Разработка урока по литературе Тема: Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Разработка позволит учителю сделать итоговый урок  работы над романом А.С. Пушкина "Дубровский"  ярким и запоминающимся! 
Разнообразные формы работы с учебным материалом позволят учащимся продуктивно освоить учебный материал: 

- устное словесное рисование,

- заочная экскурсия в кабинет А.С. Пушкина,

- "Проба пера",

- игра в ассоциации,

- элементы викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.9 КБ
Файл k_uroku.pptx457.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»

Разработка урока по литературе

Тема: 

Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Автор: Исакова К.А.

               

г. Петухово, 2012

Разработка урока по литературе

Тема: Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели:

  • познавательные: формировать у учащихся понимание «открытого» финала; продолжать работу по формированию умения работать с текстом; проверить знание художественного произведения; обобщить изученный  материал;
  • развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации; компьютер, медиапроектор.

Опережающее домашнее задание:

1) заочная экскурсия в кабинет А.С.Пушкина (рассказ, презентация, костюм А.С.Пушкина);

2) подготовить «черные ящики» с заданиями;

3) иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Дубровский» (оформление выставки).

Ход урока:

I. Организационный момент

- объявление темы, цели урока (Слайд 1).

- запись числа и темы урока в тетради.

II. Повторение и закрепление изученного материала

        1. «Ассоциации»

Поочередно звучат отрывки из музыкальных произведений Л.В.Бетховена (Слайд 2):

1) симфония №9 ре-минор,

2) «Мелодия слез»,

3) «Эгмонт»

- Какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?

- Какой характер героя или эпизод романа «Дубровский» вы бы проиллюстрировали данными музыкальными отрывками? Свой ответ обоснуйте.

     

 2. «Черный ящик» (Слайд 3)

Используя  текст романа «Дубровский»,  учащиеся класса отгадывают, что спрятано в «черных ящиках» заранее подготовленных к этому заданию учеников.

«Черный ящик №1»: в этом ящике находится то, без чего одна из любимых забав Троекурова не могла бы состояться (медведь) – стр.194.

«Черный ящик №2»: вещь, в которой хранил свои накопления Антон Пафнутьич Спицын, один из гостей Троекурова, но которая потом оказалась пуста (красная шкатулка) – стр.205. 

«Черный ящик №3»: эта маленькая вещица могла бы сыграть решающую роль в судьбе главных героев романа, если бы она оказалась в дупле дерева (кольцо) – стр.225.

III. Изучение нового материала

1. Беседа

Взгляните на репродукцию картины Василия Владимировича Пукиреева «Неравный брак» (Слайд №4). Что на ней изображено?

- Можно ли утверждать, что сюжет этой картины и сюжет романа «Дубровский» имеют сходства? Свое мнение докажите текстом (стр. 234, гл.18)

(На картине изображен неравный брак – молодая девушка выходит замуж за пожилого мужчину. Этот же сюжет мы наблюдаем и в романе Пушкина: молодая Маша вынуждена стать княгиней немилого ей старого князя Верейского) 

- Что отражается на лице девушки, изображенной художником?

(Девушка грустна, убита горем)

- Сходно ли ее душевное состояние с состоянием героини романа Маши?

Свой ответ подтвердите текстом (стр. 234)

- Почему Маша так огорчена?

(Ей не хочется становиться женой князя Верейского, ведь она любит Владимира Дубровского).

- Пытается ли Дубровский спасти возлюбленную? Как?

(Он нападает на свадебную карету, хочет увезти с собой Машу )

- Соглашается ли Маша бежать с Дубровским? Почему? Свой ответ подтвердите текстом (стр. 235)

2. Релаксационная минутка (расслабление под музыку)

3. Знакомство с термином «открытый финал»

- Какова дальнейшая судьба Владимира Дубровского?

(О нем больше не было слышно. Некоторые люди приписывали происходящие разбои Дубровскому, но кто-то утверждал, что Дубровский скрылся за границу).

- Знает ли читатель точно, что произошло с главным героем романа? (Нет)

- Для чего, по вашему мнению, автор оставляет дальнейшую  судьбу своего героя нерешенной?

(Автор предоставляет читателю право самому предположить, «домыслить» концовку произведения).

- Таким образом, какой элемент композиции произведения в романе отсутствует? (Развязка)

- Это своеобразный авторский прием, который носит в литературоведении название «открытый финал». Запишем в тетрадь определение этого термина.

Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, "домыслить" тот или иной вариант завершения сюжета.

