вопрос

Это новый рассказ из цикла «очерки крестьянского быта», новые герои.

= Что сближает этот рассказ с рассказом «Питерщик»?

= От чьего имени ведется повествование? Почему?

= Какие герои появляются перед нами? Что подчеркивается в их характерах?

Устное словесное рисование (какими вы представляете себе этих героев, как в их облике отражена противоречивость их  характеров)

Работа с подготовленными дома иллюстрациями (что старались подчеркнуть в герое, какие черты характера выделить)

= Почему рассказ заканчивается трагически? Что толкнуло Петра на преступление? (неутомимая жажда справедливости)

= Прав ли Петр, решивший таким образом добиться справедливости?

Беседа по рассказу «Леший»

Ещё один рассказ – «Леший»

= Какого героя обличает здесь автор? (деспотизм, желание получить «своё» любой ценой уродуют душу Егора Парфенова)

= Сравним финалы рассказов. Какой из них самый светлый? Пессимистический? Почему?

Вывод  по итогам беседы

Писемский в «Очерках из крестьянского быта» заставляет читателя ощутить остроту противоречий традиционного крестьянского бытия. Он запечатлел разные стороны духовной жизни крепостной деревни. Это и любовная страсть, сжигающая, опустошающая душу когда-то гордого собой, незаурядного мастерового мужика Клементия («Питерщик»), неутомимая жажда справедливости, толкающая плотника Петра на преступление – убийство подрядчика («Плотничья артель»), деспотизм, уродующий личность помещичьего управляющего («Леший»)

Язык прозы Писемского. Народные обычаи в рассказах

Писемский показал себя знатоком крестьянской психологии, обычаев деревни и, прежде всего, деревни костромской.

  • Работа с картой (индивидуальное задание)

= Какие места нашей Костромской области упоминаются Писемским в рассказах?

  • Работа со словарем диалектных слов; с пословицами и поговорками    (На рабочих столах представлен размноженный материал, собранный учащимися)

= Что вам знакомо? Незнакомо?

=Почему много слов, известных нам?

= С какой целью Писемский использует в рассказах диалектные слова, пословицы, поговорки?

= Какою изобразил Писемский жизнь костромских крестьян?

Игровой момент. Работа в группах: кроссворд

Рефлексия

Домашнее задание

Написать отзыв об одном из прочитанных рассказов


ПРИЛОЖЕНИЕ

А.Ф.ПИСЕМСКИЙ «ОЧЕРКИ ИЗ КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА»

КРОССВОРД

3 

1

2

4

5 

6

7

По вертикали:

  1. Могучие леса Костромской области, не проезжие по сей день (диалек.); место, где родился А.Ф.Писемский
  2. Крестьянин-отходник, работающий вдали от дома столяром, стекольщиком или слесарем
  3. Народные гуляния в период с Христова дня до Петрова дня

По горизонтали:

  1. Царь, при котором начался отход мужика из костромских земель

4.    Деревня, где жил главный герой рассказа «Питерщик»

5.    Главный герой рассказа «Питерщик»

  1. Мешочек из кожи, который вешали на шею

7 .   Свадебная должность, к которой был силен в молодости Сергеич, плотник из рассказа «Плотничья артель»

ОТВЕТЫ:

3 Г

У

1 Р

2 П

Е

Т

Р

Л

4 Н

А

В

О

Л

О

К

И

Ь

М

Т

Б

Е

5  К

Л

Е

М

Е

Н

Т

И

Й

Н

Р

Щ

Ь

Щ

А

Е

6 К

И

С

А

7 Д

Р

У

Ж

К

А


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ А.Ф.ПИСЕМСКИМ В «ОЧЕРКАХ ИЗ КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА»

Старый что малый.

Все равно, что черту ладан.

Такую понес околесную, что хоть святых выноси вон.

Сама себя раба бьет, коли нечисто жнет.

Выгодно жить на бору да близко к кабаку.

Понравился сатана лучше ясного сокола.

Враг захотел – братья в раздел.

Что делать: нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Чужой человек пенья копать увел (т.е. дочери вышли замуж)

Злая баба в дому хуже черта в лесу: от того хоть молитвой да крестом отойдешь, а эту и пестом отобьешь.

СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ А.Ф.ПИСЕМСКИМ В «ОЧЕРКАХ ИЗ КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА»

Баить – говорить, рассказывать.

Голбец – небольшое помещение под полом дома, предназначенное для хранения продуктов.

Гульбища – народные гуляния, проходившие в период до Петрова дня.

Евтот – этот.

Киса – мешочек из кожи, который вешали на шею

Купеческая сибирка – верхняя мужская одежда, которую носили люди с достатком.

Лабаз – специальное сооружение, предназначенное для слежки за медведем, выполненное в виде лестницы с местом для сидения охотника.

Мозгнет – сильно болеет.

Могута – сила, умение.

Николи – никто.

Оттетова – оттуда.

Падалина – что-то выброшенное хозяевами, ставшее им ненужным.

Питерец – мужчина, учившийся в Питере на какого-нибудь мастера.

Паря – слово, которое используется при обращении к человеку; особенно часто встречается, если человек дивлен чем-то и хочет поделиться с другими своими чувствами.

Привалок – небольшой выступ около стены дома, изготовленный из тонких досок.

Сам четверст –

Тепериче-  теперь

Тортуары – тротуары

Обноковенье – обыкновенно

Отседова – отсюда

Уповод –промежуток времени,  равный примерно 4-6 часам

Фатера – квартира

Хлигель – флигель

Чистополье – земля, предназначенная для обработки


КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ (КАРТА-СХЕМА)


ПИТЕРЩИК. КТО ОН ТАКОЙ?

Костромская губерния числилась в глухих. Леса, топи, города бедные да и дворянство небогатое. А следовательно, мужик по деревням дикий. Такое мнение было справедливым в отношении многих уездов, но не для Чухломского. Именно из здешних мест уходили ежегодно в столицы тысячи «питерщиков» - под таким именем прославились на всю широкую Русь крестьяне-отходники, работавшие вдали от дома столярами, слесарями, стекольщиками. Петербург на добрую часть был выстроен руками костромских крестьян, которые издавна стали подаваться на заработки, твердо усвоив, что меж сохи да бороны не ухоронишься – скудная земля, короткое лето и неустойчивый климат редко позволяли мужику собрать добрый урожай.

«Питерщик» жил вдали от дома годами. Потом, поднаторев в ремесле, приходил в родную деревню, где ему уже присмотрели невесту, женился и, пожив несколько месяцев дома, снова отправлялся в Питер.

Оттого прозвали этот край губернии «бабьей стороной» - не только домашнее хозяйство лежало на женщинах, но они же выполняли все общественные работы вроде ремонта дорог, исправляли должности десятских, сотских, сельских старост.

Дома «питерщиков» нельзя было назвать крестьянскими избами в собственном смысле этого слова. Вместо птицы Сирин и русалки вырезали плотники, насмотревшиеся на господские затеи, обрамляли окно какими-нибудь колонками и портиками, да и в светелку украшали необычно.