Урок-исследование стихотворения М.Цветаевой
план-конспект урока по литературе по теме

Барилло Любовь Константиновна

Цель урока: «Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_stikhotvoreniya_tsvetaevoy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 Автор: учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 21 им П.А. Столыпина» г. Саратова

Барилло Л.К.

2014 г.

Урок - исследование стихотворения М. Цветаевой « Уж сколько их упало в эту бездну…»

Цель урока: «Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н.М. Шанский).      

Оборудование: мультимедийный проектор, запись песни  « Уж сколько их упало в эту бездну…» в исполнении А. Пугачевой (муз. М. Минкова), текст стихотворения на столах учащихся.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя. ( На экране слайд с названием урока)

Цель урока - попытаться осмыслить чарующий мир звуков и интонаций, порой неожиданных, но всегда логичных. Обращение к слайду на экране: «Дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский).  

2. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение (На экране слайд-портрет М. Цветаевой)

3. Анализ текста.

- О чем же это стихотворение? На первый  взгляд - о смерти. Очень часто об ужасе смерти человек  задумывается раньше, чем о радости прихода в этот мир. И Цветаева  о дне своего рождения напишет только через три года: « Красною кистью рябина зажглась. Падали листья – я родилась».

Давайте проследим за художественной мыслью и образами произведения. Обратимся к первым строкам. /на экране текст стихотворения/

- Как начинается стихотворение? / Начинается торжественно и даже таинственно. Автор использует высокую лексику – «разверзтую», «бездна». Из первого предложения даже не ясно, о чем идет речь. Понятным это начало делает второе предложение: мы понимаем, что речь идет обо всех, кто умер. Это перифраза. Не просто исчезну, а исчезну с поверхности

 земли. Значит, не совсем исчезну, где-то останусь/.

-Почему поэт использует перифразу? Почему не выговаривается слово «умру»? / Страшно/

- Обратим внимание на формы глаголов в этой строфе. / « Уж сколько их упало…» - прошедшее. И сразу перенос во времени - «Настанет день…»- будущее. Настоящего как будто и нет. Картина настоящего появляется во второй строфе.  Говоря о настоящем, Цветаева использует глаголы прошедшего времени. Кажется, что это взгляд на себя сегодняшнюю из далекого будущего, когда ее уже не будет на земле/

- Что же видно оттуда? / В двух первых строчках почти одни глаголы: пело и боролось, сияло и рвалось. Жизнь для лирической героини – это действие, прежде всего. А еще – цвет (зелень глаз, метафора – золото волос), звук (нежный голос). В этой строфе много однородных членов предложения. Полисиндетон помогает подчеркнуть интонационно однородные  члены предложения /.

- В третьей строфе мы уже понимаем, какая фигура речи лежит в основе композиции произведения. / Это антитеза « бытие» - « небытие». Она уже прямо выражена двумя глагольными формами: « И будет все – как будто бы… и не было меня»./

- А в следующих  двух строфах – удивление, неспособность понять такой порядок вещей, неприятие его – очень сложная смесь чувств./ Лирическая героиня как бы перечисляет те качества, которые делают ее живой и настоящей: изменчивость, смену настроений и чувств, маленькие земные привязанности. Она сравнивает себя с ребенком. Последние строчки – возврат к предыдущему восклицанию, что характерно для поэтики Цветаевой.

Называя землю ласковой, лирическая героиня надеется, что с нее нельзя исчезнуть бесследно/.

- К чему же обратиться человеку, ощутившему бездну между бытием и небытием? Ответ в

следующей строфе./ К любви и вере/.

- Следующая строфа – некое «темное пятно». Чтобы понять ее, нужно разобраться в синтаксической  структуре предложения и знаках препинания. Простое это предложение или

сложное? Что выделяют тире в предложении? / В строфе два предложения/. Восстановим прямой порядок слов (это можно делать только в исследовательских целях).

-Какая это фигура речи? С какой целью используется? / Инверсия /. Второе предложение-

вставная конструкция. Она-то и выделена с двух сторон тире. Предложение осложнено обособленным определением. В этой конструкции две мысли:

                   Я ни в чем не знала меры       и     Что мне чужие и свои

Слово что – вопросительное местоимение. Расшифруем: какое мне дело до разницы между своими и чужими - мне все равны.

-Какой фигурой речи является вставная конструкция? / Риторический вопрос. Чаще он используется    в книжной речи, но можно услышать и в разговорной/.

- К своим и чужим с требованием веры и с просьбой о любви обращается Цветаева со свойственной ей силой чувств и страстностью. За что же она считает себя достойной любви?

За ум? За красоту? За поэтический дар? Ответ в последних строфах. / Гипербола «и день и ночь, и письменно и устно»  передает силу чувств лирической героини. Дальше идее длинный ряд однородных членов. Она говорит об искренности и прямоте, о грусти и нежности, гордости, о неизбежности прощения обид. Любви, по ее мнению, достойно каждое

проявление жизни/.

- Заметим, что двадцатилетняя Цветаева назвала здесь те свои черты, которые сохранила на протяжении всей своей жизни. Такой ее запомнили современники, такой мы ее видим в зрелых стихах.

- Что представляет собой синтаксически это предложение? / Период. Первые строки характеризуются повышением интонации, а две последние – понижением после паузы. В последних строках интонация  уже не торжественная, а разговорная. Седьмая строфа пост роена на антитезе. В восьмой есть очень яркий эпитет – «безудержная нежность». Это и гипербола, и оксюморон. Полисиндетон в седьмой и восьмой строфах  интонационно подчеркивает  однородные члены предложения. Асиндетон в девятой строфе придает динамизм высказыванию/.

- Вот и выговорилось это слово - «умру». Теперь не так страшно Размышления о смерти заставляют человека пристальнее вглядеться в свою жизнь, увидеть ее в мельчайших деталях, ощутить любовь, сочувствие, равенство в общей судьбе. Ведь все мы живем и все мы смертны. И все достойны любви. (Звучит песня в исполнении А. Пугачевой. В это время на экране слайды – фотографии Цветаевой с детства и до последних лет).

- Так о чем же это стихотворение ? /ответы учеников/ Стихотворения о жизни и смерти, смысле жизни называются экзистенциальными. (на экране  - термин и его определение).

- Какой мы видим лирическую героиню? / Изменчивой и противоречивой: ни в чем не знающей меры  и нежной, беззащитной. Гордый вид – броня, за которую прячется ранимое существо./

- Какие же средства художественной выразительности («языковые дроби») использует поэт для создания художественного целого? ( На экране таблица использованных тропов и фигур речи)

Домашнее задание: « Мое восприятие и истолкование стихотворения М. Цветаевой « Уж сколько их упало в эту бездну…».

Литература:

1. Марина Цветаева «Избранные произведения», Москва, 2007.
2. Слепцова М.Ф. «И снова вечер, и снова вместе…». Смоленск, 1997.
3. Бродский И. «О Марине Цветаевой», Новый мир, 1991, №2.
4. Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой…», Литература в школе, 1991, №3.
5. Кисловская Е.С. «Красной кистью рябина зажглась…», Русский язык и литература. 1990, №6.
6. Интернет-ресурсы
 http:/ /ru.wikipedia.org/wiki/Цветаева,_Марина_Ивановна
http:/ /
www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva/articles.html
http:/ /tsvetayevs.org/