3. Заочная экскурсия в кабинет А.С.Пушкина

Выступление с презентацией заранее подготовленного ученика, переодетого в костюм А.С.Пушкина. «Писатель» проводит детей по своему кабинету, рассказывая о том, как эти стены помогали ему создавать свои шедевры.

4. Проба пера (устное сочинение)

- А теперь закроем глаза и мысленно переместимся в кабинет А.С.Пушкина, сядем в кресло за письменный стол, возьмем в руки перо, обмакнем его в чернильницу и … напишем  продолжение  романа «Дубровский». 

- Какой, по-вашему, будет дальнейшая судьба Владимира Дубровского? А Маши? Предложите свой вариант продолжения романа.

III. Итог урока. Выставление оценок за работу

- С каким литературоведческим  термином вы сегодня познакомились?

- В чем смысл «открытого финала» романа «Дубровский»?

IV. Рефлексия

Продолжи предложенную фразу:

«Сегодня на уроке я узнал(а), что … »

«Мне понравилось … »

«Мне кажется, сегодня на уроке у меня отлично получилось … »

«В дальнейшем мне хочется, чтобы на уроках литературы мы … »

V. Домашнее задание

1) закончить работу над своим вариантом финала романа Пушкина «Дубровский» (письменно);

2) опережающее задание: таблица «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»

Пояснительная записка

Урок по теме «Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский» разработан на основе примерной программы по литературе Г.С.Меркина, учебно-методического комплекса под ред. Г.С.Меркина, а также авторской рабочей программы по литературе.

Урок предназначен для 6 класса.

Данный урок  является повторительно-обобщающим в череде уроков по изучению романа А.С.Пушкина «Дубровский», поэтому основная познавательная  цель – повторить и обобщить материал по изученной теме. Задача учителя – продолжить работу по формированию навыков работы с текстом литературного произведения, попутно проверяя знание художественного произведения. Также в течение урока на примере изученного произведения дети знакомятся с новым для них литературоведческим понятием «открытый финал».

В процессе урока дети  развивают умение высказываться на заданную тему, отвечать на проблемный вопрос, проявляют свои творческие способности.

Использование межпредметных связей (литература и живопись, литература и музыка) реализует воспитательные цели.

Методы и приемы обучения: 

  • ассоциативное мышление (этап «Ассоциации»);
  • фронтальный опрос, беседа (этап «Беседа»);

аналитические вопросы (этап «Беседа», « Знакомство с термином «открытый финал»);

  • сопоставление литературного текста с произведениями другого вида  искусства: музыки, живописи (этапы «Ассоциации», «Беседа»);
  • исследовательская (поисковая) работа учащихся (этапы «Черный ящик», «Заочная экскурсия»);
  • постановка и разрешение проблемного вопроса (этап «Знакомство с термином «открытый финал»);
  • развитие творческой активности учащихся (этап «Проба пера»);
  • здоровьесберегающие технологии (релаксационная минутка).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский» Урок литературы в 6 классе

Слайд 2

«Ассоциации» Л.В.Бетховен, « Эгмо́нт »

Слайд 3

«Ассоциации» Л.В.Бетховен, « Мелодия слез»

Слайд 4

«Ассоциации» Л.В.Бетховен. Симфония №9 (ре-минор)

Слайд 5

«Черный ящик»

Слайд 6

В. В. Пукиреев , «Неравный брак»

Слайд 7

Открытый финал - отсутствие развязки в произведении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме

Конспект урока литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский Тема: "Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме"...

Изучение романа А.С.Пушкина "Дубровский" (система уроков)

Предлагаемая методическая разработка позволит учащимся 6 класса войти в мир произведения постепенно, познакомить с историей создания, выявить причину конфликта главных героев,  понять мотивы их поступ...

Фасилитаторская деятельность учителя при организации уроков по изучению романа А.С.Пушкина «Дубровский» (часть 1)

Предлагаемая статья -  опыт по организации работы с учащимися при изучении романа А.С. Пушкина "Дубровский"...

Урок литературы в 6 классе на тему: "Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»(Владимир Дубровский в кабинете отца)"

Данный урок учит учащихся проникать в художественое слово автора, в главную мысль. выраженную Пушкиным в романе, делать самостоятельные выводы из прочитанного, замечать детали, воспитывать интерес к р...

Презентация к уроку, посвященному истории создания романа А.С. Пушкина "Дубровский".

В данной презентцаии вы сможете ознакомиться с материалами, касающимися истории создания романа А.С. Пушкина "Дубровский", а также особенностей эпохи. Также в данной презентации затронуты ис...